ФАС в СМИ: Эффективные сети — основа эффективной экономики

24 ноября 2017, 10:34
Источник: Электроэнергия. Передача и распределение

9 ноября 2017 года в Москве состоялось заседание «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления», направленное на законодательное обеспечение деятельности электросетевого комплекса и на развитие нормотворчества в этом направлении.

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Генеральной Прокуратуры РФ, органов власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Россети», АО «СО ЕЭС», ПАО «ФСК ЕЭС», Ассоциации «НП ТСО», Ассоциации ГП и ЭСК, представители экспертного сообщества и деловых кругов.

Проведение «круглого стола» было обусловлено необходимостью обсуждения и оценки существующего состояния электросетевого комплекса, актуализации его роли в электроэнергетической отрасли России, а также выявления проблем, препятствующих его эффективному функционированию и развитию. В ходе дискуссии участниками «круглого стола» также обсуждались предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего эти вопросы.

Открывая заседание «круглого стола», председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил основную задачу, стоящую перед электросетевым комплексом страны — создание прозрачной системы управления затратами для последующего их снижения, общее повышение эффективности.

В качестве наиболее сложной проблемы Павел Николаевич выделил нерешенность вопросов последней мили и перекрестного субсидирования.

Следующая серьезная задача — упорядочить работу и численность ТСО. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны и необходимо продолжать работу в рамках принятой стратегии. Необходимо определить дальнейшие направления совершенствования критериев присвоения компаниям статуса ТСО, понять, какова будет оптимальная степень их объединения, которая позволит упорядочить систему.

Еще одной важной проблемой, по мнению Павла Завального, является безответственное отношение со стороны потребителей к заявкам на технологическое присоединение. Особенно при подключении мощностей в «льготной» группе, которая теперь расширена до 150 кВт.

Фактически сегодня построенные для таких потребителей электросетевые мощности используются не более, чем на 20–25%.

Еще один проблемный вопрос — это бесхозяйные сети. На сегодня выявлено 8988 присоединений от бесхозяйных сетей, к которым, в свою очередь, подключены бизнес и социально значимые объекты, такие как больницы и школы. Уровень потерь электрической энергии в этих сетях достигает 60%. Кроме того, в таких сетях повышена потенциальная угроза жизни и здоровью граждан.

Не менее важным вопросом, по мнению Павла Завального, является развитие систем интеллектуального учета электрической энергии. Текущее состояние учета электроэнергии в Российской Федерации, несмотря на высокую оснащенность потребителей приборами учета электроэнергии (более 97%), не позволяет достоверно определять объемы взаимных обязательств между участниками рынков электроэнергии, между ними возникают многомиллиардные разногласия. Приборы учета принадлежат десяткам миллионов собственников, которые используют более 300 видов счетчиков различных поколений и производителей, и лишь 9% приборов отвечают современным требованиям к интеллектуальному учету электроэнергии.

Поднятую Павлом Завальным тему продолжил заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

Помимо ранее озвученных председателем Комитета Государственной Думы по энергетике проблем, Вячеслав Михайлович отметил еще несколько, до сих пор не нашедших своего окончательного решения, несмотря на определенные шаги, предпринятые на законодательном, нормотворческом и управленческом уровнях.

В первую очередь, это проблемы, связанные с совершенствованием тарифного регулирования сетевого комплекса. Первопричиной этих проблем является низкая упорядоченность системы стратегического планирования и ее несовершенство на региональном уровне формирования инвестиционных программ.

Второй важный аспект, по мнению заместителя Министра энергетики, — необходимость более сбалансированного регулирования электросетевой деятельности. На сегодняшний день установление существенных льгот для отдельных категорий потребителей в части оплаты услуг по передаче электроэнергии или технологическому присоединению примерно в 20 регионах свели инвестиционные программы практически к нулю. Такое положение вещей в конечном итоге самым негативным образом скажется на надежности работы электросетевого комплекса.

Однако, признавая наличие ряда крупных проблем в электросетевом комплексе, Вячеслав Кравченко отметил и определенные позитивные сдвиги по их устранению. В качестве базового этапа, ориентированного на преодоление негативных явлений, была упомянута большая работа по утверждению стратегии развития электросетевого комплекса. Установленные стратегией целевые ориентиры являются достижимыми, что демонстрируется, в частности, выполнением электросетевыми компаниями показателей по снижению потерь в электрических сетях и снижением стоимости инвестиционных программ.

Заместитель начальника Управления регулирования в электроэнергетике ФАС РФ Алексей Воронин отметил, что несмотря на имеющиеся в электросетевом комплексе страны проблемы, удалось достичь кардинальных изменений в части обеспечения доступности подключения к энергетической инфраструктуре. Пять лет назад по рейтингу Всемирного банка DoingBusiness Россия занимала практически самое последнее 184 место по данному показателю. В настоящее время мы входим в топ-10 лучших стран мира. Таких результатов удалось достичь благодаря проделанной многолетней работе как федеральных органов исполнительной власти, так и законодателей.

Генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский поддержал мнение предыдущих докладчиков по вопросу существующих в электросетевом комплексе проблем.

Для их решения и обеспечения дальнейшего устойчивого и инновационного развития электросетевого комплекса, по мнению Павла Анатольевича, многие инициативы необходимо рассматривать совместно, так как зависимость процессов в этой области очень велика. Возможности электросетевого комплекса и эффективность тех или иных мер по снижению издержек напрямую связаны с наличием четко определенных стратегических целей. Безусловно, электросетевой комплекс необходимо рассматривать в общей структуре экономики страны.

Затрагивая вопросы технологического присоединения к электрическим сетям, Павел Ливинский обратил внимание участников «круглого стола» на имеющие место злоупотребления заявителями льготной категории предоставленным им правом. В результате наблюдается рост затрат на проектирование и строительство электросетевых объектов, а также эксплуатацию недозагруженных электросетей, что ведет к росту тарифов для других потребителей, необоснованный рост прогноза на строительство генерирующих мощностей, которые также при эксплуатации с неполной загрузкой не обеспечивают экономической эффективности вложений. Все это приводит к искажению при планировании и прогнозировании развития экономики и территорий.

Говоря о надежности и качестве работы электросетевого комплекса, Павел Ливинский сделал акцент на категории потребителей, проживающих в удаленных населенных пунктах. Как правило, данные населенные пункты имеют низкое потребление и находятся на концах протяженных, изношенных ЛЭП с высокими потерями электроэнергии. Строительство или реконструкция таких ЛЭП является высокозатратным и экономически неэффективным проектом для сетевых компаний. Альтернативным решением является развитие распределенной малой генерации для удаленных энергорайонов. В зависимости от местных условий это может быть как генерация на возобновляемых источниках энергии, так и на углеводородных источниках.

Для реализации таких проектов в удаленных населенных пунктах необходимо снять нормативные запреты на деятельность электросетевых организаций по созданию малой генерации в вышеуказанных случаях. По оценкам, такие решения смогут снизить объем капитальных вложений в строительство протяженных и экономически неэффективных линий более чем в 2 раза.

Еще одним условием для обеспечения надежности функционирования электросетевого комплекса является введение единых правил и стандартов для электросетевых организаций. Стратегией развития электросетевого комплекса предусмотрено повышение требований к территориальным сетевым организациям. В 2017 году введены соответствующие критерии, которые позволили лишить статуса ТСО компании, которые не могут обеспечить необходимый уровень обслуживания принадлежащей им сетевой инфраструктуры, предоставить потребителю качественные услуги. Это был большой шаг вперед. Для повышения надежности электросетей ПАО «Россети» предложено ввести дополнительно следующие требования к сетевым организациям:

-              наличие в штате ТСО квалифицированного, аттестованного персонала и круглосуточной диспетчерской службы;

-              наличие укомплектованного склада аварийного резервного оборудования;

-              наличие утвержденной в установленном порядке ремонтной и инвестиционной программы.

Для исполнения ТСО установленных критериев необходимо обеспечить соответствующий контроль органами власти субъектов РФ.

По мнению Павла Ливинского, при правильно выстроенной стратегии развития в ближайшие 3–5 лет в электросетевом комплексе существует потенциал: на 20% уменьшить стоимость эксплуатации и содержания сетей.

О европейском опыте построения эффективной электросетевой инфраструктуры рассказал собравшимся Директор Департамента по развитию бизнеса по региону Восточная Европа, Ближний Восток, Африка, дивизион «Глобальные инфраструктура и сети» ПАО «Энел Россия» Антонио Буондонно.

По итогам заседания был сформулирован и предложен к рассмотрению экспертам электроэнергетики проект предложений в адрес Правительства Российской Федерации, содержащий следующие рекомендации:

1. Рассмотреть возможность совершенствования Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.20.15 № 184, в том числе целесообразность лицензирования деятельности ТСО.

2. Рассмотреть вопрос о подготовке законопроекта, направленного на совершенствование механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйного имущества, используемого в процессе передачи и распределения электрической энергии.

3. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона, регулирующего отношения, связанные с собственностью на земельные участки, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, правил их эксплуатации и содержания, а также содержащего механизмы снижения стоимости оформления и регистрации электросетевых объектов, правил установления охранных зон таких объектов либо изменения сроков для их оформления.

4. Проработать возможность совершенствования механизма предоставления льготного технологического подключения, предусматривающего:

   - усиление ответственности заявителей за несвоевременное исполнение мероприятий по техприсоединению за счет возможности одностороннего отказа (расторжения во внесудебном порядке) от исполнения договора на технологическое присоединение со стороны сетевой организации;

   - предоставление права сетевой организации приостанавливать исполнение мероприятий по технологическому присоединению и переносить его нормативные сроки при отсутствии готовности к присоединению объектов заявителя;

   - введение ограничения на получение льготы по технологическому присоединению мощностью до 150 кВт по расстоянию до электросетевых объектов и по категории надежности электроснабжения (3 категория).

5. Рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающие создания конкурентной среды и наполнение розничных рынков электроэнергией, выработанной распределенной генерацией с учетом зарубежного опыта создания «умных» распределительных сетей.

6. Ускорить разработку проекта федерального закона, устанавливающего действенные механизмы привлечения к уголовной и административной ответственности за самовольное присоединение к электросетям и хищение электроэнергии с учетом того, что данные правонарушения совершаются общественно опасным способом и могут повлечь прекращение функционирования энергосистем.

7. Рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов, направленных на совершенствование Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.12 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» с учетом состоявшегося обсуждения.

8. Рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на решение проблемы перекрестного субсидирования.

9. Рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов, вводящих в электросетевом комплексе механизмы тарифного регулирования на основе метода «эталонных» затрат в рамках регулирования операционных затрат сетевых компаний в пересчете на условную единицу. Результатом внедрения указанных принципов должен стать единый подход к регулированию разных компаний, отказ от тарифной терминологии «необходимой валовой выручки» и переход к понятию «цена (тариф)», применяемому к оценке условной единицы реально оказанных услуг по передаче электрической энергии.

10. Рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов в части правил установления долгосрочных тарифов, обеспечивающих приемлемые условия для развития государственно-частного партнерства в энергетике, и в части снятия запрета на совмещение видов деятельности для сетевых компаний для энергоснабжения объектов, расположенных на концах протяженных «тупиковых» линий электропередачи.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь