Решение Хакасского УФАС по делу в отношении Хакасской ветеринарной лаборатории

24 августа 2006, 17:43
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 20-А-06

17 июля 2006 г. г. Абакан

резолютивная часть объявлена 12.07.2006 г.
мотивированное решение изготовлено 17.07.2006 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
при участии лиц;
" директора ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" Глушкова Василия Валентиновича (удостоверение № 527 от 02 августа 2002 г.),
рассмотрев дело № 20-А-06 , возбужденное в отношении ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" по признакам нарушения п.1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - О конкуренции….),

УСТАНОВИЛА:
По поручению Федеральной антимонопольной службы России (письмо № ИА/5299 от 11.04.2006 г.) была проведена проверка ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" (далее Учреждение) по применению Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы (утверждена Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 12.04.1997 г. № 13-7-2/871) на предмет наличия (отсутствия) фактов взимания с хозяйствующих субъектов платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов.
Представитель Учреждения факта нарушения антимонопольного законодательства не признал, и по существу дела пояснил следующее:
При взимании платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов Учреждение руководствуется Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. № 898 и Перечнем платных услуг, утвержденным Министерством сельского хозяйства РФ от 20 января 1992 № 2-27-145.
Согласно данных Правил - оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и т.д.) относятся к платным ветеринарным услугам. Так же, установление и взимание платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов является обоснованным и осуществляется в соответствии с Перечнем платных и бесплатных услуг.
Кроме того, приобретение ветеринарных сопроводительных документов для хозяйствующих субъектов осуществляется за счет собственных средств Учреждения.
С января 2006 г. на основании Приказа Управления Государственной ветеринарной инспекции РХ от 25.01.2006 г. № 03 ветеринарные сопроводительные документы ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" не выдает.
Заслушав пояснения представителя Учреждения, участвующего в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам:
При проведении контрольного мероприятия по проверке Учреждения было выяснено, что Учреждение, руководствуясь Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 898 (далее Правила), Перечнем платных услуг, утвержденным Министерством сельского хозяйства от 20 января 1992 г. № 2-27-145 и Приказом № 11-П от 14.03.2005 г. "О реализации ветеринарных справок формы № 4" взимает плату за выдачу ветеринарных сопроводительных документов, в частности, за ветеринарные свидетельства формы № 2 и №4. Данный факт подтверждают следующие документы: приказ № 11-П "О реализации ветеринарных справок №4 от 14.03.2005 г., акт № 260 от 04 ноября 2005 г., акт № 263 от 10 ноября 2005 г., отчеты за ноябрь и декабрь 2005 г., счет-фактура № 299 от 21.12.2005 г., счет-фактура № 292 от 05.12.2005 г., счет-фактура № 298 от 20.12.2005 г., счет-фактура № 297 от 14.12.2005 г., счет-фактура № 296 от 14.12.2005 г.
Согласно Устава Учреждения, утвержденного постановлением Правительства РХ от 25.11.2005 г. № 400, Учреждение входит в систему Государственной ветеринарной службы РХ и является подведомственным учреждением Управления государственной ветеринарной инспекции РХ, при этом не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Учреждения ветеринарной службы осуществляют свою деятельность во исполнение целей и задач, установленных Законом, а полученные внебюджетные средства могут использовать только на цели, предусмотренные Законом.
Деятельность Учреждения направлена на выполнение задач, закрепленных в пункте 1 статьи 5 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии": защита населения от болезней, общих для человека и животных; обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении сырья и продуктов животного и растительного происхождения.
Оформление документов на подконтрольные Госветнадзору грузы осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 12.04.1997 г. № 13-7-2/871 (далее Инструкция). Указанная Инструкция разработана во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (далее Закон о ветеринарии) и Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 706 (далее - Положение о Госветнадзоре).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Госветнадзоре - государственный ветеринарной надзор представляет собой систему контроля за соблюдением, в том числе, ветеринарных правил при производстве, переработке, хранения и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, а так же за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их здоровья человека и животных, т.е. оформление, выдача ветеринарных сопроводительных документов является контрольной функцией.
Согласно пункту 2 Инструкции, подконтрольные Госветнадзору грузы подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, и выдаваемых по формам согласно Приложениям № 1-9.
При этом, в соответствии с пунктом 5 Инструкции - продукция, в частности, без ветеринарных сопроводительных документов не подлежит приему для переработки и реализации. Такая продукция принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных документов, подтверждающих ее ветеринарно-санитарную безопасность.
Таким образом, пунктами 2 и 5 Инструкции установлена обязанность выдачи ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного контроля. Однако, взимание платы за данные действия Инструкцией не предусматривается.
По мнению Учреждения, выдача ветеринарных сопроводительных документов относится к платным услугам, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.) относятся к платным ветеринарным услугам.
Кроме того, Учреждение считает, что установление и взимание платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов является обоснованным и осуществляется в соответствии с Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденный Минсельхозом от 20.01.92 № 2-27-145.
Комиссия считает доводы Учреждения неосновательными, исходя из следующего:
Правила регулируют отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1 Правил). При этом, согласно пункту 3 Правил действие данных Правил не распространяется на проведение мероприятий при осуществлении Госветнадзора.
Таким образом, применение Правил при осуществлении Госветнадзора, в частности, при выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы хозяйствующим субъектам, осуществляющим хранение и реализацию товаров для домашних (непродуктивных) животных является неправомерным.
Что касается Перечня платных ветеринарных услуг:
Данным перечнем (пункт 2) установлен перечень платных ветеринарных услуг, оказываемых продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности, а также ветеринарных услуг при проведении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области ветеринарии организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий.
Таким образом, по мнению Комиссии, действие пункта 2 Перечня не распространяется на деятельность органов Госветнадзора в части осуществления ими контрольно-надзорных мероприятий, а именно в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно п.2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Такое ограничение установлено в Законе о ветеринарии в виде обязательности проведения мероприятий по государственному ветеринарному контролю (надзору).
Установление платы за выдачу документов при осуществлении Госветнадзора в соответствии с Приказом № 11-П от 14.03.2005 г. "О реализации ветеринарных справок формы № 4", подписанным директором Учреждения Глушковым В.В., необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовке, переработки, транспортировки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, поскольку необоснованно возлагает обязанность по заключению возмездного договора, а отсутствие сопроводительных документов делает невозможным осуществление хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка.
Так же Комиссия считает, что вышеуказанные доводы Учреждения неосновательны принимая во внимание антимонопольную и судебную практику Санкт-Петербурга, в частности:
Управление Федеральной антимонопольной службы России решением и предписанием от 10.11.2005 г. признало Управление ветеринарии Санкт-Петербурга нарушившим п.1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции.." путем совершения действий в части установления платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов в рамках осуществления Госветнадзора.
Решением Арбитражного суда от 23 марта 2006 г. по делу № 40-84488/05-72-302 в удовлетворении требований Управления ветеринарии Санкт-Петербурга о признании незаконными решения ФАС России от 10.11.05 по делу № 1 07/522-05 и Предписания от 10.11.2005 г. отказано.
Судом апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы решение Арбитражного суда первой инстанции по делу № А40-84488/05-72-302 от 23.03.2006 г. оставлено без изменений, а апелляционная жалоба Управления ветеринарии Санкт-Петербурга от 19.04.2006 г. - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что 01.06.2004 г. РГУ "Хакасская ветеринарная лаборатория" заключило договора о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции с ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния". Согласно данных договоров, при организации и проведении ветеринарно-санитарных экспертиз и проведением государственного ветеринарного контроля за соблюдением предпринимателями требований ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продукции птицеводства на всех производственных участках в целях профилактики распространения инфекционных заболеваний общих для человека и животных, передающихся через забитую птицу, продукты убоя и производственные отходы РГУ "Хакасская ветеринарная лаборатория" выдавала ветеринарные сопроводительные документы.
В соответствии с Приказом Управления Государственной ветеринарной инспекции РХ от 25.01.2006 г. № 03 все функции государственного надзора за производством, хранением, реализацией продукции с обязательным лабораторным исследованием ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния" переданы ГУ РХ "Алтайская ветеринарная станция".
Однако, исследовав материалы дела комиссия не нашла подтверждения расторжения договоров о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции заключенных РГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" с ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния".
Согласно п.2 ст. 6 вышеуказанных договоров о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции -"договор считается продленным на тот же срок, если ни одна из сторон в срок не позднее чем за месяц до его окончания не уведомило другую сторону о расторжении действия договора и продолжает выполнять его условия".
Отсутствие подтверждения расторжения вышеуказанных договоров позволяет сделать вывод, что договора от 01.06.2004 г. о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции, заключенные РГУ "Хакасская ветеринарная лаборатория" с ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния" пролонгированы до 1 июня 2007 г., и в настоящее время действительны.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - Федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правам указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь пунктом 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.25, п. 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия Хакасского УФАС России

РЕШИЛА:
1. Признать Государственное учреждение Республики Хакасия "Хакасская ветеринарная лаборатория" нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" путем совершения действий в части взимания платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов в рамках осуществления Госветнадзора, в частности за ветеринарные свидетельства формы № 2 и ветеринарные справки формы № 4, которое необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, и имеют (могут иметь) своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов указанных хозяйствующих субъектов.
2. Выдать Государственному учреждению Республики Хакасия "Хакасская ветеринарная лаборатория" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.




Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь