Интервью заместителя руководителя ФАС России Виталия Королева журналу RRR (Журнал о бережном отношении к экологии)

06 сентября 2019, 12:47
2369 ttt 8972
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. ФАС России принимала активное участие в формировании новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, запуск которой состоялся в масштабе страны с 1 января 2019 года. В ближайшее время начнется тарифная кампания в отношении операторов по обращению с ТКО и региональных операторов по обращению с ТКО. Срок подачи предложений об установлении тарифов – 1 сентября 2019 года. В этой связи хотелось бы задать ряд вопросов и услышать мнение антимонопольного органа в отношении планируемых изменений законодательства Российской Федерации в области тарифного регулирования, а также подходов, которые планируется применять в отношении региональных операторов.
 
Региональные операторы прямо не поименованы в законодательстве как организации, занимающие доминирующее положение на рынке, однако в отдельных случаях они могут соответствовать таким признакам. Нам известно, что ФАС России разработал законопроект, согласно которому все региональные операторы будут подпадать под Закон о защите конкуренции в связи с их доминирующим положением на рынке. В какие сроки предполагается принятие соответствующего законопроекта, какие последствия возможны для региональных операторов, за какие действия региональных операторов ФАС России будет применять меры реагирования?
 
В России стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в рамках которой ответственность за обращение с отходами перешла к региональным операторам.
 
Осуществление предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, связано с высокими антимонопольными рисками, поскольку наличие доминирующего положения позволяет оказывать существенное влияние на условия обращения товаров и на состояние конкурентной среды на товарном рынке.
 
Поскольку предусмотрена норма, обязывающая всех собственников ТКО заключать договоры именно с региональным оператором, у последнего появляется возможность оказывать решающее влияние на рынке.
 
По предложению ФАС России в «дорожную карту» по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, был внесен отдельный пункт, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части признания регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.
 
В настоящее время законопроект разработан, мы совместно с коллегами из Минприроды над ним работаем. Надеемся на его принятие в текущем году Государственной Думой РФ.
 
Отмечу, что в настоящее время уже приняты аналогичные статьи в законодательстве об электроэнергетике и теплоснабжении, которые позволяют активировать антимонопольные механизмы для оперативного пресечения действий недобросовестных участников рынка.
 
ФАС России ежедневно проводит большую работу по анализу деятельности региональных операторов как по соблюдению законодательства о защите конкуренции, так и в сфере регулирования тарифов.
 
Необходимо обратить внимание на то, что ведомство будет незамедлительно пресекать все противоправные деяния со стороны хозяйствующих субъектов.
 
Региональные операторы в отдельных случаях обязаны проводить торги на транспортирование ТКО в соответствии с Законом о контрактной системе. Какими являются основные нарушения Закона о защите конкуренции при проведении региональными операторами соответствующих торгов?
 
Основной задачей службы в настоящее время является реализация положения Указа Президента Российской Федерации, которым утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации.
 
Указ касается абсолютно всех отраслей, в том числе сферы обращения с отходами.
 
В августе 2018 года ФАС России разработала и утвердила Методические рекомендации по достижению ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Одним из показателей является осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами организациями частной формы собственности в объеме не менее 20% от общего объема ТКО на территории субъекта.
 
ФАС России настаивала на включении в постановление, положения, предусматривающего, что 15% объёма услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов должно выделяться в отдельные лоты для проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
 
Это постановление дает возможность малому бизнесу участвовать в процессе деятельности на рынке обращения с отходами.
 
Ведомство и территориальные антимонопольные органы проводят мониторинг проведения конкурсных отборов по транспортированию.
 
В рамках анализа выявлено, что хозяйствующие субъекты пренебрегают необходимостью проведения конкурсных процедур.
 
Цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов. Конкретные случаи предусмотрены постановлением Правительства РФ.
Когда законодательством предусмотрено проведение конкурентной процедуры, которая подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, отсутствие проведения такой процедуры может повлиять на конкуренцию.
 
При обнаружении нарушения действующего законодательства, ФАС России обязана выдать предупреждение о прекращении действий (бездействия) которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в случаях, предусмотренных статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, а также возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, с последующим привлечением виновных к административной ответственности.
 
ФАС России инициировал законопроект, согласно которому участие в торгах на транспортирование ТКО запрещено организациям, являющимся аффилированными с региональным оператором. Какие меры реагирования планирует применять ФАС России при принятии соответствующего законопроекта и какие последствия для региональных операторов возможны в данном случае?
 
В настоящее время мы намерены совершенствовать законодательство в сфере обращения с ТКО в целях развития конкуренции и повышения привлекательности отрасли для бизнеса.
«Дорожной картой» предусмотрено установление запрета на участие в торгах на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО, компаний, аффилированных с региональным оператором.
 
Уже разработан законопроект, который будет способствовать реализация привлечения хозяйствующих субъектов, полностью независимых от основного участника рынка.
 
Безусловно, основной задачей службы является предупреждение нарушений действующего антимонопольного и тарифного законодательства.
 
При этом, не стоит забывать, что ФАС России обладает достаточным спектром полномочий и механизмов по привлечению к ответственности в случае обнаружения нарушений, в частности, как было отмечено, выдает предупреждения или возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.
 
Тарифное регулирование не предусматривает включение в необходимую валовую выручку региональных операторов расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций. В настоящее время такие станции создаются региональными операторами в целях оптимизации расходов на транспортирование ТКО. Планируется ли ФАС России вносить изменения в Основы ценообразования и Методические указания в части учета соответствующих расходов при установлении единых тарифов на услугу региональных операторов?
 
Сейчас законодательством не определен статус таких объектов, то есть, мусороперегрузочные станции не относятся ни к одной из стадий обращения с отходами и, соответственно, учет этих затрат при установлении тарифов не предусмотрен нормами законодательства Российской Федерации.
 
Вместе с тем, ФАС России совместно с федеральными органами исполнительной власти рассматривает вопрос внедрения оптимальной конструкции учета расходов на создание мусороперегрузочных станций и их содержание при формировании тарифов.
 
Следует отметить, что расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов определяются исходя из схемы потоков отходов, предусмотренных территориальной схемой обращения с ТКО.
 
Таким образом, в случае если мусороперегрузочные станции предусмотрены такой схемой, то расходы на транспортирование от мест накопления отходов до мусороперегрузочных станций и от них до мест обращения с отходами (объекты обработки, обезвреживания или захоронения) также учитываются в необходимой валовой выручке регионального оператора.
 
При установлении единых тарифов на услугу региональных операторов в регионах в отдельных случаях в необходимой валовой выручке отсутствуют расходы, связанные с созданием инфраструктуры обращения с ТКО. Кроме того, в краткосрочной перспективе будут пересмотрены объемы ТКО, содержащиеся в территориальных схемах, нормативы накопления ТКО. При этом на второй период регулирования применяется ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги. Рассматривает ли ФАС России возможность не применять соответствующее ограничение в течение переходного период становления отрасли обращения с ТКО?
 
В последние годы появилась тенденция снижения количества превышения индекса роста платы граждан за коммунальные услуги.
 
Правительством Российской Федерации принято постановление, в соответствии с которым все превышения предельных индексов платы граждан будут согласовываться с ФАС России.
 
Появляется инструментарий, который позволяет при необходимости дать дополнительную оценку тех предложений по росту тарифов, которые могут быть инициированы регионами
 
Таким образом, ФАС России усиливает контроль и не допустит необоснованного завышения цен.
 
Следовательно, положения по применению ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги должны неукоснительно соблюдаться субъектами Российской Федерации. Продлевать возможность не учитывать затраты на ТКО в индексе платы граждан не планируется.
 
Действующее тарифное регулирование не предусматривает учет процентов по лизингу по аналогии с учетом процентов по кредитам. Данный подход, по сути, сдерживает развитие рынка лизинга, удорожает стоимость услуги для конечного потребителя. Планируются ли изменения в тарифном законодательстве по соответствующему вопросу?
 
Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено определение органом регулирования тарифов расходов на лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.
 
Экономически обоснованный размер лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.
 
Экономически обоснованный размер лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
 
Отмечу, что цена основных производственных фондов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, по которой лизингодатель приобрел его у поставщика (продавца, изготовителя) для передачи лизингополучателю по договору лизинга, согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, формирует первоначальную стоимость предмета лизинга. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, поэтому амортизация, учитываемая в составе лизингового платежа, является средством компенсации затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга за период, охватываемый сроком договора лизинга.
 
Указанное означает, что включению в необходимую валовую выручку подлежат экономически обоснованные расходы регулируемой организации на возмещение лизингодателю расходов на приобретение предмета лизинга в размере амортизации и обязательных платежей лизингодателя, учтенных в составе лизингового платежа в пределах договорной цены, установленной по результатам проведенного конкурса или аукциона.
 
При проведении тарифной кампании на 2020 год какой метод регулирования тарифов следует применять в связи с тем, что в Основах ценообразования, а также в Методических указаниях не содержится прямого указания на применяемый метод в отношении региональных операторов?
Согласно действующему законодательству при установлении тарифов применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации;
в) метод доходности инвестированного капитала.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии, в том числе с положениями пункта Основ ценообразования в области ТКО, согласно которому метод экономически обоснованных затрат может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Таким образом, при регулировании на второй и последующие годы орган регулирования тарифов применяет метод индексации или метод доходности инвестированного капитала в случае наличия условий, предусмотренных Основами ценообразования.
 
Планирует ли ФАС России нормировать расходы региональных операторов на транспортирование ТКО (как в отношении цены предмета аукциона, так и в отношении расходов, которые возникают у регионального оператора при самостоятельном транспортировании ТКО)?
 
По поручению Правительства Российской Федерации ФАС России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работу по развитию законодательства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части определения предельных расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов. Рассчитываем, что выработанные предложения по этому вопросу будут обсуждены на площадке ФАС с экспертами и представителями отрасли.
 
В целях стимулирования операторов по обращению с ТКО, осуществляющих обработку ТКО, целесообразно в необходимой валовой выручке учитывать доходы от продажи вторичных материальных ресурсов. Рассматривает ли ФАС России такую возможность?
 
В соответствии с текущей редакцией норм законодательства Российской Федерации весь доход, полученный оператором от продажи вторичных материальных ресурсов направляется на покрытие себестоимости процессов обработки, уменьшая тем самым размер конечного тарифа.
 
Однако в целях стимулирования операторов к увеличению количества отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, ФАС России рассматривает возможность сохранения части доходов от реализации вторичных материальных ресурсов в распоряжении оператора.
 
Методическими указаниями в части определения необходимой валовой выручки установлено требование о непревышении номинальных значений необходимой валовой выручки на год i над приведенными ее значениями на год i, при этом номинальные значения необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями имеют отклонение, формируемое за счет разницы индекса потребительских цен, ставки индексации расходов регионального оператора и применяемой в расчете ставки дисконтирования. Планируется ли в ближайшее время устранить имеющуюся коллизию?
 
Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год.
 
Исключение составляют следующие случаи: изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов); корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.
 
Дополнительно отмечу, что под прогнозной необходимой валовой выручкой регионального оператора понимается величина, заявленная региональным оператором в рамках конкурсного отбора как достаточная для обеспечения его деятельности в конкретном году. Она и является ограничительной планкой для органа регулирования при установлении тарифов.
 
Хотел бы отметить, что совместными усилиями с органами власти, экспертами и представителями отрасли мы решим задачу бесперебойного функционирования системы обращения с ТКО, не нарушив баланс интересов регоператоров и потребителей.
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь