Часто задаваемые вопросы

Поиск по ключевым словам

Я не согласен с решением об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе территориального Управления федеральной антимонопольной службы, вынесенному по моему обращению, куда мне обратиться?

23.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона «О рекламе» решение антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе решения об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о рекламе не предусматривает возможность обжалования в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу решений и предписаний антимонопольных органов по делам, возбужденным по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, решений об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

С учетом изложенного, решение об отказе в возбуждении дела может быть обжаловано только в судебном порядке в соответствии с положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Я хочу обратиться в ФАС России с заявлением о нарушении законодательства о рекламе, какие документы мне необходимо приложить к своему обращению?

23.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Федеральным законом «О рекламе» полномочиями осуществляет государственный надзор в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Вместе с тем для целей реализации ФАС России возложенных на него полномочий, антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения.

В соответствии с пунктом 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), установлены требования к заявлению, указывающему на признаки нарушения законодательства о рекламе.

Заявление о нарушении законодательства о рекламе подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении о нарушении законодательства должны содержаться:

наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства заявителя - физического лица);

наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств;

требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства.

Порядок подачи заявлений в Федеральную антимонопольную службу также размещен на сайте ФАС России по адресу https://fas.gov.ru/pages/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html.

Таким образом, в заявлении необходимо указывать требуемые в соответствии с законодательством имеющиеся у Вас сведения о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы (наименование, местонахождение, контактная информация), период (дата) и способ распространения рекламы, описать существо нарушения, изложить требование, приложить рекламу, а также иные материалы и документы в поддержку своих доводов.

Является ли информация, размещенная на официальном сайте производителя товара рекламой?

23.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Федеральным законом «О рекламе» полномочиями осуществляет государственный надзор в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По смыслу законодательного определения рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Вместе с тем не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), в социальных сетях и форумах в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте, правилах пользования, стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Следовательно, на информацию о лице или реализуемых им товарах (услугах), размещённую на сайте продавца товаров, положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди других товаров (например, контекстная реклама с пометкой «реклама»), такая информация может быть признана рекламой.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах и т. п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

На официальном сайте производителя представлена информация об услугах и продуктах компании, их характеристиках, стоимости, условиях приобретения, о самой компании, ее деятельности и пр. Указанные сведения систематизированы, единообразны и не направлены на привлечение внимания к конкретному товару. Назначением данных сведений является информирование потребителей об ассортименте предлагаемых товаров и услуг в целях их правильного выбора.

Таким образом, размещённая на сайтах производителя информация о товарах, услугах и её деятельности не подпадает под понятие рекламы и не может расцениваться как реклама. На такую информацию не распространяются положения Федерального закона «О рекламе» и она не подлежит оценке на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе».

 

В случае получения спам рассылки на электронную почту:

23.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Федеральным законом «О рекламе» полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Вместе с тем для целей реализации ФАС России возложенных на него полномочий, антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения.

В соответствии с пунктом 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее – Правила), установлены требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе — заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении должны содержаться следующие сведения:

- наименование и местонахождение заявителя (для физических лиц – фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя);

- наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;

- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы, с приложением имеющихся доказательств;

- требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо, от которого могут быть получены такие доказательства.

В заявлении необходимо указать требуемые в соответствии с законодательством и имеющиеся у заявителя сведения: рекламодателя и рекламораспространителя рекламы (наименование, местонахождение, контактная информация), период поступления рекламы, описать существо отношений с отправителем рекламы, изложить требование, дать удостоверенное личной подписью согласие антимонопольному органу на получение доступа к сведениям об указанных в обращении сообщениях следующего содержания:

«Я, ______________, паспорт _________________, даю согласие на получение ФАС России

(указать ФИО) (указать серию и номер)

информации о

переданных данных _________________ на электронную почту: _______________________

(указать дату и время (указать свою электронную почту)

поступивших данных)

от электронной почты: _______________________________ в сети поставщика интернет-

(указать электронную почту,

с которой поступили данные)

услуги _________________________________.

(указать наименование поставщика)

____________________».

(дата, подпись)

Также к заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие доводы заявителя: фотографии, скриншоты текстов рекламы (писем в привязке к дате снятия скриншота, фотографии), копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу (при их наличии), и факт того, что после такого обращения распространение рекламы не прекратилось, иные документы.

Также для целей установления рекламораспространителей ФАС России предлагает предоставить следующие данные:

1) Полный заголовок электронного письма, включающий в себя:

- Поле «From » (пробелом);

- Поле «Delivery-date»;

- Все поля «Received:»;

2) журнал действий (log-файл) сервера, принявшего почту.

По таким данным можно определить IP-адрес сервера, с которого была проведена рассылка.

Для возможного установления владельца сервера необходимо обращаться к Интернет-провайдеру – владельцу блока IP-адресов, в который входит определенный IP-адрес.

Отсутствие указанных сведений и документов не позволяет ФАС России идентифицировать спорную информацию и дать ее оценку с точки зрения соответствия Федеральному закону «О рекламе».

Согласно пункту 4 Правил дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту жительства физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В этой связи заявление следует направлять в соответствии с пунктом 14 Правил в адрес антимонопольного органа, на подведомственной территории которого проживает заявитель. С контактами территориальных органов ФАС России можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru.

Порядок подачи заявлений в Федеральную антимонопольную службу также размещен на сайте ФАС России по адресу https://fas.gov.ru/pages/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html.

При этом ФАС России обращает внимание заявителей на то, что интерфейс почтовых ящиков позволяет установить фильтр для нежелательных сообщений.

Согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям

22.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации»), (далее — Закон о газоснабжении), юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила подключения).

В соответствии с Правилами подключения, основной абонент — юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

Согласно пункту 48 Правил подключения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.

Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

Следовательно, обязанность получения согласия основного абонента на подключение (технологическое подключение) объекта капитального строительства заявителя к сетям основного абонента лежит на исполнителе.

При этом, основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

 

Подключение (технологического присоединения) домовладений, расположенных внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, к сетям газораспределения в рамках бесплатной газификации

22.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2021 № 184-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», Правительству Российской Федерации поручено обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию нового подхода по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения без привлечения средств граждан, в срок до 1 ноября 2021 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021
№ 1549 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее — Основные положения).

Так, абзацем вторым пункта 26(22) Основных положений предусмотрено осуществление подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.

Таким образом, в случае соответствия указанным критериям, подключение (технологическое присоединения) к газораспределительным сетям будет осуществляться без взимания средств граждан.

Одновременно с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила подключения), содержащие раздел VII «Особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации».

Одним из главных условий бесплатной газификации является наличие проложенных полностью или частично газораспределительных сетей в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица.

Согласно пункту 126 Правил подключения в случае если садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество располагается в границах населенного пункта, то подключение к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, осуществляется исполнителем до границ такого товарищества без взимания средств с заявителя за оказание услуги по подключению (технологическому присоединению) при условии возможности строительства сети газораспределения и (или) сети газопотребления внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее – СНТ) с соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и земельного законодательства.

Таким образом, в случае если СНТ располагается в границах населенного пункта, в котором проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа, то подключение к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ СНТ, осуществляется исполнителем до границ такого товарищества без взимания средств.

Подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям без взимания средств граждан (в рамках догазификации)

22.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2021 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», Правительству Российской Федерации поручено обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию нового подхода по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения без привлечения средств граждан, в срок до 1 ноября 2021 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1549 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства № 1021).

Так, абзацем вторым пункта 26(22) Постановления Правительства № 1021 предусмотрено осуществление подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.

Таким образом, в случае соответствия указанным критериям, подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям будет осуществляться без взимания средств граждан.

Одновременно с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила подключения, Постановление Правительства № 1547), содержащие раздел VII «Особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации».

Правилами подключения предусматривается возможность подачи заявки на подключение через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг, систему «госуслуг» и личный кабинет на сайте единого или регионального оператора газификации; сокращены сроки осуществления мероприятий по подключению в зависимости от характера и сложности подключения.

Одним из главных условий бесплатной газификации является наличие проложенных полностью или частично газораспределительных сетей в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица.

При этом, в соответствии с пунктом 125 Правил подключения заявители, заключившие договоры о подключении после 21 апреля 2021 г., по которым акты о подключении не подписаны, вправе обратиться к исполнителю с обращением о включении в договор о подключении условия о бесплатности оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения до границы земельного участка, на котором расположено домовладение.

Согласно пункту 2 Правил подключения «домовладение» - объект индивидуального жилищного строительства или жилой дом блокированной застройки и примыкающие к ним и (или) отдельно стоящие на общем с объектом индивидуального жилищного строительства или жилым домом блокированной застройки земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Таким образом, подключение надворных построек подпадает под технологическое присоединение в рамках догазификации.

Динамика цен на нефтепродукты

22.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары формируются на рыночной основе.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе цены на продаваемые товары.

Стоимость моторного топлива в Российской Федерации включает в себя налоговую составляющую (акцизы, НДПИ, НДС, налог на прибыль), затраты на добычу и переработку нефти, транспортировку нефтепродуктов, содержание автомобильных заправочных станций (АЗС), а также маржу оптового и розничного рынка. С учетом указанных факторов хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу товаров, самостоятельно принимают решения о ценах на продаваемые товары.

ФАС России в рамках своих полномочий осуществляет контроль за ценообразованием на рынке нефтепродуктов в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рынки розничной торговли нефтепродуктами являются конкурентными с большим количеством участников, в том числе вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.

В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения розничных цен на нефтепродукты темпами, близкими к темпам роста инфляции.

По данным Росстата*, с начала года цена на автомобильные бензины марок Аи 92 выросла на 7,0%, Аи-95 - на 6,7%, на дизельное топливо - на 5,5%. Инфляция за год (с октября 2020 года по октябрь 2021 года) составила 7,41%.

Основными факторами, отражающимися на динамике розничных цен на моторные топлива, являются налоговая нагрузка, стоимость закупки таких топлив в оптовом сегменте и расходы, связанные с их доставкой.

Повышение оптовых цен на моторные топлива в 2021 году в основном связано с динамикой мировых цен на нефть и нефтепродукты при неизменности котировки рубля к доллару, сезонным спросом как внутри страны, так и на основных рынках их потребления в Восточной Европе и Азии, снижением объема предложения на биржевых торгах, плановыми ремонтами и профилактическими работами на нефтеперерабатывающих заводах.

Правительством Российской Федерации принимаются меры по стабилизации ценовой ситуации на розничных рынках моторных топлив, в том числе:

- с 2019 года введен демпфирующий механизм, позволяющий сгладить влияние мировых нефтяных котировок на цены внутреннего рынка. Согласно проводимому ФАС России мониторингу волатильность оптовых цен внутреннего рынка меньше чем у оптовых цен экспортной альтернативы;

- приняты нормативные правовые акты, предусматривающие увеличение на один процент минимальных величин продаж на биржевых торгах, установление для всех нефтяных компаний критериев регулярности и равномерности продаж нефтепродуктов на биржевых торгах, а также положений по определению объемов минимальных величин продаж моторных топлив, необходимых для получения возврата акциза;

- внесены поправки в параметры демпфирующего механизма, позволяющие автозаправочным станциям сохранить свою маржинальную доходность, благодаря чему повышение цен в розничном сегменте будет нивелирована;

- сформированы достаточные объемы запасов топлива на НПЗ и нефтебазах предприятий нефтепродуктообеспечения, которые позволяют обеспечить страну ресурсами топлива в достаточных объемах.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России приняты следующие меры:

- на еженедельной основе ФАС России проводит заседания Биржевого комитета с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынках нефти и нефтепродуктов, а также по вопросам развития биржевых торгов;

- на еженедельной основе ФАС России принимает участие в заседаниях Рабочей группы по мониторингу ситуации, связанной с производством и потреблением нефтепродуктов в Российской Федерации (Штаб при Минэнерго России);

- в целях вычета нефтяными компаниями суммы акциза ФАС России ежемесячно опубликовывает установленные Налоговым кодексом Российской Федерации показатели;

- направлены предложения в Правительство Российской Федерации по стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов;

- в настоящее время ФАС России прорабатываются меры по совершенствованию биржевой торговли, позволяющие снизить волатильность биржевых цен на нефтепродукты.

По результатам работы ФАС России и ее территориальных органов цены на автомобильные бензины и дизельное топливо в розничном сегменте стабилизировались.

ФАС России и ее территориальные органы продолжают осуществлять мониторинг текущей ситуации на рынках нефтепродуктов и, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, принимают соответствующие меры реагирования.

*Данные Росстата обновляются еженедельно

Правомерно ли размещение информации о вакцинации на телевидении и в наружной рекламе без предусмотренного частью 7 Федерального закона «О рекламе» предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов?

19.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

То есть социальная реклама не преследует коммерческих целей, не формирует интереса к товару для его продвижения на рынке, под социальной рекламой понимается исключительно информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределённого круга лиц - рекламу и социальную рекламу.

Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются как общие, так и специальные требования, предъявляемые к рекламе Федеральным законом «О рекламе», в том числе предусмотренные статьями 5 и 24 Федерального закона «О рекламе».

В случае, когда информация о вакцинации, размещаемая на телевидении или в наружной рекламе, не содержит средств индивидуализации каких-либо хозяйствующих субъектов и/или изготавливаемых или реализуемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг), указанная информация не является рекламой, поскольку не содержит объекта рекламирования.

Одновременно, в случае, когда размещаемая информация о вакцинации, исходя из её содержания, направлена на достижение общественно полезных целей и обеспечение интересов государства, указанная информация является социальной рекламой, и требования Федерального закона «О рекламе», в часности статей 5 и 24 Федерального закона «О рекламе» на указанную информацию не распространяются.

Требования, предъявляемые к социальной рекламе, содержатся в статье 10 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем, отнесение информации к рекламе, социальной рекламе или иной информации осуществляется исходя из содержания и всех обстоятельств размещения такой информации.

Требуется ли предоставлять на биржу информацию о внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов круглых, заключенных организацией, закупающей делянки леса у арендатора и одновременно являющейся подрядчиком по вырубке приобретенных делянок, при том что полученные в результате вырубки лесоматериалы предназначены для дальнейшей продажи?

19.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Подпунктом «и» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее — Положение), предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов круглых в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034-2014) 02.20.11, 02.20.12 при объеме вырубки (заготовки) группой лиц производителя за предшествующий год свыше 15 тыс. куб. метров и при условии, что объем сделки составляет не менее 60 куб. метров.

В соответствии с пунктом 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 (за исключением товаров, предусмотренных подпунктом «г(1)») Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения.

Согласно пункту 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее внебиржевой договор).

При этом, ФАС России отмечает, что если производство товара осуществляется по договору выполнения работ (оказания услуг), то лицо, являющееся собственником полученной в результате производства/переработки продукции, следует рассматривать как производителя товара.

Таким образом, в случае если Организация будет являться собственником полученной в результате произведенной по договору выполнения работ продукции, данную организацию следует рассматривать как производителя товара, на которого возлагается обязанность своевременного предоставления бирже информации о заключенном внебиржевом договоре, подпадающем под критерии, установленные пунктом 2 Положения.

В случае если собственником полученной в результате произведенной Организацией по договору выполнения работ продукции будет являться иная организация — производитель товара, то на Организацию, осуществляющую приобретение и дальнейшую реализацию товара, возлагается обязанность своевременного предоставления бирже информации о заключенном внебиржевом договоре, подпадающем под критерии, установленные пунктом 2 Положения, только при условии, что Организация является лицом, входящим в группу лиц с производителем отчуждаемого товара, или лицом, действующим в интересах и за счет производителя или лица, входящего с ним в одну группу лиц.

 

В целях определения необходимости предоставления на биржу информации о заключенных внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов круглых требуется ли предоставлять на биржу информацию о действующих внебиржевых договорах, заключенных до 05.08.2021, и (или) информацию о дополнительных соглашениях, заключенных после 05.08.2021, к внебиржевым договорам, заключенным до 05.08.2021?

19.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Подпунктом «и» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее — Положение), предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов круглых в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034-2014) 02.20.11, 02.20.12 при объеме вырубки (заготовки) группой лиц производителя за предшествующий год свыше 15 тыс. куб. метров и при условии, что объем сделки составляет не менее 60 куб. метров.

В случае если в заключенный до 05.08.2021 внебиржевой договор не будут внесены изменения с 05.08.2021, сведения о таком внебиржевом договоре не подлежат предоставлению на биржу.

При этом, учитывая сроки представления информации, указанные в пункте 14 Положения, в случае внесения с 05.08.2021 изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение и (или) иной документ, определяющий предусмотренные пунктом 13 Положения сведения), заключенный до 05.08.2021, сведения о таком внебиржевом договоре, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевой договор, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, будут подлежать предоставлению на биржу в срок не позднее 3 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Следует ли гражданину обращаться в антимонопольный орган в случае затягивания банком сроков предоставления заемщику документарной закладной по обеспеченному ипотекой кредиту?

19.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой не относится рассмотрение вопросов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по кредитному договору или договору об ипотеке.

Постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляет Банк России.

Таким образом, по вопросу неисполнения или ненадлежащего исполнения банком своих обязательств необходимо обратиться с соответствующим обращением в Банк России, приложив к такому обращению копии всех необходимых для его рассмотрения документов.

Одновременно ФАС России сообщает, что Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» установлен порядок досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, необходимость соблюдения которого определяется компетенцией финансового уполномоченного. В частности, финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей финансовых услуг о взыскании денежных сумм, если размер требований не превышает 500 000 рублей.

Таким образом, в случае если нарушение кредитной организацией сроков предоставления закладной привело к возникновению убытков и если размер таких убытков не превышает 500 000 рублей, заявитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному.

Вопрос о возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельных участков, реализованных через торги, с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации?

 

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены— в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с пунктом 11 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства.

Учитывая изложенное, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с соответствующими лицами на условиях, включающих предельные параметры разрешенного строительства, указанных в извещении о проведении аукциона.

Пунктом 8 статьи 448 ГК РФ определены случаи изменения сторонами условий договора, заключенного по результатам торгов, когда его заключение в соответствии с законодательством допускается только путем проведения торгов.

Изменение условий договора, имеющих существенное значение для определения цены на торгах не допускается.

Вместе с тем максимально и (или) минимально допустимые параметры разрешенного строительства имеют существенное значение для определения цены на торгах, так как влияют на количество потенциальных участников торгов, заинтересованных в земельном участке.

Учитывая изложенное, изменение сторонами такого условия договора может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, и, как следствие, к нарушению антимонопольного законодательства.

Вопрос единого подхода к применению понятия «сети инженерно-технического обеспечения» в целях, связанных с подготовкой и организацией аукциона по продаже или на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Порядок подготовки, организации и проведения аукционов по продаже либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 3, подпункту 8 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ одним из этапов проведения аукциона, а также образования земельного участка для его продажи либо предоставления в аренду для целей, связанных со строительством зданий, сооружений путем проведения аукциона, является получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности 01.09.2021 вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2021 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, в связи с вступившими изменениями, статьей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации было определено, что к сетям инженерно-технического обеспечения, в понимании ГрК РФ, относятся сети электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сети связи.

Кроме того, указанным законом введена часть 7.1 статьи 57.3 ГрК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных, в том числе, ЗК РФ, информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) может быть запрошена органом государственной власти, органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях, не связанных с подготовкой градостроительного плана земельного участка.

В силу подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения). Таким образом, ЗК РФ, устанавливая порядок подготовки и организации аукционов по продаже либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливает обязательность размещения сведений о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запретна осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В связи с этим отсутствие в извещении о проведении аукционов сведений о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения противоречит требованиям, установленным подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11ЗК РФ, а также может содержать признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Необходимо наличие у участника закупки членства в саморегулируемой организации при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту?

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

          В настоящее время требования к лицам, которые могут осуществлять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, установлены статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
          Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Так, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

С учетом изложенного заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту, либо в случае если размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемых с лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации, не превышает трех миллионов рублей.

Установление к участникам закупки требований, не предусмотренных действующим законодательством, может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Почему растет стоимость жилой недвижимости?

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Рынок жилой недвижимости в Российской Федерации в целом является конкурентным. Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемое недвижимое имущество в зависимости от конъюнктуры рынка.

Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно законодательству Российской Федерации цены на жилую недвижимость не подлежат государственному регулированию.

Вместе с тем, несмотря на наличие рыночных факторов, влияющих на рост цен, ФАС России изучает обстоятельства на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом принимаются меры антимонопольного реагирования.

Возможно ли продать имущество акционерного общества, включенное в уставный капитал этого общества, без торгов при условии, что единственным акционером такого общества будет являться орган государственной власти?

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Таким образом, имущество акционерного общества относится к частной собственности и акционерное общество вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, включенным в его уставный капитал.

Вместе с тем последовательные действия органов государственной власти или органов местного самоуправления по передаче государственного или муниципального имущества в уставный капитал акционерных обществ, с целью реализации переданного имущества без торгов, являются нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), в соответствии с положениями которой органам, указанным в части 1 данной статьи, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, во избежание нарушения антимонопольного законодательства ФАС России рекомендует осуществить продажу такого имущества на торгах.

Возможно ли изменять вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного на торгах?

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур допускается в пределах, установленных пунктом 8 статьи 448 ГК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия такого договора могут быть изменены, если таковые не имели существенное значение для определения цены на торгах.

По мнению ФАС России, характеристики земельного участка (в том числе вид разрешенного использования) имеют существенное значение для определения цены на торгах и влекут изменение круга заинтересованных в заключении договора аренды лиц.

Согласно позиции, изложенной в пункте 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2
«О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований антимонопольного законодательства.

Высокая цена/рост цен на рыбу

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору)в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей).

В рамках своих полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Вместе с тем, рынки розничной торговли продуктами питания являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее —Закон о торговле).

Согласно части 4 статьи 8 Закона о торговле государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В свою очередь государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары, по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

В свою очередь, ФАС России поручила территориальным органам усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров.

В случае выявления повышения цен совместно с органами прокуратуры соответствующих субъектов Российской Федерации будут проводиться внеплановые проверки как оптовых поставщиков продовольственных товаров, так и розничных сетей.

При выявлении нарушений будут применены меры антимонопольного и прокурорского реагирования.

В случае наличия информации о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения, ограничения, устранения конкуренции, заявление должно быть представлено в антимонопольный орган в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Каков порядок осуществления контроля (надзора) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в отношении органов исполнительной власти субъектов в связи с вступлением Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»?

18.11.21
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 8 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее - федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
 
Согласно внесенным федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» изменениям в федеральные законы от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сферах указанных федеральных законов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
 
Исходя из вышеизложенного, при осуществлении государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сферах указанных федеральных законов положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не применяются.
 
Указанный контроль осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь