Решение и предписание ФАС России по делу в отношении ОАО "Воронежэнерго"

15 июня 2006, 12:48
Тип документа:
ОАО "Воронежэнерго"
ул. Арзамасская, д. 2,
г. Воронеж, 394006

ОАО "Нижноватомэнергосбыт"
ул. Долгоруковская, д. 9,
Москва, 127006



Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1 05/128-06

27 апреля 2006 года
г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Цыганов А.Г. заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы, Председатель комиссии;
Пироженко А.А. начальник Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Королев В.Г. заместитель начальника отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Цышевская Е.В. главный специалист отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Паппо А.Ю. главный специалист отдела судебной работы Правового управления;
Ахмадеева Р.М. специалист I категории отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,

рассмотрев дело № 1 05/128-06 о нарушении Открытым акционерным общества "Воронежэнерго" (394006, г.Воронеж, Арзамасская, д. 2) (далее - ОАО "Воронежэнерго") статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее- Закон),

у с т а н о в и л а:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ОАО "Нижноватомэнергосбыт" (далее - Заявитель) о нарушении ОАО "Воронежэнерго" антимонопольного законодательства путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, выразившемся в необоснованном уклонении от подписания договора на передачу электрической энергии с Заявителем.

В соответствии с пунктом 1.9 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России № 12 от 02.02.2005, Федеральной антимонопольной службой 27.03.2006 было возбуждено дело № 1 05/128-06 по признакам нарушения ОАО "Воронежэнерго" статьи 5 Закона.

В заявлении указывается, что между Заявителем и ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики", ООО "Воронежские дрожжи", филиалом ОАО "РЖД" "Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана" (далее - Потребители) заключены договоры энергоснабжения (№ ЭС-089/03-1 от 21.06.2005, № ЭС-086/03-1 от 28.04.2005, № ЭС-083-03-1-С от 22.08.2005), в соответствии с условиями которых Заявитель принял на себя обязательство по поставке электрической энергии указанным потребителям через сети сетевой организации, которой является ОАО "Воронежэнерго".

Письмом № 424 от 5.10.2005 Заявитель направил в адрес ОАО "Воронежэнерго" заявку о намерении внести изменения в действующий договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности № 02 от 29.12.2004 путем включения в него трех новых точек поставки. К указанному письму прилагались документы, предусмотренные пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила).

На момент подачи заявки между Заявителем и ОАО "Воронежэнерго" действовал договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности № 02 от 29.12.2004 в отношении иных потребителей.

Письмом № 30-11/166 от 3.11.2005 ОАО "Воронежэнерго" возвратило заявку ОАО "Нижноватомэнергосбыт" ссылаясь на следующие обстоятельства:
1. В представленных Заявителем документах отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 15 Правил, а именно: объем максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств, присоединенных в сети, с распределением по каждой точке присоединения электрической сети с указанием границ балансовой принадлежности, точки присоединения к сетям сетевой организации, с указанием для каждой из точек присоединения к сети величин заявленной мощности, в том числе в период максимальных нагрузок потребителей электрической энергии.

2. Договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии указанным в письме потребителям заключены между ОАО "Воронежэнерго" и другими энергоснабжающими организациями. Официального уведомления о расторжении действующих договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии от этих энергоснабжающих организаций не поступало.

3. Не указан срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии.

Письмом № 442 от 9.11.2005 Заявитель повторно обратился в адрес ОАО "Воронежэнерго", указав, что информация по пункту 1 замечаний была представлена в первоначальной заявке от 5.10.2005. Требования, предусмотренные пунктом 2 замечаний, не могут являться основанием для отказа внесения изменений в договор на передачу электрической энергии в соответствии с Правилами. Также Заявитель указал срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии.
Ответа на повторное обращение Заявителя от ОАО "Воронежэнерго" не поступало.

Заявитель требует признать действия (бездействие) ОАО "Воронежэнерго" не соответствующими Правилам в части необоснованного уклонения от подписания договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и обязать ОАО "Воронежэнерго" представить подписанный проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

ОАО "Воронежэнерго" не согласно с требованиями Заявителя, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
- письмо ОАО "Воронежэнерго" № 424 от 5.10.2005 не может рассматриваться в качестве заявки на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Воронежэнерго", так как пункт 15 Правил предусматривает направление энергоснабжающей организацией в сетевую организацию письменной заявки на заключение договора с приложением соответствующих сведений, однако ОАО "Нижноватомэнергосбыт" направило в адрес ОАО "Воронежэнерго" письмо, в котором содержится просьба о внесении изменений в действующий договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 02 от 29.12.2004;

- в соответствии с пунктом 5.2 договора № 02 от 29.12.2004 внесение изменений и дополнений в указанный договор должно быть оформлено в письменном виде (в виде единого документа), подписанного уполномоченными представителями сторон. Проект дополнительного соглашения о внесении изменений в действующий договор к письму № 424 от 5.10.2005 приложен не был;

- ОАО "Нижноватомэнергосбыт" письмом № 444 от 16.11.2005 направило в адрес ОАО "Воронежэнерго" дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии № 02 от 29.12.2004 г. о внесении изменений в пункт 1.2 договора в части объемов поставки электроэнергии для указанных Заявителем потребителей, однако письмом № 450 от 18.11.2005 Заявитель отозвал дополнительное соглашение.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила в действиях ОАО "Воронежэнерго" нарушение антимонопольного законодательства на основании следующего:

Статьей 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг, который является публичным. В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Таким образом, заключение договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии является для сетевой организации обязательным.
Процедура заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии описана в Правилах. Правила не устанавливают требований к форме заявки на заключение договора на передачу электрической энергии. Пунктом 15 Правил предусмотрены требования к содержанию заявки, при соблюдении которых заявка признается соответствующей Правилам и подлежит рассмотрению в установленном порядке. Таким образом, письмо Заявителя № 424 от 5.10.2005 о внесении изменений в действующий договор на передачу электрической энергии может рассматриваться в качестве заявки на заключение договора на передачу электрической энергии в отношении новых точек поставки.

Получив письмо Заявителя от 5.10.2005 № 424, ОАО "Воронежэнерго" совершило действия предусмотренные Правилами, а именно рассмотрело данное письмо в качестве заявки и в соответствии с пунктом 17 Правил направило ОАО "Нижноватомэнергосбыт" ответ о несоответствии заявки требованиям пункта 15 Правил.

Комиссия установила, что в ходе переговоров с ОАО "Воронежэнерго" Заявителем были осуществлены следующие действия:

- в связи с наличием договорных отношений между ОАО "Нижноватомэнергосбыт" и ОАО "Воронежэнерго" (договор № 02 от 29.12.2004 на оказание услуг по передаче электрической энергии) в адрес ОАО "Воронежэнерго" было направлено дополнительное соглашение к указанному договору (письмо № 443 от 15.11.2005). В связи с технической ошибкой Заявитель продублировал направление дополнительного соглашения к Договору на оказание услуг по передаче электрической энергии письмом № 444 от 16.11.2005. В последующем ОАО "Нижноватомэнергосбыт" отозвал дублирующий пакет документов письмом № 450 от 18.11.2005.

Таким образом, на рассмотрении в ОАО "Воронежэнерго" находится полный пакет документов, необходимый к предоставлению в соответствии с пунктом 15 Правил. Однако, ОАО "Воронежэнерго" не направило в адрес заявителя подписанный со своей стороны проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, либо дополнительного соглашения к договору, либо отказ в заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении новых точек поставки.

В соответствии с пунктом 16 Правил сетевая организация в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора обязана его рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.

Согласно пункту 9 Правил необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комиссия отмечает, что в настоящее время, энергоснабжение Потребителей осуществляет ОАО "Воронежская сбытовая компания", созданная в процессе реорганизации ОАО "Воронежэнерго" при выполнении последним требований Федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". ОАО "Воронежская сбытовая компания" и ОАО "Воронежэнерго" входят в группу лиц ОАО РАО "ЕЭС России".

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктами 2.25, 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ОАО "Воронежэнерго" нарушившим статью 5 Закона РСФСР № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" в части создания препятствий доступу на оптовый рынок (выходу с рынка) электрической энергии другим хозяйствующим субъектам, выразившегося в необоснованном уклонении от подписания договора на передачу электрической энергии с ОАО "Нижноватомэнергосбыт" в отношении новых точек поставки.

2. Выдать ОАО "Воронежэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


А.Г. Цыганов


Члены Комиссии

А.А. Пироженко

Е.В. Цышевская

А.Ю. Паппо

Р.А. Ахмадеева








ОАО "Воронежэнерго"

ул. Арзамасская, д. 2,
г. Воронеж, 394006

ОАО "Нижноватомэнергосбыт"
ул. Долгоруковская, д. 9,
Москва, 127006



П Р Е Д П И С А Н И Е

№ 1 05/128-06

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

27 апреля 2006 года
г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Цыганов А.Г. заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы, Председатель комиссии;
Пироженко А.А. начальник Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Королев В.Г. заместитель начальника отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Цышевская Е.В. главный специалист отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Паппо А.Ю. главный специалист отдела судебной работы Правового управления;
Ахмадеева Р.М. специалист I категории отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,

на основании своего решения от 27 апреля 2006 г. по делу № 1 05/128-06 о нарушении Открытым акционерным обществом "Воронежэнерго" (394006, г. Воронеж, ул. Арзамасская, д. 2) статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

п р е д п и с ы в а е т:

1. Открытому акционерному обществу "Воронежэнерго" (394006, г.Воронеж, Арзамасская, д. 2) прекратить нарушение статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в создании препятствий доступу на оптовый рынок электрической энергии другим хозяйствующим субъектам, а именно в необоснованном уклонении от подписания договора на передачу электрической энергии с ОАО "Нижноватомэнергосбыт" по новым точкам поставки.

2. В пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания рассмотреть пакет документов, представленных ОАО "Нижноватомэнергосбыт" письмами № 424 от 5.10.2005, № 442 от 9.11.2005, и направить в адрес ОАО "Нижноватомэнергосбыт" подписанный проект договора на передачу электрической энергии с ОАО "Нижноватомэнергосбыт" по новым точкам поставки либо проект дополнительного соглашения к действующему договору № 02 от 29.12.2004 в отношении новых точек поставки с учетом выводов, изложенных в решении от 27 апреля 2006 г. по делу № 1 05/128-06.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить до 30 июня 2006 г., представив в ФАС России документы, подтверждающие его исполнение (надлежащим образом заверенные копии проекта договора (дополнительного соглашения), направленного в ОАО "Нижноватомэнергосбыт", а также документальное подтверждение его направления в адрес ОАО "Нижноватомэнергосбыт").

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Председатель Комиссии
А.Г. Цыганов


Члены Комиссии

А.А. Пироженко

Е.В. Цышевская

А.Ю. Паппо

Р. А. Ахмадеева


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь