Дело о нарушении ФЭК России и группой лиц ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» статьи 8 Закона «О конкуренции…»

02 декабря 2004, 11:22
Тип документа:
В МАП России и его территориальные управления (Астраханское, Краснодарское, Ростовское и другие) поступили обращения хозяйствующих субъектов (газораспределительных организаций) с жалобами на действия ФЭК России и группы лиц: ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» и региональных компаний по реализации газа (далее ООО «…регионгаз»), которые направлены на ограничение конкуренции и устранение газораспределительных организаций с региональных рынков поставки (реализации) газа потребителям по регулируемым ценам. В частности, ФЭК России в одностороннем порядке устанавливает размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее ПССУ), оказываемые конечным потребителям, в том числе населению, поставщиками газа, только региональным компаниям по реализации газа (ООО «…регионгаз»), при наличии в этих же регионах иных поставщиков газа, в том числе газораспределительных организаций (далее ГРО). ФЭК России проводит совещания с участием представителей ООО «Межрегионгаз», ОАО «Газпром», ООО «…регионгаз», ГРО, входящих в эту группу лиц, и представителей региональных энергетических комиссий, на которых принимает решения о целесообразности передачи ООО «…регионгаз» функций по реализации газа населению в полном объеме с подписанием соответствующих протоколов.

Заявители отмечают, что при несогласии ГРО добровольно уйти с рынка газа ФЭК России использует свои властные полномочия и другие меры воздействия, в том числе затягивание сроков пересмотра для ГРО тарифов на услуги по транспортировке газа, что приводит к убыточности предприятий, а также не рассматривает заявления по установлению ГРО размера ПССУ.

МАП России возбудил дело N 1 07/199-03 по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Закон «О конкуренции…») в отношении Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее ФЭК России), а также статьи 8 Закона «О конкуренции…» в отношении ФЭК России и группы лиц ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз».

Выслушав позицию заявителей (ГРО), объяснения представителей ФЭК России, ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз», и исследовав материалы дела, Комиссия МАП России

УСТАНОВИЛА:

1. Реализацию (сбыт) газа конечным потребителям по регулируемым ценам в Астраханской, Ростовской, Свердловской областях, Краснодарском крае, Республике Удмуртия и в ряде других субъектов Российской Федерации в 2003 году производят: региональные компании по реализации газа (ООО «…регионгаз»), осуществляющие поставку газа конечным промышленным потребителям-юридическим лицам (три группы промышленных потребителей); газораспределительные организации (ГРО) осуществляющие поставку газа прочим конечным потребителям и населению.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствуют какие-либо ограничения по перечню лиц (хозяйствующих субъектов), которые могут выступать в качестве поставщиков газа конечным потребителям.

2. ФЭК России утвердил размер ПССУ, оказываемые конечным потребителям на территории Астраханской области для всех категорий (групп) потребителей, в том числе населению, только одному поставщику газа, ООО «Астраханьрегионгаз» (постановление от 24.09.2003г. № 77-э/1).

Кроме того, ФЭК России провел совещание с участием представителей РЭК Астраханской области и группы лиц ОАО «Газпром» (ООО «Межрегионгаз», ООО «Астраханьгазпром» и ООО «Астраханьрегионгаз»), на котором принято решение признать целесообразным осуществление разделения потенциально конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в сфере реализации природного газа и его транспортировки по газораспределительным газопроводам, для чего необходимо функции по реализации газа населению, передать ООО «Астраханьрегионгаз» в полном объеме (п. 1 Протокола ФЭК России от 30.09.2003г. № 173/1), а также рекомендовать ООО «Астраханьрегионгаз» в кратчайшие сроки заключить агентские договоры с ГРО Астраханской области на сбор денег с населения с 01.10.2003г. на период создания собственной агентской службы (пункт 4 Протокола от 30.09.2003г. № 173/1).

Особое мнение по данному решению выразили представители РЭК Астраханской области (протокол ФЭК России от 30.09.2003г. № 173/1), предложив исключить тезис о передаче функции по реализации газа населению ООО «Астраханьрегионгаз» в полном объеме.

Кроме того, Комиссия отмечает, что к компетенции ФЭК России не относится определение условий ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а также координация деятельности хозяйствующих субъектов на рынках газа. Основными целями и задачами ФЭК России являются государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте в соответствии с действующим законодательством (пункт 4 Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96г. № 960).

Комиссия отмечает, что согласованные действия ФЭК России, ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз», осуществляемые в соответствии с протоколом от 30.09.2003г. № 173/1, приводят к нарушению антимонопольного законодательства на соответствующих товарных рынках. Так ООО «Астраханьрегионгаз» в средствах массовой информации поместило объявление о том, что с 01.01.2004г. ему передаются функции поставщика природного газа населению и поэтому потребителям необходимо получить новые абонентские книжки. ОАО «Астраханьгазсервис» обратилось в арбитражный суд Астраханской области для оценки законности действий ООО «Астраханьрегионгаз». Арбитражный суд Астраханской области 29.12.2003г. вынес решение по делу № А06-2697у-4/03 о признании действий должностных лиц ООО «Астраханьрегионгаз» незаконными, противоречащими статьям 310, 307-419, 420, 421,, 450, 523 ГК РФ, пункту 1 статьи 10 и пункту 1 статьи 5 Закона «О конкуренции…» и обязал ООО «Астраханьрегионгаз» поместить опровержение в любой выбранной им форме.

Кроме того, результатом согласованных действий может стать ущемление интересов потребителей природного газа на территории Астраханской области. Согласно экспертной оценке РЭК Астраханской области, изложенной в письме в ФЭК России от 26.03.2003г. №11/1-03-227, установление ПССУ для ООО «Астраханьрегионгаз» приведет к дополнительной нагрузке на потребителей. Согласно расчетным материалам всех ГРО Астраханской области по определению тарифа на транспортировку природного газа на 2003 год, доля затрат на снабженческо-сбытовые услуги в целом по области составит 8,9 % или 10,1 руб./тыс. куб. м. (без НДС). Предлагаемый ООО «Астраханьрегионгаз» размер ПССУ в 2003 году составит 39,11 руб./тыс. куб. м. (без НДС). Таким образом, ПССУ только для ООО «Астраханьрегионгаз» превысит размер ПССУ, учитываемый в предложенных тарифах всех ГРО области на 2003 год, в 4 раза.

Комиссия установила, что ОАО «Астраханьгазсервис» осуществляет в 2003 году поставку газа населению, транспортировку газа и собственно реализацию (сбыт), на которые вводится раздельный учет услуг и затрат, относимых на себестоимость этих услуг (пункты 6 и 12 Основных положений). ФЭК России запрашивал от ОАО «Астраханьгазсервис» расчеты по уровню тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным газопроводам по объемной группе «население» (телефонограмма от 27.02.2003г. № 052-09, письма от 01.04.2003. № ОЖ-1019/9 и от 0904.2003. № ОЖ-1119/9). ОАО «Астраханьгазсервис» представило расчеты для установления тарифов на услуги по транспортировке газа по группе «население», выполненные по методике, утвержденной Постановлением ФЭК России от 04.07.2001г. № 42/7, которые содержат фактические затраты, связанные с транспортировкой и обслуживанием газопроводов и реализацией газа населению, без выделения затрат на реализацию, так как в составе розничной цены газа для населения, утвержденной на 2003 год, затраты на транспортировку газа и его реализацию, учтены, как единая надбавка ГРО. ФЭК России самостоятельно разделил затраты на транспорт и реализацию газа и установил тариф на транспортировку газа по объемной группе население, однако размер ПССУ для ОАО «Астраханьгазсервис» не установил.

Комиссия установила, что кроме согласованных действий ФЭК России и группы лиц ОАО «Газпром» о понуждении ОАО «Астраханьгазсервис» передать функции поставщика газа населению ООО «Астраханьрегионгаз» (постановление от 17.09.2003г. № 77-э/1, протокол от 30.09.2003г. № 173/1), ОАО «Газпром» задействует административный ресурс области и направляет письмо от 03.12.2003г. № АР-2101 в адрес Губернатора Астраханской области и РЭК Астраханской области о том, что «…этим постановлением (постановление Правительства РФ от 22.05.2002г. № 328) разделены потенциально конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности в сфере реализации природного газа, в том числе для нужд населения. Для осуществления указанного разделения видов деятельности полагаю целесообразным функции по реализации газа потребителям Астраханской области в полном объеме передать ООО «Астраханьрегионгаз». …прошу оказать поддержку и оказать содействие в передаче ГРО области функции по реализации газа ООО «Астраханьрегионгаз».

3. Комиссия отмечает, что согласованные действия ФЭК России и группы лиц ОАО «Газпром» привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке поставки (реализации) природного газа на территории Ростовской области.

ООО «Ростоврегионгаз», входящий в группу лиц ОАО «Газпром», ссылаясь на Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. № 1021, от 22.05.2003г. № 328, а также на протокол ФЭК России от 11.07.2003г. № 148, письмами, направленными в ГРО Ростовской области, обязало последних уведомить всех потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), у которых с ГРО заключены двусторонние договоры на поставку газа, о прекращении действия двусторонних договоров и необходимости в срок до 01.08.2003г. заключить трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа с ООО «Ростоврегионгаз» и газораспределительными организациями. В этих же письмах ООО «Ростоврегионгаз» указало, что деятельность гор(рай)межрайгазов, как поставщиков газа должна быть прекращена, и, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не заключившим трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа с 01.08.2003г. будет прекращена поставка газа. По данному факту Ростовским ТУ МАП России ООО «Ростоврегионгаз» выдано предписание от 06.08.2003г. № 57 о прекращении нарушения пункта 1 статьи 5 и пункта 1 статьи 10 Закона «О конкуренции…», которое решением Арбитражного Суда Ростовской области от 15.12.2003г. по делу № А53-11049/03-С5-28 оставлено без изменения.

Комиссия отмечает, что ООО «Ростоврегионгаз» производило рассылку писем аналогичного содержания потребителям, которым поставляют газ ГРО Ростовской области. Результатом таких действий стал уход потребителей Ростовской области от ГРО, как поставщиков газа. С ОАО «Каменскгаз» было расторгнуто 157 двусторонних договоров на поставку газа, в связи с заключением потребителями с ООО «Ростоврегионгаз» трехсторонних договоров на поставку и транспортировку газа. Таким образом, конкурентное преимущество ООО «Ростоврегионгаз» было обеспечено в результате согласованных действий ФЭК России и группы лиц ОАО «Газпром», а не в результате возможности самостоятельного выбора потребителями поставщиков газа.

ОАО «Каменскгаз» дважды обращалось в ФЭК России с заявлениями (исх. от 09.09.2003г. № 159 и от 19.12.2003г. № 693) об установлении размера ПССУ на поставку газа конечным потребителям по регулируемым ценам. По состоянию на 01.01.2004г. ФЭК России не только не установил ОАО «Каменскгаз» размер ПССУ, но и не сообщил ОАО «Каменскгаз» причину не рассмотрения его заявлений. Вместе с тем, ФЭК России постановлением от 24.09.2003г. № 77-э/1 установил размер ПССУ только ООО «Ростоврегионгаз» для всех категорий конечных потребителей, в том числе для населения он составил 46,29 руб./тыс. куб. м., второй группы - 40,97 (с НДС) и по третьей группе - 45,51 руб./тыс. куб. м. (с НДС). В расчетах, направленных в ФЭК России, ОАО «Каменскгаз» определило размер ПССУ для населения в размере 8,45 руб./тыс. куб. м. для юридических лиц, относящихся ко второй группе потребителей в размере 7,47 руб./тыс. куб. м. (с НДС) и для юридических лиц, относящихся к третьей группе потребителей, в размере 8,31 руб./тыс. куб. м. (с НДС). Таким образом, применительно к рассматриваемому примеру изменение поставщика газа для населения привело к повышению размера снабженческих затрат на 37,84 руб./тыс. м? газа, для потребителей второй и третьей групп, соответственно, на 33,50 руб. и на 37,20 руб./тыс. м?. Что привело в целом к повышению цены на газ для потребителей.

4. Комиссия установила, что ОАО «Апшеронскрайгаз» (Краснодарский край) также обращалось в ФЭК России с заявлением об установлении размера ПССУ (письмо от 28.10.2003г. № 294), а также с просьбой выдать экспертное заключение по установленным тарифам на услуги по транспортировке газа на 2004 год (письмо от 10.12.2003г. № 347). По состоянию на 15.01.2004г. размер ПССУ ОАО «Апшеронскрайгаз» не установлен, а экспертное заключение по тарифам на услуги по транспортировке газа, установленным постановлением ФЭК России от 26.11.2003г. № 97-э/8, не представлено.

ОАО «Горячий Ключгоргаз» (Краснодарский край) направляло в ФЭК России расчеты для установления размера ПССУ (письмо от 29.10.2003г. № 210). Материалы подготовлены в соответствии методикой определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденной постановлением ФЭК России от 06.02.2002г. № 8/9. По расчетам средний размер ПССУ для ГРО составляет 11,41 руб./тыс. куб. м. По состоянию на 15.01.2004г. размер ПССУ ОАО «Горячий Ключгоргаз» не установлен. Вместе с тем, ФЭК России установил ООО «Краснодаррегионгаз» ПССУ для населения в размере 38,34 руб./тыс. куб. м. (постановление от 26.12.2003г. № 110-э/14).

Комиссия установила, что ФЭК России при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа ГРО Краснодарского края (ОАО «Лабинскрайгаз», ОАО «Отраднаярайгаз», ОАО «Приморско-Ахтарскрайгаз», ОАО «Выселкирайгаз», ОАО «Северскаярайгаз», ОАО «Апшеронскрайгаз» и ОАО «Горячий Ключгоргаз») из представленных расчетов, выполненных ими по методике, утвержденной Постановлением ФЭК России от 04.07.2001г. № 42/7 и включающих затраты, относимые на регулируемый вид деятельности, в том числе по реализации (сбыту) газа, изымал затраты на абонентские службы и другие расходы на сбыт газа или откладывал пересмотр тарифов на следующий период регулирования (письмо ФЭК России Главе администрации Краснодарского края от 05.12.2003г. № ГК-4428/9). Вместе с тем, ПССУ для этих ГРО ФЭК России не установил.

Комиссия отмечает, что все перечисленные ОАО «…рай(гор)газ» двухсторонние договоры с потребителями газа, в том числе с населением, не расторгали. Заявления от потребителей на расторжение договоров поставки газа с поставщиками газа (ОАО «…рай(гор)газ») в ГРО не поступали. В адрес Главы администрации Краснодарского края было направлено письмо ОАО «Газпром» от 09.08.2003г. № АР-1370 о том, что «…не решены вопросы формирования единого тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям, с большим трудом проходит подготовка ГРО края к установлению платы за снабженческо-сбытовые услуги ООО «Краснодаррегионгаз».

Кроме того, ФЭК России провел совещание с участием представителей ТЭК Краснодарского края, группы лиц ОАО «Газпром» и ГРО, на котором принято решение о разделении потенциально конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в сфере реализации природного газа и его транспортировки по газораспределительным газопроводам, для чего необходимо функции по реализации газа населению, передать ООО «Краснодаррегионгаз» в полном объеме (протокол ФЭК России от 17.10.2003г. № 179). ФЭК России также обязал ГРО Краснодарского края довести до сведения глав местных органов самоуправления о передаче функций по реализации газа населению ООО «Краснодаррегионгаз» с 1 января 2004 года (пункт 2 протокола ФЭК России от 17.10.2003г. № 179).

5. Комиссия установила, что при осуществлении действий, направленных на устранение ГРО с рынка поставки (реализации) газа конечным потребителям хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц ОАО «Газпром», ссылались на постановления ФЭК России об установлении ООО «Астраханьрегионгаз», ООО «Краснодаррегионгаз», ООО «Ростоврегионгаз» размеров ПССУ, совместные с ФЭК России решения (протоколы от 11.07.2003г. № 148, от 29.09.2003г. без №, от 30.09.2003г. № 173/1,от 17.10.2003г. № 179, утвержденные заместителем Председателя ФЭК России). При этом утверждалось, что снабженческо-сбытовые услуги конечным потребителям газа по регулируемым ценам в субъектах Российской Федерации могут осуществлять только специализированные региональные компании по реализации газа (ООО «…регионгаз»), так как только им ФЭК России установил размер ПССУ для всех категорий потребителей газа, и только они располагают ресурсами газа для его реализации конечным потребителям. Данные выводы Комиссия МАП России основывает, в том числе на следующих документах:

- письмо ООО «Краснодаррегионгаз» от 08.10.2003г. № 03/1983 в адрес администрации Краснодарского края о том, что поставщиком газа на территории Краснодарского края является ООО «Краснодаррегионгаз» и об установлении ему с 1 октября 2003г. ФЭК России размера платы за снабженческо-сбытовые услуги всем категориям конечных потребителей газа, кроме населения;

- письмо ООО «Краснодаррегионгаз» от 08.10.2003г. № 07/1985 в адрес ГРО Краснодарского края о том, что постановлением ФЭК России от 24.09.2003г. № 77-э/1 ООО «Краснодаррегионгаз» утверждена с 1 октября 2003г. плата за снабженческо-сбытовые услуги всем категориям конечных потребителей газа, кроме населения и ему необходимо установить прямые договорные отношения с конечными потребителями газа;

- письмо ООО «Краснодаррегионгаз» от 18.12.2003г. № 14/2431 в адрес Департамента социальной защиты населения Краснодарского края о том, что ООО «Краснодаррегионгаз» будет являться единым поставщиком газа на территории Краснодарского края и просит рекомендовать органам социальной защиты муниципальных образований заключить с ООО «Краснодаррегионгаз» договоры о возмещении расходов по предоставлению льгот населению в соответствии с действующим законодательством;

- заявление ООО «Астраханьрегионгаз» в арбитражном суде (абзац 3 стр.2 Решения Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2003г. по делу № А06-2697у-4/03); заявление ООО «Ростоврегионгаз» в арбитражном суде (абзац 4 стр.2 Решения Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2003г. по делу № А53-111049/03-С5-28).

6. ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз» в составе группы лиц включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по товарной группе: добыча, транспортировка и реализация природного газа с долей на рынке в границах Российской Федерации более 65 % (приказы МАП России от 12.08.97г. № 115 и от 21.01.98г. № 16).

ООО «…регионгаз» - 52 дочерних общества ООО «Межрегионгаз», в том числе ООО «Ростоврегионгаз», ООО «Астраханьрегионгаз» и ООО «Краснодаррегионгаз», также занимают доминирующее положение на рынках поставки (реализации) газа и включены в региональные разделы Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по товарной группе: реализация природного (сетевого) газа с долей на рынке в границе соответствующего региона более 65 % (приказы Ростовского ТУ МАП России от 10.08.2000г. № 85, Краснодарского ТУ МАП России от 09.01.2004 № 3 и других территориальных управлений МАП России)

Следовательно, на деятельность ООО «Межрегионгаз» и его региональные компании по реализации газа ООО «…регионгаз» распространяются требования статьи 5 Закона «О конкуренции…», которая запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, необоснованно отказывать отдельным покупателям в заключении договора поставки (купли-продажи) соответствующего товара, в данном случае газа.

Вместе с тем, действия ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз» направлены на устранение ГРО с региональных рынков поставки (реализации) газа, в том числе путем отказа от заключения с ГРО договоров поставки (реализации) газа для последующей продажи конечным потребителям, что подтверждается, в том числе письмом ООО «Межрегионгаз» от 03.12.2003г. № ИД-14/3170, направленным в адрес ООО «Краснодаррегионгаз» и Департамента ТЭК Администрации Краснодарского края, о том, что в связи с отказом ряда ГРО, входящих в НП «Кубаньгаз», передать ООО «Краснодаррегионгаз» на договорные отношения всех конечных промышленных потребителей газа и населения с 01.01.2004г., руководителям этих ГРО предложено найти других поставщиков газа независимых от ОАО «Газпром».

При этом комиссия отмечает, что ГРО в 2003 году имели действующие договоры поставки газа с потребителями для коммунально-бытовых нужд и населением, то есть с субъектами, которые в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.0399г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и пунктом 6 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98г. № 162, имеют преимущественное право на заключение договоров поставки газа.

7. Комиссия установила, что ООО «…регионгаз» и ГРО не добывают газ, а приобретают его для последующей поставки (реализации) конечным потребителям. При установлении названным организациям размера ПССУ они становятся конкурентами на региональных рынках поставки (реализации) газа и потребители будут иметь возможность выбора поставщика газа с меньшими снабженческо-сбытовыми затратами. Кроме того, заявители (ГРО) не входят в группу лиц ОАО «Газпром».

Разногласия по договорам не являются основанием для отказа в принятии ФЭК России решения по установлению ГРО размера ПССУ. Согласно пункту 5.4 Методики определения тарифов на услуги (тарифов на транспортировку газа по местным сетям) газораспределительных организаций, утвержденной постановлением ФЭК России от 04.07.2001г. № 42/7, в случае если договорная компания не завершена к моменту утверждения тарифа, то объемы транспортировки (поставки) газа определяются как средний фактический объем поставки (транспортировки газа по распределительным газопроводам) за предыдущие 3 года. С соблюдением этой нормы, ФЭК России устанавливает тарифы для ГРО на транспортировку газа. В то же время аналогичная норма содержится в Методике определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденной постановлением ФЭК России от 06.02.2002г. № 8/9 (пункт 5.2), однако ФЭК России решения по установлению ПССУ для ГРО не принимает.

Комиссия отмечает, что Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные постановлением ФЭК России от 28.05.2003г. № 42-э/3 (пункт 9) допускают существование на территории субъекта Российской Федерации нескольких поставщиков, реализующих сетевой газ населению.

В настоящее время ФЭК России установил размер платы за снабженческо-сбытовые услуги по поставке газа для всех категорий конечных потребителей, в том числе населению, 53 хозяйствующим субъектам (52 ООО «…регионгаз» и ООО «Межрегионгаз», входящим в группу лиц ОАО «Газпром») и ЗАО «Уралсевергаз» (также единственного в своем регионе, в котором отсутствует ООО «…регионгаз», поставщика газа по регулируемым ценам для всех категорий потребителей, кроме населения).

Только потребители Самарской и Тюменской областей имеют (могут иметь) право выбора поставщика газа с меньшими затратами, так как для реализации газа по регулируемым ценам в этих регионах размер ПССУ установлен для ООО «Самарарегионгаз» и ООО «Тюменьрегионгаз», и для ООО «Межрегионгаз» (постановления ФЭК России от 25.06.2003г. № 49-э/16, от 24.09.2003г. № 77-э/1 и от 18.12.2002г. № 93-э/13). Однако указанные хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц.

Комиссия считает, что такое регулирование ведет к нарушению подпункта е) пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. № 1021 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002г. № 328), согласно которому регулирование должно осуществляться исходя из развития, в частности, внутриотраслевой (в сфере поставок газа) конкуренции.

8. Комиссией МАП России не приняты доводы ФЭК России, ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз» о том, что ГРО не должны совмещать функции по транспортировке газа и его реализации. Гражданские права юридических лиц могут быть ограничены только на основании Федерального закона (часть 2 статьи 1 ГК Российской Федерации).

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002г. № 328) не содержит запрета на осуществление газораспределительными организациями деятельности по поставке (реализации газа) конечным потребителям, в том числе населению.

Ссылка ФЭК России на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.99г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», согласно которому МАП России и ФЭК России должны обеспечить ведение раздельного учета затрат по видам деятельности субъектов естественных монополий, не состоятельна, так как обеспечение раздельного учета затрат по видам деятельности и лишение права газораспределительных организаций осуществлять определенные виды деятельности не равнозначны.

Более того, введение в сфере услуг по транспортировке газа раздельного учета продукции (услуг) и затрат, относимых на себестоимость продукции (услуг), раздельное ценообразование на потенциально конкурентных (поставка и сбыт) и естественно-монопольных рынках не предполагает и не может предполагать появление на потенциально конкурентных рынках поставки и сбыта газа только одного хозяйствующего субъекта, что в конечном итоге противоречило бы Указу Президента Российской Федерации от 28.04.97г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», предусматривающего стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности.

9. Комиссия установила, что согласованные действия ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» и ФЭК России по передаче функций поставщика газа, в том числе населению, региональным компаниям по реализации газа, входящим в группу лиц ОАО «Газпром», привели к монополизации ими региональных рынков поставки (реализации) природного газа конечным потребителям газа в Новгородской, Новосибирской, Орловской, Смоленской, Рязанской, Тульской областях, в Республиках Адыгея и Башкортостан, а также могут привести усилению их доминирующего положения и устранению конкуренции на соответствующих рынках в Астраханской, Пермской, Ростовской областях, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае, Республике Удмуртия, что подтверждается соответствующими письмами территориальных управлений МАП России.

10. Комиссия установила, что действия ФЭК России по установлению размера ПССУ только одному поставщику газа в регионе (ООО «…регионгаз») для всех категорий конечных потребителей газа, в том числе населению, приводят (могут привести) также к ущемлению интересов потребителей. Имеются данные о том, что установленные для ООО «…регионгазов» размеры ПССУ превышают размеры аналогичных плат для ГРО, определенных исходя из расчетных и фактических затрат ГРО на эти цели, что в свою очередь, приводит к повышению розничной цены на газ, в том числе для населения.

Так, данные территориальных управлений МАП России, которые проводили изучение рынков реализации (сбыта) газа и анализ розничных цен на газ для населения и представили материалы в МАП России, показывают следующее:

Затраты ГРО (транспорт и сбыт) ОАО «Орелоблгаз» в средневзвешенной розничной цене газа (до перехода на ПССУ) в Орловской области составляли - 119,0 руб./тыс. куб. м. При смене поставщика газа (ООО «Орелрегионгаз»), затраты на транспорт газа и ПССУ составили 171,1 руб./тыс. куб. м. (рост затрат на 43,8 %, увеличение розничной цены на 8,6 %).

В Новосибирской области соответственно: затраты ГРО (ОАО «Сибирьгазсервис») составляли - 54,0 руб./тыс. куб. м. При смене поставщика на ООО Новосибирскрегионгаз» ПССУ - 70,32 руб./тыс. куб. м., услуги по транспортировке газа 46,88 руб./тыс. куб. м (117,2 руб./тыс. куб. м. увеличение затрат в 2 раза, розничная цена на газ населению увеличилась на 9 %).

Во Владимирской области при смене поставщика в 2003 году: затраты ГРО 95,20 руб./тыс. куб. м., на услуги по транспортировке газа и ПССУ - 135,75 (82,49 и 53,26) руб./тыс. куб. м. (рост затрат на 42,6 %, увеличение розничной цены на 3,5 %). С 01.01.2004г. средний рост цен на природный газ на 18,5 %.

В Тульской области надбавка для ГРО в 2003 году составляла 133,33 руб./тыс. куб. м., в 2004 году затраты на транспорт газа и ПССУ ООО «Туларегионгаз» составляют 194,75 руб./тыс. куб. м. (увеличение затрат на 46,1 %, розничной цены на 4,8 %).

Сравнительный анализ данных по затратам на содержание абонентских служб РОАО «Удмуртгаз» и ООО «Удмуртрегионгаз», выполненный РЭК Республики Удмуртия и направленный в ФЭК России (письмо от 26.09.2003г. № 01-15/657), показывает, что затраты на содержание абонентской службы у ООО «Удмуртрегионгаз» на порядок выше, чем у РОАО «Удмуртгаз». В 12,9 раз возрастают затраты на осуществление функций по заключению договоров с населением, что неизбежно приведет к росту цен на природный газ для населения.

11. Статья 8 Закона «О конкуренции…» запрещает заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к: повышению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории российской федерации» группой лиц ОАО «Газпром» по передаче от ГРО функций по поставке (реализации) газа конечным потребителям в полном объеме специализированным региональным газоснабжающим компаниям ООО «…регионгаз» и установлению только им размера ПССУ. Согласно этому постановлению, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги - это утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ, добытый ОАО «Газпром» и аффилированными с ним организациями. В данном нормативном акте не указано, что поставщик газа, которому устанавливается ПССУ при реализации газа по регулируемым тарифам, должен принадлежать к группе лиц ОАО «Газпром».

На основании проведенного исследования материалов дела Комиссией установлены факты нарушения ФЭК России и группой лиц ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» статьи 8 Закона «О конкуренции…», выразившиеся в совершении согласованных действий федерального органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, к устранению с региональных рынков поставки (реализации) газа конечным потребителям иных хозяйствующих субъектов, в том числе не входящих в группу лиц ОАО «Газпром». Факты нарушения ФЭК России пункта 1 статьи 7 Закона «О конкуренции…» Комиссией не установлены.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Комиссия вынесла


РЕШЕНИЕ:

1. Признать в действиях ФЭК России и группы лиц ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» факты нарушения статьи 8 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившиеся в совершении согласованных действий федерального органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, к устранению с региональных рынков поставки (реализации) газа конечным потребителям иных хозяйствующих субъектов, в том числе не входящих в группу лиц ОАО «Газпром».

2. Выдать предписание ФЭК России, ОАО «Газпром», и ООО «Межрегионгаз» по делу № 1 07/199-03 о прекращении нарушения статьи 8 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3. Дело в отношении ФЭК России по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» производством прекратить.

На основании своего решения от 15.01.2004г. по делу N 1 07/199-03 Комиссия МАП России выдала ПРЕДПИСАНИЕ:

1. ФЭК России, ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» с момента вынесения решения прекратить нарушение статьи 8 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившееся в совершении согласованных действий федерального органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, к устранению с региональных рынков поставки (реализации) газа конечным потребителям иных хозяйствующих субъектов, в том числе не входящих в группу лиц ОАО «Газпром», в частности:

1.1. ФЭК России:

1.1.1. Рассматривать в установленном порядке заявления хозяйствующих субъектов, в том числе не входящих в группу лиц ОАО «Газпром», об установлении им размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа при поставке (реализации) газа по регулируемым ценам.

1.1.2. Не допускать необоснованных отказов хозяйствующим субъектам, в том числе не входящим в группу лиц ОАО «Газпром», в установлении им размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа при поставке (реализации) газа по регулируемым ценам.

1.1.3. В срок до 20 февраля 2004 года направить участникам совещаний в ФЭК России (в том числе оформленных протоколами от 11.07.2003 № 148, от 29.09.2003, от 30.09.2003 № 173/1, от 17.10.2003 № 179) разъяснения о недопустимости руководствоваться и ссылаться на протоколы соответствующих совещаний в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

1.2. ОАО «Газпром»:

1.2.1. В срок до 20 февраля 2004 года направить лицам, входящим в группу лиц ОАО «Газпром» указание о необходимости отозвать письма, в которых содержится информация о прекращении (необходимости прекращения) деятельности по поставке (реализации) газа конечным потребителям хозяйствующими субъектами, не являющимися региональными компаниями по реализации газа, а также отозвать письма ОАО «Газпром» аналогичного содержания, в том числе письма от 09.08.2003г. № АР-1370 и от 03.12.2003 № АР/2101.

1.2.2. В срок до 20 февраля 2004 года направить лицам, входящим в группу лиц ОАО «Газпром» (в том числе ООО «Межрегионгаз» и региональным компаниям по реализации газа), указание о недопустимости необоснованных отказов в заключении договоров поставки газа с хозяйствующими субъектами, приобретающими газ, в том числе для целей последующей его продажи конечным потребителям.

1.3. ООО «Межрегионгаз»:

1.3.1. Не допускать необоснованных отказов в заключении договоров поставки газа с хозяйствующими субъектами, приобретающими газ, в том числе для целей последующей его продажи конечным потребителям.

1.3.2. В срок до 20 февраля 2004 года отозвать письма, в которых содержится информация о прекращении (необходимости прекращения) деятельности по поставке (реализации) газа конечным потребителям хозяйствующими субъектами, не являющимися региональными компаниями по реализации газа, в том числе письмо от 03.12.2003г. № ИД-14/3170.

2. Об исполнении настоящего предписания ФЭК России, ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз» сообщить в срок до 20 марта 2004 года, представив в МАП России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь