Интервью с Главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым о реализации в регионе Национального плана развития конкуренции

26 февраля 2020, 13:07
2420 630e5545

- Национальный план развития конкуренции был утвержден в конце 2017 года. Сегодня, спустя полтора года, можно подвести промежуточные итоги его реализации. Расскажите, какие результаты сегодня достигнуты в республике?

Президентом Российской Федерации развитие конкуренции определено одним из приоритетных направлений работы всех уровней власти.

Для Бурятии реализация Национального плана развития конкуренции и Стандарта развития конкуренции, которые стали инструментами этой работы, не являются новыми этапами, поскольку работа по созданию благоприятной конкурентной среды ведется уже с 2015 года.

В республике были приняты все необходимые документы. В том числе план мероприятий и перечень приоритетных и социально значимых рынков, создан ряд коллегиальных органов, организовано эффективное взаимодействие с муниципальными образованиями. Сегодня мы работаем над актуализацией действующих документов, приводим их в соответствие с установленными требованиями.

Отмечу, что принятые нами меры ежегодно получают высокую оценку на федеральном уровне. В 2017 году наш опыт по взаимодействию с муниципальными образованиями положительно отмечен на семинаре Федеральной антимонопольной службы. В прошлом году наша практика по созданию условий для привлечения частных детских садов на рынок дошкольного образования также вошла в «белую» книгу проконкурентных практик ФАС.

Кроме того, среди положительных моментов можно назвать снижение в 2 раза по сравнению с уровнем 2017 года количества нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» и увеличение с 17,9% в 2017 году до 59% в 2019 году доли заключенных государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса в общей стоимости государственных и муниципальных контрактов.

- Как обстоит ситуация с ГУПами в республике?

В настоящее время в республике работают два государственных унитарных предприятия, в 2007 году таких предприятий было 24.

Деятельность действующих предприятия (ГП РБ «Бурят – Фармация», ГУП «Республиканский аналитический центр») носит социальный характер, не имеет главной целью извлечение прибыли, обеспечивает удовлетворение нужд республики на соответствующем товарном рынке.

Так, например, работа «Бурят-Фармации» нацелена на обеспечение лекарственными средствами медицинских учреждений и населения республики, в частности, льготных категорий граждан. Участие данного предприятия на фармацевтическом рынке региона позволяет реализовывать не только политику в области поддержания уровня доступности распространенных и пользующихся спросом лекарственных средств, недопущения произвольного роста цен на них, но и обеспечивать наличие товаров, реализация которых частными юридическими лицами не осуществляется в силу особо сложных условий перевозки и хранения или минимального экономического эффекта от их реализации.

«Республиканский аналитический центр» работает в указанной организационно-правовой форме, поскольку является правопреемником предприятия Бурятгеомониторинг, которое было создано для реализации постановления Совета Министров «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».

В соответствии с положением о порядке осуществления государственного мониторинга состоянию недр Российской Федерации, предприятие имеет статус территориального центра мониторинга геологической среды и ведет контроль химического состава подземных вод в природных условиях и на территориях с интенсивным техногенным воздействием, контроль за развитием опасных геологических процессов, которые могут оказать воздействие на объекты хозяйственного назначения.

Данная сфера для частных компаний непривлекательна, поскольку не приносит ощутимой прибыли. Поэтому ликвидация предприятия может привести к отсутствию на территории региона исполнителей по оказанию заявленного вида услуг.

Получается, сохранение работы этих организаций в форме именно унитарных предприятий - единственно возможный способ обеспечить социальные интересы и нужды субъекта. Приватизация или ликвидация не принесет положительного эффекта как для отрасли, так и для региона в целом. Цель деятельности предприятий заключена в наличии положительного социального эффекта. На примере Бурятии видно, что такой эффект имеется.

- Один из ключевых показателей реализации Национального плана развития конкуренции – увеличение объема закупок у малого и среднего бизнеса. Как на сегодняшний день обстоят дела в этом направлении? Привлекаете ли вы субъекты МСП к участию в закупках? Каким образом?

Как я уже говорил, по сравнению с уровнем 2017 года доля заключенных государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса увеличилась с 17,9% до 59% в 2019 году.

За 9 месяцев прошлого года на территории республики проведена 4141 закупка на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд республики, из них 1888 составляют закупки среди СМП и СОНО. Средняя конкурентность закупки среди них составляет 2,86.

Для привлечения субъектов малого предпринимательства к участию в закупках в республике проводятся мероприятия, направленные на централизацию закупок, в целях установления единых правил осуществления закупок, единых требований к участникам таких закупок, закупаемой продукции, заполнению заявок. Разработаны шаблоны документов, контрактов. Ежеквартальных проходят обучающие семинары для заказчиков субъектов малого предпринимательства. Это методологическая поддержка и разъяснительная работа по вопросам участия в закупках. Для расширения рынка и удобства пользования участниками закупки сведения о закупках дублируются в Региональной информационной системе в сфере закупок Республики Бурятия - на сайте www.burzakup.ru.

Кроме того, на стадии запуска находится внедрение и использование информационного ресурса «Электронный магазин малых закупок Республики Бурятия», где формируется электронная база производителей, которая будет пополняться по мере работы.

- Ранее ФАС России и Правительство Республики Бурятия приняли решение о развитии биржевой торговли лесом. Ведется ли такая торговля? Каких объемов удалось достичь в прошлом году?

В настоящее время в Республике Бурятия уже запущена торговля древесиной на электронной площадке АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» на базе автономных учреждений «Лесхозы», подведомственных Республиканскому агентству лесного хозяйства.

В 2019 году сделки с древесиной прошли по АУ РБ «Байкальский лесхоз», АУ РБ «Бичурский лесхоз», АУ РБ «Кикинский лесхоз», АУ РБ «Усть-Баргузинский лесхоз», АУ РБ «Кижингинский лесхоз», АУ РБ «Мухоршибирский лесхоз». Древесина, выставленная на торги, получена от проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и рубок ухода за лесами. Объем древесины, проданный с торгов на конец ноября 2019 года составил 52,6 тыс кубических метров или 2,4% от общего объема заготовки древесины по республике.

Для дальнейшего развития биржевой торговли древесиной Правительством республики совместно с представителями АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» проводятся обучающие семинары, в которых принимают участие предприятия лесопромышленного комплекса республики, арендаторы лесных участков и представители лесхозов.

- Актуализирована ли «дорожная карта» по развитию конкуренции в регионе? Какие рынки в нее вошли?

В республике разработан и в августе утвержден распоряжением Правительства Бурятии перечень товарных рынков и «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции.

Перечень включает 36 рынков, среди которых рынки социальной сферы (образование, здравоохранения), рынки реального сектора экономики (производство бетона, кирпича, нефтепродуктов и другие), а также рынки развития инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

- Существуют ли в регионе программы поддержки частных бизнес-инициатив? Во всех ли отраслях экономики республики присутствует частный бизнес?

Сегодня организации частной формы собственности функционируют во всех сферах республики. Для создания благоприятных условий развития предпринимательства в республике предоставляется значительный комплекс налоговых преференции и мер государственной финансовой поддержки.

Кроме того, на территории республики функционируют все организации инфраструктуры поддержки бизнеса, входящие в базовый перечень. В 2018 году вся инфраструктура поддержки объединена и размещена в едином Центре предпринимательства «Мой бизнес». Здесь вместе работают Гарантийный фонд РБ, Фонд развития малого и среднего предпринимательства, объединяющий Центр поддержки предпринимательства, Центр экспорта, Центр инноваций социальной сферы, Центр народных художественных промыслов, и 3 окна МФЦ.

Центром предпринимательства предоставляются 55 различных услуг по тем же принципам, как и в МФЦ. Это клиентоориентированный сервисный подход «одно окно» созданный, чтобы максимально быстро и эффективно подобрать бизнесу именно те инструменты поддержки, которые ему требуются.

- На какой стадии реализации находятся положения по внедрению антимонопольного комплаенса в работе органов власти и муниципалитетов республики? Как вы полагаете, как внедрение этого института скажется на бизнес-климате региона? Планируется ли обучение сотрудников министерств и муниципалитетов по этому направлению, направленного на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства со стороны власти?

В целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушений во всех органах исполнительной власти республики и органах местного самоуправления приняты положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. В настоящее время, в рамках принятых Положений, органами власти республики проводится анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности за предыдущие три года, осуществляется мониторинг практики применения структурными подразделениями антимонопольного законодательства, а также на постоянной основе ведется работа по консультированию сотрудников по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства. Реализация указанной нормы позволила по итогам 2018 года снизить в 2 раза по сравнению с уровнем 2017 года количество нарушений закона «О защите конкуренции».

Что касается обучения сотрудников, в 2019 году сотрудники министерств и ведомств проходили обучение по данному направлению на базе учебного центра ФАС в городе Казань.

При этом в прошлом году Правительством республики достигнута договоренность с Федеральной антимонопольной службой о проведении ФАС серии выездных курсов повышения квалификации на территории республики. Таким образом, наши сотрудники уже в этом году получат возможность обучиться, не выезжая за пределы республики.

- Как Вы полагаете, по каким мероприятиям реализации Нацплана регионам следует обмениваться опытом?

В настоящее время взаимодействие субъектов Российской Федерации по направлению развития конкуренции обеспечивается в рамках группы, созданной в одном из мессенджеров. Группа является своеобразной площадкой, где сотрудники со всех регионов обмениваются опытом, обсуждают свои наработки по данному направлению. Таким образом, считаю, что соответствующий канал обмена опытом уже налажен.

- Опыт какого субъекта по развитию конкуренции Вы считаете интересным и актуальным для тиражирования в республике?

Ежегодно Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой формируется пул лучших региональных практик по развитию конкуренции и «белая» книга проконкурентных практик. Соответственно, свою работу мы строим, ориентируясь на эти документы, а значит, на опыт всех регионов.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь