Антимонопольная азбука

А – Антимонопольный

Всё, что нужно знать о конкуренции!
#ФАС России рада представить вам первую серию «Антимонопольной азбуки», запуск которой мы анонсировали на прошлой неделе: www.bit.ly/azbuka_vk
Большинство алфавитов в мире, включая все кириллические, начинаются с буквы «А». Греческое «Альфа» – популярное название для всего самого первого, главного и лучшего. Вот и для #ФАС буква «А» имеет особое значение, ведь именно с неё начинается ключевое для всей нашей работы слово – «антимонопольный». То есть относящийся к борьбе против чрезмерной монополизации рынка, направленный против исключительного права – монополии – в какой-либо сфере деятельности, выступающий за сохранение рыночной, честной конкуренции.
#ФАС – антимонопольный орган, который подчиняется Правительству (непосредственно его Председателю) и ежегодно представляет доклад о состоянии конкуренции в России. Это прописано в Законе о защите конкуренции (135-ФЗ), который является основой всего российского антимонопольного законодательства.
«Антимонопольное регулирование – это принуждение компаний к миру и к лучшим практикам». Такое определение дал однажды руководитель
#ФАС Игорь Артемьев. «Крупные компании не всегда хотят следовать честным правилам игры на рынке и пытаются извлечь выгоду за счет своего монопольного положения. В таких ситуациях есть основание для вмешательства антимонопольных органов».
Более детально о работе конкурентного ведомства и сферах его деятельности мы расскажем в следующих выпусках «Антимонопольной азбуки». Не пропустите!

Б – Бюджет

Сегодня пятница, а значит, настало время представить вам новую серию «Антимонопольной азбуки».
На этот раз она посвящена важнейшему финансовому документу страны. «Бюджет» – речь пойдет именно об этом, известном каждому, но на самом деле очень сложному термину.
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства, всех служб, ведомств, правительственных программ и т.д. Составляется он на определенный период времени (например, на год) и содержит в себе информацию об источниках поступлений в казну, размерах ожидаемых поступлений и потребностях, которые необходимо удовлетворить за счёт государственных средств.
Происходит это слово от древненормандского «bougette», что переводится, как «сумка, кошелёк». Именно этот, если можно так выразиться, «мешок» пополняют нарушители, выплачивая назначаемые
#ФАС штрафы.
Ещё раз подчеркнём, что эти штрафы перечисляются именно в государственную казну. Ведь тот, кто преступает границы антимонопольного законодательства, наносит ущерб экономике всего государства, отчего страдает и бизнес, и государство, и простые граждане.
Экономия бюджетных средств – это своего рода «красная нить» в работе
#ФАСРоссии, одна из важнейших тем в контроле госзаказа и гособоронзаказа. Если вы услышали о том, что антимонопольное ведомство раскрыло громкий картель, аннулировало подозрительную закупку или настаивает на введении электронных аукционов, то можете быть уверенными – речь идет об экономии бюджетных средств государства.

В – Вертикальное соглашение

Трансляцию нынешней недели мы завершаем жизнерадостным аккордом оды самообразованию.
В нашей зубодробительной рубрике «Антимонопольная азбука» очередной забойный термин из арсенала Управления по борьбе с картелями. Встречайте, «Вертикальные соглашения».
«О Господи, что это?» - подумает неофит антитраста. И мы безо всякого снисхождения поясняем – это соглашения между продавцом и покупателем, и в некоторых случаях они запрещены. Запрещаются вертикальные соглашения в том случае, если могут привести к установлению цены перепродажи товара. Исключения составляют ситуации, когда продавец устанавливает цену перепродажи по максимальной планке. Еще они запрещены, если соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозсубъекта, который является конкурентом продавца. Но и здесь есть нюансы. А еще в обоих случаях доля и продавца и покупателя должна превышать 20% рынка. Короче, все сложно и без горячительного напитка, ну там мятного чаю и кофе, с первого раза не понять. Но ведь пятница, конец рабочей недели. Так что шансы разобраться все же есть )
Хороших вам выходных и честной конкуренции.

Г – Государственные закупки

Итак, которую уже пятницу нас охватывает непреодолимая жажда просветления окружающих. Именно поэтому появилась наша постоянно-занятная рубрика «Антимонопольная азбука». Сегодня вся грамота антитраста сводится к букве «Г».
Друзья, представляем вам «Госзаказ».
Если кратенько – это наше всё. Не вот это хипстерское «ой, всё!», а фундаментальное «всё». Формально же, «госзаказ» или «государственный заказ» это, естественно, заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств бюджетов разного уровня. Начиная с федерального и заканчивая, как ни странно, внебюджетными источниками финансирования.
Процедуры размещения заказа бывают разные. Навскидку если, то сразу вспоминаются следующие: конкурс, аукцион, запрос предложений и всякие другие. Еще есть пара основных нормативно-правовых актов, которые регламентируют госзаказ. Это 44-ФЗ и 223-ФЗ. За подробностями милости просим сюда
https://goo.gl/jLwI9x
Объявление о закупках размещаются в единой информационной системе в сфере закупок. Расположена эта система по адресу zakupki.gov.ru.
В качестве завершения пара будоражащих воображение чисел. С 1 января 2011 года по сегодняшний день на «закупках» было размещено более 14,6 млн извещений на общую сумму свыше 33,8 триллиона (!) рублей.

Д – Дискриминационные условия

Итак, пятничный вечер мы традиционно посвящаем нашей антимонопольной азбуке. В прошлый раз, вы наверняка помните, мы разбирали госзаказ. Логика и алфавит подсказывают нам, что пришел черед буквы «Д». В антимонопольной азбуке звучит она как «Дискриминационные условия».
Дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок или условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозсубъект, а иногда их может быть несколько, поставлен в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами.
Для наглядности приведем свежий пример – дело в отношении торговой сети «Лента». Сеть взимала с поставщиков винной алкогольной продукции деньги за одинаковые услуги по размещению информации о товаре в каталоге «Лента товаров». Также ритейлер брал плату за услуги по размещению товара на спецоборудовании в магазине, где само вино не продавалось. Т.е. сеть взимала разную плату за фактически одинаковые услуги. Это, ребята, и есть те самые дискриминационные условия для отдельных поставщиков.
И да, за это можно привезти себе в кассу серьезный штраф. В случае с «Лентой» он составил 47 млн рублей.

Е – Естественные монополии

Традиционно, пятницу мы считаем самым подходящим днем, чтобы обернуть гранит конкурентной науки крутой этикеткой антимонопольной азбуки. Поприветствуем «Естественные монополии», а также разберемся наконец, что за смысл скрывается в этом словосочетании.
В законе «О естественных монополиях» прописаны конкретные сферы, где мы можем наблюдать это явление. Мы не поленились и скопипастили для вас их все.
Итак, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится: Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Первая естественная монополия, которая приходит на ум – это РЖД. Родина у нас необъятная, ее площадь сопоставима с размерами примерно четырехсот одиннадцати Швейцарий. В таких условиях «железка» представляется единственным доступным средством, чтобы добраться в большинство крупных и не очень населенных пунктов практически на всей территории РФ. Т.е. понимаете, да? Рельсы, шпалы, станции – все это уже построено, существующего объема хватает, чтобы удовлетворить запрос населения.
В естественно-монопольном сегменте нет конкуренции в силу объективных причин (технологических, например) и нет смысла ее там развивать. За примером обратимся к еще одному субъекту естественных монополий – компании Транснефть. Ребята серьезные, «дуют» по своим системам трубопроводов практически 90% всей нефти(!), которую добывают в России. Протяженность этих магистральных трубопроводов – около 71 000 километров. Этого хватит, чтобы «обернуть» ту же Швейцарию вокруг ее госграницы 38 раз. А теперь прикиньте, что кто-то вдруг решил конкурировать с Транснефтью и построить сравнимую по масштабам сеть? Мы думаем, что даже Илон Маск со своей идеей колонизации Марса не решился бы на подобную бессмысленную затею. Это, дорогие друзья, те самые технологические причины, которые не позволяют заменить трубу Транснефти какой-либо другой.
Спрос на услуги естественной монополии практически не зависит от их стоимости. И это тот момент, когда субъекты могут злоупотреблять своим положением на рынке. В этом случае из эффективного инструмента удовлетворения спроса они становятся объектом внимания ФАС России. А мы, в свою очередь, знаем массу вариантов решения этого вопроса. Уж поверьте )
Теперь вы прокачаны практически на 19% нашей антимонопольной науки. Отличный повод порадоваться сегодняшнему вечеру и грядущим выходным, мы считаем. До встречи.

З – Закон о защите конкуренции

Уверены, вы уже привыкли к нашим урокам антимонопольной азбуки по пятницам и с нетерпением ждете очередной выпуск. А если нет – привыкайте. Букв много, так что до конца года как минимум будем радовать вас теорией конкурентной науки.
Теперь к делу. Прошлая неделя была посвящена букве «Е» и «Естественным монополиям». На «Ё» у нас есть термин, но общество его признает непечатным, поэтому, пожалуй, и мы воздержимся. С «Ж» чуть попроще – там ЖКХ и про это либо хорошо, либо лучше ничего не писать. Так что с легкой совестью пропустим эту парочку и перейдем сразу к законодательным основам. Буква «З» – Закон о защите конкуренции.
Ну что тут скажешь, Закон о защите конкуренции, или 135-ФЗ – наше все. Это ключевой нормативно-правовой акт в антимонопольном законодательстве РФ. Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Круто? Очень. Еще в законе прописаны основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Если вы думаете, что конкуренцию, которая вообще-то выступает основой любого прогресса, могут нарушать только разные бизнесы, то это не так. 135-ФЗ на этот счет вполне категоричен и согласно первой его статье (или как пишут юристы п.1 ст.1 №135-ФЗ), закон устанавливает запрет на «недопущения, ограничения, устранения конкуренции» федеральными органами исполнительной власти, госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления и всякими другими госорганизациями. Еще отдельной строкой прописан ЦБ РФ, так что и мы не обойдем его стороной.
Закон о защите конкуренции был принят 26 июля 2006 года. За время своего существования документ пережил серию модернизаций, которые принято называть «антимонопольными пакетами». Всего их было четыре, самый свежий, четвертый, вступил в силу с 1 января 2016 года. И да, он сделал наш закон несколько либеральней, особенно в том, что касается субъектов малого и среднего бизнеса. Этим летом мы праздновали десятилетний юбилей антимонопольного законодательства и даже записали комментарий Артема Молчанова - начальника правового Управления ведомства.
https://youtu.be/PlCcZ2uLG2w

И – Иностранные Инвестиции

Друзья, согласно сложившейся у нас доброй традиции в эту пятницу мы представляем вам очередной термин из активного словаря настоящего антимонопольщика ;) На прошлой неделе мы кратко рассказали вам о Законе о защите конкуренции, а значит пришла очередь буквы «И».
Очередной шедевр из нашей антимонопольной азбуки -«Иностранные инвестиции». Да-да, оказывается, что это модное в наши дни словосочетание тоже связано с антимонопольным регулированием. Сейчас поясним почему.
Для начала разберемся с тем, что же такое инвестиции (на случай если вы не заканчивали крутых бизнес-школ или не изучали западную экономическую теорию по книжкам «Экономика стран загнивающего капитализма»). Итак, инвестиции — это долгосрочные (а иногда и не очень) вложения капитала с целью получения прибыли.
Логично, что «иностранные инвестиции» - это вложения иностранного капитала осуществляемые государством, предпринимателями или физическими лицами одной страны в экономику другой страны.
В целях защиты национальных интересов в большинстве стран существует специальное законодательство, регулирующее порядок осуществления иностранных инвестиций в отрасли экономики, имеющие особое (официальным языком «стратегическое») значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для России таким специальным правовым актом, стал Федеральный закон от 29 апреля 2008 года «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» или как его называют люди, погруженные в тему - «Закон об иностранных инвестициях», также известный как «57-ФЗ».
«С законом все понятно, но причем здесь ФАС?», - спросите вы. А мы ответим, что 57-ФЗ устанавливает порядок осуществления инвестиций, а антимонопольная служба следит за его соблюдением. А окончательное решение о том, допустить вхождение иностранного капитала в статегическое предприятие или нет принимает соответствующая комиссия Правительства РФ, постоянным участником которой является руководитель ФАС Игорь Артемьев.
К слову, за 8 лет существования 57-ФЗ нами было получено более 400 ходатайств, а правительственная комиссия приняла решения более чем по 200 сделкам. Желающих понять масштаб подобных сделок милости просим в спецраздел на нашем сайте: https://goo.gl/pNiabN
Всем хорошей пятницы!

К – Конкуренция

Ребята, сегодня знаменательный день для нашей антимонопольной азбуки. Скажем больше – юбилей. Подкованный в арифметике и русском языке заметит – как бы не так, буква «К» всего лишь двенадцатая в алфавите. На что мы ответим: Ничего подобного. К – значит Конкуренция, и не будь потребности отстаивать принципы честной конкурентной борьбы, думаете стали бы мы громоздить такое количество терминов вокруг? Сёрфили бы на Гоа и в «ус не дули». Так что откладываем купальные принадлежности до поры и ловим образовательные волны )
Конкуренция. Термин пришел в наш язык, как водится, из великого, могучего, но мертвого латинского. В переводе «concurrere» значит «сходиться», «сталкиваться», «соперничать». В словаре Владимира Даля конкуренция трактуется как соперничество, борьба для получения выгоды. Область соперничества может быть самой разной, но если говорить об экономике, то здесь сталкиваются интересы хозяйствующих субъектов, а выгода публикуется в отчетах по РСБУ и МСФО.
Классическая экономическая наука (напишите, если знаете другую) выделяет 12 видов конкуренции, среди которых совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая, монополистическая, деловая, банковская, недобросовестная и другие. Пытливый ум наверняка найдет определения каждого из них в открытых источниках.
Несмотря на все свое многообразие и фундаментальность, конкуренция очень трепетная барышня. Всяк хитер да пронырлив норовит нарушить ее, придумывает изощренные методы уложить соперника на лопатки околорыночными методами.
И в такой ситуации в авангарде защиты конкуренции выступает ФАС России. Мы оказываемся своего рода арбитрами, которые следят за правилами рыночной игры, установленными Законом о защите конкуренции и в ряде других нормативно-правовых актов государства. Хорошо или нет это получается – оценивать вам, а еще авторитетному рейтингу конкурентных ведомств Global Competition Review, согласно которому ФАС России стоит в одном ряду с конкурентными ведомствами таких стран как Швеция, Сингапур, Финляндия, Швейцария
https://goo.gl/ds741x.

Л – Либерализация

Друзья, тут такое дело. Дополнительные выходные – это здорово, спорить не станем. Тем более в честь национального праздника. Но держать сознание в тонусе как-то нужно, так что мы собрались и подготовили для вас новый термин «Антимонопольной азбуки». Встречайте, Л – Либерализация.
Либерализация – это расширение прав и свобод где бы то ни было. В нашем случае, поговорим о либерализации антимонопольного законодательства.
Дискуссии вокруг либерализации Закона о защите конкуренции разворачивались не один год. И с принятием четвертого антимонопольного пакета – свода поправок в наш 135-ФЗ, конкурентное законодательство теперь в полной мере вписывается в контекст либерализации.
Остановимся поподробнее на изменениях, принятых в «четвертым пакетом».
Расширение института предупреждения и предостережения. Мы и раньше предупреждали, и предостерегали потенциальных нарушителей. Поправки увеличили количество статей АМЗ, по которым можно предупреждать. 80% предупреждений исполняется, что очень круто. С введением института предупреждения хозсубъекты стали реже обращаться в суды. Фактически, ФАС реально разгрузила суды от 2000 дел в год.
Еще одним эффективным оружием либерализации в российском антитрасте стал пересмотр решений наших территориальных органов, т.н. «внутриведомственная апелляция». Не то чтобы мы часто его расчехляем, но для обеспечения единообразия правоприменительной практики подобная мера вполне подходит. Вот свежий пример
https://goo.gl/fWCzDB
Теперь, перед вынесением решения по делу, мы выдаем заинтересованным участникам предварительное заключение об обстоятельствах дела. Эдакая штука придумана для того, чтобы стороны могли ознакомиться с аргументацией ведомства. А если потребуется, то уточнить или пояснить свою позицию.
Иммунитет для малого и среднего бизнеса. Под действия 10ой статьи 135-ФЗ не попадают предприятия или компании, годовой оборот которых не превышает 400 млн рублей. Не слабо, нам кажется. Это значит, что такие компании не могут считаться доминирующими, а проводить их внеплановую проверку (коль такая вдруг понадобится) ФАС сможет только с санкции прокуратуры.
На самом деле, модернизация антимонопольного законодательства в России — это процесс не прекращающийся. Кстати, недавно на одном из мероприятий (попробуйте догадаться каком )) Алексей Кудрин отметил, что на плечи антимонопольного органа в условиях развивающейся экономики ложится куда больше ответственности. В странах с развитой экономикой регуляторы выполняют чисто техническую работу, а остальным приходится во всю включаться в переходный процесс, - резюмировал экс-министр финансов и бывший зампред Правительства.

М – Монополия

Друзья, привет. Мы хотели завершить нынешнюю пятницу как всегда задорно и с огоньком, но «Антимонопольная азбука» дошла сегодня («cама, на лыжах») до буквы М, а значит шутки в сторону. М – Монополия.
Всем известно, что «монополия» в переводе с греческого означает «продаю один» или если «литературно», то «один продавец». Если мы говорим об экономике (а мы о ней и говорим), то монополия — это ситуация в отрасли, при которой существует только одна организация, нет внятной альтернативы всем благам, произведенным этой структурой. И, наконец, никаких предпосылок для появления нового игрока.
Мы насчитали семь типов монополий, самые известные из которых – естественная (см. букву «Е» в нашей азбуке), открытая – чаще всего связна с технологическим прорывом и закрытая. Последнюю, кстати, еще называют государственной – товарные границы рынка такой монополии, как правило, определяют на законодательном уровне (например, монополия на торговлю вооружениями).
Еще есть картель (см. букву «К» в нашей азбуке), синдикат, концерн и чистая монополия. Останавливаться подробно на каждом из типов не будем – оштрафованная этим летом на 438 млн рублей компания
https://goo.gl/l6CYnX и жажда знаний вам в помощь.
Итак, из всего сказанного непонятно, чем же так страшная монополия. В принципе, действительно не страшна. Ровно до тех пор, пока субъект монополии не начинает злоупотреблять своим положением на рынке: диктовать условия продажи, например, устанавливать шокирующие, в плохом смысле слова, цены, ограничивать доступ к услуге или продукту и вот это все. И если подобное вдруг случается, на сцене появляется антимонопольная служба и Закон о защите конкуренции, которым ведомство руководствуется в своей работе. В частности, вторая глава Закона так и называется: «Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция». Здесь досконально прописаны основания, которые могут стать поводом для антимонопольного разбирательства, а также последствия нарушения требований Закона, которые, как в случае с картелями «неизбежны и неотвратимы».

Н – Недобросовестная конкуренция

Друзья, привет. Сегодня мы подумали провести очередной сеанс антимонопольного ликбеза в духе английского чаепития. Как это? Очень просто – неторопливо болтаем о погоде, а самое интересное обсуждаем в финале, кратко и сумбурно. Но когда поняли, что в нашей антимонопольной азбуке настал черед буквы «Н», весь лоск буржуазного флера испарился сам собой, и через мгновенье вы поймете от чего.
Представляем «Н» - Недобросовестная конкуренция.
Чтобы не писать каждый раз этот громоздкий, но завораживающий термин, перейдем сразу к юридическому сленгу. Недобросовестная конкуренция звучит на этом «птичьем» языке как «НДК». Кстати, запрет на такую «фи-конкуренцию», помнит внимательный читатель, устанавливает вторая глава Закона о защите конкуренции.
НДК может быть обличена в самые разнообразные формы, от ложных и неточных сведений, введение потребителя в заблуждение относительно того, как где и кем произведен товар до некорректного сравнения своего продукта с продуктами конкурента и многое другое.
На самом деле, при всем своем внешне скучном обрамлении в виде законов и аббревиатур, комиссии ФАС по НДК могли бы соревноваться в каком-нибудь стенд-ап шоу. Дело вовсе не в поведении членов комиссии, а в тех способах и средствах, которые изворотливые (но не всегда изобретательные) бизнесмены используют в погоне за прибылью. Некоторые полностью копируют внешний вид товара и визуального оформления («до степени смешения» если по-нашему)
https://goo.gl/wFS2xu, кто-то призывает искать в действиях конкурента нечестности https://goo.gl/yc43LY. Вообще, историй, связанных с правами на интеллектуальную собственность и рекламой, довольно много. Подробно изучить работу #ФАС в этом направлении вам поможет наш сайт, на котором есть поиск по тэгам – набираете в строке поиска НДК и вперед. Удачи )

О – Олигополия

Добрый вечер, друзья. Не прошло и полгода, как в нашу пятничную образовательную минутку вновь возвращается составное слово, которое оканчивается на «-полия». Не откладывая в долгий ящик «Антимонопольную азбуку» представляем «О» - Олигополия.
Мы помним (мы-то уж точно помним), что «полия» по-гречески означает «продаю». «Олигос», в свою очередь, переводится все с того же греческого языка как «малочисленный». Вместе эта парочка представляет собой Олигополию – рыночную структуру, в которой доминирует небольшое количество фирм.
Википедия, эта неисчерпаемая кладезь коллективного знания, предлагает нехилые такие варианты примеров олигополии – Боинг, Эйрбас, Мерседес и БМВ. Из этого набора несложно сделать вывод: олигополии, как правило, – это наиболее крупные представители отрасли. Попасть в «песочницу» этих гигантов можно, но сделать это непросто, потому что вход на рынок требует либо больших средств, либо «заказан» законодательно.
Автор одного из первых в СССР анализов основных школ современной буржуазной политической экономии Израиль Блюмин в своем главном труде, опубликованном аж в 1928 году, описывал олигополию так, что мы не удержались и цитируем отрывок для вас.
«Некоторые буржуазные экономисты пытались сформулировать различие в ценообразовании при монополии и олигополии следующим образом: при монополии цена имеет определенный и устойчивый характер; в условиях же олигополии она теряет свою определенность и относительную устойчивость».
Это, друзья, основы. Когда вы углубитесь в изучение термина, то найдете четыре модели олигополий, пару их стратегий поведения, несколько теорий олигополистического ценообразования и много чего еще. А пока вы предвкушаете поиски всего этого великолепия, мы желаем вам хороших выходных и прощаемся до новой пятницы.

П – Правила недискриминационного доступа

Друзья, привет. Кажется, в столицу пришла почти полноценная зима. Не успеете оглянуться, как окажетесь в кругу родных и близких, отмечающих Новый год. Это хорошая новость. Еще одна хорошая новость в том, что наша антимонопольная азбука прошла ровно половину своего славного пути и осталось еще столько же (что, как мы думаем, логично )). А чтобы вам было чем занять себя этим суровым декабрьским вечером, удивляем вас термином на букву «П» - Правила недискриминационного доступа.
Итак, ПНД или Правила Недискриминационного Доступа дают возможность потребителям получать услуги субъектов естественных монополий. При этом, условия для всех потребителей, следуя правилам, должны быть одинаковыми. Например, они могут определять конкретные сроки заключения договоров, упрощать или унифицировать процедуры согласования, подписания, подключения etc. Фактически, ПНД предназначены для того, чтобы потребитель, не важно, бизнес это или частное лицо, получали доступ к услуге на одинаково хорошем уровне и по прозрачной цене.
Правила, как правило, разрабатывает ФАС России (на основе соблюдения принципов честной конкуренции, куда же без этого), потом они проходят процедуры межведомственного согласования (иногда с трудом, но мы же профессионалы) и являются миру в виде постановлений Правительства РФ.
Отрасли, где такие правила применяются, бывают самыми разными – телеком, электроэнергетика, транспорт, теплоснабжение и вот это всё.
Немного конкретики. Ровно два года назад довольно много шума наделали (в хорошем, естественно, смысле) ПНД для игроков телекоммуникационного сектора. «Собственно говоря, - отметил тогда наш знаменитый замруководителя Анатолий Голомолзин, - постановление Правительства (которое утверждало правила, – прим. ред) регламентирует вопросы доступа к этим объектам инфраструктуры, описывает порядок, каким образом доступ обеспечивается, так, чтобы создавались равные условия для всех участников рынка». Подробности здесь
http://fas.gov.ru/press-center/media-arxiv/videoarchi..
Сейчас самый свежий проект ПНД в повестке ведомства – правила недискриминационного доступа к услугам портов и транспортных терминалов. Споров вокруг согласования документа довольно, но вы ведь помните – мы профессионалы )

Р – Реклама

Друзья, привет. Первая декада декабря традиционно радует нас погодой (поморозило, снегу намело – все как мы любим )) и плотной антимонопольной повесткой. Но мы не забываем (и вам настоятельно не советуем) о нашей антимонопольной азбуке. Сегодняшний выпуск посвящен букве Р. Итак, представляем вашему вниманию «ее-величество-двигатель-торговли» – Рекламу.
Реклама. Наверняка, кто-то из наших читателей застал самое начало развития рекламной отрасли в России. Помните, были ролики про многодетную мать детей-танцоров, которые постоянно пачкали беленькие носочки, а она, мать, кипятила эти несчастные носки, пока не нашла наконец чудо-порошок. Или сюжет, где лихой ковбой мчал по прериям на повозке, колеса которой представлялись гигантскими шоколадными вафлями, а еще сухие соки, которые стоило разбавить водой и кувшин апельсинового нектара готов. В общем, всякое мы видели и ко многому привыкли – тысячи квадратных метров разномастных рекламных перетяжек по всей столице, а Леня Голубков – самый узнаваемый персонаж во всех уголках страны.
Сегодня реклама стала не только неотъемлемой частью нашей жизни, но и вышла на качественно новый уровень. Не удивительно, что в российском законодательстве появился и соответствующий документ, который регламентирует демонстрацию преимуществ того или иного товара или услуги – это закон «О Рекламе».
Закон работает, но время от времени появляются «шедевры», которые вызывают у граждан нашей страны вопросы. Слоганы, на грани культурного шока, разные странные изображения или общий негативный посыл. Содержание рекламы также становится предметом спора хозяйствующих субъектов.
Со всеми этими вопросами имеет дело ФАС России, а конкретно – наше доблестное управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (НДК). Про НДК мы уже рассказывали в одном из выпусков азбуки, остановимся на первом слове после «контроля».
Свежий кейс от антимонопольщиков – нарушителями закона «О рекламе» признаны радиостанция «Эхо Москвы», издательский дом «Комсомольская правда», телеканал «РТВ-Подмосковье» и компания-рекламодатель «ОЗИРИС». Детали здесь
https://goo.gl/9s3NxQ
Кстати, при ФАС России работает экспертный совет по рекламе, куда входят отраслевые специалисты. Именно этой команде вместе с представителями ведомства приходится коллегиально решать самые сложные рекламные споры. Примеры решений экспертного совета здесь https://goo.gl/pVSREj

С – Сговор на торгах

Еще пара пятниц и страна с радостью, удивлением и мандаринами распрощается с уходящим годом. Чего не скажешь о нашем крутейшем научно-познавательном проекте «Антимонопольная азбука» - до его завершения еще несколько месяцев точно. Ну, а прямо сегодня погрузимся в мир теней, паролей и явок с новым термином антимонопольщиков на букву «С» – Сговор. Да не просто сговор, а на торгах.
В словарях у «сговора» есть несколько определений, но найти одну общую характеристику не составило труда. Это «соглашение». В старину сговором называли соглашение между родителями жениха и невесты о браке (так что мам и пап всех «женатиков» можно считать вступившими в сговор. И за это не наказывали, кстати )).
В нашем случае, сговор – это тайное соглашение. Чаще всего эксперты ФАС России сталкиваются со сговором на торгах. Государственные структуры размещают на сайте госзакупок объявления о том, что им нужно сделать сайт, закупить «канцелярку», заправить служебные автомобили, продать помещение, построить что-либо (стадион, например) и многое другое. Для каждой отдельной позиции прописываются требования к потенциальным участникам – квалификация, ресурсы, а также стоимость поставки, постройки, продажи и всего остального. Цена выставляется по максимуму в расчете на то, что когда придут претенденты, они начнут соперничать за лот, в итоге, если дело касается услуги – цена на нее снизится, а если продажи, то наоборот.
Конечно, есть примеры, когда все случается, как задумано. Но попадаются (благодаря нашим спецам, в том числе) участники, которые, чтобы заполучить подряд или объект, начинают договариваться. С другими участниками. Процесс проходит тайно (как минимум – о таких историях не пишут в официальных пресс-релизах). Его герои распределяют роли, последовательность шагов, определяют координатора и выходят на торги. На торги ФСБ. На торги ФСБ по поставке автозаправок. Как, например, здесь
https://goo.gl/C6ec16
Случается, что участники торгов вступают вот во все это с торгов организаторами. Тут еще интересней, потому что организатор заранее знает, какие требования он предъявит к участникам. А еще во время самих торгов он получает ценовые предложения. И может сообщить своему сообщнику, какие предложения поступили и какое нужно сделать, чтобы «перебить» конкурентов. Вот пример такого сговора из практики Оренбургского УФАС https://goo.gl/GOuLNF
Ответственность за сговор на торгах предусматривает 11ая («барабанные палочки!») статья закона «О защите конкуренции». Кстати, по статистке возбуждения дел по этой статье, в 2015 году их количество выросло на 68% - до 409 дел по сравнению с 2014 годом. Более 80% дел по картелям (232 дела) – сговоры на торгах.
Ситуация не самая приятная, но ФАС России знает, что нужно сделать, а лучше статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского никто из нас об этом не расскажет. Вам слово, Андрей Юрьевич:
«Торги в целом требуют повышения прозрачности. Наша цель – сделать и закупки, и продажи максимально открытыми. Для этого нужно вывести все торги в электронный формат, установить жесткие процедуры для закупок госкомпаний и унифицировать правила продаж, - отметил он. – В итоге на торгах компаниям должно быть трудно договориться, а ФАС легко выявить сговор и доказать его».

Т – Тарифное регулирование

Друзья, привет! Тема очередного выпуска блистательно-познавательной рубрики «Антимонопольная азбука» пару лет назад вызвала бы недоумение. Да и мы сами, честно сказать, развели бы руками и посоветовали бы обратиться за разъяснениями в Федеральную службу по тарифам.
Однако, как мы помним (и напоминаем вам), в июле прошлого года Владимир Путин подписал указ об упразднении ФСТ и передаче её функций ФАС России. С этого момента все вопросы термина на букву Т – «Тарифное регулирование», полностью перешли в сферу ответственности антимонопольного ведомства.
Тарифное регулирование. Из этого словосочетания любому человеку даже с неполным средним становится понятно – речь идет об управлении. Изучая этимологию «тарифа», мы узнали, что слово пришло к нам из арабского языка (дословный перевод – «определение») и означает систему платежей за различные услуги. В русском языке слово «тариф» впервые упомянули почти триста лет назад.
В общем, тариф – это размер оплаты за услугу. Помните, в картине Леонида Гайдая удалая тройка устраивала коллективные обучения заморскому танцу «твист». Посещение урока было платным, плата осуществлялась согласно тарифу: первая картонку у входа гласила «Плата по таксе», а вторая сообщала, что «такса – 1 руб». Вот, в принципе, это и весь принцип тарифа. Есть определенная стоимость услуги, которая изменяется в зависимости от разных факторов. Для перевозок это, например, расстояние, характер груза (нордический), его количество и т.д.
Существуют отрасли экономики, где тарифы регулирует государство: коммунальные услуги, энергетика, газ, нефть, ж/д транспорт, услуги связи, аэропортов и транспортных терминалов, техосмотр, лекарственные средства и медизделия, перемещение и хранение задержанных транспортных средств. С 2017 года в этот список добавится вывоз бытовых отходов.
Упрощая, регулирование тарифов происходит следующим образом: бизнес, исходя из своих операционных и разных других расходов, прогнозов и общего состояния экономики говорит – чтобы оказать эту услугу и не работать в убыток, мне нужно «вот такой тариф». ФАС России собирает Правление - спецорган, который собирается регулярно и решает, дать запрашиваемый тариф или нет. Правление ФАС России смотрит условную заявку госкомпании, оценивает, действительно ли «вот такой тариф» необходим, не включено ли в него содержание автопарка или спортклуба, и если все ок – утверждает. Ну а если не ок, то «вот такой тариф» превращается просто в «тариф».
Тема, друзья, интересная. В ней много деталей и когда после прочтения этого полотна вам захочется подробней в ней разобраться, милости просим на наш сайт в спецраздел
https://goo.gl/qEyMld

У – Унитарное предприятие

Друзья, привет.
В предпоследний день уходящего года мы рады преподать вам очередной урок из цикла антимонопольной азбуки.
Время в эту пору дорого – подарки, открытки, праздничные угощения и все прочие прелести грядущего торжества. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, переходим стразу к термину. Буква У – «Унитарное предприятие».
Главное, что вам стоит знать об организациях такого типа – их создает государство и они коммерческие, такие предприятия не могут распоряжаться имуществом, которым они управляют и могут быть ответчиком в суде. А, еще они сами не могут создавать другие унитарные предприятия.
Работу унитарных предприятий регламентирует федеральный закон с предсказуемым названием «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарными могут быть федеральные, государственные и муниципальные предприятия.
В принципе, ничего интересного. Но стоит взглянуть на примеры антимонопольной практики и все эти ГУПы и МУПы предстают перед нами в совершено новом свете. Например, используя разные непрозрачные процедуры, они часто сдают землю в аренду с преимущественным правом ее выкупа. Или, чтобы избежать проведения закупок по конкурентной процедуре создатель (прямо праведные мурашки от этот определения)) унитарного предприятия передает ему средства, которые потом тратятся абсолютно произвольно. Или, вот относительно свежий пример из сферы ЖКХ – больше всего затрат в общем тарифе унитарных предприятий заложены в графе «Прочее». т.е. какой-нибудь ГУП «Водоканал», в теории (ну-ну), может заложить цену новенькой БМВ в тариф на водоотведение.
Нормальный гражданин, конечно, спросит – вот вы увидели эту темную сторону «уников». Что дальше? У ФАС России есть предложения. Например, создавать новые ГУПы и МУПы по согласованию с нами, если предприятие создано с нарушением антимонопольного законодательства – ликвидировать их через суд. Есть и вовсе кардинальный вариант –ликвидировать ГУПы и МУПы, их имущество передать в госсобственность, а потом приватизировать или сдавать в аренду малому и среднему бизнесу.
Что из этого получится? Мы верим, что будущий год принесет не только фантастическое количество позитивных эмоций, но и больше конкретики в вопросе работы «уников».
Спасибо, что читаете нашу азбуку ) С наступающим, друзья!

Ф – ФАС России

Друзья, привет. Уверены, вы успели прийти в себя после новогодних каникул (некотором из нас вообще кажется, что их и вовсе не было) и активно и с удовольствием окунуться в удивительный «рабочий» мир нового 2017 года.
Антимонопольная азбука уверенно и, что важно, регулярно, движется к своей развязке. И если рассматривать ее с точки зрения театральной постановки, то сегодняшний выпуск иначе как кульминацией не назовешь. Почему? Очень просто – мы подошли к очередному термину на букву «Ф» - Федеральная антимонопольная служба, ФАС России.
Федеральная антимонопольная служба была образована в 2004 году. Новоиспеченное ведомство стало приемником Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое в том же году упразднили. Под крыло ФАС перешел контроль деятельности естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе. Возглавил молодую службу Игорь Артемьев, который, как вы можете заметить, и по сей день остается у руля ФАС
https://goo.gl/OqF5Tu.
К слову, за те 12 лет, что г-н Артемьев руководит командой российских антимонопольщиков, был разработан и принят Закон о защите конкуренции и четыре пакета антимонопольных поправок к нему, ведомство получило дополнительные функции упраздненных ФОИВов – Рособоронзаказа и Федеральной службы по тарифам. Кроме этого мы не только входим, но и не выходим из авторитетного рейтинга эффективности конкурентных мировых структур – Global Competition Review
https://goo.gl/INI9sG.
Наши постоянные читатели наверняка в курсе того, чем занимается ФАС, а непостоянным будет полезно узнать, что сегодня регулятор занимается контролем за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и рекламе и НДК. Кроме этого, мы осуществляем контроль госзакупок, исполнения гособоронзаказа, иностранных инвестиций и активно включаемся в тарифное регулирование (инфляция минус и вот это всё).
Если же обобщить весь этот набор полномочий и говорить коротко, то ФАС России продвигает всеми доступными нам законными способами идеалы честной конкуренции.
При ФАС России созданы профильные экспертные советы, где власть, бизнес, а также все другие заинтересованные стороны, обсуждают насущные и проблемные вопросы. Подробности о советах по ссылке
https://goo.gl/m70si2
Мы активно развиваем международное сотрудничество. Делимся опытом, изучаем зарубежную практику, обсуждаем глобальные вопросы развития конкуренции и предлагаем их решения. Вот, полюбуйтесь https://goo.gl/pheUzA
Ведомство часто звучит на полосах газет, лентах информагентств, телевизоре центральных теле- и радиоканалах. Инициатив много – естественно, что у журналистов и граждан появляются вопросы. И мы открыто и честно на них отвечаем. Вот, кстати, недавний пример https://goo.gl/bLilJD
Что еще добавить? У нас всех крутая работа. А особенно у нас ))

Х – Хорошо

Друзья, привет. К нашему стыду получилось так, что в минувшую пятницу мы не представили вам очередную азбуку (наверное, виной тому то, что мы, как многие наши соотечественники отвлеклись на «карусель историй» вокруг инаугураций кое-кого кое-где). Попытаемся исправить ситуацию и впредь не нарушать традицию по пятницам погружаться в глубины удивительной конкурентной терминологии.
Антимонопольная азбука подошла к букве «Х», так что освободите разум, приготовьтесь к чувственному восприятию знаний и ничему не удивляйтесь. Хорошо? Это, кстати, был не вопрос, а очередной термин конкурентного алфавита – «Хорошо». Как говорят трансформеры, давайте разбираться.
В прошлом рассказе о ФАС России мы вскользь упоминали рейтинг эффективности конкурентных мировых структур – Global Competition Review. «Хорошо» – это оценка работы нашей доблестной службы.
Global Competition Review или Всемирный обзор по конкуренции – пожалуй, одно из самых авторитетных международных изданий, посвященных антимонопольному регулированию. Ежегодно организация сводит в единый рейтинг невероятные массивы данных и показателей, которые, так или иначе, характеризуют развитие конкуренции и усилия конкурентных ведомств 145 государств.
Оценка проводится по 5-ти балльной шкале с разбивкой ведомств по количеству «звёзд» на группы: элита, очень хорошо, хорошо и удовлетворительно.
Работа российского ведомства впервые получила оценку GCR в 2006 году. Тогда мы заняли 36 место из 38 возможных, и то, это было очень почетно, так как всего в мире насчитывается около 140 антимонопольных ведомств. По итогам прошлого года эксперты CGR поставили ФАС России в один ряд с конкурентными ведомствами Швеции, Сингапура, Финляндии, Швейцарии.
И раз уж от этого никуда не уйти – «Хорошо». Такую оценку работы мы получили в 2016 году от авторитетной структуры.

Ц – Центральный аппарат

Вы знали, что отделения ФАС России есть в каждом из регионов нашей необъятной? Республики, автономные округа, края и области – антимонопольщики буквально повсюду. Для обеспечения единообразной правоприменительной практики, для координации работы, для постановки стратегических задач нашим профессиональным единомышленникам по всей стране – для всего этого есть Центральный аппарат. Изучим новый термин на букву «Ц» в популярном формате вопрос-ответ.
В новостях, случается, пишут «ФАС Санкт-Петербурга». Там у вас тоже центральный аппарат?
Нет. В Питере у нас Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, или Санкт-Петербургское УФАС. Такой же порядок названий и во всех других регионах. УФАС много, а ФАС одна. И говоря ФАС России мы как раз имеем ввиду центральный аппарат (ЦА).
Получается, отличие только в названии?
Конечно нет. В компетенции ЦА входит не только контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, тарифного регулирования, закона о рекламы, НДК, госзаказом и гособоронзаказом, но и функции по принятию нормативно-правовых актов. Поправки к нашим основным законам и другие профильные законодательные инициативы – история исключительно «центральноаппаратная». Еще мы даем разъяснения антимонопольного законодательства и можем проверять мегазакупки на сумму свыше 1 млрд рублей. У территориальных органов такой функции нет.
«Законодательные инициативы» - звучит скучновато. Наверное, молодежь к вам работать не приходит?
А вот это конкретное заблуждение, друзья. ФАС России очень прогрессивное и молодое ведомство. Основная часть руководителей управлений и отделов регулятора – фантастичные специалисты в возрасте от 27 до 35 лет. Численность работников центрального аппарата составляет чуть больше тысячи человек, а вместе с нашими управлениями –около 3,5 тысяч . Однако, учитывая объем переданных нам полномочий, это очень и очень немного. Например, в Россельхознадзоре работает в 6 раз больше специалистов.
ОК, по поводу возраста разобрались. Как на счет прогрессивности?
Как говорил один авторитетный чиновник, уверяем вас, «там все нормально». Например, ФАС России была одним из первых ведомств, прошедших сертификацию на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001-2008. В прошлом году Центральный аппарат ФАС также успешно прошел сертификационный аудит. Даже с учетом расширенных в 2015 году полномочий, наша система менеджмента качества соответствует мировым стандартам.

Хм, звучит убедительно! А как бы поближе познакомится с вашей организацией?
Ну если вы не приверженец принципам здоровой и честной конкуренции, то мы сами вас найдем. Если же вы честно ведете бизнес или просто интересуетесь развитием антитраста в России, то вот несколько вариантов узнать о нашей работе подробнее. Во-первых, у нас есть сайт
www.fas.gov.ru. Во-вторых, ведомство плотно представлено в социальных сетях – пишите в поиске «ФАС России» и попадаете прямиком в наши аккаунты. В-третьих, здесь https://goo.gl/zzWCTq можно записаться на экскурсию в центральный аппарат ФАС. Еще у нас есть виртуальный музей https://goo.gl/JWaVzu.

Ч – Частный иск

Друзья, привет.
Удивительная круговерть событий и громких информационных поводов, увы, отвлекла нас от не менее удивительного и регулярного удовольствия посвящать вас в таинства антимонопольной терминологии. С другой стороны, во-первых, учиться никогда не поздно; во-вторых, понедельник – прекрасный денек, чтобы постичь очередной термин конкурентной азбуки на букву «Ч» – Частный иск.
Слово «частный» в представленном словосочетании недвусмысленно подсказывает - речь идет об иске одного лица в отношении другого. Если частных лиц много, а требования к ответчику одинаковы или схожи (что не одно и тоже ) – получается коллективный иск. Поводов для подачи частного или коллективного иска может быть великое множество, не зря же Гражданский кодекс РФ состоит из четырех частей ;) Нас прежде всего интересует иск, поводом для которого послужило нарушение антимонопольного законодательства.
Вообще, в нашем славном государстве сложилась определенная практика – обнаружил признаки нарушения Закона о конкуренции – обращайся в ФАС. Тут тебе и штат профессионалов, и полномочия, и опыт ведения аналогичных дел. Во многих ситуациях этого может быть вполне достаточно, например, когда главное, чтобы антимонопольный орган заставил нарушителя исправить свое будущее поведение. Но что делать, когда в результате противоправных действий были потеряны деньги? Вот тут на помощь и приходит частный иск. В принципе, для подачи такого иска даже не надо обращаться в ведомство, можно пойти прямиком в суд. Обычно в профессиональной среде такие иски именуются как standalone иски (что переводится не иначе как «отдельно стоящие»), т.е. подающиеся в условиях отсутствия решения антимонопольного органа о нарушении того или иного лица. «Бремя доказывания» наличия нарушения в таком случае полностью ложится на плечи истца.
Если же иск подается частным лицом уже после того, как ФАС вынесет решение о наличии нарушений в действиях ответчика, то такой иск принято называть follow-on иском, или последующим иском. В таком случае истец может ссылаться на решение антимонопольного органа и даже привлечь его в качестве третьей стороны. А вот доказывать размер ущерба, причиненного антиконкурентными действиями ответчика, истцу придется в любом случае.
Здесь на наш взгляд необходимо добавить пару слов вот о чем. Бывают случаи, когда мы, радостно докладывая вам об очередном многомиллиардном штрафе, наталкиваемся на замечания вроде «пострадали потребители, а штраф заплатят в федеральный бюджет – где справедливость?». Горькая правда заключается в том, что никто, кроме самих пострадавших не может защитить свои права (читай - вернуть потерянные деньги). Но мы можем помочь вам доказать, что нарушение было, а вы можете помочь нам наказать нарушителя. И это хорошая новость!
Немало людей в глубине души подозревает, что существуют корпорации, которые не боятся штрафов. А вот частных исков, особенно массовых или коллективных боятся очень даже. Ведь судиться с сотнями бывших клиентов чревато не только непомерными расходами на адвокатов, но серьезными репутационными потерями, судиться с обезличенным государством в этом плане – совсем другое дело.

Ш – Штраф

Друзья, добрый день. Торжество конкурентной мысли в профильных терминах «Антимонопольной азбуки» сейчас особенно сильно напоминает финал бесшабашного голливудского блокбастера – что ни сцена, то удивительный сюжетный фортель. В очередном эпизоде нашей полнометражной картины на первый план выходит термин на букву Ш – «Штраф».
«Штраф» - не первое иностранное слово в лексиконе антимонопольщика. Оно пришло к нам из немецкого, звучит на нем «die Strafe» и переводится как «узаконенное наказание за правонарушение». В нашем случае, это перечисление определенной суммы в госбюджет за нарушение Закона о защите конкуренции, рекламе, госзакупках.
Работать схема со штрафом стала так: ведомство устанавливает, было нарушение законодательства или нет. Если да, то мы признаем компанию виновной и потом привлекаем к административной ответственности. На этом, самом интересном для журналистов этапе, и озвучивается сумма штрафа. В зависимости от нарушения, они могут быть фиксированными (на самом деле такие штрафы как правило все равно указываются диапазоном, например, от 100 до 300 тысяч рублей) или оборотными (исчисляются исходя из объективных экономических показателей нарушителя). Впервые оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства были введены в 2007 году. Размер оборотного штрафа высчитывается по фиксированной формуле и может составлять от 1 до 15% от суммы выручки организации на рынке, где было нарушение. Для участников сговоров на торгах предусмотрен штраф в размере от 10 до 50% от начальной максимальной цены (независимо от того, получил ли в итоге сговорщик контракт или вообще какую-то прибыль). Свежий пример назначения оборотного штрафа – история Google, получившая штраф на почти полмиллиарда рублей (
https://goo.gl/vQN2At). Осталось этот штраф взыскать ;)
При всех невероятных суммах штрафов, думать, что главная цель мегарегулятора – состричь с нарушителей денежек для государства, будет в корне неверно. Наша задача – развитие свободной конкуренции, а не «истребление» предпринимателей. Поэтому еще в третьем антимонопольном пакете поправок мы ввели институт предупреждений и предостережений, а в «четвертом пакете» (который считается конкретно либеральными в части снижения административных санкций) количество случаев, в которых могут применяться предупреждения было расширено. Так что теперь ведомство прежде чем назначить нарушителю кругленькую сумму, предупреждает компанию (организацию, учреждение) о том, что нарушение необходимо немедля прекратить. Если к нам прислушиваются, то предприятие освобождается от административной ответственности (а журналисты грустно вычеркивают тему из записных книжек). Ну а если не прислушиваются (или если речь идет о картеле), тут уж, как говорил Лев Николаевич Толстой «ничего не попишешь, несите розги».
Кстати, со штрафами приключаются всякие занятные истории. Например, «Роснефть» сейчас пытается оспорить в суде штраф в 5 тысяч рублей, который регулятор наложил на компанию за несоблюдение закона о закупках. Почитать об этом можно здесь -
https://goo.gl/b1H9D9.

Щ – заЩита малого и среднего бизнеса

Друзья, привет.
Кажется, на этой неделе в Москву пришла весна. Пришла и тут же покинула столицу до тех пор, пока не станет по-настоящему тепло. Но не смотря на всю мимолетность явления, для очередного выпуска «Антимонопольной азбуки» мы подготовили специальный термин, который символизирует стремление ведомства к идеальному конкурентному будущему, где что ни день, то погожий и весенний, а крупнейшие игроки рынка относятся к своим малым и средним партнерам по бизнесу с уважением. Буква Щ – «ЗаЩита малого и среднего бизнеса».
Прежде чем разобраться в защите бизнеса, давайте поймем от чего же, собственно, необходимо защищать предприимчивых братьев наших средних и меньших. Первая история – это когда права бизнеса нарушает другой игрок товарного рынка. Навязывание дополнительных условий или услуг, дискриминация, установка завышенных тарифов, не подключение к разным электро-, тепло или газосетям и много еще чего. Как-только субъект МСП (малого и среднего предпринимательства) с чем-то подобным сталкивается, мы можем запросто включиться в спор. Вот примерно так
https://goo.gl/XAg46S
Вторая история касается нарушений прав предпринимателей органами госвласти и местного самоуправления. Например, администрация какого-нибудь района некой области придумывает распоряжение или приказ, где сказано, что бизнес, например, больше не имеет права реализовывать пивко в пивных барах, или запрещает ввозить копченый сыр из соседнего региона. Так быть не должно. И это повод для обращения к регулятору https://goo.gl/JjyJL4.
История третья связана с защитой МСП от тайных антиконкурентных договорённостей, которые участники рынка могут заключать друг с другом или с органами власти. Здесь картели, сговоры на торгах, антиконкурентные соглашения. Если вы столкнулись с этим знайте – ФАС России в состоянии донести до экономического злоумышленника, что картель – это самое опасное преступление против конкуренции и за него можно схлопотать срок
https://goo.gl/XJf0CF.
В заключении напомним, что в своей работе мы руководствуемся несколькими простыми идеями: создание благоприятной конкурентной среды во всех сферах бизнеса, обеспечение равного доступа к товарам естественных монополий, развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности и невмешательство власти в дела бизнеса. Если вы представляете малый или средний бизнес и видите, что какой-то из этих принципов нарушается, то вы определенно нуждаетесь в защите ФАС или наших террорганов. Милости просим. Контакты здесь
https://goo.gl/qGEahD )

Ъ – хозсубЪекты

Друзья, привет. Отгремел салютами День защитника отечества, отгорели яркими кострами проводы зимы, настала суровая реальность, в которой понедельник и промозглая предвесенняя Москва. Не все, однако, так уныло — впереди еще четыре классных рабочих дня, расширенное заседание Коллегии ФАС России, а прямо сейчас — новый супер термин антимонопольной азбуки с буквой Ъ – хозсубЪект.
Хозсубъект на самом деле состоит из двух слов, которые вместе звучат как «хозяйствующий субъект». Когда произносят или пишут это громоздкое словосочетание, как правило, имеют ввиду коммерческую или некоммерческую структуру, юридическое лицо. Объединяет их в термин пара характеристик: во-первых, все они занимаются каким-то делом, которое приносит доход; во-вторых, ведут от своего имени хозяйство (вот все то, что принято называть «бизнес»), производят экономические или хозяйственные операции — продают, покупают, производят, выполняют (или нет) работы и прочее и прочее.
Среди хозсубъектов государственные и частные предприятия, биржи, фонды, концерны, ассоциации, союзы — все те, кто занимается предпринимательством и зарабатывает этим.
Как видите, все очень просто, но есть пара нюансов. Порой, некоторые из хозсубъектов забывают, что здоровая конкуренция — фундаментальная основа развития экономики. В таких случаях в игру вынужден включиться регулятор, а хозсубъект имеет все шансы попасть в ленты новостей вовсе не в приятном свете. Еще один нюанс проявляется в том, что есть хозсубъекты, чья рыночная доля превышает 35% и чьи действия (или бездействие) могут оказать существенное влияние на весь рынок. Такие лица имеются "хозсубъекты, занимающие доминирующее положение" и постоянно находятся под наблюдением ФАС.

Ы – вЫбор

Друзья, привет.
Очередной термин антимонопольной азбуки, сегодня на букву "Ы", можно легко переложить на любую из сфер нашей жизни. Утром вы решаете - пить на завтрак кофе или чай, а может не завтракать вовсе. Потом выбираете, ехать на работу в метро, автобусом ила на авто. А если есть авто, то наверняка вам знаком процесс поиска, подходящего именно вам транспортного средства - сегодня выбор автомобилей не в пример лучше, чем, скажем, сорок лет назад. А термин, как вы наверняка догадались, звучит так: "Выбор".
В одном из выпусков нашего антимонопольного словаря мы разбирали "Конкуренцию" - соперничество в какой либо-области для получения плюшек. В экономике они принимают форму прибыли. Конкуренция неизменная спутница выбора, при этом, чем она здоровее, тем выбор больше. Например, вы решили отправиться в отпуск и решаете, лететь самолетом или ехать в поезде. Если самолетом - то по сотням направлений лучшим будет предложение, которое впишется в ваш бюджет, устоит по времени, определяющую роль могут сыграть дополнительные опции во время полета, предполетной подготовки и обслуживания в аэропорту прибытия. Все эти опции, которые может предоставить или нет перевозчик, все они представляют собой элемент конкурентной борьбы за вас. Не конкретно вас, конечно, а ваш бюджет - соперничество для получения прибыли. Качество продукта, скорость предоставления услуги и ее качество, уровень обслуживания, стоимость - все эти элементы позволяют вам выбирать. И надо отдать должное производителям (конечно, как его не отдать-то в обществе потребления) - с выбором у нашего поколения проблем нет.
Ну а если все такие есть? Вернемся к примеру авиаперелетов - случается, что направление не очень массовое, авиакомпаний на нем работает не много и цены у всех как под копирку высокие и одинаковые. В таком случае надо разбираться - действительно ли стоимость адекватна экономическим расходам перевозчика и нет ли сговора между игроками рынка по поддержанию цены. Все это угроза для конкуренции, а значит повод обратиться за поддержкой регулятора.

Ь – ответственностЬ

Друзья, привет. Очередной весений выпуск антимонопольной азбуки завершает серию экзорсисов с терминами группы могучей тройки русского алфавита "Ъ-Ы-Ь". Встречайте термин на Ь - "ответственностЬ".
Наверняка с "ответственностью" каждый из вас знаком не по наслышке. Бытовая, профессональная, ответственность за выбор и много какая еще. Например в главе "Домостроя" про "мужа и хозяина" в первом абзаце "ответственность" упоминается аж четырежды.
Антимонопольная практика тоже не лишена этой части, потому как мало выявить признаки нарушения Закона о защите конкуренции и аргументировано доказать, что хозсубъект нарушил конкурентное законодательство. В профилактических целях, а также чтобы "другим не повадно было", нужно привлечь нарушителя к ответственности и вот здесь начинаются ньюансы.
Ответственность за нарушение принципов честной конкуренции случается четырех типов. Первая - административная. Это может быть штраф, который выписывается как юрилическим, так и физическим лицам. Например, за сговор на торргах директора конторы, которая участвовала в картеле может получить штраф от 20 до 50 тысяч рублей, а сама организация рискует схлопотать от 10% до 50% от начальной стоимости предмета торгов. Кстати, больше подробностей о размерах и вариантах штрафов вы найдете в термине "Штраф" азбуки.
Раз уж речь зашла о картелях, то нельзя не вспомнить занятный факт, который указывает на всю серьезность такого нарушения АМЗ. Картель - это единственное нарушение антимонопольного законодательства, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Вот свежий пример из практики Самарского УФАС
https://goo.gl/2LOk8V
Дисциплинарная ответственность. Ну здесь все просто - сотрудник организации получает выговор от руководства за нарушение принципов честной конкуренции. Ну и уволить за это тоже могут. Теоретически (потому что мы пока не встречали на практике, чтобы кому-то за нарушение АМЗ делали выговор) это выглядит так: например, работник составляет список необходимых документов, которые должны быть в заявке на участие в торгах. Он, желая помочь знакомому строителю стадионов, прописыает хитрую форму справки, которую никто из других претендентов в заявку включить не может. Естественно, они жалуются в ФАС, мы замечаем хитрость и наводим порядок, а работодатель увольняет допустившего антиконкурентный промах. Привлекает, тобишь, к дисциплинарной ответственности.
Еще одна форма ответственности, последняя на сегодня, гражданско-правовая . Это когда в суд на нарушителя конкурентного законодательства подает заявление потерпевший. Например... хм ) просто знайте, что такая возможность есть )) Ну а если серьезно, то прочесть детали можно в нашей азбуке, в разделе, посвященном частному иску, термин на букву "Ч".
Вот и все на сегодня, ребята. До новых встреч!

Э – Экономическая концентрация

Друзья, привет. В очередном и предпредпоследний материале антимонопольной азбуки рассуждаем на тему, эээ…. Да! Рассуждаем на тему «Э» – Экономическая концентрация.
Итак, что же нам может сказать на этот счет Закон о защите конкуренции? В нем экономическая концентрация определяется как «сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций (слияние или присоединение), сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций».
Написано емко и мудро, но на то он и закон. Так что давайте пойдем по порядку и начнем со сделок и иных действий. Со сделками ясно – продажа, покупка, обмен, залог – все, что касается перетока акций, долей в предприятии или активов.
Причем здесь ФАС? А при том, что некоторые сделки между крупными игроками одного и того же рынка могут здорово подпортить состояние конкуренции. Чтобы такого не случалось, перед тем как продавать долю в крупном банке или ГМК конкурентам, компании должны получить «добро» от ведомства.
Чтобы понять, нужно ли одобрение ФАС России на сделку с акциями, достаточно взглянуть на суммарную стоимость активов участников экономической концентрации. Одобрение необходимо, если она превышает 7 млрд рублей, или если суммарная выручка активов за последний календарный год больше 10 млрд рублей. Это же правило подходит к сделкам по созданию и слиянию коммерческих организаций-конкурентов.
Теперь о влиянии на конкуренцию. Например, у двух нефтяных компании, условно НК «А» и НК «В», было по 3000 заправок. Но вот в какой-то миг НК «А» понадобилось продать свои заправочные станции, а у НК «В» оказались под рукой средства на их покупку.
«Ок, сделка состоялась и что? – спросите вы и добавите хмуро, – Кого это волнует вообще!».
Волнует, дорогие наши, еще как. Ведь теперь у одной из компаний есть преимущество по количеству АЗС, компания может контролировать ценообразование на них. Чтобы ценообразование не шокировало потребителей, ФАС России должна сначала одобрить такую покупку. Бывает, мы вместе с одобрением выдаем предписание – сохранить цены на прежнем уровне, сохранить контракты с поставщиками и проч. А бывает, не выдаем. Ни предписания, ни одобрения.

Ю – Юнктад

Друзья, привет. Не знаем как вы, а мы с нетерпением ждали этого очередного выхода антимонопольной азбуки по двум причинам. Во-первых, нам как обычно не терпится познакомить нашу драгоценную аудиторию с очередным термином из удивительного мира антимонопольной практики. Во-вторых, сегодня посвятим нашу грамоту предпоследней букве )) Встречайте "Ю" - ЮНКТАД.
Мало кто вне нашей конкурентной тусовки знаком с этой громоздкой аббревиатурой, а зря. Потому что ЮНКТАД - это ни что иное как авторитетнейшая структура в структуре генассамблеи Организации объединенных наций со штаб квартирой, конечно же, в Швейцарской Женеве.
ОК, поехали про ЮНКТАД. По-английски это выглядит как UNCTAD или United Nations Conference on Trade and Development и переводится на русский как Конференция ООН по торговле и развитию.
Это постоянно действующий межправительсвенный орган, который курирует ускорение торгового и экономического развития и особое внимание уделяет развивающимся странам. Цель организации - содействовать интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в экономику мировую при помощи инвестиций и торговли.
В разряд антимонопольных этот термин, ЮНКТАД, включен не просто так - у нас с организацией, что называется, все всерьез и надолго. Мы тесно сотрудничаем с отделом конкурентной политики и защиты прав потребителей Конференции, Межправительственной группой по законодательству и политике в области конкуренции, департаментом международной торговли и другими подструктурами организации.
В рамках сотрудничества мы обсуждаем правоприменительные практики, предлагаем варианты совершенствования международного законодательства, смотрим, как развивается конкурентная мировая мысль и удачные образчики берем себе на вооружение. Кроме этого, большая часть работы отводится анализу международных тенденций в конкурентной сфере, выявлению возможных угроз и выработке механизмов влияния на все это глобальное великолепие.
А напоследок ознакомимся с примерами взаимодействия, которые можно найти здесь goo.gl/6BZzgq, здесь goo.gl/HU0lkl и здесь goo.gl/UBikNM

Я – Я люблю ФАС

Друзья, привет.
Кажется, в столицу по-настоящему пришла весна. И если в начале марта мы только поговаривали, мол, все, зима закончилась, то сегодня, глядя на +19 на градуснике, со всей ответственностью непрофессиональных наблюдателей за погодой мы заявляем – зима, как и все хорошее, завершилась. Ну а вместе в ней подошла к концу наша удивительно-познавательная научно-конкурентная рубрика «Антимонопольная азбука».
На протяжении 33 недель, с перерывом на новогодние каникулы, мы посвящали вас в секреты терминологии антимонопольщиков, знакомили с самыми яркими и популярными понятиями, которые, с учетом специфики национальных законодательств, в ходу практически во всех конкурентных ведомствах мира. Заметьте, мы даже троицу «Ъ-Ы-Ь» не пропустили, хотя соблазн был велик. В завершении проекта позволим себе лирические настроения с последним термином азбуки, которая олицетворяет чистую борьбу за конкуренцию и развитую экономику. Представляем букву «Я» - «Я люблю ФАС».
Согласитесь, здорово, когда есть выбор. Какой выпить кофе, какой театральной постановке посвятить вечер, где отужинать или что обуть. Мы выбираем куда и как отправиться на отдых, в какую школу отправить детей и многое многое другое.
Мы не откроем для вас никакой сакральной тайны жизни сказав, что в принципе то как мы с вами живем есть итог последовательного ежеминутного выбора. Но оставив в стороне вопросы этического характера, обратимся к потребительской части выбора и ее связи с финальным термином.
Пускай многие ругают модель общества потребления, но нельзя не отметить важного фактора – потребление стимулирует производство. Конкурентная борьба за внимание нас с вами, покупателей, заставляет производителей прорабатывать предложение и это формирует многообразие товаров и услуг на любой практически вкус и по всякому карману.
"Я люблю ФАС" – это то, что думаем и говорим мы, сотрудники ведомства (понятно, не каждый день как мантру, но все таки, чего уж таить, случается )). Для нас конкуренция – это не просто термин на букву «К». Это вполне достижимый образ по-настоящему светлого экономического будущего нашей страны. Это крепкий малый и средний бизнес, честные аукционы, когда никто не пытается по-быстрому заработать, это справедливые и предсказуемые тарифы на что бы то ни было, доступные перелеты, уникальная, но не назойливая реклама (без нее никуда, как ни крути). Это все то, во что мы верим, над чем мы каждый день работаем, к чему стремимся.

Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь