ФАС России признала неконкурентным рынок оказания медицинских услуг в рамках ОМС в Дагестане

ФАС России признала неконкурентным рынок оказания медицинских услуг в рамках ОМС в Дагестане
05 ноября 2020, 13:15
Index

Действия Правительства Республики Дагестан и Комиссии по разработке территориальной программы ОМС привели к тому, что в 2019 году доля частных медицинских организаций – участников программы ОМС на рынке оказания медицинских услуг в круглосуточных и дневных стационарах приблизилась к нулю

ФАС России признала Правительство Республики Дагестан и Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан (Комиссия ОМС РД) нарушившими Закон о защите конкуренции [1]. Так, действия Комиссии ОМС РД и бездействие республиканского Правительства при распределении объёмов оказания бесплатной гарантированной медицинской помощи населению в круглосуточных и дневных стационарах в Дагестане в 2019 году создали дискриминационные условия по отношению к частным медицинским организациям.

В начале 2019 года в Дагестанское УФАС России поступил ряд обращений от частных медицинских организаций, в которых сообщалось о неконкурентных действиях со стороны Комиссия ОМС РД при распределении объёмов оказания медицинской помощи в регионе на 2019 год. Несмотря на то, что 165 клиник частной формы собственности были включены в реестр организаций, которые имеют право осуществлять деятельность в рамках программы ОМС в Дагестане в 2019 году, для них не были выделены объёмы на оказание гарантированных бесплатных услуг населению в круглосуточных и дневных стационарах. Исключение составила высокотехнологичная помощь, запрошенные объёмы на которую были выделены для 3 частных медорганизаций.

«Распределение объёмов на оказание медицинской помощи населению должно осуществляться территориальными комиссиями в соответствии с критериями, которые прописаны в Законе об ОМС. Вместе с тем в решении Комиссии ОМС по Республике Дагестан отсутствуют объективные расчёты, которые бы соответствовали установленным критериям и обосновывали бы её мотивацию не распределять объёмы оказания медицинской помощи в отношении частных медицинских организаций», - поясняет Максим Дегтярёв, заместитель начальника Управления контроля здравоохранения ФАС России.

Дагестанское УФАС признало, что подобные действия Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Дагестане, а также Правительства Республики, которое учредило данную Комиссию, могут нарушать положения Закона о защите конкуренции, и выдало предупреждение. Однако оно не было исполнено, что послужило причиной возбуждения антимонопольного дела, которое было передано для дальнейшего рассмотрения в центральный аппарат ФАС России.

В дальнейшем Правительство Дагестана и Комиссия ОМС РД попытались аргументировать свои действия тем, что с 2019 года в регионе был осуществлён переход на подушевое финансирование, который был закреплён в Тарифном соглашении на оплату медицинской помощи по ОМС на территории субъекта на 2019 год [2]. Поэтому негосударственным медицинским организациям без прикреплённого к ним населения, а это все частные клиники в Дагестане, объёмы оказания медицинской помощи на 2019 год не выделялись.

«В процессе рассмотрения дела выяснилось, что участники рынка частных медицинских услуг не были об этом уведомлены. Более того, согласно Тарифному соглашению, оплата медицинской помощи по подушевому финансированию осуществляется только в амбулаторных условиях и не распространяется на условия круглосуточного и дневного стационаров. То есть, речь о прикреплённом населении к медорганизации имеет значение только при распределении объёмов оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях», - констатирует Максим Дегтярёв.

На основании вышеизложенного Комиссия центрального аппарат ФАС России пришла к выводу, что действия Комиссии ОМС РД и бездействие Правительства Республики Дагестан создали дискриминационные условия для частных медицинских организаций, которые действуют на рынке оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров в рамках программы ОМС. Более того, несмотря на требования антимонопольного органа со стороны Правительства Республики не было предпринято никаких действий, направленных на создание конкурентных условий.

«ФАС России приняла решение выдать Правительству Республики Дагестан и Комиссии по разработке территориальной программы ОМС предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Так, ответчики по делу должны разработать прозрачный механизм распределения объёмов оказания медицинской помощи населению в рамках ОМС», - говорит Елена Клостер, начальник Управления контроля здравоохранения ФАС России.

Также в рамках рассмотрения дела ФАС России провела анализ состояния конкуренции на рынке оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров в Республике Дагестан. Так, доля частых медорганизаций, участвующих в реализации программы ОМС в регионе в условиях круглосуточного стационара, в 2017 году составила 4,9 %, 2018 году – 6,4 %, в 2019 году – 0,18%. Что касается дневного стационара, то их доля составила в 2017 году – 56,05%, в 2018 году – 54,71%, в 2019 году – 0,08%.

«Полученные нами данные свидетельствуют об отсутствии конкуренции на рынке оказания медицинских услуг в регионе в 2019 году. Более того, такая статистика идёт в разрез с ключевыми показателями Стандарта развития конкуренции [3], которым была установлена доля затрат на медицинскую помощь в рамках ОМС, оказываемую населению частными медицинскими организациями, - говорит Елена Клостер. – В этой связи ФАС России рекомендовала главе Республики Дагестан принять оперативные меры, направленные на развитие конкуренции в регионе и достижение ключевых показателей её развития».

Напомним, согласно приложению к Стандарту развития конкуренции, минимальная доля частных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в 2022 году в субъектах должна составлять 10%. При этом в приложении к Стандарту до 2019 года этот показатель в 2017 году уже должен был составлять 8%, а в 2018 году – 10% [4].

 

Справочно:
[1] пункт 8 часть 1 статья 15 Закона о защите конкуренции
[2] Тарифное соглашение утверждено Комиссией ОМС РД протоколом от 25.12.2018 № 9
[3] Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р
[4] Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь