Анатолий Голомолзин: Сферы деятельности речных и морских портов могут функционировать и развиваться в условиях конкуренции

Анатолий Голомолзин: Сферы деятельности речных и морских портов могут функционировать и развиваться в условиях конкуренции
12 августа 2016, 18:26
Open uri20171117 18392 pnll80?1554391099

12 августа 2016 года состоялось заседание Методического совета ФАС России, посвященное вопросам тарифного регулирования, дерегулирования и рыночного ценообразования в морских портах.

В заседании приняли участие все заинтересованные лица, включая представителей портов, стивидорных компаний, инвесторов, грузоотправителей, операторских компании, научных организаций и органов власти.

«В целом, позиция всех участников Методического совета сошлась на том, что необходимо сохранение стабильной государственной политики по вопросам тарифообразования и применения антимонопольного законодательства. Общий подход должен сохраняться, - подчеркнул Анатолий Голомолзин. - Тарифное регулирование должно основываться на анализе рынка, который необходимо проводить в соответствии с нормами антимонопольного законодательства».

Анализ рынка проводится в соответствии с приказом ФАС России №220. Закон о естественных монополиях запрещает сдерживание перехода рынка из естественно-монопольного в конкурентное состояние. В соответствии с соглашением Евразийского экономического союза решение о введении, изменении или прекращении тарифного регулирования может приниматься только после проведения анализа рынка.

«Если анализ рынка показывает, что условия конкуренции отсутствуют, то должно применяться тарифное регулирование, - рассказал Анатолий Голомолзин. - Если создаются условия перехода из естественно-монопольного состояния в конкурентное – должно применяться гибкое тарифное регулирование. Там, где реализованы условия для конкуренции – необходимо дерегулировать тарифы. При этом, конкуренция может быть, как в порту, так и между портами, а также между российскими и зарубежными портами». В целом участники рынка отмечают, что условия конкуренции присутствуют в большинстве сегментов этого рынка, как в морских, так и в речных портах.

При оценке последствий дерегулирования тарифов принципиальным является то, насколько растут объемы оказываемых портами услуг, и в какой мере создаются благоприятные условия для инвестиций в развитие новых портов и портовых мощностей. Эксперты отметили, что в последние годы рассматриваемая сфера является одной из наиболее успешно развиваемых как по динамике перевалки морских грузов (см. график 1), так и по динамике развития портовых мощностей (см. график 2).

Решение по дерегулированию, которое было принято ранее, позволило сохранить благоприятные экономические результаты. При этом, Анатолий Голомолзин подчеркнул, что дерегулирование не означает, что ситуация на рынке будет бесконтрольной. Продолжают действовать нормы антимонопольного законодательства, и они точечно могут применяться в отношении компаний-нарушителей. Кроме этого, должны существовать правила недискриминационного доступа, которые гарантируют доступ к ограниченной инфраструктуре.

«Именно такой подход будет способствовать стабильности тарифной и антимонопольной политики, а значит устойчивому функционированию и развитию портов и экономики в целом», - подвел итог Анатолий Голомолзин.

Экспертами также было принято решение о необходимости рассмотрения на заседаниях Методического совета ФАС России проектов методик ценообразвания в целях профессионального их обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь