Решение по делу по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа

22 августа 2013, 17:12
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-17-36/00-04-13

Резолютивная часть оглашена 22.05.2012
В полном объеме изготовлено 05.06.2013
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов —. В.В. Соловьёва; членов Комиссии: Я.А. Багровой – заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
А.И. Давыдовой – заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов; Е.М. Бессмертных –начальника отдела контроля земельно-имущественного комплекса и строительства Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов; К.В. Косенко – консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления;
А.А. Бабушкиной – главного специалиста-эксперта отдела АМЗ и экологии и природный ресурсов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов; А.А. Макориной – главного специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления (далее — Комиссия),
в присутствии представителей Департамента размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации Морозовой Дарьи Вячеславовны, Ушкова Алексея Вячеславовича (доверенность от 21.05.2013 № 25515/2281); представителя ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» Мельниковой Юлии Леонидовны (доверенность от 20.05.2013 №96),
рассмотрев дело № 1-17-36/00-04-13 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа части 2 статьи 17 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА

Основанием для возбуждения дела № 1-141-36/00-04-13 послужили жалобы ЗАО «ЮурСЦУ» на действия Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа в части проведения аукционов по продаже высвобождаемого движимого военного имущества на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 23.12. 2011 № 2650 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.199 № 1165».
Приказом ФАС России от 20.02.2013 № 100/13 возбуждено дело
№ 1-17-36/00-04-13 о нарушении антимонопольного законодательсва по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Организация и проведение аукционов осуществляется, в том числе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).
Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации
от 28.11.2012 № 255/5/7952 основанием проведения торгов по реализации высвобождаемого движимого военного имущества служат предписания для передачи на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества на внутреннем рынке, выдаваемые Министерством обороны Российской Федерации Департаментом имущественных отношений.
Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа организованы и проведены следующие два открытых по составу участников и форме подачи предложений аукциона на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества:
Аукцион № 1 проводился по трем лотам, согласно предписанию
от 07.06.2012 №№ 009.114.12.0133 (позиции 1-8) (лот № 1), 009.114.12.0134
(лот № 2), 009.114.12.0135 (лот № 3).
Аукцион № 2 проводился, согласно предписанию
от 16.07.2012 № 009.114.12.0176 (позиции 1-5).
ЗАО «ЮУрСЦУ» поданы заявки на участие в Аукционе № 1 по лотам
№№ 1, 2 и в Аукционе № 2.
В соответствии с уведомлениями Департамента размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации
решением комиссии по поведению аукционов по продаже высвобождаемого движимого военного имущества от 11.09.2012 № ВДВИ/942 и
от 11.09.2012 № ВДВИ/951 ЗАО «ЮУрСЦУ» отказано в допуске к участию в Аукционе № 1 по лотам №№ 1, 2 и в Аукционе № 2 по основаниям непредставления документов, подтверждающих право Заявителя быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (покупателями высвобождаемого движимого военного имущества не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов).
Согласно Протоколу от 11.09.2012 № 133/1-8/134/135п1, в связи с тем, что ЗАО «ЮурСЦУ» было отказано в допуске, Аукцион № 1 по лоту №1 признан несостоявшимся в связи с подачей заявки на участие в аукционе одним участником – ООО «КТА.ЛЕС».
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о приватизации аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заключение договора с единственным участником, по результатам аукциона признанного несостоявшимся Законом о приватизации не предусмотрено.
По лоту № 2 Аукцион 1 также признан несостоявшимся в связи с отсутствием допущенных участников.
Согласно Протоколу об итогах аукциона № 176/1-55/2, Аукцион № 2 состоялся 26.09.2012.
В соответствии с Протоколом от 11.09.2012 № 176/1-5/1 участниками Аукциона № 2 признаны ЗАО «Металло-перерабатывающий завод «Аскона», ООО «НОРД», ООО «Промстандарт», ООО «Форсаж».
По итогам проведенного Аукциона № 2 победителем признано
ООО «НОРД», с которым заключен договор купли-продажи от 11.10.2012
№ 173/12-ВДВИ.
Согласно материалам дела уставный капитал ЗАО «ЮУрСЦУ» разделен на 499 акций, 122 из которых принадлежат ФГУП «ПСЗ», что составляет 24,4 %, 282 акции принадлежат ЗАО «Микон», что составляет 56,5 % и 95 акций ОАО «ГРЦ Макеева», что составляет 19 %.
При принятии решения Аукционная комиссия исходила из того, что ОАО «ГРЦ Макеева», доля которого в уставном капитале ЗАО «ЮУрСЦУ» составляет 19 %, создано путем преобразования из ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева» в акционерное общество в соответствии с положениями Закона о приватизации.
По данным годового отчета за 2011 год владельцем 100 % акций ОАО «ГРЦ Макеева» является Российская Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Таким образом, суммарная доля участия Российской Федерации в уставном капитале ЗАО «ЮУрСЦУ» (далее – Заявитель) с учетом 24,4 %, принадлежащих ФГУП «ПСЗ», Аукционной комиссией была определена как 43,4 % (217 акции).
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласился и в подтверждение своей позиции ссылается на представленную в составе заявок на участие в Аукционах выписку из реестра акционеров, согласно которой доля участия Российской Федерации в уставном капитале Заявителя составляет
24,4 %, что не противоречит положениям Закона о приватизации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 5 Закона о приватизации покупателем государственного имущества не может быть юридическое лицо, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Закона о приватизации.
В соответствии со статьей 25 Закона о приватизации по решению Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
Согласно Уставу ОАО «ГРЦ Макеева», утвержденному распоряжением Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.12.2007 № 1999-р, ОАО «ГРЦ Макеева» создано путем преобразования ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 382, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.07.2007 № 129 и распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.12.2007 № 1999-р и является его правопреемником.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о приватизации хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 Закона о приватизации, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 11 Закона о приватизации в случае создания открытого акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью - размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования
Согласно годовому отчету за 2011 год Российская Федерация является единственным акционером ОАО «ГРЦ Макеева» с долей участия 100 %.
На основании изложенного, нормы пункта 1 статьи 5 Закона о приватизации на Заявителя не распространяются.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) акционерным обществом признается признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Согласно пункту 1 статьи 48 ГК РФ и части 3 статьи 2 Закона об акционерных обществах общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, Заявитель является хозяйствующим субъектом с долей участия Российской Федерации согласно выписке акционеров 24, 4 %, и не может быть ограничен в осуществлении имущественных прав по причине участия Российской Федерации в уставном капитале одного из его акционеров.
Действия организатора аукциона привели к невозможности участия в Аукционах претендента, что оказало существенное влияние на результат Аукциона № 1 по лоту №1, и могло оказать осуществленное влияние на результат Аукциона №2.
Таким образом, в действиях Министерства обороны Российский Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа при проведении Аукциона № 1 по лотам №№ 1, 2, а также Аукциона № 2 содержатся признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» в допуске к участию в а Аукционе
№ 1, по лотам №№ 1, 2, а также в Аукционе № 2.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:

1.     Признать в действиях Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» в допуске к участию в Аукционе № 1, проведенного согласно предписанию
от 07.06.2012 №№ 009.114.12.0133 (позиции 1-8) (лот № 1), по продаже высвобождаемого движимого военного имущества.
2.     Признать в действиях Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента размещения государственного заказа нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе
ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» в допуске к участию в Аукционе № 2, проведенного согласно предписанию от 16.07.2012 № 009.114.12.0176 (позиции 1-5).
3.     Предписание по делу № 1-17-36/00-04-13 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь