Решение и предписание по делу по жалобе ООО «Проектно-Строительная компания «Альфа»

21 октября 2013, 17:52
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу К–1765/13 о нарушении
законодательства Российской Федерации о размещении заказов

15.10.2013 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов рассмотрев жалобу ООО «Проектно-Строительная компания «Альфа» (далее – Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта «на выполнение работ по реконструкции искусственного сооружения на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот № 79» (номер извещения 0372100041513000165) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации не установлены требования к форме, оформлению и составу заявки на участие в Конкурсе, подаваемой в форме электронного документа.
2. В Конкурсной документации не установлено требование об обязательном наличии у участника размещения заказа свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к выполнению работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных объектов.
3. Конкурсная документация не содержит порядка авансирования работ.
4. В Конкурсной документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 08.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 462 421 рубль;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 06.11.2013 в 10:00.

1. В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 11.6 части 11 «Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе» Конкурсной документации «Заявки принимаются в рабочее время с 26 сентября 2013 года до 12.00 ч. (В.М.) 28 октября 2013 года в письменной форме на бумажном носителе по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Съезжинская, д. 3, каб. № 32 или в форме электронного документа в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» на адрес электронной почты: torgi@nwroads.spb.ru. При получении заявки в электронной форме Заказчик подтверждает в письменной форме или форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки».
В части 1 Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к содержанию, форме, составу и оформлению заявки на участие в Конкурсе, в том числе к заявке, подаваемой в форме электронного документа и инструкция по ее заполнению, в приложении № 6 к Конкурсной документации содержатся рекомендуемые формы по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что в Конкурсной документации не установлены требования к форме, оформлению и составу заявки на участие в Конкурсе, подаваемой в форме электронного документа, не нашел своего подтверждения.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных объектов, Заказчиком в пункте 1.1.7 части 1 «Требования к содержанию, форме, составу и оформлению заявки на участие в Конкурсе, в том числе к заявке, подаваемой в форме электронного документа и инструкция по ее заполнению» Конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено следующее требование: «Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие сведения и документы об участнике размещения заказа: документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся предметом конкурса: Копия свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерство регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ;
33.2. Транспортное строительство;
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.2.6. Мосты (большие и средние);
33.6. Объекты газоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации;
33.8. Здания и сооружения объектов связи».

Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации не установлено требование об обязательном наличии у участника размещения заказа свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к выполнению работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных объектов, не нашел своего подтверждения.

3. На заседании Комиссии представитель Заявителя заявил об отказе от рассмотрения третьего довода жалобы о том, что Конкурсная документация не содержит порядка авансирования работ с рассмотрения ввиду того, что Заказчиком в части указанного довода внесены изменения в Конкурсную документацию.

4. В соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 18 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» Конкурсной документации «Конкурсная комиссия оценивает и сравнивает заявки, поданные участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 утверждены «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее - Правила).
В целях выявления победителя конкурса (лучших условий исполнения государственного контракта) конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников конкурса по критериям, указанным в пункте 17.1 Конкурсной документации, а именно: цена государственного контракта (значимость критерия 35%); качество работ и квалификация участника размещения заказа (значимость критерия 20%); сроки выполнения работ (значимость критерия 45%).
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.
Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена государственного контракта», определяется по формуле согласно Правил. Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «цена государственного контракта», умножается на соответствующую указанному критерию значимость. При оценке заявок по критерию «цена государственного контракта» лучшим условием исполнения государственного контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой.
Для оценки заявок по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа», определяется по формуле согласно Правил.
Критерий «качество работ и квалификация участника размещения заказа» включает себя подкритерии: «качество работ» (а именно: описание выполняемых работ в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011 «Организация строительства» к проекту производства работ с учетом Технического задания (Приложение 11 к проекту Государственного контракта) и Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации), «оборудование» (а именно: наличие в собственности машин, механизмов и другого оборудования, необходимого для производства работ на объекте в соответствии с проектной документацией и проектом производства работ (подтверждается соответствующими документами).
По подкритерию «описание выполняемых работ в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011 «Организация строительства» к проекту производства работ с учетом Технического задания (Приложение 11 к проекту Государственного контракта) и Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации)» каждый член единой комиссии выставляет экспертную оценку в соответствии с представленным в заявке участника размещения заказа описанием выполняемых работ.
При оценке заявок по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и (или) квалификации участника конкурса. Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю). Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «сроки выполнения работ», определяется по формуле согласно Правил. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «сроки выполнения работ», умножается на соответствующую указанному критерию значимость. При оценке заявок по одному сроку выполнения работ лучшим условием исполнения государственного контракта по критерию «сроки выполнения работ» признается предложение в заявке с наименьшим сроком выполнения работ.
В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия».
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В пункте 18.5 части 18 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» Конкурсной документации Заказчиком установлены подкритерии критерия «качество работ и квалификация участника размещения заказа», в том числе: «оборудование» - наличие в собственности машин, механизмов и другого оборудования, необходимого для производства работ на объекте в соответствии с проектной документацией и проектом производства работ (подтверждается соответствующими документами)».
Таким образом, требования о наличии у участника размещения заказа в собственности машин, механизмов и другого оборудования, необходимого для производства работ на объекте в соответствии с проектной документацией и проектом производства работ, ограничивают подачу заявок на участие в Конкурсе участникам размещения заказа, имеющим необходимое оборудование во временном пользовании или распоряжении.
Таким образом, содержание подкритерия «оборудование» по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа», установленное Заказчиком в Конкурсной документации, ограничивает число участников размещения заказа, что нарушает часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Проектно-Строительная компания «Альфа» необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 15.10.2013 № К-1765/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № К–1765/13 об устранении
нарушений законодательства о размещении заказов

15.10.2013 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов на основании решения от 15.10.2013 по делу № К-1765/13, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «Проектно-Строительная компания «Альфа» (далее – Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта «на выполнение работ по реконструкции искусственного сооружения на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот № 79» (номер извещения 0372100041513000165) (далее – Конкурс), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Заказчику:
- вернуть участникам размещения заказа ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе, вернуть участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 15.10.2013 по делу № К-1765/13, а также разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 20 дней.

2. Заказчику в срок до 30.10.2013 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 254-8300, а также электронной почте galich@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь