Часто задаваемые вопросы

Категория:
Рынок ритуальных услуг
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Кто может оказывать ритуальные услуги?

21.10.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение усопшего и оказание соответствующих услуг предоставляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

При этом указанная статья не ограничивает субъектный состав участников рынка ритуальных услуг только специализированными службами. Иные юридические лица также имеют право заниматься этой деятельностью.

Можно ли наделять хозяйствующий субъект статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о погребении, услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 и пункте 2 статьи 12 Закона о погребении, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Верховный Суд Российской Федерации в Кассационном определении   от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3 по делу № 33-2947/2017 указал, что, исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом о погребении, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении) и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона). Верховный Суд Российской Федерации пришел к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

ФАС России обращает внимание на то, что Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (например, оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета), в связи с чем органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.

Данный вывод также подтвержден судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2008 № 9352/08 по делу  № А60- 19144/07-С4, постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12- 4365/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа         от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09- 7288/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192).

ФАС России обращает внимание, что Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, что также подтверждается вышеуказанной судебной практикой.

Таким образом, учитывая указанную выше позицию Верховного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. При этом Законом о погребении не предусмотрена конкретная организационно-правовая форма создаваемой органом местного самоуправления организации для целей выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, следует учитывать, что Федеральным законом от 27.12.2019     № 485-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», согласно части 1 статьи 3 которого государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу указанного закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025.

Частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции установлено, что не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в указанной норме. Создание и осуществление деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в организационно-правовой форме муниципального унитарного предприятия не подпадает под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Как складывается ситуация на рынке ритуальных услуг в сельских поселениях?

05.04.21
Показать ответСвернуть ответ

В рамках предварительного исследования ситуации на рынке похоронных (ритуальных) услуг ФАС России было установлено, что в сельских поселениях и небольших муниципальных образованиях при осуществлении захоронения на сельских кладбищах не возникает существенных проблем. Данный факт объясняется тем, что предоставление места захоронения на сельском кладбище не является проблематичным, все работы, связанные с захоронением, могут быть выполнены силами самих жителей, а также в связи с отсутствием в большинстве случаев хозяйствующих субъектов, осуществляющих ритуальные услуги в сельских поселениях. В связи с чем, многими территориальными управлениями ФАС России было принято решение о целесообразности проведения проверок на рынках похоронных (ритуальных) услуг в границах городских округов и муниципальных районов. В настоящее время территориальными управлениями ФАС России возбуждено 241 дело о нарушении антимонопольного законодательства; из них 118 дел рассмотрено и по результатам рассмотрения органам местного самоуправления выданы предписания; 111 из выданных предписаний исполнены в срок, 4 предписания обжалованы в Арбитражных судах (Ульяновская область, Новгородская область, Магаданская область, Архангельская область). В 21 муниципальном образовании нарушения устранены в добровольном порядке. В 128 муниципальных образований антимонопольными органами направлены требования об устранении выявленных нарушений в установленный срок. Кроме того, в ходе проверок установлено, что во многих муниципальных образованиях отсутствуют нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с погребением умерших. В настоящее время осуществляется их разработка и принятие (в Калужской области, в Оренбургской области, Хабаровском крае, Республике Адыгея и многих других субъектах Российской Федерации).

Есть ли такие субъекты, в которых не выявлены нарушения на рынке ритуальных услуг?
02.08.10
Показать ответСвернуть ответ
В 11 субъектах Российской Федерации при проведении территориальными управлениями проверок нарушений антимонопольного законодательства не выявлено: Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Ивановская область, Рязанская область, Республика Дагестан, Забайкальский край, Кировская область, Курганская область, Курская область, Чеченская Республика, Республика Ингушетия.
Что показали проверки,проводимые на рынке похоронных услуг?
02.08.10
Показать ответСвернуть ответ
Вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке похоронных услуг зачастую связан со злоупотреблением доминирующим положением муниципальными предприятиями, являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела. Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в данной сфере, является Федеральный Закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении). Президиум Высшего арбитражного суда в сентябре 2008 года признал решение Красноярского УФАС России законным в полном объеме (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07). Таким образом, у антимонопольных органов появилась возможность обеспечить развитие конкуренции на рынке ритуальных услуг, минимизируя участие в нем органов местного самоуправления, принуждая последних к исполнению только возложенных на них законодательством функций. Так Постановлением однозначно определено, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Следовательно, вывод на основании данных норм об отсутствии у общества, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению, противоречит нормам действующего законодательства. Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. В целях обеспечения правильного и единообразного применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства ФАС России было поручено территориальным управлениям провести проверки соблюдения антимонопольного законодательства на рынке похоронных (ритуальных) услуг. По результатам проведенных территориальными органами проверок в 61 субъекте Российской Федерации выявлены признаки нарушений статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2009 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приняты меры антимонопольного реагирования.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь