- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Учебно-методический центр ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Конкурсы (закупки)
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Антимонопольный комплаенс
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- Контроль в сфере здравоохранения
- На финансовых рынках
- Рынки услуг в сфере таможенного дела
- Рынки алкогольной продукции
- Рынки никотиносодержащей продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Контроль в сфере непроизводственных услуг
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Контроль государственных и муниципальных преференций
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации
- Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Показатели для вычета акциза
- Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
- Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
Часто задаваемые вопросы
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение усопшего и оказание соответствующих услуг предоставляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
При этом указанная статья не ограничивает субъектный состав участников рынка ритуальных услуг только специализированными службами. Иные юридические лица также имеют право заниматься этой деятельностью.
Можно ли наделять хозяйствующий субъект статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе?
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о погребении, услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 и пункте 2 статьи 12 Закона о погребении, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Верховный Суд Российской Федерации в Кассационном определении от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3 по делу № 33-2947/2017 указал, что, исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом о погребении, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении) и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона). Верховный Суд Российской Федерации пришел к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
ФАС России обращает внимание на то, что Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (например, оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета), в связи с чем органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.
Данный вывод также подтвержден судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60- 19144/07-С4, постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12- 4365/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09- 7288/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192).
ФАС России обращает внимание, что Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, что также подтверждается вышеуказанной судебной практикой.
Таким образом, учитывая указанную выше позицию Верховного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. При этом Законом о погребении не предусмотрена конкретная организационно-правовая форма создаваемой органом местного самоуправления организации для целей выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Вместе с тем, следует учитывать, что Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», согласно части 1 статьи 3 которого государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу указанного закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025.
Частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции установлено, что не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в указанной норме. Создание и осуществление деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в организационно-правовой форме муниципального унитарного предприятия не подпадает под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.
Как складывается ситуация на рынке ритуальных услуг в сельских поселениях?
В рамках предварительного исследования ситуации на рынке похоронных (ритуальных) услуг ФАС России было установлено, что в сельских поселениях и небольших муниципальных образованиях при осуществлении захоронения на сельских кладбищах не возникает существенных проблем. Данный факт объясняется тем, что предоставление места захоронения на сельском кладбище не является проблематичным, все работы, связанные с захоронением, могут быть выполнены силами самих жителей, а также в связи с отсутствием в большинстве случаев хозяйствующих субъектов, осуществляющих ритуальные услуги в сельских поселениях. В связи с чем, многими территориальными управлениями ФАС России было принято решение о целесообразности проведения проверок на рынках похоронных (ритуальных) услуг в границах городских округов и муниципальных районов. В настоящее время территориальными управлениями ФАС России возбуждено 241 дело о нарушении антимонопольного законодательства; из них 118 дел рассмотрено и по результатам рассмотрения органам местного самоуправления выданы предписания; 111 из выданных предписаний исполнены в срок, 4 предписания обжалованы в Арбитражных судах (Ульяновская область, Новгородская область, Магаданская область, Архангельская область). В 21 муниципальном образовании нарушения устранены в добровольном порядке. В 128 муниципальных образований антимонопольными органами направлены требования об устранении выявленных нарушений в установленный срок. Кроме того, в ходе проверок установлено, что во многих муниципальных образованиях отсутствуют нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с погребением умерших. В настоящее время осуществляется их разработка и принятие (в Калужской области, в Оренбургской области, Хабаровском крае, Республике Адыгея и многих других субъектах Российской Федерации).
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- ФАС России на портале государственных услуг
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС