Решение и предписание Адыгейского УФАС России по делу №К-1/07 в отношении Министерства здравоохранения Республики Адыгея

24 января 2007, 17:10
Тип документа:
Решение по делу №К-1/07 о нарушении законодательства о размещении заказов
22 января 2007 года
Республика Адыгея
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Женетль А.Ш., членов Комиссии:
ведущих специалистов-экспертов Долголенко О.В. и Балабуевой Т.В.,
в присутствии представителя организатора конкурса - Министерства здравоохранения Республики Адыгея Жане Алия Азаматовича (доверенность от 17.01.2007г. № 276),
представителя заявителя Кузнецова Игоря Викторовича (доверенность от 09.01.2007г. №1),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (далее - Заявитель) на действия организатора открытого конкурса - Министерства здравоохранения Республики Адыгея в части нарушения законодательства о размещении заказов

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС) поступила жалоба Заявителя о нарушении организатором конкурса Министерством здравоохранения Республики Адыгея (далее - Организатор) законодательства о размещении заказов.
Заявитель считает, что конкурсная документация Открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Республики Адыгея (далее - Конкурс), утвержденная Министром здравоохранения Республики Адыгея, не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате чего ограничивается его право на участие в конкурсе. В связи с этим Заявитель просит приостановить проведение открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения и проверить конкурсную документацию на соответствие требованиям законодательства. По мнению Заявителя, такие критерии оценки сопоставления заявок на участие в Конкурсе, как:
- опыт работы страховой медицинской организации в системе ОМС Республики Адыгея;
- наличие у СМО на территории Республики Адыгея зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством территориальных подразделений по состоянию на 01.07.2006г.;
- стаж работы в ОМС руководителя СМО (филиала СМО), зарегистрированного на территории Республики Адыгея
противоречат требованиям части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и пункту 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", а также создают неравные условия для компаний, которые ранее не работали на данном страховом поле по сравнению с СМО уже работающими на территории Республики Адыгея.
Также, по мнению Заявителя, наличие таких критериев, как:
- возможность оснащения СМО ЛПУ, работающих в системе ОМС Республики Адыгея, компьютерной техникой для работы центров обработки рецептов по дополнительному лекарственному обеспечению граждан (не менее 18 компьютеров);
- продолжительность работы страховой медицинской организации в системе ОМС;
- количество субъектов РФ, в которых участник Конкурса осуществляет страхование неработающего населения по ОМС;
- размер зарегистрированного и оплаченного уставного капитала СМО;
- численность граждан застрахованных участником Конкурса по системе ОМС по состоянию на 01.07.2006г.
ведет к ограничению конкуренции в системе ОМС и созданию преимущественных условий ряду страховых компаний.
Также, по мнению Заявителя, в критериях оценки присутствует ряд показателей, не относящихся к предмету Конкурса:
- наличие программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное формирование, выписка машиночитаемой формы рецептов по ДЛО граждан, и предоставление в ТФОМС отчетности, утвержденной Минздравсоцразвития РФ и ФОМС;
- наличие программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное формирование в ЛПУ реестров по дополнительной диспансеризации работающего населения форматах и в сроки утвержденных в национальной программе "Здоровье";
- осуществление СМО информационно- технического обеспечения, предоставление в ТФОМС оплаченных счетов по первичной медико-санитарной помощи неработающим пенсионерам и работающим гражданам в рамках утвержденных ФОМС и ТФОМС регламентов информационного обмена;
- осуществление СМО информационно-технического обеспечения: предоставление в ТФОМС реестров по дополнительной диспансеризации работающего населения принятых в ЛПУ в форматах и в сроки утвержденных в национальной программе "Здоровье".
Согласно требованию Адыгейского УФАС России и в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов размещение заказа Министерством здравоохранения Республики Адыгея приостановлено до рассмотрения жалобы.
На момент рассмотрения жалобы Заявителя возражений от организатора Конкурса - Министерства здравоохранения Республики Адыгея в Адыгейское УФАС России не поступало.
Вместе с тем, участвуя в рассмотрении жалобы представитель Организатора Конкурса в ответ на жалобу пояснил следующее: указанные в конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок, представленных на конкурс, были установлены, по мнению представителя организатора Конкурса, исходя из качества услуги обязательного медицинского страхования, поскольку
отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие понятие "качество услуг по медицинскому страхованию". По мнению представителя Организатора Конкурса, для определения победителя в данном Конкурсе очень важно наличие опыта работы, положительной репутации, регистрации страховой медицинской организации на территории Республики Адыгея и т.п.
Изучив представленные материалы, Комиссией установлено следующее:
Предметом Конкурса согласно конкурсной документации является отбор страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Республики Адыгея в 2007 году.
Между тем, вышеуказанное понятие предмета Конкурса не соответствует положениям пункта 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
Заказчиком указанного Конкурса является Кабинет Министров Республики Адыгея.
Извещение о Конкурсе было опубликовано в официальном печатном органе - газете "Советская Адыгея" от 28.12.2006г.
Кроме того, Министерством здравоохранения Республики Адыгея представлена в Адыгейское УФАС России копия письма Минздрава РА в адрес Минэкономразвития РА от 28.12.2006г.№7545 о просьбе разместить на официальном сайте Республики Адыгея извещение о проведении Конкурса.
Между тем, информация о состоявшемся размещении информации о конкурсе, в том числе конкурсной документации, на официальном сайте Республики Адыгея отсутствует.
Согласно материалам Конкурса, представленным Минздравом РА на рассмотрение жалобы, конкурсная документация включает в себя: извещение о проведении открытого конкурса, "Правила организации и проведения открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Республики Адыгея" (далее - Правила), "Регламент комиссии по конкурсному отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Республики Адыгея" (далее - Регламент), "Информационная карта", приложение №1 к информационной карте.
Указанная конкурсная документация разработана Организатором конкурса и утверждена Министром здравоохранения Республики Адыгея 28.12.2006г.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Однако, Организатором Конкурса не представлен в Комиссию нормативно-правовой акт, наделяющий Минздрав РА полномочиями на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд.
Таким образом, порядок разработки и утверждения данной конкурсной документации не соответствует требованиям части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В разделе 2 "Перечень нормативных правовых актов, являющихся основанием для конкурсного отбора страховых медицинских организаций" Правил в перечне нормативных правовых актов указан Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", который утратил в силу в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в частности, порядок формирования цены контракта.
Между тем, как было установлено, в данной конкурсной документации указана общая сумма госзаказа 451924 тысячи рублей, но вместе с тем, отсутствует порядок формирования цены контракта, в том числе не указано количество неработающего населения подлежащего медицинскому страхованию, что делает невозможным для участника размещения заказа произвести необходимые расчеты по объему услуг.
Согласно конкурсной документации, разработанной Организатором, установлены следующие требования к участникам конкурса, которые должны быть выполнены в безальтернативном порядке:
- наличие положительной репутации (абз.4 раздела 4 Правил);
- наличие необходимых ресурсов для выполнения договора обязательного медицинского страхования (абз.6 раздела 4 Правил);
- являться платежеспособными (абз.7 раздела 4 Правил).
Между тем, исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов установлен частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Требования к участникам конкурса, установленные Организатором конкурса, отсутствуют в перечне требований, установленных частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 указанной статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, вышеуказанные требования к участникам размещения заказа, установленные Организатором конкурса, не соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно разделу 19 "Оценка и сопоставление заявок, представленных на конкурс" Правил, в частности, основными критериями оценки заявок на участие в Конкурсе являются:
- регистрации СМО на территории Республики Адыгея или регистрация на территории Республики Адыгея обособленного подразделения СМО, зарегистрированной на территории другого субъекта РФ;
- опыт работы в системе обязательного медицинского образования участника конкурса и его обособленного подразделения по Республике Адыгея;
- наличие у руководителя участника конкурса и его обособленного подразделения по Республике Адыгея опыта работы в системе ОМС;
- наличие программного обеспечения, позволяющего обеспечивать ряд функций, которые не относятся непосредственно к услугам по медицинскому страхованию;
- финансовая устойчивость и платежеспособность;
- отсутствие фактов нецелевого и нерационального использования средств за предшествующий двухлетний период работы в системе ОМС;
- наличие в структуре СМО отдела контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества, в составе: руководителя специалиста с высшим медицинским образованием, имеющего стаж работы по врачебной специальности не менее 10-ти лет, специализацию (сертификат) по организации здравоохранения и общественному здоровью и специальную подготовку по экспертизе качества медицинской помощи, врачей-экспертов, имеющих стаж работы по врачебной специальности не менее 5 - ти лет, специализацию (сертификат) по организации здравоохранения и специальную подготовку по экспертизе качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов критериями оценки заявок на участие в конкурсе, в частности, могут быть:
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
- другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Между тем, исходя из понятия деятельности страховой медицинской организации, данном в "Правилах лицензирования деятельности страховых медицинских организаций", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.1994г. №251(в ред. от 14.10.2005г.), установленные Организатором критерии оценки заявок на участие в конкурсе, не относятся в качеству услуг обязательного медицинского страхования. Кроме того, законодательством Российской Федерации о размещении заказов не предусмотрены вышеуказанные критерии оценки заявок участников конкурса, которые установил Организатор конкурса.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о размещении заказов не допускается использование иных, за исключением, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, приведенные критерии оценки противоречат требованиям статьи 28 Закона о размещении заказов.
Также установлено, что согласно пункту 15 "Перечень документов, представляемых участниками размещения заказа" Информационной карты участнику Конкурса необходимо представить "справку о наличии или отсутствии санкций в виде предписания, ограничения или приостановления действия лицензии на обязательное медицинское страхование на дату опубликования приглашения".
В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы, за исключением документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, не допускается.
При этом, частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов не предусмотрено требование к участникам Конкурса о представлении вышеуказанной справки.
Таким образом, данное требование противоречит части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Между тем, Организатор конкурса, установив к участникам размещения заказа требования, не предусмотренные законодательством о размещении заказов, и определив ряд критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, которые не относятся в качеству услуги медицинского страхования, а также не предусмотрены законодательством о размещении заказов, тем самым ограничил доступ к участию в торгах, что противоречит требованиям пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, Комиссией было установлено, что в пунктах 20 и 21 Приложения №1 к Информационной карте "Критерии оценки качественных показателей предоставляемых услуг" кроме вышеуказанных критериев оценки заявок, которые противоречат требованиям части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, содержатся еще и следующие критерии:
- наличие программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное формирование, выписка машиночитаемой формы рецептов по дополнительному лекарственному обеспечению граждан, и предоставление в ТФОМС отчетности, утвержденной Минздравсоцразвития РФ и ФОМС;
- наличие программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное формирование в ЛПУ реестров по дополнительной диспансеризации работающего населения форматах и в сроки утвержденных в национальной программе "Здоровье";
- осуществление СМО информационно- технического обеспечения, предоставление в ТФОМС оплаченных счетов по первичной медико-санитарной помощи неработающим пенсионерам и работающим гражданам в рамках утвержденных ФОМС и ТФОМС регламентов информационного обмена;
- осуществление СМО информационно-технического обеспечения: предоставление в ТФОМС реестров по дополнительной диспансеризации работающего населения принятых в ЛПУ в форматах и в сроки утвержденных в национальной программе "Здоровье".
Указанные критерии оценки также противоречат требованиям статьи 28 Закона о размещении заказов, и не относятся к предмету конкурса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурса.
Таким образом, установление вышеуказанных критериев оценки заявок (наличие программных комплексов и информационно- техническое обеспечение по работающему населению), которые технологически и функционально не связаны с предметом конкурса (услуги медицинского страхования неработающего населения), ограничивает конкуренцию между участниками конкурса и противоречат требованиям пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно пункту 1.3 Регламента персональный состав конкурсной комиссии в количестве не менее 5 человек определяется заказчиком.
Однако комиссия Конкурса создана в соответствии с приказами Министра здравоохранения Республики Адыгея №653 от 26.12.2006г. "О создании конкурсной комиссии Министерства здравоохранения Республики Адыгея по проведению конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для лечебно-профилактических учреждений республики Адыгея" и №654 от 26.12.2006г. "О проведении открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций".
Наряду с этим, было установлено, что критерии оценки и сопоставления заявок участников конкурса, находящиеся в трех разделах конкурсной документации, не идентичны и в результате четко не определены, что не способствует принципам и целям регулирования Закона о размещении заказов, в том числе развитию добросовестной конкуренции и прозрачности размещения заказов.
Комиссия, руководствуясь частями 1,2 статьи 57 и на основании части 5 статьи 17, пункта 3 части 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

РЕШИЛА:

1. Признать Организатора Конкурса - Министерство здравоохранения Республики Адыгея нарушившим статьи 11,21,22, 25, 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать Организатору Конкурса - Министерству здравоохранения Республики Адыгея предписание об устранении нарушений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору конкурса - Министерству здравоохранения Республики Адыгея прекратить нарушение статей 11,21, 22, 25, 28 Закона о размещении заказов и в срок до 5 февраля 2007 года привести конкурсную документацию в соответствие с Законом о размещении заказов, а именно: внести изменения в конкурсную документацию по проведению конкурсного отбора страховых медицинских организаций по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики Адыгея с учетом требований статей 11,21,22,25,28 Закона о размещении заказов.
2. Опубликовать и разместить внесенные изменения в конкурсную документацию в порядке, установленном частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов.
3. Продлить срок окончания подачи заявок на двадцать календарных дней с момента внесения изменений в конкурсную документацию конкурса по отбору страховых медицинских организаций по осуществлению обязательного медицинского страхования неработающего населения Республики Адыгея.
4. В срок до 12 февраля 2007 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его вынесения.

Невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на должностных и юридических лиц.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь