Решение по делу № 1 05/233-06 (Тюменская энергосбытовая компания)

05 сентября 2006, 16:15
Тип документа:
Р Е Ш Е Н И Е
о прекращении дела № 1 05/233-06

11 июля 2006 года
г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 1 05/233-06 о нарушении Открытым акционерным обществом "Тюменская энергосбытовая компания" (628412, г. Сургут, ул. Университетская, 4) (далее - ОАО "ТЭК") статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В ФАС России поступило заявление ОАО "Тюменьэнергосбыт" о нарушении ОАО "ТЭК" антимонопольного законодательства путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, выразившемся в необоснованном уклонении от подписания договора купли-продажи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1.9 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России № 12 от 13.06.2006, Федеральной антимонопольной службой 27.03.2006 было возбуждено дело № 1 05/233-06 по признакам нарушения ОАО "ТЭК" статьи 5 Закона о конкуренции.
1. В заявлении указывается, что ОАО "Тюменьэнергосбыт" является организацией, осуществляющей деятельность по сбыту электрической энергии на территории Тюменской области.
В период с 2003 по 2006 год ОАО "Тюменьэнергосбыт" осуществляло сбытовую деятельность от имени и за счет энергоснабжающих организаций Тюменской области по агентским договорам:
1) с ОАО "Тюменьэнерго":
агентский договор от 01.02.2003№ 09/30;
агентский договор от 01.01.2004 № 09/119;
агентский договор от 01.03.2005 № 2/1;
агентский договор от 01.03.2005 № 2/2;
агентский договор от 01.03.2005 № 2/3;
2) с ОАО "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ОАО "СУЭНКО"):
агентский договор от 01.04 2004 № 1/25.
3) с ОАО "Тобольские межрайонные электрические сети" (далее - ОАО "ТМЭС"):
агентский договор от 01.08.2004 № 1/35;
4) с ОАО "Тюменская горэлектросеть" (далее - ОАО "ТГЭС)":
агентский договор от 01.12. 2005 № 1/47-05.
В связи с реорганизацией ОАО "Тюменьэнерго", правопреемником по агентским договорам от 01.03.2005 № 2/1, 2/2, 2/3 с 01.07.2005 является ОАО "ТЭК".
Письмами от 26.10.2005 № 09/2-40, № 09/2-41, № 09/2-42 ОАО "ТЭК" уведомило ОАО "Тюменьэнергосбыт" о прекращении с 01.01.2006 действия агентских договоров от 01.03.2005 № 2/1, 2/2, 2/3.
Энергоснабжающие компании, работавшие с ОАО "Тюменьэнергосбыт", а именно ОАО "СУЭНКО", ОАО "ТГЭС", ОАО "ТМЭС", в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" приняли решение о прекращении с 01.01.2006 деятельности по купле-продаже электрической энергии путем передачи ОАО "Тюменьэнергосбыт" сбытовой функции по всем заключенным договорам энергоснабжения.
Между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и вышеуказанными энергоснабжающими компаниями (ОАО "СУЭНКО", ОАО "ТГЭС" и ОАО "ТМЭС") были подписаны соглашения о передаче ОАО "Тюменьэнергосбыт" с 01.01.2006 энергосбытовой функции в отношении всех потребителей, присоединенных к их сетям.
Решением РЭК Тюменской области, Ханты Мансийскому автономному округу (ХМАО) и Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) от 21.12.2005 № 271 был установлен тариф на покупку электрической энергии для ОАО "Тюменьэнергосбыт" у ОАО "ТЭК".
ОАО "Тюменьэнергосбыт" в интересах потребителей электроэнергии заключило с организациями, осуществляющими деятельность по передаче электроэнергии, соответствующие договоры на оказание услуг по передаче.
ОАО "Тюменьэнергосбыт" совместно с ОАО "СУЭНКО", ОАО "ТГЭС" и ОАО "ТМЭС" заключило трехсторонние соглашения о перемене с 01.01.2006 г. стороны в договорах энергоснабжения с прежней энергоснабжающей компании на ОАО "Тюменьэнергосбыт".
ОАО "Тюменьэнергосбыт" заключило договоры энергоснабжения на 2006 год с потребителями, присоединенным к сетям иных сетевых компаний, обратившимися к ОАО "Тюменьэнергосбыт" за заключением указанных договоров.
Письмом от 12.12.2005 № 1325 "Тюменьэнергосбыт" направило в адрес ОАО "ТЭК" оферты о заключении договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) на 2006 год.
Письмом № 09/2-66 от 23.12.2005 ОАО "ТЭК" отказало ОАО "Тюменьэнергосбыт" в заключение данного договора. Из письма следует, что, по мнению ОАО "ТЭК", существующее правовое регулирование в сфере купли - продажи электрической энергии определяет данный вид деятельности как конкурентный. Также ОАО "ТЭК" намеривается вести конкурентную борьбу с ОАО "Тюменьэнергосбыт" за каждого потребителя, как на оптовом, так и на розничном рынках. В связи с этим ОАО "ТЭК" считает нецелесообразным с точки зрения экономических интересов компании заключать с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договор купли-продажи на 2006 год.
В качестве других оснований отказа ОАО "ТЭК" указывается следующее:
1) отсутствует публичный характер предложенного к заключению договора, а к отношениям ОАО "ТЭК" и ОАО "Тюменьэнергосбыт" применяются исключительно нормы договора купли-продажи;
2) у ОАО "ТЭК" отсутствует юридическая и фактическая возможность заключения договора с ОАО "Тюменьэнергосбыт" в качестве энергоснабжающей организации из-за отсутствия присоединенной сети;
3) ОАО "Тюменьэнергосбыт" не отвечает критериям понятия "потребитель", закрепленного в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
4) заключение договора является для ОАО "ТЭК" нецелесообразным. ОАО "ТЭК" при осуществлении хозяйственной деятельности свободно при выборе контрагентов и вправе отказать в заключении договора;
5) ОАО "Тюменьэнергосбыт" не выполнены требования ОАО "ТЭК" о предоставлении банковской гарантии одного из 20 ведущих банков России, о принятии ОАО "Тюменьэнергосбыт" на себя обязательств ОАО "Тюменская горэлектросеть" перед ОАО "ТЭК" по оплате электрической энергии, о предоставлении лицензии на право продажи электроэнергии гражданам;
6) положения статьи 5 Закона о конкуренции не применяются к ОАО "ТЭК", так как распространяются только на субъектов, признанных в установленном порядке занимающими доминирующее положение.
Не подписав с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договор энергоснабжения, ОАО "ТЭК" начало осуществлять договорную компанию в средствах массовый информации, утверждая, что является единственной организацией, имеющей право продавать электроэнергию потребителям юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.
ОАО "Тюменьэнергосбыт" просит:
1. Признать действия ОАО "ТЭК", выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора с ОАО "Тюменьэнергосбыт" при наличии возможности поставки соответствующего товара (электроэнергии), навязывании ОАО "Тюменьэнергосбыт" условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора, создании препятствий доступу на рынок ОАО "Тюменьэнергосбыт", нарушающими пункт 1 статьи 5 Закона о конкуренции.
2. Выдать ОАО "ТЭК" предписание о заключении с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) на условиях прилагаемого проекта ОАО "Тюменьэнергосбыт".
ОАО "ТЭК" не согласно с требованиями ОАО "Тюменьэнергосбыт", считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики. В соответствии с разделом I указанного постановления установлено, что реформирование электроэнергетики должно основываться, в том числе, на принципе демонополизации и развития конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг.
В настоящее время, в результате реформирования ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" в форме выделения компаний по видам деятельности в электроэнергетике, изменилось правовое регулирование правоотношений, возникающих между субъектами электроэнергетики, в частности, в сфере купли-продажи электрической энергии, в связи с чем, требования раздела 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подлежат применению с учетом положений пункта 4 статьи 539 ГК РФ, устанавливающего, что к отношениям по договору энергоснабжения правила указанного раздела применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставлять потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
ОАО "ТЭК" считает, что имеет правовые основания при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться существующим принципом свободы договора, в том числе при выборе контрагентов, в частности, во взаимоотношениях с другими независимыми энергосбытовыми компаниями, такими как ОАО "Тюменьэнергосбыт".
Несмотря на приведенную позицию 27.04.2006 ОАО "ТЭК" был заключен договор купли-продажи электрической энергии с ОАО "Тюменьэнергосбыт". Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа ОАО "Тюменьэнергосбыт" от иска к ОАО "ТЭК" о понуждении к заключению договора купли-продажи электрической энергии и прекращения Арбитражным судом ХМАО - Югры производства по делу № А 75-2241/2006.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила в действиях ОАО "ТЭК" нарушение антимонопольного законодательства на основании следующего.
Антимонопольные органы, в соответствии с предоставленными полномочиями, контролируют соблюдение требований статьи 5 Закона о конкуренции, в том числе, необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.


ОАО "Тюменьэнергосбыт" не является субъектом оптового рынка электрической энергии и не имеет возможности приобретать электрическую энергию на оптовом рынке.
Тариф, установленный для ОАО "Тюменьэнергосбыт", позволяет приобретать электрическую энергию только у ОАО "ТЭК" в силу прямого указания на это в решении РЭК по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО от 21.12.2005 № 271 в редакции решения РЭК от 28.12.2005 № 283.
Решением Тюменского УФАС России от 31.03.2006 № 3 ОАО "ТЭК" было признано субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке поставки (сбыта) электрической энергии, приобретенной на оптовом рынке, в географических границах Тюменской области, с долей 100%.
Кроме того, Комиссия расценивает длительное согласование условий договора купли - продажи, как факт, свидетельствующий о необоснованном уклонении от подписания данного договора путем навязывания невыгодных условий договора (условие об определенном способе обеспечения исполнения обязательств), затягивания подписания договора.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции и пунктами 2.25, 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" нарушившим статью 5 Закона о конкуренции в части создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, путем необоснованного уклонения от подписания договора купли-продажи с ОАО "Тюменьэнергосбыт".


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь