Благодаря «цифре» в строительстве будет уникальный бизнес-климат

19 февраля 2019, 11:32
2296 %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba
Колонка заместителя руководителя ФАС России Рачика Петросяна в АН «Строительный бизнес»
 
В скором времени отрасль строительства ждут значительные перемены. Девелоперы и застройщики смогут сократить финансовые и временные издержки на получение разрешительной документации на строительство, подключение объектов к сетям и вводу их в эксплуатацию благодаря реализации положений «Дорожной карты», предусматривающих цифровизацию и унификацию всех процессов, что в конечном итоге сделает жилье и иные площади качественнее и доступнее для конечных потребителей
 
Согласно данным ежегодного доклада Всемирного банка, Россия поднялась на 67 позиций – со 115 на 48 место – в рейтинге Doing Business 2019 по направлению «Получение разрешения на строительство». Таких результатов позволила добиться модернизация отраслевого законодательства и снижение административных барьеров.
 
Так, в последние годы вступили в силу исчерпывающие перечни процедур в строительстве (рис.1), устанавливающие максимально возможное количество административных процедур, необходимых для строительства того или иного объекта. При этом законом запрещено требовать от застройщиков прохождения процедур, которых нет в перечнях.
 
Сегодня застройщики могут ознакомиться с полным описанием этих процедур в интерактивной форме на сайте Минстроя России. В настоящее время их порядка 64,5 тысяч, и там же, используя «Калькуляторов процедур», рассчитать сроки и этапы прохождения строительных процедур для конкретного проекта.
 
С 2017 года во всех регионах России внедряются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса, одна из них предусматривает получение разрешения на строительство и территориальное планирование1. Например, в случае их успешной реализации, общий срок получения разрешения на строительство по всей стране будет фиксирован и составлять не более 80 дней2 с момента запроса на получение ГПЗУ. Ранее получение таких разрешений могло тянуться несколько лет.
 
Уже сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области застройщик может направить единую электронную заявку на подключение ко всем интересующим его сетям инженерно-технического обеспечения через портал региональных услуг. Эта работа организована в качестве эксперимента по решению Правительства России. К 1 марта полученная практика будет обобщена и при целесообразности может быть распространена по всей России.
 
Кроме того, сегодня у застройщиков есть возможность обжаловать в ФАС России незаконные действия органов власти и сетевых организаций в сфере градостроительства при прохождении процедур исчерпывающих перечней. Ежегодно количество таких жалоб, признанных обоснованными, увеличивается. Кроме того, формируется положительная судебная практика по решениям и предписаниям антимонопольных органов.
 
Вместе с тем, успехи в налаживании процессов взаимодействия бизнеса и власти скорее исключения, чем правило. Застройщики, сетевые организации, органы власти всех уровней вынуждены работать в различных информационных системах с различным функционалом и на разных операционных уровнях, а во многих случаях и на бумаге, что усложняет и потенциально удорожает процесс строительства.
 
Переход в единый цифровой формат
 
Разрешит сложившуюся непростую ситуацию – переход всех участников строительной отрасли по всему циклу процессов на единую государственную цифровую платформу. Пожалуй, это ключевая задача комплексной «Дорожной картой» развития конкуренции3 в части строительства.
 
Перевод всего взаимодействия бизнеса и власти в цифровой формат позволит исключить «человеческий фактор» из процессов принятия решений, сделает его прозрачным и кратно ускорит процессы в сфере строительства.
 
Мы уверены, создание и развитие единой цифровой платформы в должном виде исключит большинство административных барьеров и создаст уникальный бизнес-климат в строительной отрасли, что будет способствовать достижению целей, поставленных Президентом России4.
 
В качестве первых шагов «Дорожной картой» предусмотрено «повышение уровня» информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИС ОГД) с муниципалитета до субъекта Российской Федерации. ГИС ОГД это своего рода центр сбора, обработки, систематизации, учета и хранения данных, которые предоставляются заинтересованным лицам для осуществления градостроительной деятельности. Сегодня такие системы функционируют на региональном уровне, например, в Москве, Московской области и Тюменской области. С 1 января 2019 года создание таких систем предусмотрено в каждом субъекте. Кстати, типовое программное обеспечение ГИС ОГД бесплатно для регионов, оно находится в национальном фонде алгоритмов и программ.
 
Не исключено, что в будущем в ГИС ОГД будет погружен функционал для реализации задач национального проекта «Жилье и городская среда». В частности, возможность управления жизненным циклом объекта капстроительства с использованием технологий информационного моделирования, взаимодействие участников строительной отрасли, включая электронный документооборот при выдаче разрешительной документации.
 
Безусловно, система обеспечения градостроительной деятельности не единственное хранилище отраслевых данных. Также сегодня формируется и ведется Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ГИС ЕГРЗ) на базе одноименной информационной системы. Он содержит систематизированные сведения о заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Основная задача ГИС ЕГРЗ – экономия времени застройщика, не нужно дополнительно направлять пакет документов в различные органы власти или организации, поскольку все данные по заключениям, полученным застройщиком, уже находятся в системе и доступны онлайн.
 
По данным Минстроя России за ноябрь прошлого года, в ГИС ЕГРЗ зарегистрированы 363 экспертные организации из 57 регионов России и содержится почти 5 тысяч заключений. Число зарегистрированных участников реестра будет расти, поскольку размещение итогов их деятельности в системе – обязательно.
 
Комплексной «дорожной картой» также предусмотрено внедрение института обоснования инвестиций и информационного моделирования в строительстве (BIM-технология), позволяющего осуществлять автоматизированное проектирование объектов с использованием классификатора строительных ресурсов, сметных нормативов, нормативно-технических документов и нормативов градостроительного проектирования, с возможностью управлять эксплуатацией здания до стадии сноса с учетом планирования предельных затрат.
 
Введение механизмов информационного моделирования позволит принимать эффективные решения на всех стадиях жизненного цикла зданий – от инвестиционного замысла до эксплуатации и даже сноса. Например, при проектировании, BIM позволит автоматизировать трудоемкие процессы, упростить корректировку проекта, принимать решения, основанные на оценке не только затрат на строительство, но и затрат на эксплуатацию объекта, что для бюджетных инвестиционных проектов представляет очевидную выгоду.
 
Основа единого цифрового формата – унификация стандартов и требований
 
Перевод взаимодействия участников отрасли в цифру, конечно, не может произойти без унификации всех процедур и требований в строительстве.
 
Практика показывает, что административные регламенты на местах не соответствуют действующему законодательству, вследствие чего органы власти в каждом регионе требуют у заявителей документы необходимые конкретно им, нарушают сроки оказания услуг или же безосновательно отказывают в них.
 
Так, сегодня разработан законопроект, предусматривающий установление единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства. Он также уточняет сроки выдачи разрешения на строительство, ввода объектов в эксплуатацию и ГПЗУ. Планируется, что с 1 января 2020 года срок выдачи указанных разрешений составят 5 рабочих дней, а ГПЗУ – 14, против сегодняшних 7 и 20 дней соответственно. И это лишь малая часть мер по совершенствованию нормативно-правовой базы в строительстве.
 
Внедрение этих стандартов создаст единый механизм взаимодействия застройщиков с органами власти, процесс оказания услуг не будет меняться в зависимости от того, в каком регионе работает застройщик. Не исключено, что в этом процессе будет использован опыт успешных регионов - передовиков, например, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Тюменской областей, Республики Татарстан.
 
Результатом внедрения этих стандартов станет полная ликвидация сложившейся неоднородной практики предоставления услуг в сферах строительства в разных субъектах Российской Федерации.
 
Кроме того, «дорожной картой» предусмотрено создание Федерального реестра нормативных документов. Его главная цель - унификация, оптимизация и установление открытых, исчерпывающих нормативно-технических требований в строительстве. Сегодня такие требования предъявляются множеством документов различных ведомств, которые нередко противоречат друг другу.
 
Перевод всех юридически значимых действий участников рынка в «цифру», предусмотренный «дорожной картой», позволит снизить административные барьеры входа на рынок, нагрузку на бизнес и его издержки, систематизирует работу участников градостроительных отношений, предупредит нарушения отраслевого законодательств и в конечном счете, сделает рынок более открытым и конкурентным, а предложение, в том числе жильё, – более доступным и качественным для потребителей.
 
 
Справочно:
 
1Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017г. №147-р. Целевая модель определяет порядок сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, и их количества, а также направлена на обеспечение принятия в субъектах РФ генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.
2*Для «модельного объекта» - многоквартирный жилой дом выше 4 и ниже 14 этажей с общей площадью не менее 1 000 и не более 10 000 м2, с высотой этажа, не превышающей 3,5 м, имеющий не более одного подземного этажа.
3Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018г. №1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы»
4Указы Президента РФ от 21.12.2017г. «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и от 07.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
 
 
 
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь