Анатолий Голомолзин рассказал об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулирования

Анатолий Голомолзин рассказал об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулирования
16 октября 2019, 13:49
5q8a9957

В начале своего выступления в ходе пленарной сессии в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию - 2019 замглавы ФАС Анатолий Голомолзин очертил контуры новой проконкурентной тарифной политики, проводимой ФАС с начала исполнения функций тарифного регулятора

Замглавы ФАС рассказал, что она включает работу, направленную на:
• поэтапное устранение перекрестного субсидирования;
• перебалансировку тарифов, с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженными товарными рынками;
• отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам;
• принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования и контроля на основе анализа рынка;
• «погружение в цифру» процедур принятия решений;
• запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого инновационного роста экономики);
• установление роли регулятора в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований, создании условий для инвестирования, входа новых участников рынков, повышения эффективности деятельности существующих.

Он также напомнил, что позиция ФАС была поддержана ранее участниками рынка и экспертами при выработке проконкуретной тарифной политики на перспективу до 2025 года, которая должна быть «умной, легкой, электронной, справедливой, сокращающейся, стратегической, учитывающей баланс интересов потребителей и поставщиков, триединой (обеспечивающей доходность, доступность, контроль), распределенной, учитывающей региональные особенности», и что «много из того, что предлагалось ранее было воплощено на практике».

Анатолий Голомолзин подчеркнул важность того, что проведение тарифной политики Указом Президента РФ отнесено к основным направлениям государственной конкурентной политики. В Указе сделан акцент на методы сопоставимых рынков и долгосрочное тарифное регулирование.

«Совершенствуется не только методология и практика тарифообразования, решаются вопросы удешевления и ускорения технологического присоединения к сетям, начала складываться практика заключения регуляторных контрактов», - добавил он.

Замглавы антимонопольного ведомства отметил, что лучшим достижением отраслевых подразделений центрального аппарата ФАС России за 2018 год была признана разработка и внедрение метода предельного ценообразования при расчете регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Постановлением Правительства РФ1 ФАС России было определено разработать и утвердить порядок расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками, основанный на сравнении показателей эффективности деятельности операторов связи с показателями эффективности экономики. Приказом2 ФАС России утвержден порядок расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками.

Замглавы ФАС отметил, что новый метод регулирования с 2019 года был применен в отношении ПАО «Ростелеком».

«Компания получила возможность установления тарифов на уровне среднегодового изменения тарифов не выше 3,2%, что на 1,4% ниже прогнозного уровня инфляции (4,6%), самостоятельно принимая решения по корзине услуг, но исходя из непревышения изменения тарифов на каждую отдельную услугу не выше уровня инфляции. После установления начальной предельной цены (базового тарифа), в последующие 5 лет не требуется сложного регуляторного администрирование путем применения ежегодного контроля издержек производителя. Базовый тариф включает текущие затраты и нормативную доходность на капитал, используемый при оказании услуг связи. Оператор связи вправе повышать тарифы на уровень ИПЦ в экономике в целом за вычетом прогнозируемой величины экономии затрат (X–фактора), или «поправки на повышение эффективности». Впервые в практике российского тарифного регулирования этот фактор был определен в рамках экономического расчета исходя из соотношения параметров повышения эффективности деятельности и оператора связи, и экономики в целом», - рассказал он.

«Метод предельного ценообразования, основанный на сравнении показателей эффективности деятельности операторов связи с показателями эффективности экономики, обеспечивает возможность получения прибыли от эффективного управления издержками. Его внедрение позволяет подчинить тарифную политику регулируемых субъектов правилам, воспроизводящим дисциплину конкурентного рынка. Этот метод (как разновидность методов сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий, установленных Договором о Евразийской экономическом союзе), может быть внедрен и в других сферах деятельности и в других странах ЕАЭС, повышая эффективность регуляторной практики и гибкость деятельности регулируемых организаций. Он также является переходным этапом от гибкого тарифного регулирования к дерегулированию, в условиях, когда сокращается сфера применения регулируемых тарифов и расширяется сфера применения свободного ценообразования», - продолжил Анатолий Голомолзин.

Замглавы ФАС отметил, что лучшие достижения методологии и практики тарифного регулирования ФАС, в том числе в области связи, и нормативные требования установленные соглашением об ЕАЭС должны быть учтены в законопроектной деятельности ФАС. Соответственно, по его мнению, «узкая формулировка» в числе методов тарифного регулирования законопроекта «Об основах тарифного регулирования «метод сравнительного анализа (эталонных затрат)», должна быть заменена на формулировку из Соглашения об ЕАЭС «метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий». Аналогично «узкую» формулировку законопроекта «установление цен (тарифов) путем установления формул расчета органом регулирования» необходимо заменить на формулировку «установление цен тарифов, в том числе их предельных уровней, на основе утвержденной методологии (формулы) и правил их применения».

«Недопустимо расширять сферу применения законопроекта об основах тарифного регулирования на конкурентные сферы деятельности. В законопроекте «О внесении изменений в Закон «О защите конкуренции» и «О признании утратившим силу Законе «О естественных монополиях» необходимо уточнить понятие субъекта естественной монополии, основываясь на наличии (усилении) доминирующего положения хозяйствующих субъектов из сфер естественно монопольной деятельности за счет владения объектами технологической и(или) коммерческой инфраструктуры, сделать Реестр субъектов естественных монополий не информационным, а влекущим правовые последствия, вернуть в перечень сфер естественных монополий «услуги общедоступной почтовой связи», - заключил Анатолий Голомолзин.


Примечание:
1 Постановление Правительства РФ от 06.08.2018 № 922
2 Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 126/19
 

[photo_1432]

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь