Кого считать конкурентом? Как исследовать потребителя? В отношении кого проводить тест гипотетического монополиста?

Кого считать конкурентом? Как исследовать потребителя? В отношении кого проводить тест гипотетического монополиста?
28 октября 2019, 10:26
5q8a9128
В цифровую эпоху у регулятора возникает множество вопросов, найти ответы на которые – задача ФАС и экспертного сообщества
 
25 октября 2019 года в рамках XI конференции «Антимонопольное регулирование в России» прошла сессия «X-files рыночной власти в России. Преломление в правоприменительной практике ФАС России». Участники обсудили актуальные вопросы проведения анализа рынка, а также вопросы о том, что регулятор считает рыночной властью и как его позиция отражается в реальной предпринимательской жизни компаний.
 
Начальник Правового управления ФАС России Артём Молчанов объяснил почему возникла необходимость в разработке пятого «цифрового» антимонопольного пакета.
 
Он сообщил, что с точки зрения антимонопольного регулирования современные рынки от традиционных отличают динамичность, модульность и наличие сетевых эффектов.
 
«В условиях цифровой экономики меняется структура рынков, существенно повышается роль платформ, роль информации, географические границы рынка перестают существовать как таковые – возникают глобальные рынки, «взрывные технологии» меняют отношение к традиционному временному интервалу исследования рынка. Технологии формируют новые рынки, которые мы не знаем, и ситуация становится максимально непрогнозируемой», - сказал Артём Молчанов.
 
Он обратил внимание на изменение форм монетизации, которые не позволяют регулятору определять долю рынка через прямую выручку, и на высокое значение на современных рынках перекрестных сетевых эффектов.
 
«Можем ли мы рассматривать такие рынки исходя из существующего инструмента? Как ловить сетевые эффекты? Как их внедрять?, - продолжил начальник Правового управления. - Необходимо изменить подход к определению доминирующего положения. Новыми критериями для его определения должны стать владение платформой и наличие сетевых эффектов, которые дают возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке».
 
Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева рассказала о рисках, которые несет в себе отсутствие законодательно закрепленных инструментов расчета доли рынка.
 
«Пока не описан новый инструментарий, в соответствии с которым антимонопольный орган будет оценивать доминирующее положение на рынке субъектов, риски возникают больше для бизнеса, чем для регулятора, потому что бизнес не сможет заранее рассчитать, занимает он доминирующее положение или нет», - сказала она.
 
«Цифровые платформы влияют на физические традиционные рынки. Их можно рассматривать как смежные рынки, как мы это делаем сейчас. Их нужно рассматривать как единую систему, с учетом возникающих взаимосвязей. Действующий приказ ФАС России № 220 нам это делать не позволяет. Было бы правильнее и честнее принять пятый антимонопольный пакет и скорректировать в соответствии с ним действующие подзаконные правовые акты, которые регулятор будет использовать в своей работе», - добавила Елена Заева.
 
Начальник управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова на примере автомобильного рынка рассказала о трансформации промышленного сектора.
 
«Нужно говорить о трансформации всей промышленности. Чтобы конкурировать бизнесу и промышленности нужно цифровизировать свои производства и производственно-сбытовые цепочки. Наиболее очевидный пример – автомобильная промышленность. Какие аспекты цифровизации автомобильного рынка мы видим как потребители? Изменилась структура владения автомобилем, нам уже не обязательно иметь автомобиль в собственности, мы можем использовать такси, каршеринг и другие системы. Активными конкурентами становятся цифровые компании, которые инвестируют в электрические и беспилотные автомобили. И это – новые конкуренты для промышленных предприятий», - сообщила Нелли Галимханова.
 
В фокусе обсуждения также были вопросы определения границ рыночной власти, проведения анализа рынка без учета мнения его игроков и обоснованность и необходимость проведения самостоятельного анализа, основания для оспаривания решений и действий антимонопольного органа и другие.
 
[photo_1470]
 
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь