Андрей Цыганов: В каждом сотрудничестве должны быть свои правила и институциональные основы, взаимный интерес и доверие

Андрей Цыганов: В каждом сотрудничестве должны быть свои правила и институциональные основы, взаимный интерес и доверие
19 ноября 2019, 18:28
Img 2828

Почему международное сотрудничество наиболее актуально для стран с развивающейся экономикой и что сделал российский антимонопольный орган для развития такого сотрудничества рассказал заместитель руководителя на конференции в Сколково

19 ноября 2019 года в рамках V Международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» прошла сессия «Международное сотрудничество при расследовании нарушений антимонопольного законодательства». Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов рассказал о необходимости международного сотрудничества антимонопольных органов в борьбе с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций.

«Инструменты международного сотрудничества крайне важны для конкурентных ведомств. Потому что в каждом сотрудничестве должны быть свои правила и институциональные основы, взаимный интерес и доверие. Все международные мероприятия, проводимые ФАС России, посвящены именно этому – выработке институциональных механизмов сотрудничества и доверия», - начал свое выступление Андрей Цыганов.

Он сообщил, что в настоящее время наиболее глобальным международным документом по законодательству и политике в области конкуренции является принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 году Комплекс принципов и правил ООН по контролю за ограничительными деловыми практиками. Комплекс по конкуренции ООН содержит секцию F «Международные меры», которая закрепляет возможность проведения консультаций между конкурентными ведомствами по конкретным делам на площадке ЮНКТАД. Тем не менее, конкретного механизма проведения таких консультаций, равно как и возможности использования других методов и механизмов сотрудничества, которые могли бы быть применены вне зависимости от степени развитости законодательства о конкуренции, степени «зрелости» и опытности конкурентного ведомства, а также наличия набора формальных соглашений о сотрудничестве с зарубежными конкурентными ведомствами, Комплекс по конкуренции ООН в настоящее время не содержит.

«Комплекс по конкуренции ООН был одобрен в 1980 году. За это время существенно изменились рынки, более 120 юрисдикций приняли национальные законы о конкуренции. Нарушения правил конкуренции приобрели международный характер. Мир меняется каждую секунду. Поэтому этот документ нуждается в существенной модернизации и включении в него положений, закрепляющих механизмы практического сотрудничества между конкурентными ведомствами», - считает Андрей Цыганов.

Такое закрепление, по мнению замглавы ФАС, критически важно для развивающихся стран, которые не являются членами МКС или ОЭСР, и где институционализация конкурентных ведомств находится в начальной фазе и на данный момент еще не наработана практика эффективного сотрудничества с более опытными и развитыми ведомствами.

Существует несколько вариантов укрепления международного сотрудничества на платформе ЮНКТАД – принятие руководящих принципов международного сотрудничества в качестве Приложения к Соглашению ООН о конкуренции и дальнейшая работа по распространению международной практики и обмену списками контактов.

«Анализ предложений показал, что они не противоречат друг другу и могут дополнять друг друга», - отметил замглавы ФАС.

«Начиная работу по совершенствованию Комплекса ФАС мы понимали, что нам нужно обобщить все лучшие практики, выявленные на разных платформах, и интегрировать их в Комплекс ООН по конкуренции, в частности, в интересах развивающихся стран и экономического развития этих стран», - продолжил он.

Проект документа был предложен ФАС России в ходе 16-й сессии ИГЭ ЮНКТАД в качестве отправной точки, на которой глобальное конкурентное сообщество могло бы работать и строить консенсус.

В заключение встречи делегаты приняли решение учредить дискуссионную группу по международному сотрудничеству, которая обсуждала способы совершенствования системы ООН по вопросам конкуренции.

Альтернативные предложения о создании документа о международном сотрудничестве в ЮНКТАД были сделаны антимонопольными органами Мексики и Японии, а затем и Соединенными Штатами.

В рамках обсуждения, в котором приняли участие более 20 делегаций, неоднократно высказывалась идея о необходимости разработки альтернативного текста, который бы учитывал интересы всех агентств по вопросам конкуренции, особенно молодых и развивающихся.

В октябре 2018 года дискуссионная группа ЮНКТАД по международному сотрудничеству постановила создать Редакционный комитет, который возьмет на себя функцию подготовки сводного текста документа.

В состав Редакционного комитета вошли представители антимонопольных органов Армении, Австрии, Беларуси, Эквадора, Италии, Японии, Казахстана, Малайзии, Мексики, России, ЮАР, США.

Для всестороннего обсуждения проекта документа и достижения консенсуса по тексту с участием как можно большего числа заинтересованных органов 8 апреля 2019 года в Женеве (Швейцария) было проведено специальное совещание по законодательству и политике в области конкуренции.

На встрече присутствовали представители около 40 конкурентных ведомств. Специальное совещание имело решающее значение для привлечения к диалогу представителей развивающихся стран, которые высказали свои замечания и предложения по тексту документа.

Текст Руководящих политик и процедур был одобрен консенсусом всех делегатов.

«Решение было таким, что этот документ был внесен в повестку дня восьмой Конференции ООН для его утверждения. И эта формулировка имеет принципиальное значение для нас», - пояснил Андрей Цыганов.

Заключительный шаг – принятие Приложения к Соглашению ООН по конкуренции на обзорной конференции (июль 2020 г.).

Замглавы ФАС подчеркнул, что принимая во внимание рекомендательный характер Соглашения ООН о конкуренции, Руководящие принципы и процедуры, принятые в качестве Приложения, не будут создавать новых правовых норм, их принятие не потребует ратификации странами-членами.

[photo_1489]

Руководящие принципы и процедуры будут играть важную роль в улучшении законодательства о конкуренции для государств-членов ООН. Это особенно актуально для стран с развивающейся экономикой, молодых конкурентных ведомств. Они смогут использовать эти процедуры, которые являются концентрированной формой лучших мировых практик в области международного сотрудничества конкурентных ведомств в правоохранительной сфере.

«Важно, что в этом документе описываются возможности сотрудничества между агентствами по конкуренции на всех этапах расследования ограничительной деловой практики, от формальных и неформальных уведомлений до таких эффективных механизмов сотрудничества, как обмен конфиденциальной информацией посредством использования исключений. Это важно и конкурентным ведомствам, и самим компаниям. Чтобы не оказалось так, что в одной стране применяются одни меры, в другой – другие, и они друг другу перпендикулярны. В современном мире и экономике без современных механизмов работать неинтересно», - подвел итог Андрей Цыганов.

[video_2462]

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь