Стенограмма выступления руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева на конференции газеты "Ведомости" "Антимонопольное регулирование в России"

07 ноября 2016, 16:13

И. Артемьев: Друзья, добрый день. Я начну с того, что конференции Ведомостей - это такие конференции, которые подводят в определенном смысле итоги года. Организаторы нас всегда радуют замечательными картинами, и я знаю, что мои товарищи уже на первой сессии как-то прокомментировали картину (Брейгель «Детские игры» - прим.), которая у меня за спиной. На ней очень много граждан занимаются разными играми, и меня попросили тоже подумать на эту тему. Я бы назвал это «81 способ формирования себестоимости в Российской Федерации», примерно так это выглядит в тарифной политике. Вообще это замечательная картина. Говорят, там кто-то ходит с дубиной, но, наверное, это не мы, это правоохранители потом приходят. Национальный план развития конкуренции. Давайте начнем со второго слайда. Прежде всего, несколько констатаций. За эти 10 лет путем принятия многочисленных законов и при поддержке Правительства, Президента и парламента, нам удалось по сути дела сформировать современное антимонопольное законодательство, может быть местами спорное, но достаточно продвинутое законодательство о государственных закупках, об оборонном заказе, о рекламе. В десятки отраслевых законов были внесены нормы антимонопольного законодательства, например, в Земельный кодекс, в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и т.д. Мы считает, что сегодня завершена законодательная реформа, связанная с созданием прочной базы защиты и развития конкуренции в нашей стране. Это факт. И то, что ОЭСР, а также многие другие международные организации признают наше законодательство одним из лучших и гармонизированным с лучшими мировыми практиками, тому пример. Пожалуйста, следующий слайд номер 3. Правительство в развитии этих законодательных актов принимало огромное количество нормативных актов, связанных с защитой и развитием конкуренции. Высший арбитражный суд и Верховных суд, уже объединенный, присоединились к этому процессу, были приняты решения пленумов и даны разъяснениями для нижестоящих судов, то есть и в рамках судебной системы тоже были предприняты очень большие усилия для того, чтобы сложить эту систему как вполне стройную, единообразную. Но у нас не было указа Президента на эту тему. Хотя Президент как гарант Конституции РФ и как верховный главнокомандующий, опираясь на статьи 8 и 34, конечно, может издать соответствующий указ, который касался бы определенных практик для исполнительной власти, для вооруженных сил и силовиков. И, нам повезло с тем, что отцы-основатели Конституции РФ написали в 8 и 34 статье. Это вообще требует своего определенного развития, мы хотели бы использовать все возможности, которые даны нам Конституцией. Следующий слайд 5. Что мы на сегодняшний день можем сказать в обоснование необходимости принятия Указа. Мы сейчас работаем в такое время, когда избран новый парламент. Президент в декабре будет адресовать свое послание новому парламенту и, конечно, ссылка на возможный Указ и на Национальный план развития конкуренции была бы очень важна. Я бы сказал, что это были бы элементы новой экономической политики, в которой мы сегодня нуждаемся. Сегодня негативные тенденции в монополизации экономики сохраняются и причин этому много, мы часто об этом говорим. Главные нарушители, по-прежнему, у нас сами органы власти, причем на всех уровнях. Самые крупные нарушения, которые есть - на федеральном уровне, но и в субъектах, и на муниципальном уровне это есть. И в общем советский стиль управления экономики, краснолицыми, немолодыми людьми, с ударами кулаком по столу: «а ну-ка быстро вперед!», приводят к организационным мерам, когда каждый руководитель пытается создать монополию в своей отрасли. Они привыкли так работать. И если на рынке появляется пять - шесть компаний – это нонсенс, их надо слить в одну или создать какой-нибудь ГУП и «кулаком по столу или по голове и вперед». Это то, что было в СССР в период распада. Это продолжается сейчас, и я думаю, что только со сменой поколения мы от этого уйдем. Тем временем от таких действий наносится огромный вред всему, потому что можно выиграть на эффекте масштаба совсем немного, а потом начинается развал, падение качества, монопольно высокие цены и все остальное. Пожалуйста, следующий 6 слайд. Понятно, что Президент России определяет приоритеты в работе органов исполнительной власти, силовиков, региональных органов власти, и может указать и законодательным органам, и органам местного самоуправления определенные направления действий. Следующий слайд. Мы возвращаемся к тому, что когда-то делало Министерство по антимонопольной политике, а точнее пыталось делать в свое время. В 90-е годы это было мало востребовано. Писались прямые, детальные программы о том, как развивать конкуренцию. Это сыграло очень важную роль и в просвещении, и во многих даже конкретных делах, но на долгое время все это было похоронено под более крупными, серьезными проблемами, которые возникали в экономике. Хотя их основное недопонимание, которое было в 200-е годы, как раз было связано с тем, что ценности конкуренции не воспринимались как приоритетные, как ключевые. На самом деле они должны лежать в фундаменте всех преобразований. Мы перечисляем на 7 слайде перечень того, что нужно сделать и написать на бумаге, а самое главное - не просто написать на бумаге, а еще и в каких сферах реализовать. Речь идет практически обо всех отраслях экономики. А если еще и на системном уровне посмотреть, то фактически на все системы управления, которые существуют в стране. Это такая большая, грандиозная, задача, которую нужно сформулировать не на один год, но вот может Алексей Леонидович (Кудрин – прим.) из центра стратегических исследований и его коллеги нам подскажут ориентиры на более длинные периоды в этой сфере. Пожалуйста, 8 слайд. Идея национального плана была одобрена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным и поддержана Председателем Правительства РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Соответственно, мы подготовили проект этого указа около полутора месяцев назад. Сейчас мы занимаемся тем, что проходим согласование. И начинается все как обычно, ведомства системные говорят: «Да, но вот здесь надо поправить», ведомства отраслевые говорят: «Зачем это нужно? Это не нужно совершенно - это только развалит отрасль». Сам Указ состоит из двух частей: первая – это общие принципы. Президент провозглашает национальным приоритетом активное содействие развитию конкуренции, таким образом, всей системе государственных служащих, работающих в исполнительной власти да и в других сферах, посылается соответствующий сигнал, что в общей иерархии ценностей это важная вещь. Мы надеемся, что постепенно это будет укореняться в головах, как в общем-то это укоренялось в Европе и стало одной из важнейших ценностей в сфере экономики там. Кроме того, определяются цели, принципы развития конкуренции, разъясняется, что нужно сейчас делать. Вторая часть – это приложение к Указу. Это сам Национальный план развития конкуренции. Он, как мы предполагаем, пока должен утверждаться на два года и каждые два года пролонгироваться. Там даются конкретные поручения Правительству и другим структурам, что нужно сделать для развития конкуренции. 11 слайд. Очень важно, что не дожидаясь того, когда Президент подпишет соответствующий Указ, Правительство Российской Федерации, заслушав наш Доклад о состоянии конкуренции в РФ, приняло решение о том, что до 1 марта 2017 года все министерства должны разработать соответствующие дорожные карты развития конкуренции. Я сделаю небольшое отступление. Здесь все люди просвещенные, хорошо это понимают, но на всякий случай, повторюсь: ФАС занимается функцией охранительной, мы можем только предлагать другим министерствам, ведомствам, варианты развития конкуренции в отраслях. Мы хотели, чтобы эти планы, о которых уже Правительство сказало, а Президент, вероятно, скажет в еще более жесткой форме, должны делаться именно с точки зрения развития конкуренции. И министерства и ведомства должны делать это вместе с нами, Минэкономразвития и Минфином. Потому что системные ведомства российского правительства, которые не заинтересованы в том, чтобы только «любить свою отрасль самой замечательной любовью», а заинтересованы в том, чтобы возникли живые программы развития конкуренции. И, конечно, мы будем это делать с привлечением бизнес-структур и общественных институтов, потому что без них вообще ничего невозможно сделать. Очень многие вещи мы в Правительстве даже не можем сказать, потому что нужно сказать ярко и так, чтобы не уволили с работы. Нам очень хорошо помогают здесь наши бизнес-объединения, которые прекрасно с этим справляются. И они нам помогают, еще и работая на земле, обладая тем знанием реальный жизни сегодняшнего дня, которым мы как государственные чиновники можем не обладать. 12 слайд, пожалуйста. Тема, связанная с переходом в конкурентное состояние естественно монопольных отраслей, - это большая реформа, она связана и с правилом недискриминационного доступа. Она связана с тем, что мы хотим не регулировать как преемник тарифного регулятора, а дерегулировать целые сферы. Мы об этом неоднократно говорили, и это касается и этих примеров, которые мы здесь приводим. Мы смотрим, что можно дерегулировать, естественно, делаем это разумно через пилотные проекты, так чтобы не спровоцировать ненужный кризис. Но вектор нашей деятельности направлен не на то, чтобы увеличивать количество объектов регулирования, все зарегулировать и создавать коррупционный потенциал в нашем ведомстве. Мы уже не раз демонстрировали и еще раз надеемся продемонстрировать, обсудив это с нашими бизнес-объединениями, принцип «что можно сегодня дерегулировать, то должно быть дерегулировано». И суть в том, что Национальный план развития конкуренции должен нам помочь этом деле. 13 слайд. Здесь про то, что связано с лекарствами. Мы продолжаем обсуждать тему, которая вызывает очень большой резонанс – это соотношение антимонопольного законодательства и его применения, вопросы интеллектуальной собственности. У нас есть для вас небольшой сюрприз, но о нем я расскажу на следующем слайде, здесь же мы говорим о том, что мы хотим очень узко подходить к вопросу о принудительном лицензировании – это будет касаться только лекарственных средств. Следующий слайд. Как мы видим эту ситуацию? Решение о выдаче лицензии будет принимать Правительство Российской Федерации в точном соответствии с требованиями ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, входящее в пакет ВТО - прим.) и, соответственно, будет решать вопросы, кому предоставить лицензию, на какой срок, ее размер и порядок выплаты компенсации. Подчеркиваю, компенсация должна быть обязательна у правообладателя. Возможно, здесь будут какие-то тендеры, возможно нет. Это нужно обсуждать при предоставления таких эксклюзивных полномочий, но все это можно будет обжаловать в суде. Вы знаете, что если взять законодательные практики стран БРИКС, то у всех есть такие нормы в законодательстве, кроме Российской Федерации. У нас тоже есть норма в ГК РФ, но она не работает, потому что она непонятно, как она должна инициироваться. Мы предлагаем такую инициацию и объяснение, в каких случаях это должно делаться. Фактически это должно происходить в двух случаях - в тех случая, когда эпидемия, и собственно делать нечего, и второй случай - когда речь идет об уникальном лекарстве, которое спасает или может спасти человеческие жизни, а правообладатель по какой-то причине отказывается продавать это лекарство или продает по монопольно высокой цене. На 15 слайде новость, пожалуй, самая главная. Новость, о которой мы еще не говорили. Очень многие наши уважаемые коллеги выступали против того, чтобы мы убрали из 10 и 11 статей, то есть двух самых боевых статей антимонопольного закона- злоупотребление доминирующим положением и создание картелей,- так называемые «иммунитеты», связанные с интеллектуальной собственность. Мы их хотели убрать, потому что они создавали неразбериху. В свое время они нам были навязаны законодательством, Хотя и так понятно, что антимонопольное законодательство вообще не посягает на статус института интеллектуальной собственности. И мы не посягали на сам статус, но считали, что когда товар, который имеет соответствующий патент, уже запущен в оборот, обращение этого товара подчиняется самым разнообразным экономическим законам, в том числе антимонопольному законодательству. И если ты обладаешь и продаешь товары с брендом, то это не значит, что ты можешь вступать в картели, осуществлять ценовые сговоры или злоупотреблять своим доминирующим положением. И мы решили, что эту ситуацию нужно успокоить. Наша идея сегодня, с которой мы выступаем, заключаться в следующем: сами иммунитеты для интеллектуальной собственности от антимонопольного законодательства сохранить, мы даже можем их укрепить, оставить в 10 и 11 статьях закона о защите конкуренции. Это из нашей вечной тревоги должно превратиться в достоинство нашего закона. И тут же рядом написать, что на все, что касается вопросов, связанных с обращением товаров, применимо положение антимонопольного законодательства. То есть внести ясность, которую российские суды внесли давно в нашу практику правоприменения. Раньше мы имели десяток решений судов, когда говорили, что раз это брендированный товар, то вам тут делать нечего, но это давно закончилось. Сегодня мы просто констатируем сложившуюся судебную практику, и тогда, надеюсь, что наши коллеги будут терять меньше нервных клеток, также как и адвокаты из ассоциации (Ассоциации антимонопольных экспертов – прим.), которые, в общем-то, и убедили нас, что необходимо найти разумный компромисс. Мы его предлагаем сегодня на ваше обсуждение. Следующий 16, пожалуйста, слайд. Тарифное регулирование. Здесь будет, конечно же, эволюционный подход. Ничего подробно я сейчас говорить не собираюсь, тем более, что об этом говорили мои товарищи и будут говорить. Но хочу заметить, что впервые с 90-х годов в этом году ряд тарифов был снижен в абсолютном значении, не просто по принципу «инфляция минус», а в абсолютном значении. Не ниже инфляции, а ниже номинальных цифр, которые были. Мы хотим поздравить всех нас с тем, что у нас впервые по некоторым позициям произошло действительно снижение в абсолютном значении тарифов. Запомните этот день, может быть, второй раз он случится не скоро. Ну, и далее то, что касается наших принципов и принципа «инфляции минус» - это остается в нашей долгосрочной политике также, как и регуляторные контракты и длинные-длинные соответствующие формулы тарифного регулирования, чтобы меньше вмешиваться в ручном режиме ежегодно. 17 слайд. Я почти ничего не буду говорить о контрактной системе. Вы знаете, что я и многие мои товарищи, мы считаем что сам 44-ФЗ такой «замечательный», что пришлось внести в него уже полторы тысячи поправок, но ему ничего не помогает. Если больному вводить полторы тысячи инъекций, и ему ничего не помогает, видимо это какая-то серьезная болезнь. Я, конечно, не буду это комментировать, но последний пакет, который мы обязаны в этом году по поручению Президента и Правительства сформировать, должен принести облегчение и внедрить классические варианты того, что мы хотим. Это всеобщая электронизация торгов, всеобщая прозрачность, это возвращение в тех сферах, в которых необходимо, к аукционному принципу, либо к конкурентным формам торгов и многое другое, о чем сейчас я не буду рассказывать подробно. Все это предстоит сейчас сделать в очень короткие сроки. 18 слайд. Есть безусловный успех, но он пока еще слабый. Стандарт развития конкуренции, принятый для российских регионов, исполняется, но исполняется в разных регионах по-разному. Самое главное, что там были заложены конкретные параметры, что нужно приватизировать аптеки, что нужно развивать частный бизнес, что доля частного сектора, осуществляющего социальные перевозки на муниципальном уровне, должна повышаться до 40-50%. В обязательном порядке в регионе должно быть не менее 10% частных дошкольных учреждений, частных школ и так далее. Нечто подобное мы хотим, чтобы произошло на федеральном уровне, это снижение государственного участия в экономике, поощрение частной инициативы, защита конкуренции через, прежде всего, поощрение частной инициативы, создание равных условий для государственной и частной собственности, как это гарантирует наша Конституция. И, конечно, помимо этого создание в сфере государственной собственности беспрецедентной прозрачности для формирования конкурентных отношений и полного понимания всей экономики процесса. Я завершаю. 19 слайд последний. Я его собственно анонсировал в начале, отвечая на вопросы Анны (А.А. Нумеровой, председателя Ассоциации антимонопольных экспертов – прим.). Мы считаем, что эффективная конкуренция лежит в основе эффективной экономики и является гарантией суверенитета и безопасности государства. Мы просто считаем, что не так уж много базовых ценностей должны лежать в основе тех экономических отношений, которые закладываются. И эффективная конкуренция, безусловно, одна из них. Я не буду на этом останавливаться подробно, потому что это тезис, который доказывать не нужно, он получил свое доказательство в развитых экономиках, которые сегодня, к сожалению, опережают нашу экономику. Наша задача возвести этот принцип наряду с другими важнейшими принципами во главу угла национальной политики, а поэтому, собственно, Национальный план, о котором мы попытались немножко рассказать, и является важнейшим документом, который должен дать очень мощный толчок этому направлению. Если нас поддержат общественные институты, политики, то я думаю, что мы сможем констатировать, что это время, в том числе на этой конференции, мы прожили с вами не зря. Большое спасибо!

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Теги:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь