Отчет Экспертного совета ФАС России по вопросам связи

22 декабря 2011, 15:07

12 декабря 2011 года состоялось заседание Экспертного совета ФАС России по вопросам связи.


Члены Экспертного совета обсудили вопросы:
1. заменяемости услуг фиксированной и сотовой связи на рынке телефонной связи в российской Федерации, а также меры, необходимые для формирования единого рынка услуг телефонной связи;
2. влияния мер, принимаемых в рамках реализации административной реформы и совершенствования контрольно-надзорных функций, а также оптимизации оказания государственных услуг в сфере связи;
3. о необходимых мерах по реализации принципа «сетевой нейтральности» в Российской Федерации.


Заслушан доклад А.Н. Голомолзина «О конкуренции услуг фиксированной телефонной и подвижной радиотелефонной связи для целей передачи голосовой информации». А.Н. Голомолзин сообщил, что по результатам анализа, проведенного ФАС России, установлена устойчивая возможность замены услуг фиксированной телефонной связи, в отношении которых применяется государственное регулирование и контроль, услугами подвижной радиотелефонной связи в междугородном, внутризоновом сегментах во всех субъектах Российской Федерации. В местном сегменте возможность замены услуг фиксированной телефонной связи, в отношении которых применяется государственное регулирование и контроль, услугами подвижной радиотелефонной связи, существует в большинстве субъектов Российской Федерации.
А.Н. Голомолзин привел данные анализа о средневзвешенных ценах на услуги телефонной связи: международная связь: 12,34 руб/мин - фиксированная и 7,23 руб/мин - сотовая; междугородная: 3,78 руб/мин – фиксированная и 3,00 руб/мин – сотовая; внутризоновая связь: 2,74 руб/мин – фиксированная и 0,70 руб/мин – сотовая; местная связь: 0,94 руб/мин – фиксированная (с учетом постоянной составляющей ежемесячной платы при средней разговариваемости 285 мин/мес) и 0,70 руб/мин – сотовая.
А.Н. Голомолзин уточнил, что даже при несопоставимости набора услуг в безлимитных тарифных планах сотовых и фиксированных операторов (безлимитный тарифный план фиксированного оператора включает только соединения внутри муниципального образования, сотового оператора – включает внутризоновые, междугородные соединения, СМС и доступ к Интернет, часто – с ограничением трафика), сравнение этих тарифных планов свидетельствует о возможной замене услуг: 435 руб/мес. - фиксированная связь и 391 руб/мес. – сотовая в Московской области; 490 руб/мес. - фиксированная связь и 399 руб/мес. – сотовая в Магаданской области; 375 руб/мес. - фиксированная связь и 300 руб/мес. – сотовая (с ограничением по трафику 300 мин/мес в Нижегородской области.
Важное значение имеет при этом состояние конкуренции на рынке сотовой связи.
Также необходимо учитывать социальный аспект – обеспечения услугами телефонной связи пользователей в труднодоступных, малонаселенных местностях.
Экспертному совету предложено рассмотреть предложения, направленные на дальнейшее развитие конкуренции, а также снятие существующих в настоящее время экономически не обоснованных ограничений для развития отрасли:
- изменить концепцию института универсальных услуг связи, введя персонифицированный доступ к услугам голосовой телефонной связи и услугам доступа к сети Интернет, основываясь на принципе технологической нейтральности, что позволит существенно улучшить ситуацию с распространением услуг связи в Российской Федерации и оптимизировать затраты фонда универсальных услуг;
- отказаться от института существенных операторов, основываясь на том, что необходимое государственное регулирование должно возлагаться на хозяйствующих субъектов, обладающих значительной рыночной властью;
- обеспечить недискриминационный порядок функционирования сетей фиксированной и сотовой телефонной связи, в том числе порядок построения сетей связи и пропуска трафика при оказании услуг связи;
- внести изменения в законодательство о естественных монополиях, учитывающие современное состояние рынка услуг связи: изменить определение субъекта естественной монополии, изменить методологию принятия решения о введении, изменении, прекращении регулирования, в том числе тарифного: должен проводиться анализ рынка в порядке, установленном антимонопольным законодательством, учитывающий наличие межвидовой конкуренции.
Члены Экспертного совета согласились с выводами анализа ФАС России и пришли к выводу, что в сложившихся условиях необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования рынка услуг связи с целью недопущения сдерживания экономически обоснованного перехода рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка с введением технологической нейтральности регулирования.
В ходе обсуждения выполнения Плана реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи (далее – План) члены Экспертного совета признали, что все мероприятия, предусмотренные Планом, направлены на решение важных отраслевых проблем, создание условий для развития сетей связи, стимулирование использования новых технологий и конверсию радиочастотного спектра и в этой связи представляются актуальными.
Рабочая группа № 1 при Правительственной комиссии по административной реформе, возглавляемая И.Ю. Артемьевым, по поручению Аппарата Правительства Российской Федерации проводит анализ всех принятых планов мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг в различных сферах экономики с привлечением представителей экспертного и бизнес - сообщества с целью оценки влияния принимаемых решений на снижение административных барьеров для бизнеса.
В связи с изложенным и понимая важность мероприятий, проводимых для снижения административных барьеров, Экспертный совет решил вопросы реализации административной реформы и совершенствования контрольно-надзорных функций, а также оптимизации оказания государственных услуг в сфере связи, считать приоритетным направлением работы Экспертного совета.
Членам Экспертного совета предложено направлять для рассмотрения на Экспертном совете сообщения о существенных административных барьерах, а также предложения по дальнейшему совершенствованию контрольно-надзорных функций в сфере связи.
О результатах деятельности рабочей группы при Экспертном совете по вопросам сетевой нейтральности Экспертному совету представлена итоговая Справка. Отмечено, что в Российской Федерации законодательно установлены требования, обеспечивающие реализацию принципов сетевой нейтральности в части раскрытия информации об условиях получения услуг связи пользователями. Также, антимонопольным законодательством установлены нормы, необходимые для пресечения ограничения сетевой нейтральности.
Вмести с этим, не установлены требования для раскрытия информации о способах управления трафиком, необходимой для потребителей услуг и распространителей законного контента.
Экспертный совет решил продолжить работу, обсудить соответствующие рекомендации на одном из заседаний по применению способов приоритезации трафика.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь