- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Учебно-методический центр ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Конкурсы (закупки)
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Антимонопольный комплаенс
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- Контроль в сфере здравоохранения
- На финансовых рынках
- Рынки услуг в сфере таможенного дела
- Рынки алкогольной продукции
- Рынки никотиносодержащей продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Контроль в сфере непроизводственных услуг
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Контроль государственных и муниципальных преференций
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации
- Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Показатели для вычета акциза
- Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
- Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
Часто задаваемые вопросы
Порядок подачи и требования к ходатайствам и уведомлениям закреплены в статье 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В составе ходатайства, уведомления подлежат представлению документы и сведения, перечень которых закреплен в части 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции.
Требования к форме представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Закона о защите конкуренции установлены приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129.
Учитывая, что определяющим для отнесения активов к основным производственным средствам в целях применения Закона о защите конкуренции является их отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации именно в составе основных средств (пункт 1.2 разъяснения Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией» (далее – Разъяснение № 19) Правовое управление считает необходимым удалить с сайта ФАС России информацию, размещенную по следующему адресу https://fas.gov.ru/questions/question_categories/24, а именно:
«В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при превышении пороговых значений с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.
Арендованные основные средства учитываются на специальном счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах на аренду (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Таким образом, сделки могут потребовать получения предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если предмет договора связан с переходом прав в отношении основных производственных средств и нематериальных активов, балансовая стоимость которых превышает 20 % от суммы балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов их собственника и/или правообладателя (указанная позиция также отражена в Разъяснении Президиума ФАС России № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3).
Учитывая изложенное, при превышении установленных пороговых значений сделка по приобретению основных производственных средств между собственником и приобретателем потребует получение предварительного согласия антимонопольного органа, последующие сделки между субарендодателем и субарендатором не потребуют получение такого согласия.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, указанные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, в случае, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц составляет от восьмисот миллионов до двух миллиардов рублей могут быть совершены без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением федерального антимонопольного органа об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 Закона о защите конкуренции. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен о таких сделках лицами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции, не позднее чем через тридцать дней после даты осуществления таких сделок».
Подлежит ли возврату государственная пошлина в случае, если ходатайство об осуществлении сделки, подлежащей государственному контролю за экономической концентрации, признано непредставленным?
В силу части 41 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) за принятие решения об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, подпунктом 89 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлена пошлина за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством в размере 35 000 рублей, при этом за направление уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, указанная пошлина не уплачивается.
Между тем, частью 51 статьи 32 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, указанных в части 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции, за исключением документов и сведений, указанных в частях 52 - 54 статьи 32 Закона о защите конкуренции, ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя.
При этом письмо антимонопольного органа о том, что ходатайство считается непредставленным согласно части 51 статьи 32 Закона о защите конкуренции, не является решением антимонопольного органа, принятым в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в случае, если антимонопольным органом ходатайство признано непредставленным в соответствии с частью 51 статьи 32 Закона о защите конкуренции, государственная пошлина подлежит возврату.
Какой перечень документов необходимо направлять субъектам естественных монополий в антимонопольный орган для рассмотрения ходатайств в порядке, установленном статьей 7 Закона о естественных монополиях?
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о естественных монополиях согласование с ФАС России и ее территориальными органами действий, указанных в пункте 2 статьи 7 Закона о естественных монополий, осуществляется на основании ходатайства субъекта естественной монополии о даче согласия на совершение таких действий, к которому прилагается информация, необходимая для принятия решения антимонопольным органом.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о естественных монополиях требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми ФАС России.
ФАС России сообщает, что перечень информации, представляемой субъектами естественных монополий в ФАС России и ее территориальные органы для рассмотрения ходатайств в порядке, установленном статьей 7 Закона о естественных монополиях, а также требования к порядку подачи таких ходатайств установлен Правилами рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о естественных монополиях, утвержденными приказом ФАС России от 16.03.2006 № 54.
Возможна ли подача ходатайства и уведомления в антимонопольный орган в электронной форме?
Согласно части 3.1 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) ходатайство или уведомление может быть представлено в антимонопольный орган также в электронной форме в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 3 Порядка представления в антимонопольный орган ходатайства или уведомления в электронной форме, утвержденного приказом ФАС России от 28.07.2016 № 1081/16 (далее — Порядок), представление в антимонопольный орган ходатайств или уведомлений в электронной форме осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Согласно пункту 4 Порядка направляемые в антимонопольный орган документы, которые в соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции должны быть нотариально заверены, формируются в соответствии с требованиями к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме, утвержденными приказом Минюста России от 30.09.2020 № 227 «Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме».
При этом направление на бумажном носителе ходатайства (уведомления), представленного в электронной форме, не требуется.
Планируется подача ходатайства об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю ФАС России, нарочно. Часть документов также должна быть представлена в электронном виде. На каком материальном носителе следует предоставить данные: диск или флэш-карта?
Нормативными правовыми актами ФАС России может быть установлено требование о представлении документов в электронном виде.
Так, в частности, в соответствии с пунктом 3.15 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утверждённого приказом ФАС России от 20.09.2007 № 294, ходатайство (уведомление) оформляется в письменном виде в произвольной форме. К ходатайству (уведомлению) прилагаются документы и сведения на бумажном носителе. Документы и сведения также должны быть представлены в электронном виде.
Требованиями частей 5 и 7 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), а также принятыми в исполнение указанных положений Закона о защите конкуренции нормативными правовыми актами, не установлено требования о представлении в антимонопольный орган информации в электронном виде на определенном устройстве (при подаче заявления нарочно). Учитывая изложенное, документы, подлежащие представлению в антимонопольный орган могут быть представлены как на USB-флеш-накопителе, так и на компакт-диске.
Составляют ли группу лиц бывшие (разведенные) супруги, имеющие общего ребенка, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции?
Определение понятия группы лиц дано в части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) через перечисление признаков отнесения одного или нескольких лиц к одной группе лиц.
Группу лиц составляют физическое лицо и его близкие родственники (супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры) (пункт 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции).
Физические лица, не входящие между собой в одну группу лиц в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, но входящие (каждый самостоятельно) в одну группу лиц с одним и тем же физическим лицом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, будут входить в одну группу лиц между собой по иным основаниям только в случае, если объединяющее их физическое лицо входит в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом или само является хозяйствующим субъектом и при этом указанные физические лица входят в одну группу лиц по самостоятельным основаниям с хозяйствующим субъектом или каждое из них является хозяйствующим субъектом.
Факт расторжения брака между лицами исключает их включение в группу лиц по пункту 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции при отсутствии иных оснований для отнесения их к одной группе лиц на основании вышеизложенного.
Необходимо ли согласование с антимонопольным органом договора субаренды основных производственных средств с третьим лицом при превышении пороговых значений, установленных статьей 28 Закона о защите конкуренции?
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при превышении пороговых значений с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.
Арендованные основные средства учитываются на специальном счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах на аренду (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Таким образом, сделки могут потребовать получения предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если предмет договора связан с переходом прав в отношении основных производственных средств и нематериальных активов, балансовая стоимость которых превышает 20 % от суммы балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов их собственника и/или правообладателя (указанная позиция также отражена в Разъяснении Президиума ФАС России
№ 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3).
Учитывая изложенное, при превышении установленных пороговых значений сделка по приобретению основных производственных средств между собственником и приобретателем потребует получение предварительного согласия антимонопольного органа, последующие сделки между субарендодателем и субарендатором не потребуют получение такого согласия.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, указанные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, в случае, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц составляет от восьмисот миллионов до двух миллиардов рублей могут быть совершены без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением федерального антимонопольного органа об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 Закона о защите конкуренции. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен о таких сделках лицами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции, не позднее чем через тридцать дней после даты осуществления таких сделок.
Необходимо ли согласовывать сделки, подлежащие государственному контролю за экономической концентрацией, приобретателями по которым выступают физические лица?
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает восемьсот миллионов рублей, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются сделки, указанные в пунктах 1-9 указанной статьи.
При этом Закон о защите конкуренции не содержит определения «приобретатель» применительно к таким сделкам, используя лишь термин «лицо».
Лицом, приобретающим акции (доли), активы или права, может быть любое лицо из перечисленных в общих положениях Закона о защите конкуренции, в частности, в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции (то есть российское или иностранное юридическое лицо или организация, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, иной осуществляющий функции указанных органов орган или организация, государственный внебюджетный фонд, Центральный Банк Российской Федерации, а также физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).
Таким образом, положения статьи 28 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе и на физических лиц, приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и при превышении пороговых значений, установленных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, на совершение сделки требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа.
Дополнительно сообщаем, что по вопросу осуществления контроля за сделками (действиями) экономической концентрации подготовлено Разъяснение ФАС России от 11.06.2021 № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией», утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3, которое размещено в свободном доступе, в том числе на официальном сайте ФАС России по ссылке: https://fas.gov.ru/documents/687797.
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- ФАС России на портале государственных услуг
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС