ФАС России
Федеральная антимонопольная служба
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России

ФАС: рынок электронной торговли нуждается в сбалансированном регулировании

Об этом сообщил руководитель ФАС России Максим Шаскольский на сессии «Регулирование маркетплейсов: необходимость или новый стимул для развития» в рамках XXVII Петербургского международного экономического форума

В начале 2022 года крупнейшие цифровые компании России, включая крупнейшие маркеплейсы, присоединились к разработанным на площадке Экспертного совета при ФАС России в сфере информационных технологий Принципам добросовестного поведения участников цифровых рынков. Такой инструмент «мягкого права» позволил в ряде случаев добиться исправления некоторых негативных практик, например, пожизненных блокировок в такси, штрафов за отказ продавцов участвовать в акциях маркетплейса, обязательных продаж за рубеж.

Кроме того, в 2023 году вступил в силу «пятый антимонопольный пакет», который позволил ФАС России принимать меры реагирования на действия маркетплейсов.

Однако, как отметил Максим Шаскольский, контрольно-надзорных мер недостаточно для формирования системы гражданско-правовых отношений на рынке маркетплейсов. 

ФАС России отмечает большое количество жалоб на действия маркетплейсов. По мнению ведомства, это связано с отсутствием специального регулирования. Поэтому служба считает целесообразным на нормативном уровне установить права и обязанности участников электронной торговли. 

В заключение руководитель ФАС России подчеркнул, что наличие отечественных маркетплейсов является преимуществом и для развития МСП, и для граждан. Поэтому регулирование этой отрасли должно быть взвешенным и сбалансированным, с учетом интересов всех участников рынка и потребителей.