ФАС в СМИ: Эксперты объяснили отличие качества европейских товаров в РФ

09 декабря 2019, 12:11
Источник: РЕН ТВ

В среду ФАС вынесла предупреждение нескольким компаниям из-за того, что состав их продуктов, которые производятся в России отличается от зарубежного состава. И при этом они не информируют покупателей, о том, что вот данный продукт произведен вовсе не по европейским стандартам качества. В заявлении ФАС - всего несколько брендов. Но в реальности явление намного шире. Почему так получилось? Разве состав шампуня или зубной пасты может быть разным при исходной запатентованной формуле? И чем это может нам угрожать?

Холодильник забит продуктами… из Евросоюза. Творог, йогурты. Колбасы. Наталья живет в Калининграде. До Польши - час езды.

"Даже мне девчонки заказывают, когда я еду. Солёненькие, копчёненькие, очень вкусные. Наверное, потому что из хорошего сырья сделаны", - говорит Наталья Шинкаренко.

На таможенном посту Багратионовск - традиционные "продуктовые" пробки. Калининградцы едут пополнить запасы. То же самое - в Ленинградской области - на границе с Финляндией

"Кондитерские, конфет там изобилие, печенья, икру берут", - говорят продуктовые туристы.

Федеральная антимонопольная служба впервые озвучила то, о чем многие знали: под одной и той же упаковкой у нас и за рубежом - совершенно разные продукты. Причем - найти отличия можно только в лаборатории. На этикетке об этом - ни слова. ФАС вынесла предупреждения трем известным иностранным производителям - шоколада и моющих средств.

"Выявлена практика ряда международных компаний, которые реализуют товар различного качества для стран западной и восточной Европы. Хотелось бы обратить внимание индустрии на недопустимость подобных подходов", - говорит замначальника Упарвления контроля и рекламы и недобросовествной конкуренции ФАС России Яна Склярова.

Впрочем, представители компаний-нарушителей считают, что ранжирование стран по качеству продуктов - нормальное явление.

"Производитель изучает конкретные потребительские предпочтения, стремятся создавать продукцию, которая подходит именно конкретной группе потребителей, либо которая устраивает потребителей, проживающих в конкретной стране", - говорит Петр Бобровский, исполнительный директор ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены.

В ФАС замечают: при выборе товара мы ориентируемся на репутацию бренда. Но международные корпорации идут на хитрость: сначала завоевывают рынок высоким качеством продукции. А затем держат высокую планку - лишь для избранных.

"Приоритетными, как правило, являются рынки развитые, которые характеризуют более высокими доходами населения и соответственно, как правило, на этих рынков компании продают более качественные продукты которые производятся из более качественных дорогих ингредиентов", - говорит Оксана Юлдашева зав кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Антимонопольщики объясняют: в образцах одного и того же шоколада в России и за рубежом содержание органических кислот отличается на 100-200%! При одинаковой маркировке. Устраиваем слепую дегустацию. Это - шоколад, сделанный для России. А вот - для Евросоюза.

Любители шоколада могут и не заметить разницы - нужно изучать состав. Нагляднее - другой опыт. Покупая порошок немецкого производителя, не стоит думать, что вещи будут такими же чистыми, как у немецких бюргеров.

Где какой порошок - понятно. Плюс - цветовая дифференциация.

Самое удивительное, что формально производитель имеет право снижать качество. Российские ГОСТы не совпадают с европейскими… И бренды этим активно пользуются - ради дополнительных дивидендов.

"Западные компании руководствуются теми нормами, которые есть в нашей стране. Когда есть возможность сэкономить - они экономят. Вместо дорогостоящих компонентов - ввести более дешевые. Например, вводят электролиты. Недорогие соли. Которые существенно удешевляют порошок", - говорит Дмитрий Мустафин, профессор кафедры ЮНЕСКО зеленая химия для устойчивого развития российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Джошуа живет в России уже 5 лет. Наладил поставки британских продуктов в Москву. Говорит, что английский чай, кофе, джемы пользуются популярностью.

"Я могу точно сказать, что в Великобритании все соответствует самым высоким стандартам. У нас очень жесткие требования, даже чтобы импортировать что-то в Великобританию, нужно ждать год, пока они все проверят", - говорит Джошуа Леви.

А российские стандарты таковы, что у нас разрешены даже те вещества, которые давно под запретом на Западе.

Триклозан - антибактериальное вещество. Добавляют в мыло, косметику. Запрещен в США и ЕС. Оказывает пагубное воздействие на эндокринную систему. Фосфаты. В Евросоюзе допустимое содержание в стиральных порошках - менее 0,5%. В России не более 17%. Вызывают аллергию и нарушают обменные процессы. В России остаются разрешенными потенциально опасные пищевые добавки - в том числе, краситель Е142, который часто называют канцерогеном.

Даже производители известных детских смесей делают совершенно разный товар для Европы и для России. И вариант на экспорт - может быть опасен.

"Вещества группы эпоксидных смол. Аллергены и канцерогены. 9:15 Те вещества, которые содержаться - аллергические расстройства, заболевания кишечника", - говорит Дмитрий Еделев.

На этикетке - конечно - никаких сведений об эпоксидных смолах. Составы детских смесей, стиральных порошков, сладостей - вроде бы идентичны. До тех пор, пока товар не попадет в лабораторию.

Двойные стандарты при изготовлении продуктов - явление не новое. В Евросоюзе провели лабораторные исследования и выяснили: на западе - к примеру, используют натуральные ингредиенты, на востоке - искусственные. И все это - под одной и той же упаковкой!

В 2017 году власти Словакии и Венгрии заявили, что для граждан Восточной Европы выпускают товары второго сорта. В правительстве Болгарии это назвали продовольственным апартеидом.

В венгерской пицце - меньше мяса, томатов, ананасов и сыра, чем в австрийской - той же марки. В Румынии в известном лимонаде содержание апельсинового сока - 5%, в испанском аналоге - 8%. Словацкие рыбные палочки состоят из рыбы на 58%, австрийские - на 65%. Апельсиновый сок в Германии на 100% состоит из фруктов, а в Болгарии - на 97% из концентрата.

В нашем распоряжении оказался доклад Еврокомиссии, где подтверждается: потребители имеют право знать о разнице в продуктах.

"Мультинациональные компании, концерны выдают более менее качественный продукт в тех странах, где налажен жесткий контроль … Та страна, которая не способна себя защитить от такого подхода, та страна получает тот продукт, который с минимальными затратами, минимальным качеством и той же самой брендовой наклейкой", - говорит депутат БундестагаВальдемар Гердт.

Зная о разнице в качестве, россияне все чаще пользуются услугами челноков, которые возят из Евросоюза продукты и бытовую химию.

У компаний-нарушителей из списка ФАС есть 30 дней. Либо "европеизировать" состав шоколада и порошков, либо напечатать значок: "сделано для России". Тогда у нас не будет эффекта обманутого ожидания: ведь покупают в первую очередь глазами - красивую упаковку, знакомый бренд. И - уверенность в соответствующем качестве продукта.

 

Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь