Часто задаваемые вопросы

Категория:
ЖКХ
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Почему региональный оператор выставляет плату за ТКО без заключения со мной договора?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Исключений для городов федерального значения в этой части действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила № 1156).

На основании Правил № 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Где можно получить информацию о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителю для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644), определено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами
и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 № 645.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом № 416-ФЗ (пункт 4.3 часть 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Учитывая изложенное, с целью получения информации о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителям для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо направлять запрос в орган местного самоуправления.

Какие средства подлежат включению в размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемой в индивидуальном порядке, для компенсации регулируемой организации?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

- расходы на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика;

- расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

- расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

- налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.

 

Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем водоснабжения или водоотведения.

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее – Правила № 2130), установлено, что в случае если подключение подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется (с учетом места нахождения подключаемого объекта, его параметров и технической возможности его подключения) через технологически связанные (смежные) объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежному владельцу, заключение договора о подключении осуществляется исполнителем только после получения от смежного владельца в письменной форме согласия на подключение через принадлежащие смежному владельцу объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
 

В случае, указанном в абзаце первом указанного пункта, исполнитель направляет смежному владельцу запрос о предоставлении его согласия на подключение через принадлежащие смежному владельцу объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (с указанием в запросе планируемых точки присоединения, точки подключения, разрешаемого заявителю отбора объема горячей воды, холодной воды, режима водопотребления (отпуска), режима отведения сточных вод).
Если смежный владелец является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и (или) организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или транзитной организацией, он не вправе отказать в подключении через принадлежащие ему объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, за исключением отсутствия технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 Правил № 2130.

 

При получении исполнителем отказа смежного владельца в согласовании подключения через принадлежащие ему объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или при неполучении в течение 5 рабочих дней со дня направления исполнителем смежному владельцу запроса, указанного в абзаце первом пункта 59 Правил № 2130, ответа от смежного владельца, исполнитель в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения от заявителя заявления о подключении уведомляет об этом заявителя в письменной форме с одновременным направлением заявителю проекта договора о подключении с определением точки присоединения на существующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих исполнителю (с учетом требований пунктов 48 – 57 Правил № 2130).

 

В каких случаях можно пересмотреть индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 11 (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, изменение размера платы за подключение к системе теплоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, возможно в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения
и требований к строительству (реконструкции) сетей, а также при внесении иных изменений в проектную документацию для выполнения необходимых технологических мероприятий для подключения к системе теплоснабжения, подтвержденных заключением экспертизы проектной документации.

Правительство Российской Федерации утвердило индексы по субъектам Российской Федерации, а в действительности коммунальные услуги подорожали больше. В чем причина?

19.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Для сдерживания роста тарифов Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает ограничение роста платы граждан за все коммунальные услуги путем установления Правительством Российской Федерации индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельного отклонения от величины указанных индексов. Главой региона устанавливаются предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.

Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту и предельно допустимые отклонение на 2024 год утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 3147-р, в первом полугодии 2024 года рост платы граждан не предусмотрен, при этом с 01.07.2024 произойдет рост.

Индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации формируются на основании индексов в среднем по субъектам Российской Федерации и предельного отклонения от величины указанных индексов по предложению главы региона и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, плата за отдельные коммунальные услуги может быть больше или меньше установленного индекса.

Если индекс по муниципалитету превышен, Вы можете обратиться в региональный орган ГЖИ.

Может ли ФАС проверить обоснованность размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?

14.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  1. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  2. взнос на капитальный ремонт;
  3. плату за коммунальные услуги.

Взнос на капитальный ремонт и тариф на коммунальный ресурс, подлежащий государственному регулированию, не являются тождественными понятиями.

Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги определяется из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положение о ФАС России не предусматривают полномочий ФАС России по оценке экономической обоснованности взноса на капитальный ремонт.

За разъяснениями по вопросу установления размера взноса на капитальный ремонт в конкретном регионе необходимо обращаться в правительство региона проживания с соответствующим заявлением. В случае несогласия с результатами рассмотрения заявления необходимо обращаться в суд в установленном законом порядке.

Кроме того, дача разъяснений по вопросам, связанным с установлением взносов на капитальный ремонт, отнесена к компетенции Минстроя России, в адрес которого целесообразно обращаться по данному вопросу.

Почему растет стоимость ЖКУ в 2023 году, если было объявлено, что роста до 01.07.2024 года не будет?

14.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В квитанциях отражается плата за два вида услуг:

-коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение, обращение с ТКО);

-жилищные услуги (содержание и ремонт жилого помещения, капремонт).

Плата за коммунальные услуги ограничивается индексом, поэтому в 2023 году рост за коммунальные услуги не предусмотрен. Стоимость жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается региональными органами и зависит от ряда факторов) и не ограничивается индексами.

Стоимость услуг по содержанию дома определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья или жилищного кооператива. Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления домом, то размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления.

Поэтому стоимость ЖКУ может вырасти за счет роста платы за жилищные услуги.

Завышен размер платы за содержание жилого помещения.

14.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества

в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги определяется из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации О рассмотрении обращения

от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение о ФАС России), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю, в том числе в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и наделен полномочиями по отмене решений органов регулирования, принятых с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов).

ФАС России обращает внимание, что уровень стоимости жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.

Для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления таким домом, размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления.

Из приведенных норм следует, что плата за содержание жилого помещения и тариф на коммунальный ресурс, подлежащий государственному регулированию, не являются тождественными понятиями.

Федеральный закон от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положение о ФАС России не предусматривают полномочий ФАС России по оценке экономической обоснованности размера платы за содержание жилого помещения.

Дополнительно ФАС России сообщает, что согласно пункту 2 части 17 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного контроля (надзора), который осуществляют органы государственного жилищного надзора, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы.

Каким способом муниципальное образование может передать объекты теплоснабжения?

14.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Главой 6.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных данным федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 данного федерального закона.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения составляет менее 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами передаются по договору аренды, заключенному по результатам конкурса на право заключения договоров аренды, или по концессионному соглашению.

Если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта теплоснабжения не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами могут быть переданы по концессионному соглашению или по договору аренды, заключенному без проведения конкурса на право заключения договора аренды с лицом, указанным в части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

Действия по передаче прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объектами теплоснабжения) в нарушение требований, предусмотренных действующим законодательством, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем водоснабжения или водоотведения.

01.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее – Правила № 2130), установлено, что в случае если подключение подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется (с учетом места нахождения подключаемого объекта, его параметров и технической возможности его подключения) через технологически связанные (смежные) объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежному владельцу, заключение договора о подключении осуществляется исполнителем только после получения от смежного владельца в письменной форме согласия на подключение через принадлежащие смежному владельцу объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае, указанном в абзаце первом указанного пункта, исполнитель направляет смежному владельцу запрос о предоставлении его согласия на подключение через принадлежащие смежному владельцу объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (с указанием в запросе планируемых точки присоединения, точки подключения, разрешаемого заявителю отбора объема горячей воды, холодной воды, режима водопотребления (отпуска), режима отведения сточных вод).

Если смежный владелец является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и (или) организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или транзитной организацией, он не вправе отказать в подключении через принадлежащие ему объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, за исключением отсутствия технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 Правил № 2130.

При получении исполнителем отказа смежного владельца в согласовании подключения через принадлежащие ему объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или при неполучении в течение 5 рабочих дней со дня направления исполнителем смежному владельцу запроса, указанного в абзаце первом пункта 59 Правил № 2130, ответа от смежного владельца, исполнитель в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения от заявителя заявления о подключении уведомляет об этом заявителя в письменной форме с одновременным направлением заявителю проекта договора о подключении с определением точки присоединения
на существующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих исполнителю (с учетом требований пунктов 48 – 57 Правил № 2130).

 

Разъяснение порядка осуществления заявителем архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию тепловых сетей, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка в целях подключения объекта капитального строительства, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115.

01.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно положениям пункта 49 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115 (далее - Правила № 21150, по согласованию с исполнителем заявитель вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию тепловых сетей, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка в целях подключения объекта капитального строительства.

В случае подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения многоквартирного дома по обращению заявителя к исполнителю мероприятия (в том числе технические) по подключению осуществляются заявителем в пределах границ принадлежащего ему земельного участка при условии согласования порядка и условий осуществления таких действий (в том числе согласования технической документации) с исполнителем.

Заявитель в обязательном порядке сообщает исполнителю о намерении выполнить действия, указанные в абзаце первом и (или) абзаце втором
пункта 49 Правил № 2115, не позднее 15 дней с даты заключения договора о подключении.

В случаях, указанных в абзацах первом и втором пункта 49 Правил № 2115, исполнитель заключает с заявителем помимо договора о подключении в порядке и на условиях, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, возмездный договор гражданско-правового характера, в который должны быть включены в том числе положения, предусматривающие:

- обязанность заявителя получить временное разрешение органа федерального государственного энергетического надзора для проведения испытаний и пусконаладочных работ соответствующих объектов теплоснабжения;

- обязанность заявителя представить исполнителю до составления акта о подключении разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию соответствующих объектов теплоснабжения;

- обязанность заявителя передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;

- обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и оформить на такой объект право собственности в установленном порядке;

- ответственность сторон за ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по срокам оплаты, срокам передачи и принятия объекта теплоснабжения.

В случае обращения заявителя к исполнителю об осуществлении заявителем мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка отказ исполнителя в заключении договора гражданско-правового характера, указанного в абзаце четвертом пункта 49 Правил № 2115, предусматривающего осуществление заявителем мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего заявителю земельного участка (за пределами сети инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома) не допускается.

Разъяснение порядка осуществления заявителем архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения объекта капитального строительства, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130.

31.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с положениями пункта 37 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства
к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее — Правила № 2130), по согласованию с исполнителем заявитель вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения объекта капитального строительства.

В случае подключения многоквартирного дома по обращению заявителя к исполнителю мероприятия (в том числе технические) по подключению осуществляются заявителем в пределах границ принадлежащего ему земельного участка при условии согласования порядка и условий осуществления таких действий (в том числе согласования технической документации) с исполнителем.

По обращению заявителя к исполнителю точка подключения многоквартирного дома в договоре о подключении определяется на границе земельного участка заявителя при условии согласования с исполнителем.

Заявитель в обязательном порядке сообщает исполнителю о намерении выполнить действия, указанные в абзацах первом и (или) втором пункта 37 Правил № 2130, не позднее 15 дней со дня заключения договора о подключении.

В случае обращения заявителя к исполнителю об осуществлении заявителем мероприятий (в том числе технических) по подключению
в пределах границ принадлежащего ему земельного участка не допускается отказ исполнителя от заключения договора гражданско-правового характера, предусматривающего осуществление заявителем мероприятий (в том числе технических) по подключению в пределах границ принадлежащего заявителю земельного участка (за пределами сети инженерно-технического обеспечения дома), указанного в абзаце шестом пункта 37 Правил № 2130.

Учитывая изложенное, Управление сообщает, что регулируемая организация не может отказать заявителю в осуществлении им самостоятельно мероприятий по подключению в границах принадлежащего заявителю земельного участка.

При этом нормы, предусматривающие осуществление заявителем мероприятий по подключению за пределами границ своего земельного участка, являются диспозитивными. Правилами № 2130 не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации в согласовании исполнения таких мероприятий со стороны заявителя.

Таким образом, возможность их применения наступает только при достижении согласия обеими сторонами правоотношений.

Отказ ресурсоснабжающей организации в осуществлении заявителем строительства сетей водоснабжения и (или) водоотведения за пределами границ земельного участка заявителя не может рассматриваться на предмет нарушения Правил № 2130.

Также согласно нормам пункта 37 Правил № 2130 в случае, указанном в абзацах первом и втором пункта 37 Правил № 2130, исполнитель и заявитель помимо договора о подключении заключают возмездный договор гражданско-правового характера в порядке и на условиях, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации. В такой договор должны быть включены в том числе положения, предусматривающие:

- обязанность заявителя предоставить исполнителю беспрепятственный круглосуточный доступ к строящимися или реконструируемым заявителем объектам централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, документацию о выполнении заявителем работ для проверки исполнителем хода и качества выполнения работ заявителем (в порядке, согласованном заявителем в договоре);

- обязанность заявителя передать исполнителю созданные (реконструированные) заявителем в результате проведения работ, определенных договором, объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- обязанность исполнителя принять созданные (реконструированные) заявителем в результате проведения работ, определенных договором, объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и (или) водоотведения;

- ответственность сторон за ненадлежащее выполнение обязательств,
в том числе по срокам оплаты, срокам передачи и принятия объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, Правилами № 2130 определено право заявителя обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в случае согласования с исполнителем.

Разъяснение положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130, в части нужд пожаротушения по вопросу расчета платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения за объем подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки.

31.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Расчет платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения в рамках заключаемого договора о подключении осуществляется исходя из действующих на момент заключения такого договора ставок платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения или в соответствии с платой за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, установленной органом регулирования тарифов в индивидуальном порядке. 
Согласно пункту 82 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. 
Согласно пункту 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), а также при наличии письменного согласия заявителя в случае, предусмотренном Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 30.11.2021 № 2130 (далее - Правила № 2130), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реализацию мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. 
Таким образом, при расчете тарифов на подключение (технологическое присоединение) или платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, органом регулирования учитывается величина подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки. 
При этом согласно пункту 2 Правил № 2130, подключаемая мощность (нагрузка) - это величина мощности, определяемая заявителем и указываемая им в соответствии с балансом потребления горячей воды или балансом водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования горячей или холодной воды и распределения объемов подключаемой мощности (нагрузки) по целям использования, в том числе на периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, на цели обеспечения пожаротушения, прием поверхностных сточных вод, а также распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам. 
В соответствии с пунктом 26 Правил № 2130 при подключении к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения к заявлению о подключении прилагается баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой мощности (нагрузки) по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (процентов),
при подключении к централизованной системе горячего водоснабжения - баланс потребления горячей воды подключаемого объекта (с указанием целей использования горячей воды). 
Пунктом 31 Правил № 2130 определено, что исполнитель в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные от заявителя документы, анализирует их содержание, проверяет их на соответствие документам, указанным в пункте 26 Правил № 2130, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения техническим параметрам подключаемого объекта, целям обеспечения пожаротушения. 
При расчете тарифа (платы) за подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения нагрузка на пожаротушение подлежит учету при наличии обоснованных технических решений, выданных при подключении заявителя.

 

Может ли организация (организации) осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, отказать в заключении договора на подключение ?

31.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 43 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее – Правила № 2130), при наличии технической возможности подключения исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (за исключением случаев, указанных в пункте 32 Правил № 2130). При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд, в том числе с иском об оспаривании отказа в заключении договора о подключении или о понуждении к заключению договора о подключении.
Статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - Статьей 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено к компетенции федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
В случае необоснованного отказа в заключении договора подключения (технологического присоединения) заявитель вправе обратиться с заявлением в ФАС России или ее территориальные органы.

 

 Может ли теплоснабжающая организация отказать в заключении договора на подключение?

31.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 3 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115, договор о подключении является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единых теплоснабжающих организаций.
При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ заявителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, расположенного в границах радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
В случае если схемой теплоснабжения не определен радиус эффективного теплоснабжения для соответствующих объектов, расчет радиуса эффективного теплоснабжения проводит исполнитель в соответствии с утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации методическими указаниями по разработке схем теплоснабжения.
В случае отказа в заключении договора о подключении исполнитель направляет заявителю уведомление в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на заключение договора о подключении с указанием причины отказа. В случае несогласия с отказом заявитель имеет право обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения, ответственный за разработку схемы теплоснабжения, для проверки нахождения объекта заявителя в радиусе эффективного теплоснабжения.
При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд с требованием понуждения исполнителя заключить договор о подключении.
Статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - Статьей 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено к компетенции федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
В случае необоснованного отказа в заключении договора подключения (технологического присоединения) заявитель вправе обратиться с заявлением в ФАС России или ее территориальные органы.

В каких случаях можно пересмотреть плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, установленную в индивидуальном порядке?

31.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с абзацем четвертым пункта 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, плата за подключение, установленная органом регулирования тарифов индивидуально, корректируется органом регулирования тарифов на основании заявления организации, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) в случае изменения параметров подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой мощности (нагрузки), места нахождения точки (точек) присоединения и (или) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных или канализационных сетей, в том числе при подключении объекта заявителя через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании лицу, не являющемуся организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение).

В каких случаях можно пересмотреть индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения?

31.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 11 (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, изменение размера платы за подключение к системе теплоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, возможно в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) сетей, а также при внесении иных изменений в проектную документацию для выполнения необходимых технологических мероприятий для подключения к системе теплоснабжения, подтвержденных заключением экспертизы проектной документации.
 

Может ли заявитель за границами принадлежащего ему земельного участка сам осуществить строительство сетей теплоснабжения?

24.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно положениям пункта 49 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115 (далее - Правила № 2115), по согласованию с исполнителем заявитель вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию тепловых сетей, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка в целях подключения объекта капитального строительства.

В случае подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения многоквартирного дома по обращению заявителя к исполнителю мероприятия (в том числе технические) по подключению осуществляются заявителем в пределах границ принадлежащего ему земельного участка при условии согласования порядка и условий осуществления таких действий (в том числе согласования технической документации) с исполнителем.

Заявитель в обязательном порядке сообщает исполнителю о намерении выполнить действия, указанные в абзаце первом и (или) абзаце втором пункта 49 Правил № 2115, не позднее 15 дней с даты заключения договора о подключении.

В случаях, указанных в абзацах первом и втором пункта 49 Правил № 2115, исполнитель заключает с заявителем помимо договора о подключении в порядке и на условиях, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, возмездный договор гражданско-правового характера, в который должны быть включены в том числе положения, предусматривающие:

- обязанность заявителя получить временное разрешение органа федерального государственного энергетического надзора для проведения испытаний и пусконаладочных работ соответствующих объектов теплоснабжения;

- обязанность заявителя представить исполнителю до составления акта о подключении разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию соответствующих объектов теплоснабжения;

- обязанность заявителя передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;

- обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и оформить на такой объект право собственности в установленном порядке;

- ответственность сторон за ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по срокам оплаты, срокам передачи и принятия объекта теплоснабжения.

Учитывая вышеизложенное, Правилами № 2115 определено право заявителя обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию тепловых сетей, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка в целях подключения объекта капитального строительства, в случае согласования с исполнителем.

 

Может ли заявитель за границами принадлежащего ему земельного участка сам осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения?

24.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с положениями пункта 37 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее — Правила № 2130), по согласованию с исполнителем заявитель вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения объекта капитального строительства.

В случае подключения многоквартирного дома по обращению заявителя к исполнителю мероприятия (в том числе технические) по подключению осуществляются заявителем в пределах границ принадлежащего ему земельного участка при условии согласования порядка и условий осуществления таких действий (в том числе согласования технической документации) с исполнителем.

По обращению заявителя к исполнителю точка подключения многоквартирного дома в договоре о подключении определяется на границе земельного участка заявителя при условии согласования с исполнителем.

Заявитель в обязательном порядке сообщает исполнителю о намерении выполнить действия, указанные в абзацах первом и (или) втором пункта 37 Правил № 2130, не позднее 15 дней со дня заключения договора о подключении.

При этом Правилами № 2130 не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации в согласовании исполнения мероприятий по подключению за пределами границ земельного участка со стороны заявителя.

Таким образом, возможность их применения наступает только при достижении согласия обеими сторонами правоотношений.

Согласно нормам пункта 37 Правил № 2130 в случае, указанном в абзацах первом и втором пункта 37 Правил № 2130, исполнитель и заявитель помимо договора о подключении заключают возмездный договор гражданско-правового характера в порядке и на условиях, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации. В такой договор должны быть включены в том числе положения, предусматривающие:

обязанность заявителя предоставить исполнителю беспрепятственный круглосуточный доступ к строящимися или реконструируемым заявителем объектам централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, документацию о выполнении заявителем работ для проверки исполнителем хода и качества выполнения работ заявителем (в порядке, согласованном заявителем в договоре);

обязанность заявителя передать исполнителю созданные (реконструированные) заявителем в результате проведения работ, определенных договором, объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

обязанность исполнителя принять созданные (реконструированные) заявителем в результате проведения работ, определенных договором, объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

ответственность сторон за ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по срокам оплаты, срокам передачи и принятия объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, Правилами № 2130 определено право заявителя обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в случае согласования с исполнителем.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь