Результаты работы управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ за апрель 2004 - декабрь 2006гг.)

06 августа 2008, 10:56

Внесенные изменения в законодательство РФ (принятые ГД, одобренные СФ, подписанные Президентом и вступившие в силу)
1. В Земельный Кодекс РФ:
1.1. Обязательность с 1 октября 2005г. проведения аукционов при выделении земельных участков под жилищное строительство, включая детально прописанную процедуру проведения аукционов. Таким образом, создана не только основа для равного доступа предпринимателей к предоставляемым земельным участкам, но и появилась возможность применения мер антимонопольного контроля.
1.2. Обязательность проведения аукционов при выделении земельных участков под комплексное жилищное строительство (девелопмент), включая детально прописанную процедуру проведения аукционов (совместно с Институтом экономики города).
2. В Градостроительный кодекс:
2.1. Обязательность предоставления муниципальными образованиями всем заинтересованным лицам не позднее чем за тридцать дней до дня проведения торгов на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение (оферта ресурсоснабжающей организации). При этом инвестор в течение года обязан уведомить ресурсоснабжающую организацию о необходимой ему мощности (акцепт оферты).
Таким образом, инвестор изначально знает, к каким мощностям по коммуникациям, за какой срок и за какую стоимость он сможет подключиться.
2.2. Обязательность и порядок проведения общественных слушаний.
2.3. Обязательность размещения градостроительной информации на официальном сайте органов власти.
2.4. Обязательность проведения аукционов на право заключение договора на развитие территорий (реконструкцию), включая детально прописанную процедуру проведения аукционов (Принятый 18.12.2006г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный закон изменяет больше 30 федеральных нормативных актов).
2.5. Установление автоматического прекращения прав аренды земельного участка, предоставленного для целей жилищного строительства, в случае, если хозяйствующий субъект в течение установленного срока не получил разрешение на строительство (№ 232-ФЗ).
2.6. Повышение арендной платы земельного участка при несоблюдении сроков завершения строительства и государственной сдачи в эксплуатацию объектов жилищного строительства (№ 232-ФЗ).
3. Разработан и проведен закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в частности, введены следующие нормы:
3.1. Обязательность размещения информации в сети "Интернет" и создание в стране объединенного портала, введение обязательной аудиозаписи торгов.
3.2. Установление закрытого перечня условий допуска участников к торгам (ограничение предквалификации).
3.3. Введение системы гарантий обеспечения обязательств и реестра недобросовестных поставщиков.
3.4. Введение аукционной формы размещения заказов.
3.5. Введение процедуры электронных торгов.
3.6. Установление закрытого перечня критериев определения победителя при проведении конкурсов (введение исключительно количественных (сопоставимых) критериев, за исключением критерия "качество").
3.7. Принципиальное изменение процедуры запроса котировок, введена возможность участия в процедуре любых заинтересованных лиц.
3.8. Принципиальное изменение процедуры размещения заказов у единственного поставщика, установлен закрытый перечень таких случаев и исключен субъективизм при принятии решений.
Предполагаемый минимальный экономический эффект ? 5 млрд. долларов ежегодно (консервативная оценка). При переходе на данную систему субъектов естественных монополий - перспектива его существенного увеличения.
4. В новый Лесной кодекс:
4.1. Введение исключительно аукционной процедуры при распределении прав на лесные участки, включая детально прописанную процедуру проведения аукционов.
4.2. Введение современных антимонопольных норм в сфере лесных отношений.
4.3. Установлена возможность введения Правительством РФ по каждому субъекту РФ предельной нормы обладания хозяйствующим субъектом лесными ресурсами.
5. В новый Водный кодекс:
5.1. Установлена принципиально иная система распределения прав на водопользование, предусматривающая разделение видов водопользования на конкурентные, множественные, естественно монопольные и осуществляемые на основе государственного заказа.
5.2. Введение исключительно аукционной процедуры при распределении прав на водные ресурсы в конкурентных видах деятельности (например, использование акватории водного объекта для рекреационных целей).
5.3. Введение современных антимонопольных норм в сфере водных отношений.
6. Полностью разработано и проведено Постановление Правительства от 6 февраля 2006г. N75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом"", в частности, введены следующие нормы:
6.1. Обязательность размещения информации в сети "Интернет" на официальных сайтах.
6.2. Установление закрытого перечня условий допуска участников к торгам (ограничение предквалификации).
6.3. Установление детальной процедуры проведения торгов, включая необходимость обязательной аудиозаписи торгов.
6.4. Введение ограничений лотов для недопущения монополизации в жилищной сфере и для развития малого бизнеса.
6.5. Установление исключительно количественных критериев определения победителя, позволяющих объективно определить участника, предлагающего оказать наибольший объем работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения за плату, установленную организатором конкурса.
Принятый порядок проведения торгов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом позволит обеспечить равный доступ на рынок оказания услуг по управлению многоквартирным домом для всех заинтересованных хозяйствующих субъектов, что приведет к развитию конкуренции и демонополизации ЖКХ.
Постановление вступило в силу с 1 января 2007 года. Практически, оно означает начало в стране реальной реформы в жилищной сфере.
7. Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83
"Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
Детализирует проведенные нормы в Земельный кодекс, Градостроительный кодекс и в законодательство в сфере ЖКХ (п.п.1, 2, 9 Отчета).
8. Разработан и проведен Приказ Министерства сельского хозяйства №193 от 30 июня 2006г. "О конкурсах на право заключения договоров пользования рыбопромысловым участком для добычи(вылова) тихоокеанских лососей при осуществлении прибрежного рыболовства", в частности, введены следующие нормы:
8.1. Обязательность размещения информации в сети "Интернет" на официальных сайтах.
8.2. Установление закрытого перечня условий допуска участников к торгам (ограничение предквалификации).
8.3. Установление детальной процедуры проведения торгов, включая необходимость обязательной аудиозаписи торгов.
8.4. В целях недопущения монополизации установлена предельная норма обладания хозяйствующим субъектом прав на рыбопромысловые участки.
8.5. Установление исключительно количественных критериев определения победителя, позволяющих объективно определить участника по совокупности двух факторов: имеющего наилучшие показатели деятельности за предыдущие периоды и предложившего наилучшие условия.
Принятый порядок проведения торгов по распределению рыбопромысловых участков позволит обеспечить равный доступ предпринимателей к биоресурсам с учетом исторического принципа работы в данной сфере и приведет к развитию конкуренции, экономического и социального положения прибрежных поселков, а так же к притоку инвестиций в обрабатывающую промышленность рыбной отрасли.
9. Полноценное участие в разработке закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Закон создает финансово-экономическую основу для развития ЖКХ в муниципальных образованиях, наделяя муниципалитеты правом самостоятельно устанавливать тарифы на водоснабжение и водоотведение, утилизацию бытовых отходов, тарифы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также инвестиционные надбавки для развития коммунального комплекса.
10. Полноценное участие в разработке закона "Об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКХ" и существенная корректировка закона "О концессионных соглашениях", в частности, введены следующие нормы:
10.1. Обязательность размещения информации в сети "Интернет" на официальных сайтах.
10.2. Установление детальной процедуры проведения торгов.
10.3. Установление исключительно количественных критериев определения победителя, позволяющих объективно определить участника, предлагающего наилучшие условия.
11. Корректировка законопроекта "О жилищных накопительных кооперативах": введение правовых основ для развития ЖНК и защиты рядовых членов кооператива от возможных финансовых махинаций или неудачных коммерческих решений руководства кооператива (заочное голосование, субсидиарная ответственность и т.д.).
12. Корректировка законопроекта "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" с целью исключения возможности принятия субъективных решений при предоставлении для жилья для военнослужащих.
13. Разработано и проведено Постановление Правительства о правилах проведения аукциона на заключение договора водопользования.
14. Совместно с МЭРТ России разработаны и приняты ФАС России следующие нормативные правовые акты Правительства в развитие закона "О размещении заказов…":
14.1. Приказ Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124, устанавливающий порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
14.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2006
№ 631, утверждающее положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов.
Иная сделанная Управлением работа по изменению законодательной базы:
1. Корректировка законодательства по биоресурсам - более 30 нормативных правовых актов (ФЗ"О государственном регулировании оборота продукции из осетровых видов рыб", проект Постановления РФ "Об утверждении Положения об организации промысла тихоокеанских лососей", "О порядке проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства" и т.д.) .
2. В сфере ЖКХ:
2.1. Разработана Программа по реформированию ЖКХ и подготавливается пакет законопроектов и Постановлений Правительства по ее реализации (в т.ч. капремонт, двухставочный тариф для населения, введение обязанности субъектов естественных монополий осуществлять расходование средств при проведении закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых является составляющей регулируемого тарифа, по процедурам, установленным 94-ФЗ "О размещении заказов…", введение водоснабжения и водоотведения в ЕМ, и т.д.). Практически все предложения ФАС России, за исключением софинансирования государством капремонта, вошли в утвержденную Правительством РФ программу "Комплекс мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2006-2009 годы".
2.2. Учтены разработанные предложения ФАС России по проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об обязательных правилах при заключении и исполнении публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры".
2.3. Учтены разработанные предложения ФАС России по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О порядке определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций".
В настоящее время ведется (частично сделана) работа над следующими направлениями законодательного регулирования:
1. Подготавливаются поправки по введению в законопроект "О защите конкуренции" норм об обязательности торгов при распределении органами власти имущества и имущественных прав и обязательность осуществления расходов субъектами естественных монополий в соответствии с законом о госзаказе.
2. Разработаны поправки в Земельный кодекс РФ об обязательности аукционов при распределении земельных участков под коммерческую застройку.
3. Подготовлены поправки по внесению изменений в закон "О концессионных соглашениях" в части исключения предварительной квалификации и введения механизма обеспечения обязательств.
4. Участие в разработке законопроекта "О теплоснабжении".
5. Разработка пакета поправок по выходу государства и муниципальных образований из конкурентных сфер экономики.
6. Разработка нормативных правовых актов Правительства в развитие закона "О размещении заказов…", определяющих товары, работы, услуги, размещение заказов на которые может происходить исключительно на аукционах; порядок определения победителя на конкурсах, а также порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
7. Работа по подготовке нормативных правовых актов Правительства по реализации Киотского протокола.
Работа Управления в сфере антимонопольного контроля и надзора:
1. Организована работа по контролю в сфере размещения государственного и муниципального заказа, в т.ч. по итогам 2006 г. в целом по ФАС России было рассмотрено более 2800 жалоб (80% признано обоснованными) и проведено более 3000 проверок.
2. Подготовлены и направлены в ТУ ФАС России методические рекомендации в сфере ЖКХ (по включению в реестр, по разграничению реестров, о необходимых мерах в сфере ЖКХ для муниципальных образований), а также практические дела по распределению земельных ресурсов и ЖКХ.
3. Проведены антимонопольные расследования в сфере ЖКХ и природных ресурсов, выиграны соответствующие судебные процессы (более 10, наиболее значимые - МНК, Мосэнерго), незаконно полученные доходы в виде штрафных санкций перечислены в федеральный бюджет.
4. В сфере строительства и распределения земельных участков проведены следующие проверки:
- рынка реализации вновь возводимого жилья в Москве и Санкт-Петербурге на предмет наличия ценового сговора;
- рынка землеустроительных работ на предмет соответствия действий и актов органов власти антимонопольному законодательству;
- предоставления земельных участков (осуществляется на постоянной основе -ежеквартально).
Разработана Программа по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации.

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь