ФАС в СМИ: Тариф определял картель

12 января 2021, 10:18
Источник: Российская газета - Экономика Поволжья (Нижний Новгород)

Суд признал перевозчиков виновными в антимонопольном сговоре

В Казани накануне новогодних праздников завершилось продолжавшееся больше года судебное разбирательство между управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области и транспортными компаниями, контролировавшими большую часть пассажирских перевозок общественным транспортом в областном центре.

УФАС посчитало, что четыре компании: АО "Автокомбинат-2", муниципальное предприятие "Саратовгорэлектротранс", ООО "Икар-авто" и АО "Межгородтранс", делившие между собой рынок пассажирских перевозок в Саратове, согласованно повысили цену на проезд летом 2018 года.

Стоимость одного билета выросла сразу с 17 до 23 рублей. Такие действия антимонопольное ведомство расценило как картельный сговор, который запрещен законодательством о защите конкуренции. Три организации обжаловали решение ФАС в суде, а вот руководство компании "Межгородтранс" признало факт согласованных действий. Это по закону освобождает организацию от уплаты крупного штрафа, который рассчитывается в зависимости от оборота предприятия на рынке, где было совершено нарушение.

В конце 2017 году городские власти Саратова отменили регулирование тарифа на пассажирские перевозки на городских маршрутах общественного транспорта. При этом по решению муниципальных властей перевозчики должны были за 180 дней предупредить о повышении стоимости проезда. Однако 18 июля 2018 года руководство города сделало транспортным предприятиям "подарок" - приостановило действие этой нормы. В тот же день директор "Икар-авто" издал приказ о повышении стоимости проезда уже с 27 июля, три другие компании повысили плату за проезд 1 августа.

Как посчитали в УФАС, сговор заключался в повышении тарифов всеми четырьмя перевозчиками "на одинаковую величину и в короткий промежуток времени". Впоследствии руководитель "Межгородтранса" Михаил Любарский подтвердил:

Перевозчики в устной форме обменивались информацией о том, что назрела объективная экономическая необходимость в повышении тарифа.

К такому выводу они пришли, анализируя ситуацию с платой за проезд в соседних Пензе и Сызрани.
Остальные перевозчики факт сговора отрицали. Как заявили представители транспортных предприятий, каждое из них обслуживало свои маршруты и они не конкурировали между собой, поэтому, в принципе, не могли заключить картельное соглашение. Повышение стоимости проезда перевозчики объяснили экономическими причинами: инфляцией и ростом стоимости дизельного топлива.

Однако в УФАС с доводами ответчиков не согласились. Во-первых, транспортные предприятия, по мнению ведомства, все-таки являлись конкурентами, поскольку обслуживали в том числе и дублирующие маршруты. Во-вторых, по оценке УФАС, у всех компаний отличались пассажиропоток, количество транспорта и условия хозяйственной деятельности, соответственно они несли разные затраты, а значит, повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть экономически обоснованно. По требованию УФАС перевозчики представили калькуляцию новой стоимости проезда, однако подтвердить эти расчеты финансовыми документами не смогли.

Кроме того, размер инфляции в это время составлял менее трех процентов, а стоимость проезда была увеличена сразу на 29 процентов.
По мнению УФАС, картельное соглашение было заключено транспортными организациями с целью увеличения прибыли за счет отказа от конкурентной борьбы и лишило возможности граждан выбирать перевозчика с меньшей стоимостью проезда.

Судебные органы с выводами антимонопольного ведомства согласились. В Саратовском арбитражном суде, сославшись на разъяснения Высшего арбитражного суда, отметили: факт создания картеля хозсубъектами может быть доказан и при отсутствии формально оформленного соглашения, достаточно, если установлены согласованные и последовательные действия участников таких договоренностей.

В определении Двенадцатого апелляционного суда по делу подчеркивается, что действующее законодательство "...не исключает возможность изменения самостоятельной ценовой политики хозяйствующего субъекта в ответ на аналогичные действия конкурентов". Однако при этом предприятия не должны нарушать антимонопольных запретов.
Арбитражный суд Поволжского округа оснований для пересмотра ранее вынесенных решений также не нашел.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь