ФАС в СМИ: Интервью : Итоги года. Прорыв в части развития системы регуляторный мер в электроэнергетике

13 декабря 2018, 13:22
Источник: Эхо Москвы
Я. Розова В студии Яна розова, здравствуйте. На связи со мной Виталий Королев, заместитель руководителя ФАС. Тема эфира: «Итоги года, прорыв в части развития системы, регулярных мер электроэнергетики». На днях, первых заместитель министра энергетики Алексей Текслер заявил, что как акционер, государство заинтересовано в повышении доходности энергетиков, а вот как регулятор, надеется держать рост тарифов. Такая позиция у ФАС, по данному вопросу.
 
В. Королев ФАС России как ведомство, которое определяет тарифную политику в электроэнергетике, в первую очередь конечно заинтересовано действовать в интересах потребителей. Мы понимаем, что совершенно не в их интересах остаться без света в какой-то момент, потому что у энергетиков не окажется денежных средств на замену технически морально устаревшего оборудования. Поэтому, наша основная задача найти баланс интересов всех сторон, и утвердить такие тарифы, которые были бы удобны для потребителя с точки зрении их величины, и создавали бы необходимый запас прочности, у компании отрасли. Говоря о будущем, то энергетиков и потребителей конечно ждет совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность, в том числе перейти к построению в России современной, модернизированной энергетики. Это и обновление старой инфраструктуры, и (неразборчиво), на основе которой является система интеллектуального учета электроэнергии, а так же построение цифрового сетевого комплекса. Это позволит обеспечить финансовую стабильность компаниям, и повысить свои производственные показатели. Потребители же, получат в результате внедрения этих систем, возможность экономить денежные средства на оплате электроэнергии, за счет энергоэффективности. Ситуация выигрышная и тем и другим, и очень важно отметить, что сейчас имеется значимый тренд на долгосрочное тарифное регулирование, и внедрение таких методов регулирования, как метод эталонных затрат, и (неразборчиво) соглашений.
 
Я. Розова Между тем, некоторые эксперты ожидают рост тарифов до 15%, в некоторых регионах, в частности в республике Дагестан. И это существенно, насколько я понимаю.
 
В. Королев Ну, ситуация в Дагестане, с точки зрения электросетевого комплекса, крайне сложная. Это в первую очередь связано с тем, что тарифы на (неразборчиво) на Северном Кавказе, самые низкие по стране. И это тренд, который имеется уже довольно давно. Дело в том, что здесь объекты очень старые, и они были введены еще в 60-х - 70-х годах прошлого столетия. И сейчас средний износ оборудования составляет до 77%, и это означает крайне высокие риски надежного электроснабжения потребителей. При этом, с 11-го года, сетевые тарифы для юр.лиц, а это та категория, которая является основной доходной базой сетевых компаний, в Дагестане планомерно снижается, на сегодняшний день является одним из самых низких в стране вообще. Только в 17-м году снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии в первом полугодии составило до 35%, в зависимости от класса напряжения, и во втором, до 34. И то снижение, а не рост. Добавьте сюда еще самый низкий уровень платежной дисциплины, а именно юр.лица не платят, и даже потребители граждане платят довольно плохо за электроэнергию. Кроме того, крайне высокий уровень коммерческих потерь, это попросту энерговоровство. Очевидно, что у сетевиков может не быть средств для поддержания инфраструктуры. Именно поэтому, например Россети в июле-августе проводили учения в Дагестане, эти учения касались поддержания работоспособности сетей в аварийной ситуации, и быстрому устранению соответствующих технологичных нарушений. Так вот, по итогам этих учений, довольно серьезно был сделан вклад в энергосистему Дагестана, удалось существенным образом снизить уровень износа оборудования, и так же снизить аварийность. Но это специальные меры, а нам нужны меры, которые будут на постоянной основе, позволять энергосистеме развиваться. Что это может быть? Чтобы этот порочный круг разорвать, необходимо с одной стороны дать возможность адекватно принимать тарифные решения, и на самом высоком государственном уровне в правительстве было принято начать с приведения тарифов на услуги сетевых компаний, к экономически обоснованным. Это укрепит финансовое положение энергетиков, которое вложит средства в модернизацию электросетевой инфраструктуры, и повысит надежность и качество энергоснабжения. И очень важно отметить, что руководители субъектов РФ на Кавказе, конечно должны принимать меры к повышению платежной дисциплины, подведомственных им потребителей. А это все бюджетники, их не так мало. Без этого, поставленные задачи по повышению надежности и бесперебойности электроснабжения, конечно на Кавказе не решить.
 
Я. Розова Позволит ли решить эту проблему, заключение долгосрочных регуляторных тарифных соглашений между субъектами федераций, и сетевыми компаниями?
 
В. Королев Во-первых я скажу, что это вид долгосрочного тарифного регулирования. Вообще в целом тарифное соглашение, это инструмент, который должен быть выгоден для всех заинтересованных сторон, и участников рынка электроэнергии. Сетевые компании, регуляторное соглашение позволяет строить планы в перспективе на 10 лет, это конечно очень длинный горизонт планирования, и позволяет реализовывать более масштабные проекты, в том числе с привлечением внешних инвесторов. Кроме того, если это банковское финансирование, то очевидно, что имея обязательный тариф (неразборчиво) долгосрочный, банки могут давать на более льготных условий кредиты, и сетевые организации конечно могут им пользоваться, и тем самым меньше израсходовать процентов (неразборчиво) тариф, что облегчает тариф. Что касается плюсов для потребителей, то потребители в этом случае очевидным образом знают, каким темпом изменяются тарифы, и для них это становится крайне прогнозируемым. Если сейчас мы понимаем, что может быть экономия не быть сохранена в тарифе сетевой организации, там ее недополучат, или будет какой-то более высокий рост для того, чтобы построить какую-то отдельную эффективную инфраструктуру сетевую, то здесь (неразборчиво) прогнозируемо. Кроме того очень важный момент там является то, что в регуляторное соглашение, субъект федерации, который ее заключают, а заключаются они между сетевой компанией и субъектом разумеется, да? Которые тариф устанавливают. Решение каких-то конкретных субъектовых задач, часть развития региональной энергосистемы. И более того, это позволит исключить распыление (неразборчиво) ресурсов на неактуальные проекты. И важным моментом, крайне таким актуальным является то, что в рамках долгосрочных тарифных соглашений возможно резко повысит согласованность планов территориального развития, и инвест-программ сетевых компаний. От этого выигрывают и те и другие, потому что у них все объекты которые строятся, являются востребованными с точки зрения заказчика. А раньше вот были часто случаи, когда объекты строились, и загрузка их была там близка к нулю. Теперь такого не будет, потому что все в этом соглашении подписываются под своими обязательствами.
 
Я. Розова Если мы говорим о долгосрочном соглашении
 
В. Королев До 10 лет.
 
Я. Розова Да, до 10 лет. Значит ли это, что в течение всего этого времени тарифы не будут повышаться. Будут, как они были с начала вступления в силу соглашения установлены, так они и останутся.
 
В. Королев Тарифы конечно будут изменяться, в течение десятилетнего периода, но они будут изменяться тем темпом, который написан в регуляторном соглашении. Если сейчас не сетевая организация, не потребитель на будущее не знает, какой у них будет тариф уже в следующем году, потому что тарифный орган субъекта всегда можно найти необоснованные расходы, излишние полученные организацией средства, или наоборот выявить, что организация недополучила что-то, вынуждена была кредитоваться, и проценты не нужно включать по кредитам. И тариф изменяется, не прогнозируемым темпом, практически. То в случае регуляторного соглашения, будут заранее закреплены тарифы, и сетевые организации должны будут в него уложиться, вот она как хочет, пусть работает. Но экономия, если она сэкономила и стала более эффективная, чем (неразборчиво) тарифное соглашение, она может составлять себе, это стимул повышения эффективности. Очевидно, что субъект федерации, заключающий регуляторное соглашение, должен учитывать платежеспособный спрос их потребителей, с точки зрения динамики изменения тарифа. Мы в ФАСе признаем актуальную динамику инфляция минус, если нет каких-то специальных проектов, которые обязательно нужно развивать для строительства инфраструктуры. Если их например не построят, то скажем, не будет бесперебойное электроснабжение действующих потребителей, или скажем мы не сможем присоединить новых потребителей каких-то крупных. Это и микрорайон, и какое-то новое производство может быть. То есть, за исключением новой стройки, это должно быть инфляция минус.
 
Я. Розова Можно ли сейчас уже сказать, когда примерно вступит в силу?
 
В. Королев Регуляторное соглашение заключается субъектами федерации уже в настоящее время, но я скажу, что специально нормативные базы под это пока не создано. Мы планируем ее издать в 2019 году для того, чтобы полностью этот факт (неразборчиво). Думаю, что с 20-го года, они уже приобретут достаточно массовый характер.
 
Я. Розова Но поскольку государство нас уже предупредило о росте тарифов в следующем году, в том числе и на электроэнергию. Вот эти регуляторные соглашения, они каким-то образом изменят ситуацию, или это подразумевает как раз тот самый рост тарифов?
 
В. Королев Все зависит от того, как тарифный орган субъекта, и губернатор видит развитие у себя в регионе. Если они видят развитие с большим энергопотреблением, вначале скорее всего придется вкладывать некоторые средства для того, чтобы обеспечить присоединение, и надежность для этих новых объектов. Но зато потом, за счет большого объема потребляемой электроэнергии, с новым тарифом могут либо не расти, либо даже снижаться в каком-то В перспективе, это случай с инфляцией будет не высокой.
 
Я. Розова (Неразборчиво) содержания приборов, учета с потребителей на сетевые компании, и гарантирующих поставщиков. Какие перспективы есть у нового законопроекта, и вообще напомните, когда он будет принят, этот закон. И на какой части рассмотрения находится?
 
В. Королев Я считаю, что решение этого вопроса в целом очень актуальное, и своевременное. Потому, что потребители не должны конечно нести бремя ответственности содержания приборов учета, этим должны заниматься профессионалы, специализированные компании. И в общем это достаточно очевидно, потому что нам с вами как потребителям, совершенно не хотелось бы заниматься ни установкой приборов учета, потом следить за их исправностью, нести риск порчи, уничтожения, обеспечивать своевременную поверку. Этим должны заниматься специалисты-профессионалы, и законопроект, который у нас прошел уже первое чтение в Госдуме, эти вопросы закрывает. Во-первых, приборы учета будут ставить те, кто наиболее заинтересован в их нормальной работе, это соответствует канонам и рыночной экономики, и принципу исключения избыточной ответственности граждан за счетчики. Главное, это даст толчок к развитию интеллектуальных приборов учета в нашей стране, без утяжеления тарифов, это вот очень важно. Потому, что приобретение, установка приборов новых, и создание этих всех интеллектуальных систем учета, будут осуществляться из сэкономленных организацией средств. Надо отдельно напомнить, что законопроект предусматривает сохранение экономии, выручку организации до 10 лет, для того, чтобы они могли за счет этой экономики ставить соответствующую интеллектуальную систему учета. И рост тарифа, его изменение будет только в пределах того, что заложено в настоящее время, в соцэкономпрогноз. Там в целом заложен рост динамики инфляция минус, то есть фактически в приведенных сопоставимых ценах, это снижение. Как отмечал на встрече недавно с председателем правительства РФ Игорь Чертемьев, руководитель службы Федеральной Антимонопольной, это снижение мы продолжаем реализовывать уже в течение там 2015 года. В принципе, инфляция минус реализуется повсеместно, в том числе в (неразборчиво). Мы недавно провели совещание в правительстве большое, и на нем приняли решение, как дальше движемся по этому законопроекту. Очевидно, что сейчас законопроект будет несколько трансформирован, и после этого он будет внесен на второе чтение, с поправкой на правительство Госдумы.
 
Я. Розова В начале эфира я назвала тему «Итоги года прорыв в части развития системы регулярных мер в электроэнергетике». Давайте подведем итог.
 
В. Королев ФАС в этом году, по поручению правительства, подготовлен проект акта, который предусматривает установление метода регулирования тарифов, путем эталонных затрат. Это означает, что тарифы в регионах, в настоящее время отличаются в 10 раз примерно, тарифы на передачу электроэнергии, в частности. А мы хотели бы, чтобы они были (неразборчиво), и принимались на сопоставимом уровне. Надеемся, что после принятия вот этого проекта нормативно-правового акта, мы сможем говорить о том, что в субъектах уже уровни тарифов сопоставимые, а не отличающиеся в 10 раз. Во-вторых, мы исключим дискриминацию, которой подвергаются потребители, с точки зрения того, что у одного много, большой тариф он платит, у другого тариф какой-то маленький, потому что он исторически был не большой. Должно быть более-менее равно, и при этом это должно учитывать специфику региональную, с точки зрения климатических условий, стоимости средней заработной платы в субъекте, чтобы эти тарифы могли быть оплачены потребителями, без существенного повышения к текущему уровню. Это является основным направлением сейчас нашей работы, и мы конечно же его внедрим в 19-м году.
 
Я. Розова Это был Виталий Королев, заместитель руководителя ФАС.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь