Часто задаваемые вопросы

Категория:
Государственный контроль за экономической концентрацией
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

По какой форме составляется ходатайство или уведомление?

07.12.23
Показать ответСвернуть ответ

Порядок подачи и требования к ходатайствам и уведомлениям закреплены в статье 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 
В составе ходатайства, уведомления подлежат представлению документы и сведения, перечень которых закреплен в части 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции.
Требования к форме представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Закона о защите конкуренции установлены приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129.
Учитывая, что определяющим для отнесения активов к основным производственным средствам в целях применения Закона о защите конкуренции является их отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации именно в составе основных средств (пункт 1.2 разъяснения Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией» (далее – Разъяснение № 19) Правовое управление считает необходимым удалить с сайта ФАС России информацию, размещенную по следующему адресу https://fas.gov.ru/questions/question_categories/24, а именно:
«В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при превышении пороговых значений с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения   зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.
Арендованные основные средства учитываются на специальном счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах на аренду (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Таким образом, сделки могут потребовать получения предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если предмет договора связан с переходом прав в отношении основных производственных средств и нематериальных активов, балансовая стоимость которых превышает 20 % от суммы балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов их собственника и/или правообладателя (указанная позиция также отражена в Разъяснении Президиума ФАС России № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3).
Учитывая изложенное, при превышении установленных пороговых значений сделка по приобретению основных производственных средств между собственником и приобретателем потребует получение предварительного согласия антимонопольного органа, последующие сделки между субарендодателем и субарендатором не потребуют получение такого согласия.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году сделки с акциями (долями), имуществом    коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, указанные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, в случае, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц составляет от восьмисот миллионов до двух миллиардов рублей могут быть совершены без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением федерального антимонопольного органа об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 Закона о защите конкуренции. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен о таких сделках лицами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции, не позднее чем через тридцать дней после даты осуществления таких сделок».

Подлежит ли возврату государственная пошлина в случае, если ходатайство об осуществлении сделки, подлежащей государственному контролю за экономической концентрации, признано непредставленным?

07.12.23
Показать ответСвернуть ответ

В силу части 41 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) за принятие решения об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, подпунктом 89 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлена пошлина за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством в размере 35 000 рублей, при этом за направление уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, указанная пошлина не уплачивается.
Между тем, частью 51 статьи 32 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, указанных в части 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции, за исключением документов и сведений, указанных в частях 52 - 54 статьи 32 Закона о защите конкуренции, ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя.
При этом письмо антимонопольного органа о том, что ходатайство считается непредставленным согласно части 51 статьи 32 Закона о защите конкуренции, не является решением антимонопольного органа, принятым в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в случае, если антимонопольным органом ходатайство признано непредставленным в соответствии с частью 51 статьи 32 Закона о защите конкуренции, государственная пошлина подлежит возврату.

Какой перечень документов необходимо направлять субъектам естественных монополий в антимонопольный орган для рассмотрения ходатайств в порядке, установленном статьей 7 Закона о естественных монополиях?

07.12.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о естественных монополиях согласование с ФАС России и ее территориальными органами действий, указанных в пункте 2 статьи 7 Закона о естественных монополий, осуществляется на основании ходатайства субъекта естественной монополии о даче согласия на совершение таких действий, к которому прилагается информация, необходимая для принятия решения антимонопольным органом. 
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о естественных монополиях требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми ФАС России.
ФАС России сообщает, что перечень информации, представляемой субъектами естественных монополий в ФАС России и ее территориальные органы для рассмотрения ходатайств в порядке, установленном статьей 7 Закона о естественных монополиях, а также требования к порядку подачи таких ходатайств установлен Правилами рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о естественных монополиях, утвержденными приказом ФАС России от 16.03.2006 № 54.

Возможна ли подача ходатайства и уведомления в антимонопольный орган в электронной форме?

06.12.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 3.1 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) ходатайство или уведомление может быть представлено в  антимонопольный орган также в электронной форме в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. 
В соответствии с пунктом 3 Порядка представления в антимонопольный орган ходатайства или уведомления в электронной форме, утвержденного приказом ФАС России от 28.07.2016 № 1081/16 (далее — Порядок), представление в антимонопольный орган ходатайств или уведомлений в электронной форме осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». 
Согласно пункту 4 Порядка направляемые в антимонопольный орган документы, которые в соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции должны быть нотариально заверены, формируются в соответствии с требованиями к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме, утвержденными приказом Минюста России от 30.09.2020 № 227 «Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме». 
При этом направление на бумажном носителе ходатайства (уведомления), представленного в электронной форме, не требуется.

Планируется подача ходатайства об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю ФАС России, нарочно. Часть документов также должна быть представлена в электронном виде. На каком материальном носителе следует предоставить данные: диск или флэш-карта?

06.12.23
Показать ответСвернуть ответ

Нормативными правовыми актами ФАС России может быть установлено требование о представлении документов в электронном виде. 
Так, в частности, в соответствии с пунктом 3.15 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утверждённого приказом ФАС России от 20.09.2007 № 294, ходатайство (уведомление) оформляется в письменном виде в произвольной форме. К ходатайству (уведомлению) прилагаются документы и сведения на бумажном носителе. Документы и сведения также должны быть представлены в электронном виде. 
Требованиями частей 5 и 7 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), а также принятыми в исполнение указанных положений Закона о защите конкуренции нормативными правовыми актами, не установлено требования о представлении в антимонопольный орган информации в электронном виде на определенном устройстве (при подаче заявления нарочно). Учитывая изложенное, документы, подлежащие представлению в антимонопольный орган могут быть представлены как на USB-флеш-накопителе, так и на компакт-диске. 

Составляют ли группу лиц бывшие (разведенные) супруги, имеющие общего ребенка, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции?

22.12.22
Показать ответСвернуть ответ

Определение понятия группы лиц дано в части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) через перечисление признаков отнесения одного или нескольких лиц к одной группе лиц.

Группу лиц составляют физическое лицо и его близкие родственники (супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры) (пункт 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции).

Физические   лица,   не   входящие   между   собой   в   одну   группу   лиц в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, но входящие   (каждый   самостоятельно)   в   одну   группу   лиц   с   одним и тем же физическим лицом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, будут входить в одну группу лиц между собой по иным основаниям только в случае, если объединяющее их физическое лицо входит в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом или само является хозяйствующим субъектом и при этом указанные физические лица входят в одну группу лиц по самостоятельным основаниям с хозяйствующим субъектом или каждое из них является хозяйствующим субъектом.

Факт расторжения брака между лицами исключает их включение в группу лиц по пункту 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции при отсутствии иных оснований для отнесения их к одной группе лиц на основании вышеизложенного.

 

Необходимо ли согласование с антимонопольным органом договора субаренды   основных   производственных   средств   с   третьим   лицом при превышении пороговых значений, установленных статьей 28 Закона о защите конкуренции?

22.12.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при превышении пороговых значений с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения   зданий,   строений,   сооружений,   помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.

Арендованные основные средства учитываются на специальном счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах на аренду (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета   финансово-хозяйственной   деятельности   организаций и Инструкции по его применению»).

Таким образом, сделки могут потребовать получения предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если предмет договора связан с переходом   прав   в   отношении   основных   производственных   средств и нематериальных активов, балансовая стоимость которых превышает 20 % от суммы   балансовой   стоимости   основных   производственных   средств и нематериальных активов их собственника и/или правообладателя (указанная позиция также отражена в Разъяснении Президиума ФАС России

№ 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3).

Учитывая изложенное, при превышении установленных пороговых значений сделка по приобретению основных производственных средств между собственником и приобретателем потребует получение предварительного согласия антимонопольного органа, последующие сделки между субарендодателем и субарендатором не потребуют получение такого согласия.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона   от   08.03.2022   №   46-ФЗ   «О   внесении   изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году сделки с   акциями   (долями),   имуществом    коммерческих    организаций,    правами в отношении коммерческих организаций, указанные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, в случае, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц составляет от восьмисот миллионов до двух миллиардов рублей могут быть совершены без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением федерального антимонопольного органа об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 Закона о защите конкуренции. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен о таких сделках лицами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции, не позднее чем через тридцать дней после даты осуществления таких сделок.

Необходимо ли согласовывать сделки, подлежащие государственному контролю за экономической концентрацией, приобретателями по которым выступают физические лица?

22.12.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает восемьсот миллионов рублей, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются сделки, указанные в пунктах 1-9 указанной статьи.
При этом Закон о защите конкуренции не содержит определения «приобретатель» применительно к таким сделкам, используя лишь термин «лицо».
Лицом, приобретающим акции (доли), активы или права, может быть любое лицо из перечисленных в общих положениях Закона о защите конкуренции, в частности, в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции (то есть российское или иностранное юридическое лицо или организация, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, иной осуществляющий функции указанных органов орган или организация, государственный внебюджетный фонд, Центральный Банк Российской Федерации, а также физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).
Таким образом, положения статьи 28 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе и на физических лиц, приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и при превышении пороговых значений, установленных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, на совершение сделки требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа.
Дополнительно сообщаем, что по вопросу осуществления контроля за сделками (действиями) экономической концентрации подготовлено Разъяснение ФАС России от 11.06.2021 № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией», утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3, которое размещено в свободном доступе, в том числе на официальном сайте ФАС России по ссылке: https://fas.gov.ru/documents/687797.

 

Будут ли органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, распоряжающиеся акциями (долями) коммерческих организаций, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, входить в группу лиц таких коммерческих организаций?
03.08.17
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не являющиеся юридическими лицами, а также органы государственной власти и местного самоуправления, распоряжающиеся голосами в уставном (складочном) капитале юридических лиц от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут относиться к числу аффилированных лиц или группе лиц таких юридических лиц, соответствующим количеством голосов которых они распоряжаются. Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к одной группе лиц хозяйствующих субъектов, более чем 50 % общего количества голосов которых имеют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, т.е. отнесение к одной группе лиц всех хозяйствующих субъектов, учредителем (участником) которых являются органы государственной власти и муниципальные образования. Исходя из критериев части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции органы государственной власти, а также органы местного самоуправления не будут входить в группу лиц коммерческих организаций, так как собственником акций, долей являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Как применяется пункт 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции
22.07.17
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются, в том числе, хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица. По смыслу указанной нормы группу лиц составляют хозяйственные общества, товарищества, хозяйственные партнерства, более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиальных органов управления которых составляют одни и те же физические лица.
Как применяется пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Будет ли входить в группу лиц хозяйственного общества физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа общества на время отсутствия генерального директора общества (нахождение в отпуске, командировке и др.)?
20.07.17
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества. Согласно приведенной норме одну с хозяйственным обществом группу лиц по данному основанию будут образовывать управляющая компания, которой функции единоличного исполнительного органа общества были переданы по соответствующему договору, или физическое лицо, избранное на указанную должность в установленном порядке. Так, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, относится к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Согласно пункту 3 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему). По смыслу пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции действие данной нормы распространяется на случаи осуществления полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества соответствующим физическим лицом, управляющей организацией, управляющим, и не распространяется на случаи осуществления таких полномочий лицом, которому указанные функции были переданы на время отсутствия лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа общества (нахождение в отпуске, командировке и др.).
Чем подтверждается предложение о назначении или об избрании единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, указанное в пункте 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции?
12.07.17
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства). В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Подтверждением группы лиц по основанию пункта 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции могут являться повестки дня общих собраний акционеров, протоколы общих собраний акционеров, учредительные документы общества и другие документы.
Требуется ли повторное предварительное согласие антимонопольного органа на пролонгацию договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей компании на новый срок?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, совершается с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий). Истечение срока действия договора осуществления функций управляющей организации лишает соответствующее лицо (управляющую организацию) возможности осуществления полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, права в отношении которого передаются, и требует для осуществления указанных полномочий продления договора (заключения нового), что при наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, требует предварительного согласия антимонопольного органа.
Исходя из каких критериев определяется необходимость предварительного согласования сделок, предусмотренных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
Сделки с акциями (долями), имуществом, правами в отношении коммерческих организаций, осуществляемые с предварительного согласия антимонопольного органа при наличии предусмотренных условий (о стоимости активов участников сделок (их групп лиц), их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре), определены частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции. Так, в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции на совершение сделок, указанных в данной статье, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо, если: а) суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей; б) суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей. При этом стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц, превышает двести пятьдесят миллионов рублей; в) одно из указанных выше лиц включено в реестр, предусмотренный подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Таким образом, данной статьей предусмотрено 3 основания представления в антимонопольный орган ходатайств на совершение сделки. При этом в совокупности с одним из приведенных выше условий («а» или «б») должна учитываться стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц (если размер этой стоимости превышает 250 миллионов рублей). В том случае, если стороны сделки (участники их групп лиц) включены в указанный реестр, предварительное согласование планируемых к совершению сделок требуется вне зависимости от суммарной стоимости активов/выручки участников сделок (их групп лиц).
Подлежит ли предварительному согласованию заключение трудового договора с генеральным директором хозяйственного общества?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий). Антимонопольный орган не осуществляет государственный контроль за избранием физических лиц в исполнительные органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) юридических лиц. Под сделками по смыслу пункта 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции понимается приобретение права распоряжаться акциями (долями) российских хозяйствующих субъектов (в том числе права по косвенному распоряжению акциями/долями), передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей компании, получение иных прав контроля в отношении общества, возможности определять условия ведения его предпринимательской деятельности и др. Заключение трудового договора с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, не является сделкой по смыслу Закона о защите конкуренции, требующей получения предварительного согласия.
Какие бухгалтерские балансы подлежат представлению в антимонопольный орган в составе материалов ходатайств (уведомлений)? На основании каких балансов следует рассчитывать суммарную стоимость активов участников группы лиц?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
Перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган в составе материалов ходатайств (уведомлений) об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией, установлен частью 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции. Так, согласно пункту 7 части 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, в антимонопольный орган представляются, в том числе, бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, а при представлении уведомления по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, иного действия. Исходя из статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 01.01.2013 квартальная (промежуточная) бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. С учетом изложенного, для целей государственного контроля за экономической концентрацией суммарная стоимость активов участников сделок (их групп лиц) определяется по данным бухгалтерского учета за отчетный год (представляются годовые бухгалтерские балансы). Для расчета суммарной стоимости активов участников группы лиц необходимо суммировать стоимости активов каждого из участников такой группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату.
Распространяются ли требования главы 7 Закона о защите конкуренции о получении предварительного согласия антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица в форме преобразования?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
Сделки с акциями (долями), имуществом, правами в отношении коммерческих организаций, создание, реорганизация коммерческих организаций, осуществляемые с предварительного согласия антимонопольного органа при наличии предусмотренных условий о стоимости активов участников сделок (их групп лиц), их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре, определены частями 1 статей 27, 28 Закона о защите конкуренции. Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Положения статьи 27 Закона о защите конкуренции не распространяются на такие случаи реорганизации как преобразование коммерческих организаций (изменение организационно-правовой формы общества). Реорганизация хозяйственного общества в форме преобразования без изменения состава участников и долей участия в уставном капитале создаваемой коммерческой организации, приобретения такой организацией в отношении передаваемого ей имущества прав, предусмотренных статьей 28 Закона о защите конкуренции, не относится к сфере применения Закона о защите конкуренции и не требует предварительного согласия антимонопольного органа.
В каком виде оформляется ходатайство (уведомление), представляемое в антимонопольный орган?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
Ходатайство (уведомление) об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, оформляется в письменном виде в произвольной форме. Одновременно с ходатайством (уведомлением) в антимонопольный орган представляются документы и сведения, предусмотренные частью 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции. Содержание и требования к подаче ходатайств (уведомлений) в антимонопольный орган установлены приказом ФАС России от 20.09.2007 № 294 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»; приказом ФАС России от 25.05.2012 № 342 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации»; приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129 «Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Федерального закона «О защите конкуренции»; приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц». К ходатайству прилагается документ об уплате государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 89 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) размер государственной пошлины за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством, составляет 20 000 рублей.
Каков порядок применения исключений, предусмотренных частями 2 статей 27 - 29 Закона о защите конкуренции?
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частями 2 статей 27 - 29 Закона о защите конкуренции требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в частях 1 данных статей сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). Названные исключения (части 2 статей 27 - 29) распространяются на случаи совершения сделок между участниками одной группы лиц, связанными прямо или опосредованно по указанному основанию пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции (осуществление лицом прав голоса по более чем 50 % акций (долей) хозяйственного общества). Так, согласно указанным исключениям не потребуют предварительного согласования сделки (иные действия), которые совершаются между основным и дочерним обществами, между лицами, более чем 50 % акций (долей) которых имеет право прямо или косвенно распоряжаться контролирующее лицо (участник группы) и др. Учитывая изложенное, при совершении сделок (действий), в отношении которых могут быть применены исключения, предусмотренные частями 2 статей 27 - 29 Закона о защите конкуренции, не требуется представление в антимонопольный орган ходатайства либо последующего уведомления.
Обязательно ли подавать в антимонопольный орган уведомлений в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».
22.05.14
Показать ответСвернуть ответ
30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Данным федеральным законом статья 30 Закона о защите конкуренции признается утратившей силу. Таким образом, с 30 января 2014 года, с вступлением указанного федерального закона в силу, российским антимонопольным законодательством требования представления в антимонопольные органы уведомлений устанавливаются только в одном случае – при совершении «внутригрупповых» сделок, которые осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 Закона о защите конкуренции. Для всех остальных сделок экономической концентрации, не соответствующих критериям (пороговым значениям) стоимости активов/выручки, нахождения участников сделок в предусмотренном реестре, подавать уведомления в антимонопольные органы более не требуется, в том числе не требуется представлять уведомления о сделках, которые совершаются между участниками одной группы лиц, связанными по основанию пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, и в отношении которых применяются исключения, предусмотренные частями 2 статей 27-29 Закона о защите конкуренции.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь