Решение и предписание ФАС России по делу в отношении ОАО "Калугаэнерго"

15 июня 2006, 13:24
Тип документа:
ОАО "Калугаэнерго"

Грабцевское шоссе д. 35 а
г. Калуга, 248009


ЗАО "МАРЭМ +"

ул. Бакунинская, д.4/6 стр. 2
Москва, 105005





Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1 05/127-06

24 апреля 2006 года
г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Цыганов А.Г. заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы, Председатель комиссии;
Пироженко А.А. начальник Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Королев В.Г. заместитель начальника отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Цышевская Е.В. главный специалист отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Паппо А.Ю. главный специалист отдела судебной работы Правового управления;
Ахмадеева Р.М. специалист I категории отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,

рассмотрев дело № 1 05/127-06 о нарушении Открытым акционерным общества "Калугаэнерго" (248009, г.Калуга, Грабцевское шоссе, д. 35 а) (далее - ОАО "Калугаэнерго") статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон),

у с т а н о в и л а:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ЗАО "МАРЭМ+" (далее - Заявитель) о нарушении ОАО "Калугаэнерго" антимонопольного законодательства в части создания препятствий доступу к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 1.9 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России № 12 от 02.02.2005, Федеральной антимонопольной службой 27.03.2006 было возбуждено дело № 1 05/127-06 по признакам нарушения ОАО "Калугаэнерго" статьи 5 Закона.

В заявлении указывается, что в соответствии с принятым решением между Заявителем и ОАО "Кондровская бумажная компания" (далее - ОАО "КБК") заключен договор энергоснабжения от 18.04.2005 № 47/18-04, в соответствии с условиями которого Заявитель принял на себя обязательство по поставке на энергопринимающие устройства ОАО "КБК" электрической энергии через сети сетевой организации, которой является ОАО "Калугаэнерго".

Письмом от 19.09.2005 № 1438/МР-09 Заявитель направил в адрес ОАО "Калугаэнерго" заявку-оферту на заключение договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Письмом от 11.10.2005 № 895/07 ОАО "Калугаэнерго" возвратило договор и приложения без согласования по следующим обстоятельствам:

1. Отсутствует предполагаемый режим передачи электрической энергии, в том числе с разбивкой по месяцам.

2. Не указан характер нагрузки энергопринимающего устройства.

3. Не представлена однолинейная схема электрической сети.

4. Заявленная мощность указана без распределения по каждой точке.

Кроме того, ОАО "Калугаэнерго" отклонило заявку заявителя со ссылкой на пункт 23 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), в соответствии с которым обязательным условием для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является наличие у него статуса участника оптового рынка или заключенного с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии. В соответствии с указанным пунктом ОАО "Калугаэнерго" требует предоставить документы, подтверждающие наличие у Заявителя статуса участника оптового рынка электрической энергии, с указанием зарегистрированных в НП "АТС" точек поставки электрической энергии, а также подтверждающие соответствие системы коммерческого учета электрической энергии требованиям оптового рынка.

Согласно представленным Заявителем документам, информация по пунктам 1-4 была представлена в первичной заявке от 19.09.2005, также установлено, что Заявитель включен в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (постановление ФЭК России от 27.11.2001 № 69/11). Согласно свидетельству о внесении в Реестр субъектов оптового рынка, выданному НП "АТС", Заявитель 20.11.2003 включен в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии под регистрационным номером № 1.000168.

Письмом от 26.10.2005 № 1831/МР-10 Заявитель повторно направил заявку о заключении договора в адрес ОАО "Калугаэнерго".

ОАО "Калугаэнерго" повторно отклонило заявку по следующим основаниям:

1. В Приложении 1 к договору на оказание услуг имеющаяся схема является схемой внешних сетей (внешнего присоединения), а согласно пункту 15 Правил лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию однолинейную схему электрической сети потребителя услуг.

2. Ряд технических неточностей содержит акт аварийной и технологической брони и другие приложения, в частности, неверно указаны наименования подстанций.
По мнению Заявителя, отсутствие указанных документов не может и не должно служить препятствием для заключения договора.

Требования заявителя заключаются в следующем:

1. Признать действия (бездействие) ОАО "Калугаэнерго", заключающиеся в уклонении от заключения с ЗАО "МАРЭМ+" договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, противоречащими статье 5 Закона, статье 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункту 24 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. № 643, пункту 16 Правил.

2. Выдать ОАО "Калугаэнерго" предписание о прекращении нарушения статьи 5 Закона, статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 24 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. № 643, пункта 16 Правил.

3. Обязать ОАО "Калугаэнерго" в двухнедельный срок направить ЗАО "МАРЭМ+" проект договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, либо заключить договор на условиях оферты, направленной письмом от 19.09.2005 г. № 1438/МР-09.

ОАО "Калугаэнерго" в соответствии с пунктом 2.25 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России от 02.02.2005 г. № 12, заявило ходатайство производство по делу № 1 05/127-06 прекратить в связи с неподтверждением наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Калугаэнерго". ОАО "Калугаэнерго" считает, что письмо Заявителя от 19.09.2005 № 1438/МР-09 не соответствует требованиям пункта 15 Правил по следующим основаниям:

- письмо озаглавлено "О направлении оферты-заявки для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Калугаэнерго". Термины "Оферта-заявка", "Оферта-заявка-договор", отсутствуют в каких-либо нормативных актах;

- в письме, которое Заявитель называет "офертой-заявкой" отсутствуют необходимые сведения, которые должны содержаться в заявке о заключении договора.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила следующее.

Статьей 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг, который является публичным. В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Таким образом, заключение договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии является для сетевой организации обязательным.
Процедура заключения договора передачи электрической энергии закреплена в Правилах, которые не устанавливают форму заявки на заключение договора на передачу электрической энергии. Пунктом 15 Правил предусмотрены требования к содержанию заявки, при соблюдении которых заявка признается соответствующей Правилам и подлежит рассмотрению в установленном порядке.

Получив заявку ЗАО "МАРЭМ+", ОАО "Калугаэнерго" совершило действия, предусмотренные Правилами, а именно рассмотрев письмо заявителя от 19.09.2005 № 1438/МР-09, в соответствии с пунктом 17 Правил направило ответ о несоответствии заявки требованиям пункта 15 Правил с указанием причин.
При повторном обращении Заявителя ОАО "Калугаэнерго" письмом от 14.11.2005 № 1028/07 выдвинуло иные требования и повторно отклонило заявку на подписание договора на передачу электрической энергии.

Таким образом, ОАО "Калугаэнерго" дважды рассмотрело обращения ЗАО "МАРЭМ+" и приложенные к ним документы в качестве заявок в соответствии с пунктом 15 Правил.

Изучив представленные документы, Комиссия установила, что Заявителем был подан полный пакет документов, необходимых для рассмотрения сетевой организацией при заключении договора на передачу электрической энергии.

Требования, предъявляемые сетевой организацией к форме и содержанию подаваемых Заявителем документов, являются избыточными в соответствии с пунктом 15 Правил, который содержит исчерпывающий перечень требований к заявке, подаваемой лицом, которое намерено заключить договор данного вида.
Неоднократное отклонение заявки ЗАО "МАРЭМ+" при отсутствии исчерпывающего перечня замечаний к прилагаемым к ней документам свидетельствует о необоснованном уклонении ОАО "Калугаэнерго" от заключения договора.

Согласно пункту 9 Правил необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комиссией установлено, что в настоящее время, энергоснабжение ОАО "КБК" осуществляет ОАО "Калужская энергосбытовая компания", созданная в процессе реорганизации ОАО "Калугаэнерго" при выполнении последним требований Федерального закона № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". ОАО "Калужская энергосбытовая компания" и ОАО "Калугаэнерго" входят в группу лиц ОАО РАО "ЕЭС России".

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктами 2.25, 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ОАО "Калугаэнерго" нарушившим статью 5 Закона РСФСР № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" в части создания препятствий доступу на оптовый рынок (выходу с рынка) электрической энергии другим хозяйствующим субъектам, выразившихся в необоснованном уклонении от подписания договора на передачу электрической энергии с ЗАО "МАРЭМ +".

2. Выдать ОАО "Калугаэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


А.Г. Цыганов


Члены Комиссии

А.А. Пироженко

В.Г. Королев

Е.В. Цышевская

А.Ю. Паппо

Р.М. Ахмадеева







ОАО "Калугаэнерго"

Грабцевское шоссе д. 35 а
г. Калуга, 248009


ЗАО "МАРЭМ +"

ул. Бакунинская, д.4/6 стр. 2
Москва, 105005




П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

24 апреля 2006 года
г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Цыганов А.Г. заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы, Председатель комиссии;
Пироженко А.А. начальник Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Королев В.Г. заместитель начальника отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Цышевская Е.В. главный специалист отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе;
Паппо А.Ю. главный специалист отдела судебной работы Правового управления;
Ахмадеева Р.А. специалист I категории отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,

на основании своего решения от 24 апреля 2006 г. по делу № 1 05/127-06 о нарушении Открытым акционерным обществом "Калугаэнерго" (248009, г. Калуга, Грабцевское шоссе д. 35А) статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

п р е д п и с ы в а е т:

1. Открытому акционерному обществу "Калугаэнерго" (248009, г. Калуга, Грабцевское шоссе д. 35 а) прекратить нарушение статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" выразившееся в создании препятствий доступу на оптовый рынок электрической энергии другим хозяйствующим субъектам, а именно в необоснованном уклонении от подписания договора на передачу электрической энергии с ЗАО "МАРЭМ +".

2. В пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания рассмотреть пакет документов, представленных ЗАО "МАРЭМ+" письмами № 1438/МР-09 от 19.09.2005, № 1831/МР-10 от 26.10.2005, и направить в адрес ЗАО "МАРЭМ+" подписанный проект договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии с учетом выводов, изложенных в решении от 24 апреля 2006 г. по делу № 1 05/127-06.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить до 30.06.2006 г., представив в ФАС России документы, подтверждающие его исполнение (надлежащим образом заверенные копии проекта договора, направленного в ЗАО "МАРЭМ+", либо мотивированного отказа от заключения договора, содержащего исчерпывающий перечень замечаний по представленным документам, а также подтверждение направления их в адрес ЗАО "МАРЭМ+").
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Председатель Комиссии

А.Г. Цыганов


Члены Комиссии

А.А. Пироженко

В.Г. Королев

Е.В. Цышевская

А.Ю. Паппо

Р. А. Ахмадеева

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь