Часто задаваемые вопросы

Поиск по ключевым словам

Как вернуть деньги за авиабилет?

19.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Если билет приобретен до 01.05.2020, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее-Положение) утвержден порядок, который применяется к договорам (билетам), подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным (купленным) до 1 мая 2020 г.
В соответствии с пунктом 5 Положения пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности, доплатить денежными средствами. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 991 предусмотрен возврат денежных средств отдельным категориям граждан за билет, приобретенный до 01.05.2020:  пассажиру, признанному инвалидом I или II группы, ребенку-инвалиду, а также ветерану Великой Отечественной войны, лицу, сопровождающему инвалида I группы или ребенку-инвалиду, лицу, имеющему удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если билет приобретен после 01.05.2020, то перерасчет провозной платы при изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом   Министерства   транспорта  Российской  Федерации  от 25.09.2008 № 155.
В случае несогласия с решением должностных лиц перевозчика по вопросу возврата денежных средства за авиабилеты, пассажир вправе обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов на основании части I статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Какая на сегодняшний день ставка сбора за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ?

19.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643, сбор за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ подлежит государственному тарифному регулированию.
Размер сбора за возврат денег утвержден приказом ФСТ России от 27.07.2010 №156-т/1, при этом в соответствии с приказом ФАС России от 20.09.2019 № 1232/19 его величина является предельно максимальной и может быть снижена по решению пассажирских перевозчиков.
Приказом ФАС России от 27.04.2020 № 435/20 (далее — Приказ) внесены изменения в приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156-т/1, предусматривающие установление размера сбора за оформление возврата денежных средств неиспользованного проездного документа (билета) для пассажира на уровне 2 руб. 13 копеек.
Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.05.2020 года под регистрационным номером 58355 и опубликован 15.05.2020 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, вступил в силу 26.05.2020.

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пятипроцентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли непродовольственными товарами.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно, цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

Кто устанавливает цены на продукты питания?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

При этом, необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию.

При этом Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрен механизм «замораживания» цен при определенных условиях и на определенный срок. Данное право предоставлено Правительству Российской Федерации.

Так, согласно частям 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.

Согласно пунктам 3 и 4 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, в который входят такие продовольственные товары как: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Подобные меры «замораживания» цен за все время их существования Правительством Российской Федерации не применялись в связи с отсутствием оснований.

Также в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В рамках реализации указанных мер, в том числе проводятся контрольные мероприятия, а в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.

С чем связано изменение цен на путевки?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Рынок туристических услуг в целом является конкурентным. В настоящее время ФАС России не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Кроме того, необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственное регулирование ценообразования устанавливается лишь для отдельных социально-значимых видов продукции (например, отдельные наименования жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов).

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на туристические услуги не подлежат государственному регулированию. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемые туристические услуги в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Как регулируются цены на книжную продукцию?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В рамках установленных полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на товарном рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных согласованных действий.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение

состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

При этом, до настоящего времени ФАС России не было установлено наличие доминирующего положения какого-либо хозяйствующего субъекта на рынке реализации книжной продукции.

Также необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на книжную продукцию не подлежат государственному регулированию. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Чем обосновано повышение цен на учебники для общеобразовательных школ?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, передан государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение, в том числе, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

На основании статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Статьей 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями относится к компетенции общеобразовательной организации.

Таким образом, общеобразовательная организация должна предоставлять в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Учитывая изложенное, по вопросу повышения цен на учебники для общеобразовательных школ заявитель может обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования по местонахождению общеобразовательной организации, а также непосредственно в саму общеобразовательную организацию.

Кто устанавливает плату за посещение детского сада?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации семья находится под защитой государства и это обстоятельство предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В контексте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях;

при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке;

установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;

в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Одновременно органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлен средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также утвержден порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.

Учитывая изложенное, заявитель может обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования по местонахождению дошкольной организации.

Кроме того, на основании подпунктов 4.3.10 и 4.4.1 пунктов 4.3 и 4.4 части 4 раздела II Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 884, Министерство просвещения Российской Федерации в рамках своих полномочий осуществляет организацию мониторинга системы образования и обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне.

По имеющейся у ФАС России информации, в целях недопущения резкого увеличения родительской платы, Министерство просвещения Российской Федерации проводит мониторинг по установлению субъектами Российской Федерации размера такой платы.

Таким образом, заявитель также может обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации по адресу: 127002, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2, (экспедиция (прием корреспонденции) по адресу: г. Москва, Брюсов пер., д. 21), e-mail: info@edu.gov.ru.

Кто и как формирует цены на услуги по организации отдыха и развлечений?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем рынки услуг по организации отдыха и развлечений в Российской Федерации в целом являются конкурентными.

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на услуги по организации отдыха и развлечений не подлежат государственному регулированию. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Кроме того, в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

В экспертной оценке средней стоимости автозапчастей, проведенной специализированной организацией исходя из имеющихся в наличии запчастей в магазинах конкретного города, выявлен факт расхождения этой стоимости со стоимостью автозапчастей, указанной в Справочнике средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденных транспортных средств (далее – Справочник). Является ли несоблюдение Российской Союзом Автостраховщиков (РСА) порядка формирования Справочника нарушением антимонопольного законодательства?

 

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Действия РСА, выразившиеся в нарушении порядка формирования Справочника средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, установленного положением Банком России от 19.09.2014 № 432-П, могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 39 Закона о защите конкуренции).

Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица, указывающего на признаки такого нарушения.

Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пунктами 3.4 и 3.5 Административного регламента заявление может быть подано в антимонопольный орган:

– в письменной форме путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении;

– в форме электронного документа с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пунктом 3.6 Административного регламента также предусмотрено, что заявление должно содержать сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подается заявление; описание нарушения антимонопольного законодательства; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов.

Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства, в частности, подтверждающие нарушение РСА порядка формирования Справочника.

В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «О обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» единая методика определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, в соответствии с которой осуществляется формирование Справочников, утверждена Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 432-П (далее – Методика).

В соответствии с пунктом 7.1 Методики Справочники формируются по региональным товарным рынкам (экономическим регионам) в соответствии с приложением 4 к Методике. Так, согласно указанному приложению Справочники формируются по 13 экономическим регионам, в состав которых входят соответствующие субъекты Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о нарушении порядка формирования Справочников необходимо исходить из того, были ли они сформированы в соответствии с требованиями Методики.

При рассмотрении вопроса о выплате страхового возмещения после ДТП было выявлено, что стоимость поврежденных автозапчастей, рассчитанная по данным Справочника средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденных транспортных средств (далее – Справочник) не соответствует их реальной стоимости. Куда обратиться по указанному вопросу?

14.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой не относится рассмотрение вопросов, связанных с несоответствием стоимости автозапчастей, рассчитанной по данным Справочника, их фактической стоимости.

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «О обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, в соответствии с которой осуществляется формирование Справочников, утверждена Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 432-П.

Таким образом, по вопросам несоответствия стоимости автозапчастей, рассчитанной по данным Справочника, их фактической стоимости необходимо обратиться с соответствующим обращением в Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, официальный сайт в сети «Интернет» –www.cbr.ru), приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов.

О пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в связи с вводом сетей

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, тарифы могут быть пересмотрены в течение периода в связи с обращением субъекта регулирования (ГРО) или по инициативе ФАС России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования (ГРО), или иных обоснованных причин.

При этом, на основании пункта 21 Методических указаний, в случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.

Учитывая изложенное, пересмотр действующих тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям возможен на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом планируемых характеристик новых газопроводов (прогнозный уровень загрузки газопроводов, степень их технологической обособленности).

Дополнительные расходы, связанные с вводом сетей, могут вызвать значительный рост необходимой валовой выручки и, соответственно, действующих тарифов на услуги по транспортировке газа сверх параметров, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, и оказать негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.

 

О расходах на эксплуатацию муниципальных сетей и утверждении тарифов на них

 

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Услуги по транспортировке газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по принадлежащему ему на правах собственности или иных законных основаниях газопроводу, является субъектом естественных монополий, его деятельность по транспортировке газа подлежит государственному регулированию и оплата оказанных услуг осуществляется по тарифам, утверждаемым уполномоченным органом федеральной исполнительной власти (ФАС России).

Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, предусмотрено, что тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа, оказываемые газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.

Таким образом, использование газораспределительной организацией газопроводов, находящихся в собственности муниципального образования, а также взимание платы с потребителей за транспортировку газа может осуществляться лишь в случае, если указанные газопроводы находятся у газораспределительной организации на законных основаниях (договор аренды, договор безвозмездного пользования и т. д.).

Вместе с тем, собственник газораспределительных сетей может компенсировать расходы на их техническое обслуживание и эксплуатацию, в том числе выполнение требований Федерального Закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", через тариф на услуги по транспортировке газа, утверждаемый ФАС России. Рассмотрение вопроса об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям возможно только после введения в отношении хозяйствующего субъекта государственного регулирования и контроля, а также включения хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» (далее - Реестр), который формирует и ведет ФАС России.

О регулировании доставки сжиженного газа, реализуемого в баллонах

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Изначально при подготовке действующих редакций нормативно-правовых актов, регулирующих установление розничных цен на сжиженный газ, закладывалась логика исключения регулирования доставки сжиженного газа, реализуемого в баллонах, ввиду высокой конкурентности данного рынка, что было реализовано в пункте 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. No354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а впоследствии в приказе ФАС России от 07.08.2019  № 1072/19.

Принимая во внимание сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, возникшие сложности осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в целях недопущения резкого роста стоимости конечного продукта и, как следствие, исключение социальной напряженности и негативных последствий для потребителей, ФАС России прорабатывается вопрос о временном введении государственного регулирования доставки сжиженного газа в баллонах.

Проект НПА размещен на сайте regulation.gov.ru и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти.

О компенсации выпадающих доходов при реализации сжиженного газа населению

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Плановые расходы на приобретение сжиженного газа определяются в соответствии с пунктом 30.1 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд и утверждены приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19.

Согласно пункту 10 Методических указаний, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с ростом цен на оплату газа поставщику, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении цен (тарифов). Разъяснения по учету расходов на приобретение сжиженного газа, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, с учетом ограничения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. При этом возможно покрытие незапланированного экономически обоснованного убытка прошлых лет по согласованному с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - регулирующий орган) графику.

Таким образом, расходы на покупку газа, то есть, оплату газа поставщику, необходимо учитывать в полном объеме (экономически обоснованном), в противном случае регулятор устанавливает уровень розничной цены ниже экономически обоснованного. В таких случаях должны быть предусмотрены механизмы компенсации выпадающих доходов из бюджета на региональном уровне.

О прокладке газопровода бестраншейным способом (один или несколько проколов), мероприятиях по лестроустройству

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, если проект подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации или в региональную (межрегиональную) программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, или в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

– проведение лесоустроительных работ;

– переходы через водные преграды;

– прокладку газопровода наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

– прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем, при утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту прокладку газопровода протяженностью более 30 метров бестраншейным способом необходимо учитывать, как один прокол протяженностью более 30 метров, то есть каждый прокол считается отдельно.

Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:

– проектирование лесничеств и лесопарков;

– проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

– закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

– таксацию лесов;

– проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Таким образом, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают, в том числе проведение лесоустроительных работ, то плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту.

 

О предоставлении заявителем проектной документации газоснабжения на жилой дом

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 97 Правил подключения мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

При этом, согласно пункту 14 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства от 29.10.2010 № 870 (далее — Технический регламент), на сеть газораспределения и газопотребления распространяются требования безопасности и энергетической эффективности транспортирования природного газа в соответствии с техническими параметрами, определенными в проектной документации на данные сети.

Кроме того, в разделе IV Технического регламента указаны требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе проектирования, в том числе требования к проектной документации, а согласно раздела V Технического регламента при строительстве сетей должно быть обеспечено соблюдение технических решений, предусмотренных проектной документацией. Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Таким образом, по мнению ФАС России, при осуществлении мероприятий по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределения, предусмотренных договором о подключении, заявитель вправе по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Исходя из вышеизложенного, сообщаем, что навязывание в договоре и технических условиях, при осуществлении технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства к газораспределительным сетям, обязанности по разработке проектной документации для газификации объекта индивидуального жилищного строительства является нарушением Правил подключения.

Требования к технически условия указаны в пункте 75 Правил подключения и определяют, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:

а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);

в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Приведенный перечень не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Следовательно, при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами подключения.

 

 

О переоформлении технических условий/договора о подключении в случае смены правообладателя (собственника) земельного участка

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения).

Согласно пункту 59 Правил подключения, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

При этом, в соответствии с пунктом 62 Правил, подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пункт 35 Правил подключения устанавливает, что в случае смены правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок.

Газораспределительная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет новому правообладателю земельного участка переоформленные на него технические условия. Срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается.

При этом, согласно подпункту «е» пункта 65 Правил подключения, в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются, в том числе, номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в порядке установленным пунктом 3 Правил подключения.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил подключения, одним из этапов подключения является заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении.

Таким образом, по мнению ФАС России, в случае смены правообладателя земельного участка, новый правообладатель вправе переоформить на себя договор о подключении (технологическом присоединении) вместе с ранее выданными техническими условиями, которые являются неотъемлемым приложением к договору о подключении.

О заключении договора о подключении в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения («сеть — сеть»)

13.10.20
Показать ответСвернуть ответ

Деятельность по технологическому присоединению, в том числе порядок выдачи технических условий на присоединение сети газораспределения к другой сети газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения).

Согласно пункту 2 Правил подключения «заявитель» - юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности.

Пунктами 7 и 8 Правил подключения установлены документы и сведения, направляемые вместе с запросом о предоставлении технических условий.

Пунктом 13 Правил подключения предусмотрено, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил подключения, в полном объеме исполнитель обязан определить и предоставить заявителю технические условия.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил подключения состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии с программой газификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 № 727 (далее – Постановление № 727) внесены изменения в разделы I и II Правил подключения, в части распространения их на случаи подключения «сеть — сеть». Положения раздела II Правил подключения регламентируют порядок действий при направлении запроса о выдаче технических условий, а положения раздела VI Правил подключения регламентируют порядок действий при направлении заявки о заключении договора о подключении. Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежит плата за подключение газоиспользующего оборудования.

Учитывая, что Постановлением № 727 не внесены изменения в раздел VI Правил подключения, следовательно, договор о подключении в случае присоединения «сеть — сеть» не заключается, плата за подключение объекта сети газораспределения и (или) газопотребления государственному регулированию не подлежит.

 

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь