ФАС: администрация Кирова ограничила конкуренцию в сфере водоснабжения и водоотведения
Муниципалитет консолидировал имущество у МУП, отказывался от заключения концессионных соглашений и исключил возможность проведения конкурентных процедур
В ФАС России поступили обращения с жалобой на действия администрации города Кирова. В них сообщалось, что АО «Кировские коммунальные системы» (АО «ККС») с 2004 по 2019 годы на основании долгосрочных договоров аренды оказывало в городе услуги водоснабжения и водоотведения.
Компания обращалась к муниципалитету с инициативой трансформации действующих на тот момент договоров аренды в концессионное соглашение. Для решения вопроса администрация Кирова создала рабочую группу по передаче объектов в концессию, но потом прекратила переговоры в одностороннем порядке.
После этого АО «ККС» попыталось реализовать механизм частной инициативы, запросив у администрации сведения, необходимые для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения[1], а также направив разработанный проект концессионного соглашения в составе инициативного предложения[2]. Однако администрация города Кирова дважды отказала потенциальному инвестору в предоставлении необходимых сведений, а также отклонила разработанный компанией проект соглашения, посчитав, что нахождение имущества в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» противоречит Закону о концессионных соглашениях.
Таким образом, администрация Кирова намеренно не представила необходимые сведения и ограничила доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению. В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства[3] ФАС России выдала муниципальной власти предупреждение, которое она безуспешно пыталась обжаловать в суде.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда подтверждена законность и обоснованность выданного ФАС России предупреждения.
Об исполнении предупреждения мэрия отчиталась письмом, но в итоге предоставила «Кировским коммунальным системам» не все сведения, необходимые для подготовки концессионного соглашения.
В связи с неисполнением предупреждения в полном объеме ФАС России возбудила дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По мнению ведомства, администрация Кирова совершала действия, направленные на создание преимуществ МУП «Водоканал»: присоединила к унитарному предприятию еще две организации, пресекала инициативы частного инвестора модернизировать объекты в рамках инвестиционной программы и концессионного соглашения, определила в качестве гарантирующей организации МУП «Водоканал», исключила возможность проведения конкурентных процедур[4]. На сайте https://torgi.gov.ru/ отсутствует информация о планах мэрии по заключению концессионных соглашений на 2020 год.
За публичные высказывания в средствах массовой информации о намерениях муниципалитета отказывать в заключении в городе концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения главе администрации Кирова и начальнику департамента городского хозяйства были выданы предостережения.
К тому же усиление роли унитарного предприятия противоречит Национальному плану развития конкуренции, где одним из ожидаемых результатов отмечено сокращение в субъектах Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов ГУПов и МУПов[5].
На основании установленных фактов Комиссия ФАС России признала администрацию города Кирова нарушившей Закон о защите конкуренции и выдала ей предписание об устранении нарушения.
«По информации ФАС России, в 2019 году и первом квартале 2020 года в Кировской области увеличилось процентное соотношение доли полезного отпуска ресурсов унитарных предприятий как в сфере водоснабжения, так и в сфере водоотведения. При этом на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению города Кирова за 2019 год сократилось количество хозяйствующих субъектов и гарантирующих организаций. Все это свидетельствует о негативных последствиях передачи крупного имущественного комплекса унитарному предприятию», - сообщил начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Алексей Матюхин.
[1] Ч. 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях
[2] Ч. 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях
[3] Ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции
[4] Ч. 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях
[5] Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618