Интервью Анатолия Голомолзина Известиям

09 августа 2019, 14:00
2360 %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

"Динамика цен на топливо будет на уровне, близком к инфляции"

Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин - о стоимости бензина и перспективах отмены роуминга в ЕАЭС

Уже в конце нынешнего - начале следующего года будет отменён роуминг с Белоруссией, а в 2020-м услуги связи в странах ЕАЭС будут обходиться россиянам значительно дешевле, чем сейчас. Такими планами в интервью "Известиям" поделился заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Он также рассказал, что отмена внутрироссийского роуминга принесла абонентам сотовых компаний экономию нескольких миллиардов рублей, что будет с ценами на бензин, особенно на Дальнем Востоке, и когда будут приняты законопроекты, которые давно продвигает антимонопольная служба.

Этим летом завершился последний этап отмены внутрироссийского роуминга, недавно к другим регионам присоединился и Крым. Можно ли констатировать, что процесс действительно закончен?

Да, эта работа завершена. Вначале мы сделали это в рамках рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Тогда произошло существенное снижение стоимости услуг связи в роуминге: абоненты, переезжая из домашнего в гостевой регион, не получали шоковых счетов, а расходовали на услуги связи примерно те же средства, что и в домашнем регионе. С 1 июня абоненты перестали платить за входящие звонки, тем самым полностью завершился процесс, связанный с отменой роуминга. Мы сейчас практически не получаем жалоб по этому вопросу.

Уже есть оценка, сколько удалось сэкономить абонентам сотовых операторов?

По итогам этой работы ежегодно абоненты экономят, по скромным оценкам, около 6 млрд рублей в год.

Когда ожидать отмены роуминга в странах ЕАЭС?

Есть основания рассчитывать, что в ближайшее время, до конца 2019-го - начала 2020 года, произойдет отмена роуминга между Россией и Белоруссией в рамках Союзного государства. На прошлой неделе мы провели переговоры на эту тему, договорились, каким образом должны действовать. Близка к завершению работа по подготовке к подписанию плана совместных действий. Речь идёт о том, чтобы в двух странах одновременно снизились операторские тарифы по взаиморасчётам и межоператорским ставкам в роуминге.

Эта мера необходима для создания предпосылок, чтобы связь стала намного дешевле для абонентов. Задача, на решение которой мы нацеливаем совместную работу операторов, антимонопольных органов и министерств связи, - сделать так, чтобы абоненты платили за связь в роуминге на условиях, близких к тем, на которых они это делают в домашнем регионе. То есть по принципу "в роуминге, как дома".

Что касается ЕАЭС, нами подготовлены предложения, они сейчас рассматриваются в Евразийской комиссии. Мы предлагаем внести изменения и дополнения в соглашение о ЕАЭС в части, касающейся услуг, где сформулировать базовые принципы справедливого роуминга. И в соответствии с ними подготовить изменения в законодательства наших стран, в совместные практики операторов связи, чтобы при необходимости на операторов связи могли воздействовать и антимонопольные органы. Это также позволит снизить тарифы на услуги связи в роуминге в ЕАЭС. Я думаю, эта работа в течение следующего года может быть проведена.

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВСЁ СПОКОЙНО

В июне премьер Дмитрий Медведев поручил проверить, что происходит с ценами на бензин, особенно на Дальнем Востоке. Удалось сделать какие-то выводы за прошедшее время?

Ситуация находится на контроле. Если говорить по стране в целом, то при инфляции 2,7% с начала года цены на бензин выросли на 1,8%, на дизельное топливо снизились на 0,4%. Как в целом по стране, так и по отдельным регионам наблюдается аналогичная ценовая динамика - цены на заправках меняются близко к темпам инфляции. Для Дальнего Востока в Налоговом кодексе были приняты дополнительные региональные вычеты по демпферу.

С чем вы связываете эту стабилизацию, учитывая, что летом правительство не стало продлевать соглашение с производителями о моратории на повышение цен?

В первую очередь ситуация определяется условиями рынка. Есть разные условия формирования цен на оптовом рынке и в рознице. На опт оказывают влияние конъюнктура мировых цен, сезонность, достаточность мощностей, график ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Всё это сейчас нами контролируется. Также регулярно на бирже публикуются три индикатора цен: биржевые и внебиржевые котировки, сопоставимые цены зарубежных рынков. На них ориентируются и бизнес, и органы власти. Совместно с Минэнерго и ЦДУ ТЭК мы отслеживаем запасы по нефтепродуктам - они находятся примерно на уровне, близком к прошлому году, то есть ресурсное обеспечение достаточное.

В рознице цены в первую очередь определяются платёжеспособным спросом, влиянием сезонного фактора. В этом году, как и в предыдущие периоды, стоимость топлива увеличивалась темпами, сопоставимыми с инфляцией, то несколько опережая её, то отставая.

Ситуация на Дальнем Востоке тоже не вызывает беспокойства?

Динамика там близка к инфляции, но на Дальнем Востоке цены несколько выше, чем в других регионах. Более благоприятная ситуация в этом регионе по бензину. Более напряженная, но контролируемая ситуация по дизельному топливу. Цены на топливо отличаются по стране. Самое дешёвое топливо в Северо-Кавказском округе, самое дорогое - в Дальневосточном округе. Это определяется совокупностью факторов, в том числе различиями в издержках, связанных с переработкой нефти, транспортировкой и реализацией нефтепродуктов. Межрегиональные различия по ценам на топливо со временем сокращаются. Более быстрыми темпами этот разрыв по сравнению с соседними регионами сокращается в Крыму.

Какой прогноз до конца года? Как повлияет на стоимость бензина механизм демпфирующей надбавки, закон о корректировке которого был подписан недавно?

Демпфирующий механизм заработал с начала 2019 года. Необходимость применения демпфирующего механизма возникла, поскольку на стоимость топлива, кроме таких факторов, как конъюнктура цен внутренних и внешних рынков, производственные затраты, существенное влияние также оказывают налоги и другие обязательные платежи, включая НДПИ, акцизы, пошлины. В последние годы возрастает вклад акцизов - они составляют примерно треть в структуре налоговых платежей. Суммарный же вклад налогов в каждом литре проданного бензина или дизельного топлива - 60-65%. Важно, чтобы использовались механизмы, в том числе налоговые, которые позволяют реагировать на меняющуюся ситуацию. Со второй половины этого года были введены уточнения в демпфирующий механизм, в том числе введены региональные поправочные коэффициенты. Для Дальнего Востока соответствующий налоговый вычет позволяет снизить давление налогового фактора на уровень цен в опте и рознице. Мониторинг ситуации с целью выстраивания оптимальной гибкой модели налогообложения продолжается. Также продолжается обсуждение вариантов снижения расходов на транспортировку нефтепродуктов на Дальний Восток из других регионов.

Вы полагаете, что в ближайшее время взрывного роста цен на бензин у нас не будет?

Уже прошёл месяц, пошёл второй после принятия изменений в законодательстве, но никаких негативных изменений на рынках не произошло. Динамика цен, производства, отгрузки на внутренний рынок и запасов находится в пределах прогнозов. Думаю, что и в ближайшее время, и на перспективу сохранится ситуация, когда динамика роста цен на топливо будет находиться на уровне, близком к инфляции, иногда опережая, иногда отставая.

ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ

Полтора года назад был принят национальный план развития конкуренции, в котором очень много целевых показателей. Какие из них уже реализованы, какие нет, в чём проблемы? Какие регионы сейчас в лидерах, какие в аутсайдерах и чем объясняется это положение?

Национальный план касается развития конкуренции на различных отраслевых товарных рынках. Указ устанавливает требования к деятельности региональных и местных властей, развитию соответствующих товарных рынков. Все субъекты Федерации подписали с ФАС соглашения, в рамках которых приняты дорожные карты по развитию конкуренции в соответствии с приоритетами, которые установлены указом президента. Ход исполнения этих дорожных карт мы на регулярной основе обсуждаем с регионами, в том числе с выездами на место. В целом ключевые параметры соблюдаются. Есть некоторые особенности, отклонения. Среди показателей, которые мы отслеживаем, - необходимость снижения числа нарушений антимонопольного законодательства органами власти. В 2018 году по сравнению с 2017-м примерно на 15% снизилось количество таких нарушений.

Как сделать так, чтобы этот процесс был необратимым, минимизировать нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти?

Требуется, чтобы региональные и местные власти не только сами не нарушали законодательство, а ещё и содействовали развитию конкуренции. Принято решение, чтобы они принимали антимонопольные комплаенсы - систему мер, которые позволяют предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. В каждом субъекте Федерации во всех органах исполнительной власти есть уполномоченные лица, которые отвечают за этот вопрос. Приняты внутренние документы, которые регламентируют процедуру работы этих органов власти, для того чтобы предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. Субъекты Федерации вместе с муниципальными образованиями формируют карты риска - наиболее чувствительные сферы, которые могут быть подвержены нарушениям, им оказывается особое внимание.

В каких секторах больше всего нарушений?

Дорожное строительство, рынок лекарственных средств и ряд других. Ситуация может меняться от региона к региону. Поэтому в дорожных картах специальным образом делается акцент на этих отраслевых рынках. Там, где сложилась практика систематических нарушений антимонопольного законодательства, принимаются дополнительные меры, для того чтобы способствовать развитию конкуренции. Важно также развивать конкуренцию на тех товарных рынках, где можно получить максимальную отдачу в экономике и социальной сфере.

Снижается количество ГУПов и МУПов, работающих в конкурентных сферах. Сокращается число торгов, которые проходят с единственным поставщиком. Важно, чтобы не только происходило такое снижение, но и увеличивалось количество предприятий малого и среднего бизнеса, которые участвуют и побеждают в торгах. Доля малых и средних предприятий, участвующих в торгах, возрастает, хотя данные по разным источникам могут расходиться.

Можете привести какие-то данные по первому полугодию 2019-го?

Из регионов, которые я посетил в последнее время, очень хорошую динамику по росту количества малых и средних предприятий показывает Республика Бурятия. Алтайский край является одним из лидеров в стране по доле МСП в закупках - около 45% при целевом показателе 31-32%. В Тюменской области реализуется эффективный проект, позволяющий быстрыми темпами развивать газификацию и присоединять новых потребителей за небольшие средства. Очень эффективными являются социальные программы и проекты в ХМАО (Югра). Эти регионы можно привести в качестве положительных примеров. Бывает и отрицательная практика, но в СМИ мало акцентируют внимание на положительном опыте. А именно его нужно тиражировать в первую очередь, чтобы быть успешными.

В феврале ФАС внесла в правительство пятый антимонопольный цифровой пакет. Этот проект обсуждается уже два года. Каковы перспективы его принятия?

Думаю, во второй половине этого года мы уже будем вести обсуждение с законодателями.

Вы рассчитываете, что в следующем году проект может быть принят?

Да. У нас нет альтернативы.

Анна Каледина

 

ссылка на материал: https://iz.ru/908021/anna-kaledina/dinamika-tcen-na-toplivo-budet-na-urovne-blizkom-k-infliatcii

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь