Решение по ходатайству ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9»

30 июля 2012, 19:24

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения ходатайства

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (место нахождения: Российская Федерация, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 48; основные виды деятельности: производство и реализация тепловой и электрической энергии) о приобретении 100 % голосующих акций ОАО «Волжская ТГК» (место нахождения: Российская Федерация, г. Самара, ул. Маяковского, д. 15; основные виды деятельности: производство и реализация тепловой и электрической энергии) и приняла решение об удовлетворении данного ходатайства с учетом выдачи предписания.
Настоящее решение действует только в совокупности с предписанием, направленным письмом ФАС России от 27.07.2012 № АГ/23993.

исх. от 27.07.2012 № АГ/23995

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии со статьями 28 и 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (место нахождения: Российская Федерация, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 48; основные виды деятельности: производство и реализация тепловой и электрической энергии) о приобретении 100 % голосующих акций ОАО «Волжская ТГК» (место нахождения: Российская Федерация, г. Самара, ул. Маяковского, д. 15; основные виды деятельности: производство и реализация тепловой и электрической энергии) и в ходе проведенного анализа установила следующее.
ОАО «Волжская ТГК» осуществляет деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии в границах первой ценовой зоны, объединяющей определенные Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, территории субъектов Российской Федерации.
Безымянская ТЭЦ, Новокуйбышевская ТЭЦ-1, Новокуйбышевская ТЭЦ-2, Самарская ТЭЦ, Самарская ГРЭС, Сызранская ТЭЦ, Тольяттинская ТЭЦ 1, ТЭЦ Волжского автозавода, Ульяновская ТЭЦ-1, Ульяновская ТЭЦ-2, входящие в состав ОАО «Волжская ТГК», функционируют в географических границах зоны свободного перетока «Волга» (код ЗСП FZVLOE13) (далее – Зона свободного перетока).
Совокупная установленная мощность генерирующего оборудования указанных электрических станций – 4370,7 МВт, что составляет 32,46 % от совокупной установленной мощности всех электрических станций, функционирующих в Зоне свободного перетока. Объем выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах Зоны свободного перетока – 15 512 847 МВт/ч, что составляет 32,72 % от совокупного объема производимой в границах указанной Зоны свободного перетока электроэнергии.
Ранее ФАС России были приняты решения:
- об удовлетворении ходатайства о приобретении КОО Berezville Investments Limited о приобретении 100 % голосующих акций ОАО «Волжская ТГК» (исх. № АГ/12744 от 30.04.2009);
- решение об удовлетворении ходатайства о приобретении ЗАО «КЭС» прав на осуществление функций исполнительного органа ОАО «ТГК-6» (исх. № АГ/9613 от 23.04.2008);
- решение об удовлетворении ходатайства о приобретении ЗАО «КЭС» прав на осуществление функций исполнительного органа ОАО «Волжская ТГК-7» (исх. № АГ/9824 от 24.04.2008) с выдачей предписания, направленного на обеспечение конкуренции (исх. № АГ/9825 от 24.04.2008).
Как следует из представленных материалов, КОО Berezville Investments Limited и Basly Management Limited входят в одну группу лиц ЗАО «КЭС».
Согласно тексту предписания (исх. № АГ/9825 от 24.04.2008) по сделке о приобретении ЗАО «КЭС» прав на осуществление функций исполнительного органа ОАО «Волжская ТГК-7», данная сделка приведет к ограничению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии в географических границах, определенных территорией Зоны свободного перетока, путем усиления доминирующего положения группы лиц ООО «КЭС-Холдинг», при сокращении количества не входящих в одну группу лиц участников оптового рынка электрической энергии в указанной зоне свободного перетока (ООО «КЭС-Холдинг» входит в группу лиц ЗАО «КЭС»).
Соответствующее ограничение конкуренции в зоне свободного перетока возникает вследствие нахождения генерирующих объектов ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «ТГК-6» в рамках одной зоны свободного перетока.
ОАО «ТГК-6», осуществляющая свою деятельность, в том числе, в Зоне свободного перетока.
Пензенская ТЭЦ-1, Пензенская ТЭЦ-2, Саранская ТЭЦ-2, входящие в состав ОАО «ТГК-6», также функционируют в географических границах Зоны свободного перетока.
Совокупная установленная мощность генерирующего оборудования указанных электрических станций – 741 МВт, что составляет 5,5 % от совокупной установленной мощности всех электрических станций, функционирующих в Зоне свободного перетока. Объем выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах Зоны свободного перетока – 2 887 393 МВт/ч, что составляет 6,09 % от совокупного объема производимой в границах указанной Зоны свободного перетока электроэнергии.
В результате совершения сделки о приобретении ЗАО «КЭС» прав на осуществление функций исполнительного органа ОАО «Волжская ТГК», группа лиц ЗАО «КЭС» стала распоряжаться генерирующим оборудованием, установленная мощность которого в Зоне свободного перетока составляет
37,96 %, а объем производимой на данном генерирующем оборудовании электроэнергии - 38,81 %.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 %.
Таким образом, группа лиц ЗАО «КЭС» занимает доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, так как доля установленной мощности генерирующего оборудования данного хозяйствующего субъекта и доля выработки электрической энергии в границах Зоны свободного перетока превышает 20 %.
ФАС России изучила исключительное положение группы лиц ЗАО «КЭС», позволяющее ей оказывать определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию на оптовом рынке в Зоне свободного перетока, вследствие того, что ОАО «ТГК-6» и ОАО «Волжская ТГК» вошли в одну группу лиц, в том числе с учетом материалов, представленных НП «Совет рынка». Также ФАС России были оценены способы снижения частоты формирования исключительного положения и соответствующей рыночной силы Группы лиц.
В этой связи, в рамках заявленной сделки представляется целесообразным выдать предписание взамен предыдущему (исх. № АГ/9825 от 24.04.2008) на основании актуальной информации, оценок и расчетов, проведенных антимонопольным органом в 2012 году.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 4 части 2 и частью 7 статьи 33, а также пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае приобретения ОАО «ТГК-9» более 50 % голосующих акций ОАО «Волжская ТГК» (далее - Сделка), данным лицам и иным лицам, входящим в группу лиц ЗАО «КЭС», необходимо совершить следующие действия, а именно:
1. Уведомить ФАС России о совершении Сделки в срок не позднее 10 дней.
2. Продать (предпринять все необходимые действия по продаже) не входящим в группу лиц ЗАО «КЭС», а также не аффилированным с ней и между собой лицам, генерирующие объекты Новокуйбышевской ТЭЦ 1 и Новокуйбышевской ТЭЦ 2, в течение двух лет с момента совершения Сделки, но не позднее 01 января 2015 года.
3. Представить в ФАС России сведения и документы об исполнении пункта 2 настоящего предписания в течение 10 рабочих дней с момента его исполнения, но не позднее 28 января 2015 года.
4. С момента совершения Сделки в отношении генерирующих объектов Новокуйбышевской ТЭЦ 1 и Новокуйбышевской ТЭЦ 2, при формировании ценовых заявок для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии (мощности) не допускать действий, которые приводят (могут привести) к существенному изменению цен (цены) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в том числе:
- использовать стратегию минимизации стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии, при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток, осуществлять потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива;
- не формировать ценовую заявку исходя исключительно из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывать при формировании ценовых заявок средневзвешенную цену топлива, используемого для выработки электрической энергии и мощности на соответствующем генерирующем оборудовании;
- обеспечить соответствие ценовых заявок требованию экономической обоснованности.
5. В случае прекращения прав собственности или иной возможности осуществления предоставленного акциями ОАО «ТГК-6» или ОАО «Волжская ТГК» в размере более 50% права голоса (в том числе вследствие получения права доверительного управления акциями) лицами, входящими в группу лиц ЗАО «КЭС», пункт 2 настоящего предписания считается исполненным.
6. Действия, указанные в пункте 4 настоящего предписания, совершаются до совершения действий, указанных в пункте 2 или в пункте 5 настоящего предписания.
7. Ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ФАС России информацию об исполнении пункта 4 настоящего Предписания по форме, согласованной с антимонопольным органом.
8. С момента совершения Сделки, а также с момента вступления настоящего предписания в законную силу считать утратившими силу предписание ФАС России № АГ/9825 от 24.04.2008.
Срок действия настоящего предписания - 5 лет.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.  

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь