Основные задачи Федеральной антимонопольной службы в сфере реформирования электроэнергетики (март 2005 г.)

10 марта 2005, 12:24

Целями проводимой в настоящее время реформы электроэнергетики Российской Федерации являются:
- обеспечение привлечения инвестиций
- повышение надежности энергосистемы
- повышения эффективности энергетики
Предполагается, что цели будут достигнуты посредством установления конкурентных отношений в отрасли. Процесс реструктуризации и изменения роли в энергосистеме, коснется практически каждого энергетического предприятия. Будут приняты новые правила и регламенты работы, порядок ценообразования и пр.
Законодательством об электроэнергетике отводится значительная роль федеральному антимонопольному органу в процессе реформирования и дальнейшего функционирования электроэнергетики. ФАС России принимает активное участие в процессах, связанных с реформированием электроэнергетики.
В декабре 2004 года были утверждены правила недискриминационного доступа к услугам инфраструктурных организаций и правила технологического присоединения.
Правительством Российской Федерации антимонопольная служба определена ответственным органом в 2006 году за разработку 3 проектов нормативных актов, в частности, - о порядке антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынках электроэнергии и о порядке определения сфер, в которых ограничена или отсутствует конкуренция. Два указанных документа уже разработаны и находятся на согласовании в министерствах и ведомствах. Также ФАС России участвует в качестве соисполнителя в подготовке всех нормативно-правовых актов, разрабатываемых министерствами и ведомствами в рамках реформирования электроэнергетики. ФАС России также принимает участие в работе Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики, которая координирует работу различных органов власти в целях сохранения единства стратегии реформирования.
В 2006 году планируется разработка и принятие ряда документов, имеющие системообразующее значение для развития рынков электроэнергии. К таким документам следует отнести правила розничного рынка электрической энергии, новые правила оптового рынка, вводящие новые сегменты рынка - балансирующий рынок, рынок мощности и рынок резервов, федеральный закон "О теплоснабжении", который должен иметь немаловажное значение как для дальнейшего развития электроэнергетики и рынка тепла. Также будет Правительством Российской Федерации будет принят ряд важнейших решений: создание сектора свободной торговли в Сибири, решение проблемы перекрестного субсидирования, реформирование ФОРЭМ - перевод всех его участников на рынок регулируемых долгосрочных договоров.
Продолжается создание новых субъектов рынка - из федеральных станций и крупных станций АО-энерго создаются оптовые генерирующие компании (ТГК), остальные станции АО-энерго входят в территориальные генерирующие компании (ТГК). Продолжается реструктуризация РАО ЕЭС России и его дочерних компаний, в том числе АО-энерго. Наполняются активами сетевые компании - Федеральная сетевая компания (ФСК) - магистральными сетями, распределительные сетевые компании (РСК) - распредсетями. На местном уровне в течение 2006 года должны реорганизоваться основная часть муниципальных энергоснабжающих организаций.
ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Первоначально существенные изменения будут введены на оптовом рынке. Именно он послужит основой для всей энергосистемы. Это нормально - так происходит при реформировании энергетики во всех странах. Именно на этом рынке будет формироваться цена, задаваться стандарты и правила поведения.
Оптовый рынок электроэнергии делится на 4 основных части (сегмента): рынок долгосрочных договоров, рынок на сутки вперед - спот-рынок, балансирующий рынок, рынок финансовых контрактов. Также со временем будут введены рынок резервов, мощности.
1. Рынок долгосрочных договоров. Этот рынок будет составлять основу рынка целевой модели. На нем будут "расторговываться" большая часть производимой электроэнергии. Суть рынка заключается в том, что производитель и потребитель договариваются напрямую об объемах, цене, сроках и прочих условиях поставки электроэнергии. При этом цена договора будет так или иначе ориентирована на цену спот рынка. Такие договоры выгодны крупным потребителям и электростанциям с ровным графиком нагрузки - производства соответственно.
Рынок долгосрочных договоров будет эволюционировать из рынка регулируемых долгосрочных договоров, который, с 2007 году заменит нынешний ФОРЭМ. Предполагается, что к 2006 году за каждым потребителем электроэнергии - участником ФОРЭМ будет закреплен набор электростанций, таким образом, чтобы он получал требующийся объем электроэнергии по цене, близкой к тарифу ФОРЭМ. Цена по такому набору договоров будет зафиксирована на несколько лет и индексироваться на уровень инфляции. Таким образом, значительные объемы производимой электроэнергии в стране будут законтрактованы на 3-5 лет. Это обеспечит плавный переход энергосистемы к рынку. На время переходного периода отклонения от зафиксированных объемов участники смогут приобретать/продавать на только спотовом рынке по рыночным ценам. По прошествии переходного периода участники будут вынуждены самостоятельно подбирать себе сторону для заключения договоров или приобретать электроэнергию на спотововм рынке.
2. Спотовый рынок. На этом рынке будут проходить торги на поставку электроэнергии на сутки вперед. Здесь будет формироваться цена электроэнергии в зависимости от ограничений по перетокам, сетевых потерь и других параметров.
Спотовый рынок существует уже больше года в виде сектора свободной торговли оптового рынка электроэнергии (ССТ) или т.н. "рынка 5-15". В ССТ закладываются формируются правила, регламенты, нарабатывается опыт участия потребителей и покупателей. В соответствии с правилами ССТ, цена электроэнергии формируется в каждом узле (точке поставки) соответственно поставщика или потребителя. Цены определяются по результатам торгов, ежедневно проводимых администратором торговой системы (АТС). Покупатели и продавцы подают заявки с указанием объема и цены электроэнергии, которые они готовы купить или продать в каждый час следующих суток. Точка пересечения ценовых заявок потребителей и производителей - и есть цена электроэнергии на данный час в данном узле. Не всегда участники-произиводители электроэнергии могут подавать заявки с указанием цены - так ограничивается их возможность влиять на цену. Ценопринимающие станции подают заявки только с указанием объема, цена на который будет определена в результате торгов. В соответствии с правилами не могут подавать ценовые заявки каждая ГЭС на весь объем вырабатываемой ей электроэнергии, а также станции, работающие в вынужденном режиме - ТЭС на объем электроэнергии, вырабатываемой в комбинированном с производством тепла режиме, АЭС - также на объем электроэнергии, вырабатываемый во время технологического минимума работы АЭС. Торги проводятся по принципу маржинального ценообразования - цену определяет максимальное ценовое предложение последней электростанции, объемы которой востребованы рынком. Цена в узле потребителя будет зависеть, прежде всего, от ценовых предложений электростанций, сетевых потерь, ограничений по перетокам электроэнергии.
Спотовый рынок - предмет постоянного контроля со стороны антимонопольного органа. Именно на этом сегменте будет формироваться базовая рыночная цена электроэнергии. Цена спотового рынка будет ориентиром для остальных сегментов, прежде всего сегмента долгосрочных договоров и рынка финансовых контрактов.
3. Балансирующий рынок. Это рынок "он-лайн", на котором торгуются заявки на текущее производство или потребление за час вперед. На торги здесь будут выставляться объемы отклонений фактического производства/потребления от запланированного по результатам торгов на спотовом рынке. На балансирующем рынке будут торговаться объемы электроэнергии, которые необходимы для рынка, но не были приобретены за день до этого на споте или не законтрактованы в долгосрочных договорах. Как правило, эти объемы являются результатом неточного прогнозирования своего производства/потребления субъектами рынка при продаже/покупке энергии на спотовом рынке. Этот рынок - предмет особого контроля со стороны антимонопольного органа. Здесь, также как и на спотовом рынке, определяется цена электроэнергии - но уже не на сутки вперед, а на текущий день, за час до фактического производства или потребления. Поэтому на балансирующем рынке возможны злоупотребления со стороны производителей электроэнергии исключительным положением, основная цель которого - манипуляция ценой.
4. Рынок финансовых инструментов. На рынке будут торговаться стандартные финансовые контракты на поставку электроэнергии в отсутствие привязки к пропускной способности сети и другим физическим ограничениям. Основная цель данного сегмента - создать инструмент для хеджирования (страхования) рисков изменения цен на спотовом и балансирующих рынках.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Особенность рынка электроэнергии с точки зрения антимонопольного контроля заключается в том, что производитель, занимая незначительно малую долю рынка, может оказывать определяющее влияние на условия обращения товара, например, его цену.
Это связано со спецификой товара - электроэнергии и условиями его обращения. Во-первых, процесс производства и потребления совпадает по объему и по времени - сколько электроэнергии произведено в данную секунду, столько же и должно быть потреблено, причем все это происходит одновременно. Спрос в любой момент времени должен быть равен предложению - физический дисбаланс в сфере производства/потребления означает аварии электроустановок. Во-вторых, связь продавца и покупателя электроэнергии обусловлена топологией электросети и всеми связанными с процессом передачи электроэнергии физическими ограничениями: потерями, ограничениями пропускной способности сети и пр. В-третьих, процесс купли-продажи электроэнергии далеко не всегда (более того - почти никогда) не совпадает с физическим процессом движения электроэнергии.
Из-за указанной специфики становится актуальной невероятная для других рынков особенность - электростанция, занимая, например, 1% рынка, может оказывать влияние на цену электроэнергии. Это возможно, в случае, если резерв производства электроэнергии меньше обозначенного 1% - то есть ни одна электростанция не в состоянии произвести или передать (из-за сетевых ограничений) равное или большее 1% всего объема рынка количество электроэнергии. Таким образом, без выработки данного 1% электроэнергии, не будет достигнут необходимый баланс спроса и предложения. В этом примере любой производитель, располагающий объемом производимой энергии равным или большим 1% рынка занимает исключительное положение и может влиять на цену.
Верно и обратное утверждение - производитель, имея значительную долю рынка, например, 40% может вообще не оказывать никакого влияния на рынок. Здесь же следует отметить, что рынок электроэнергии - высококонцетрированный. В целевой модели рынка в рамках одной зоны свободного перетока будут действовать, как правило, до 5-6 игроков. Это связано со сложившимся месторасположением генерации (электростанций) и потребителей.
В связи со сказанным, роль антимонопольного органа в целях обеспечения нормального функционирования рынка электроэнергии трудно переоценить. Во многом от правил и практики антимонопольного контроля зависит развитие рыночных отношений в отрасли.
Задача антимонопольного контроля - прежде всего не допустить манипулирования ценами, не "заглушая" при этом ценовые сигналы рынка. Регулирование не должно искажать реальные рыночные цены - узловые цены в зоне свободного перетока будут выше, чем выше себестоимость производства электроэнергии продавцов и чем больше сетевых ограничений на поставку более дешевой электроэнергии от более эффективных производителей. Такая ситуация должна дать сигнал инвестору о целесообразности постройки новой, более экономичной станции в указанной зоне свободного перетока, чтобы вытеснить дорогие станции. Также дисбаланс цен между зонами свободного перетока может дать сигнал сетевой компании о строительстве новой линии электропередач.
ПОРЯДОК АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Учитывая специфику рынка электроэнергии необходим особый подход к его антимонопольному регулированию. В разработанных ФАС России проектах правил антимонопольного контроля предусмотрена следующая процедура контроля во время торгов электроэнергией .
Заранее, до торгов, на основе информации, предоставленной сетевой компанией и центральным диспетчерским управлением формируется базовый сценарий (прогноз объема производства потребления и возможности перетоков электроэнергии). На основе него выделяются зоны свободного перетока электроэнергии, которые будут являться своеобразными границами рынка. Для каждой зоны будут определены электростанции, которые могут занять исключительное положение при актуализации сценария.
Такие станции заранее уведомляются о возможности занять исключительное положение и предостерегаются от манипулирования ценами. Каждой такой станции ежегодно устанавливается предельный ценовой уровень заявки, выше которой она может подавать цены, когда занимает исключительное положение.
Во время торгов АТС просматривает заявки станций, занимающих исключительное положение. Если заявка одной из таких станций выше установленного для нее предельного ценового уровня, такая заявка автоматически "срезается" до этого уровня. Только после такой процедуры торги будут считаться состоявшимися. Если после торгов обнаружится аномально высокий рост цены в каком-либо из узлов энергосистемы, это будет поводом для антимонопольного расследования. Причиной этому может быть неточное прогнозирование исключительного положения или согласованные действия нескольких станций.
Здесь же следует отметить еще одну проблему - отсутствие эффективных способов ограничения экономической концентрации на оптовом рынке электроэнергии. Несмотря на возможность ограничить злоупотребления исключительным положением, ФАС не может эффективно влиять на уровень рыночной концентрации генерирующих компаний. Законом "Об электроэнергетике" предусмотрена возможность принудительного разделения компании, которая распоряжается 35% и более генерации в рамках ценовой зоны оптового рынка. При существующей модели рынка (ценовая зона Европа+Урал, а в ближайшем будущем - ценовая зона Сибири) данная норма не работает - ни одна из генерирующих компаний не приблизится к этому барьеру. Необходимо заменить эту норму на работающий инструмент: например, при устойчивой доли рынка более 35% в границах зоны свободного перетока электроэнергии.
Таким образом, задача ФАС России состоит в том, чтобы не допустить завышения цен в условиях рыночного ценообразования за счет:
- злоупотребления исключительным положением - надо ограничить возможность злоупотребления исключительным положением превентивно;
- текущих манипуляций на спотовом рынке - необходимо разработать эффективные инструменты предварительного, текущего и последующего контроля;
- аффилированности генерирующих мощностей, вместе способных воздействовать на цену - не допустить продажу электростанций оффшорам, обеспечить абсолютную прозрачность структуры собственности в электроэнергетике;
- соглашений и согласованных действий генерирующих компаний - разработать методику выявления соглашений на рынках электроэнергии;
- ограничения поставок топлива - ФАС необходимо обеспечить прозрачное и равное ценообразование для электростанций производителями топлива, ограничить возможность приобретения поставщиками топлива генерации.
СТРУКТУРА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В соответствии с законодательством об электроэнергетике, все компании, совмещающие естестенно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности должны их разделить. К потенциально конкурентным видам деятельности относятся производство и купля-продажа электроэнергии, к естественно монопольным - оказание услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению. В соответствии с данной нормой, направленной на развитие конкуренции, все компании, совмещающие указанные виды деятельности, должны их разделить. Этот тезис и заложен в основу структуры рынка электроэнергии. В результате на рынке будет функционировать 3 типа участников: производители электроэнергии, которые делятся, в свою очередь, на ОГК и ТГК, потребители электроэнергии и инфраструктурные организации.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Основным игроком- производителем электроэнергии на оптовом рынке будут оптовые генерирующие компании, сформированные из крупнейших электростанций. В настоящее время основная часть электростанций находится под контролем холдинга РАО "ЕЭС России", 52% акций которого принадлежит государству. Станции холдинга РАО ЕЭС России" производят более 70% вырабатываемой электроэнергии в стране. Еще около 10% электроэнергии производит концерн ФГУП "Росэнергоатом", полностью контролируемый государством. Остальной объем электроэнергии вырабатывается независимыми производителями - прежде всего "Башкирэнерго", "Татэнерго", которые находятся под контролем соответствующих региональных органов власти, и "Иркутскэнерго", "Новосибирскэнерго", контролируемые частными компаниями.
Реструктуризация отрасли направлена, в том числе на ее деконцентрацию, - на базе холдинга РАО "ЕЭС России" будет создана 21 генерирующая компания (7 ОГК и 14 ТГК).
ОГК создаются в соответствии с распоряжением Правительства. При формировании ОГК учитывались 2 противоречивых условия. Компании должны быть достаточно крупными, чтобы они были финансово устойчивыми и инвестиционно привлекательными. С другой стороны, ОГК не должны обладать монопольной властью. Дополнительным условием при компоновке ОГК на базе тепловых станций выступил принцип равных стартовых условий.
1. Тепловые ОГК. В результате сформированы 6 тепловых ОГК. В эти ОГК вошли крупнейшие ГРЭС, топливом для которых является уголь, газ и мазут (ГРЭС). . Компоновка тепловых ОГК строилась на следующих основаниях: экстерриториальность - в ОГК включались станции, расположенные друг от друга на значительном расстоянии, таким образом, чтобы станции одной ОГК не могли совместно влиять на цены на электроэнергию в зоне свободного перетока, и дифференциация по видам топлива - в каждой ОГК есть станции, работающие как на угле, так и на газе.
Критерием включения станций в ОГК являлась относительно большая установленная мощность и незначительный объем выработки тепловой энергии. Станции не должны слишком зависеть от производства тепла, иначе она не сможет быть "игроком" на рынке электроэнергии.
ОГК на базе ГРЭС и крупнейших ТЭЦ будут приватизированы и станут основными игроками на оптовом рынке электроэнергии: именно под воздействием подаваемых ими заявок будут формироваться цены на рынке электроэнергии. Хотя сами по отдельности тепло ОГК будут занимать не большую долю рынка , их станции будут значимым фактором в зонах свободного перетока при формировании цены. Практически каждая из станций ОГК при определенных обстоятельствах сможет занять исключительное положение и повлиять на цены. Поэтому поведение станций, входящих в тепловые ОГК, будет находится под особым контролем со стороны антимонопольного органа.
2. Гидро-ОГК. Все крупные гидростанции , входящие в холдинг РАО "ЕЭС России", включены в одну гидро-ОГК. Эта компания будет находиться под контролем государства. Гидро-ОГК будет одной из крупнейших по размерам установленной мощности генерирующей компанией на оптовом рынке - более 21 600 МВт.
ФАС провел дополнительный анализ потенциальной монопольной власти гидро ОГК, который показал, что у такой компании не будет возможности оказывать серьезное влияние на ценообразование на оптовом рынке. Главное ограничение влияния на рынок - невозможность ГЭС подавать ценовые заявки, что означает продажу вырабатываемой электроэнергии гидростанциями по сложившейся на рынке цене. Также следует отметить, что в соответствии с правилами рынка, гидростанции не смогут самостоятельно регулировать объем поставляемой на рынок электроэнергии, а будут выполнять требования системного оператора (СО-ЦДУ) в этой части. Указанные обстоятельства практически исключают влияние ГЭС на рынок.
3. Атомные станции. Еще одним крупнейшим по размеру установленной мощности (22 242 МВт), игроком на рынке электроэнергии будет концерн "Росэнергоатом", в который входят все 10 крупнейших атомных станций страны. Концерн также будет находиться под прямым контролем государства.
АЭС характеризуются тем, что значительный объем электроэнергии вырабатывается ими в вынужденном режиме. Это означает, что на этот объем атомные станции не смогут подавать ценовые заявки, то есть их воздействие на формирование цены будет ограничено. Тем не менее, влияние на рынок этой компании ФАС России предстоит дополнительно оценить, в результате чего возможно введение дополнительных ограничений по ее деятельность в рынке.
4. ТГК будут важными игроками на рынке, однако их возможности по игре на рынке будут ограничены вынужденным режимом - работой в теплофикационном режиме, вырабатывая одновременно тепловую и электрическую энергию. В ТГК включены станции, ТЭЦ, по территориальному принципу, которые привязаны к месту значительными объемами поставки тепловой энергии, что существенно ограничивает свободу их поведения на рынке электроэнергии.
ЗАДАЧИ ФАС РОССИИ
Таким образом, в каждой зоне свободного перетока электроэнергии (см. раздел "Антимонопольный контроль"), состоящей из нескольких регионов РФ, будут конкурировать станции до 8 ОГК (6 ОГК на базе ГРЭС, Гидро-ОГК и Концерн "Росэнергоатом") и ТГК - всего до 9 игроков. Основными участниками оптового рынка, которые будут иметь возможность влиять на цену электроэнергии, не смотря на относительно не большую установленную мощность, будут тепловые ОГК. Поведение этих ОГК требует наибольшего внимания со стороны антимонопольного органа.
А) Необходимо зафиксировать на переходный период (3-5 лет) конфигурацию ОГК-ТГК, за исключением процессов разукрупнения компаний. Нерешенными остаются вопросы о включении станций Башкортостана и Татарстана в генерирующие компании, а также крупных станций "Кузбассэнерго" в состав ОГК.
Б) Не допустить аффилированности собственников, контролирующих ТГК или ОГК, которые, действуя вместе, смогут влиять на цену.
В) Ограничить возможности вертикальной интеграции по топливу в в виде образования топливно-генерирующих компаний. Очевидна тенденция поставщиков топлива - "Газпрома" и "СУЭК" выстроить компании такого рода. Потенциально это может привести к ограничению конкуренции на рынке электроэнергии и топлива. Вертикально интегрированные электроэнергетические компании будут стремиться использовать свое доминирующее положение на топливном рынке для оказания давления на своих конкурентов. Необходимо принять решение о возможности создания и условиях функционирования таких компаний. При этом необходимо обеспечить равный (по ценам, объемам и условиям) доступ к топливу, производимому такими компаниями и не допустить монополизации ими рынка электроэнергии.
ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
На оптовом рынке электроэнергии будут функционировать 2 основных вида потребителей.
1. Энергосбытовые компании, обеспечивающие одного или несколько крупных потребителей энергии. Каждая точка поставки электроэнергии такого потребителя должна соответствовать правилам оптового рынка (объем потребления 4 МВт, оборудована приборами учета и др.). К данному виду потребителей относятся крупные потребители, которые самостоятельно, без посредничества энергосбытовых компаний, вышли на оптовый рынок.
2. Гарантирующие поставщики или энергосбытовые компании, точки поставки которых расположены по периметру территории - то есть компании, снабжающие энергией потребителей, точки поставки которых не соответствуют правилам оптового рынка. В настоящее время пример таких компаний - АО-энерго. Подробнее об этой категории участников оптового рынка - см. раздел "Розничные рынки".
ИНФРАСТРУКТУРА
Инфраструктуру электроэнергетики можно разделить на технологическую и рыночную. К технологической инфраструктуре относят естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике - услуги по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление, к рыночной инфраструктуре - деятельность по организации торгов электроэнергией. Технологическую инфраструктуру обеспечивают сетевые компании и субъекты ОДУ соответственно, рыночную - НП "Администратор торговой системы" (НП АТС).
Магистральные сети. Магистральные сети являются основой всей энергосистемы страны - обеспечивают надежность функционирования энергосистемы и являются важнейшим элементом системы электроэнергетической безопасности страны.
В соответствии с законодательством об электроэнергетике активы магистральных сетей (принадлежащие РАО ЕЭС, АО-энерго) консолидируются в созданной Федеральной сетевой компании (ФСК). Все магистральные сети будут переданы под контроль государства за счет увеличения доли государства в ФСК. При этом пока неясно, за счет каких источников это произойдет. Возможные варианты - за счет продажи генерирующих активов (электростанций) или федерального бюджета.
Увеличение доли государства необходимо, в том числе для скорейшего отделения управления магистральными сетями от РАО ЕЭС. Инфраструктура (сети, диспетчирование) должны быть отделены от производителей электроэнергии на всех уровнях.
Вообще, развитие конкуренции в электроэнергетике в России во многом зависит от развития сетей. Генерация в настоящее время избыточна и при нынешнем уровне потребления ее достаточно для развития конкуренции, однако отсутствие богатой топологии сети ее ограничивает.
Задача ФАС. Необходимо заложить достаточные стимулы для сетевых компаний, прежде всего ФСК, для развития сетей. Механизм выбора объектов нового строительства сетей должен быть максимально прозрачен. Особое внимание следует обращать на возможный сговор сети с генераторами, занимающими исключительное положение в какой-либо зоне, которые не заинтересованы "расшивать" узкие места сети.
Системный оператор - Центральное диспетчерское управление (СО-ЦДУ) Система оперативно-диспетческого управления, возглавляемая СО-ЦДУ управляет технологическими режимами объектов энергетики и обеспечивает надежное функционирование всей энергосистемы. С точки зрения рынка субъекты ОДУ определяют очередность, приоритеты загрузки станций по технологическим основаниям. Это оказывает прямое влияние на результаты торгов на оптовом рынке электроэнергии (СО ЦДУ задает базовые условия для начала торгов).
СО-ЦДУ выделен из РАО ЕЭС России, а входящие в холдинг региональные диспетчерские управления - из АО-энерго. При этом система диспетчерского управления входит в группу лиц РАО ЕЭС России. К СО-ЦДУ присоединяются региональные диспетчерские управления, имущество которых выделяется из АО-энерго.
В целях развития рынка электроэнергии необходимо юридическое отделение системы диспетчерского управления от производителей и покупателей электроэнергии. Законодательством предусмотрено увеличение доли государства в СО-ЦДУ. Прямой контроль со стороны государства обеспечит реальную независимость СО-ЦДУ, что позволит избежать конфликта интересов: инфраструктурная организация CO-ЦДУ против РАО в роли генератора и потребителя.
СО-ЦДУ обладает значительными полномочиями по принятию важнейших для рынка решений, при недостаточной прозрачности для ФАС России и участников рынка. Учитывая степень важности для рынка принимаемых СО-ЦДУ решений, существует вероятность соглашений с участниками рынка. Уже сейчас участники рынка озабочены закрытостью СО ЦДУ.
Задача ФАС России: в целях недопущения соглашений и согласованных действий СО-ЦДУ с участниками рынка следует разработать систему контроля принятия решений диспетчерами и повысить прозрачность работы субъектов ОДУ.
Администратор торговой системы - оптовая биржа электроэнергии, организатор торгов и расчетов. Через АТС будут проходить все торги на спотовом и балансирующем рынках, АТС будет регистрировать долгосрочные договоры. Это важнейшая структурная единица рынка. Именно биржа будет обладать оперативными инструментами противодействия злоупотреблений на рынке. Все действия по предотвращению и пресечению злоупотреблений будут осуществляться антимонопольным органом совместно с АТС.
Задача ФАС России. Необходимо наладить информационный обмен ФАС-АТС и разделить функции по процедурам текущего контроля за рынком, а также провести независимый анализ модели и программного обеспечения торгов. Основы взаимодействия будут заложены в постановлении о Порядке антимонопольного контроля на оптовом рынке электроэнергии и соглашениях между ФАС России и НП АТС.
РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ
Во 2 квартале 2005 года будут утверждены Правила розничных рынков электроэнергии переходного периода, в которых будет заложена стратегия развития этого сегмента рынка. ФАС России принимает активное участие в разработке правил, и уже сейчас в процессе разработки правил розничного рынка вырисовываются его основные черты.
СБЫТОВЫЕ КОМПАНИИ
В правилах розничного рынка переходного периода, допускается существование трех видов продавцов на розничном рынке - гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, а также перепродавцов электроэнергии.
Гарантирующие поставщики. На переходный период гарантирующими поставщиками станут нынешние АО-энерго или выделенные из них в процессе реорганизации сбытовые компании. Также при соблюдении определенных условий, гарантирующими поставщиками смогут стать нынешние энероснабжающие организации - ОПП (подробнее об этом см. ниже). Гарантирующие поставщики будут покупать энергию на оптовом рынке, и поставлять ее конечным потребителям, либо перепродавцам - "малым" гарантирующим поставщикам. Гарантирующий поставщик на переходный период будет единственным субъектом рынка, который сможет покупать электроэнергию на оптовом рынке для потребителей по контура территории обслуживания. Потребители, за исключением крупных, которые могут соответствовать требованиям оптового рынка, не смогут выбрать поставщика электроэнергии. В этом заключается преимущественное положение гарантирующего поставщика, т.е. такая компания будет монополистом на рынке.
Оптовые потребители перепродавцы (ОПП). В правилах розничного рынка будет предусмотрено, что практически все ОПП, соответствующие установленным в правилах требованиям , смогут получить статус гарантирующего поставщика. В случае предоставления ОПП статуса гарантирующего поставщика, она должна разделить виды деятельности в соответствии с законом до 1 апреля 2006 года и до этого срока стать участником оптового рынка, оборудовав границы своей территории обслуживания почасовыми приборами учета. При этом до выхода гарантирующего поставщика - ОПП на оптовый рынок "большой" гарантирующий поставщик - АО-энерго будет так же как и сейчас поставлять электроэнергию таким организациям.
После выхода на оптовый рынок бывшие ОПП станут полноценными гарантирующими поставщиками, не зависящими от покупки электроэнергии на розничном рынке. ОПП, которые не смогут выйти на оптовый рынок в установленный срок, лишаются статуса гарантирующего поставщика. Без данного статуса такие организации обречены на вымирание - цена электроэнергии перепродавца будет по определению выше цены гарантирующего поставщика.
Энергосбытовые компании, как и сейчас, во время переходного периода смогут поставлять электроэнергию по точкам поставки потребителя, оборудованные в соответствии с правилами оптового рынка. Такие компании на розничном рынке смогут конкурировать за крупных потребителей, "уводя" их на оптовый рынок. Вместе с этим видом энергосбытовых компаний, появится новый вид энергосбытовых компаний, которые, также как и гарантирующие поставщики, смогут обслуживать потребителей, не соответствующих правилам оптового рынка - т.е. по территории, а не точкам поставки потребителей. По мере становления розничного рынка у потребителей появится право выбора обслуживающей организации. Потребитель, обслуживаемый гарантирующим поставщиком, сможет "уйти" к энергосбытовой компании (если установит почасовой прибор учета электроэнергии). Также, если потребитель обслуживается энергосбытовой компанией по периметру территории, он имеет установленное законом право перейти на обслуживаение к гарантирующему поставщику (в этом случае энергосбытовая компания должна будет обеспечить такого потребителя почасовым прибором учета).
Задача ФАС России на переходный период - создать условия для конкуренции за рынок сбыта. Необходимо не допустить на время переходного периода необоснованного поглощения или "перехвата" рынка сбыта у ОПП со стороны "большого" гарантирующего поставщика - АО-энерго. Надо сохранить на переходный период перепродавцов, чтобы у них была возможность стать полноценными гарантирующими поставщиками - участниками оптового рынка. В результате будет обеспечена конкуренция за рынок сбыта - потребители получат возможность сравнивать эффективность работы гарантирующих поставщиков (своего и обслуживающего соседнюю территорию) и впоследствии опосредованно влиять на выбор гарантирующего поставщика по конкурсу. Специальных подходов к антимонопольному контролю на розничном рынке (в отличие от оптового рынка) не предполагается.
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ РОЗНИЧНОГО РЫНКА
Целевая модель розничного рынка должна быть основана на конкуренции энергоснабжающих организаций. ГП должен стать скорее функцией, а не ключевым игроком розничного рынка, сохраняя роль "подстраховщика" в условиях объективного отсутствия конкуренции. Необходимо построить модель рынка, предполагающую конкуренцию не только за рынки сбыта, но и конкуренцию за потребителя. В целевой модели потребитель должен иметь возможность выбирать энергоснабжающую организацию.
Это станет возможно с появлением методики разделения почасового потребления электроэнергии, основанной на типовых графиках потребления. Такая методика необходима для разделения почасового потребления абонентов энергосбытовой компании и гарантирующего поставщика, расположенных на одной территории обслуживания, как "матрешка": территория энергосбытовой компании расположена на территории обслуживания гарантирующего поставщика. В отсутствии такой методики сейчас невозможно обеспечить право потребителя энергосбытовой организации "уйти" на обслуживание к гарантирующему поставщику.
Таким образом, по окончании переходного периода реформирования электроэнергетики энергосбытовые комании, также как и гарантирующие поставщики, смогут выходить на оптовый рынок по точкам поставки, расположенным по границе территории обслуживания. Со временем именно энергосбытовые компании станут основой конкурентного розничного рынка - они смогут поставлять энергию потребителям по части территории обслуживания гарантирующего поставщика. В результате, гарантирующему поставщику должны остаться наиболее неконкурентоспособные потребители - скорее всего, таких потребителей, со временем, останется минимальное количество - все будут востребованы энергосбытовыми компаниями. Задача ФАС России в стратегической перспективе: Создать условия для конкуренции за потребителя. Необходимо преодолеть технические и технологические барьеры на пути организации такой конкуренции.
ИНФРАСТРУКТУРА РОЗНИЧНОГО РЫНКА
Распределительные сети по форме собственности можно разделить на 3 вида: сети АО-энерго, муниципальные или государственные сети, частные сети.
Сети бывших АО-энерго в соответствии с планами реформирования будут переданы в региональные сетевые компании (РСК), акции которых затем будут переданы в межрегиональные распределительные сетевые компании. МРСК будет находиться под корпоративным контролем государства. Управление будет более эффективно, если будет осуществляться менеджментом 4 распределительных компаний, что позволит развить конкуренцию менеджмента.
Муниципальные сети. Муниципальные (государственные) сети - значительная доля всех распредсетей. Эти сети находятся, как правило, на балансе МУП или ГУП. Качество управления такими сетями крайне низкое, в результате чего основные фонды находятся, как правило, в плохом состоянии, а предприятия часто имеют значительную кредиторскую задолженность. В настоящее время частные или публичные компании (АО-энерго) пытаются приобрести муниципальные распределительные сети. В соответствии с заключениями, полученными ФАС России, рядом региональных органов прокуратуры, такие сделки противоречат законодательству о приватизации (ст. 30 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). На основании этого ФАС России не дает разрешения на сделки приватизации до получения ответа соответствующего органа прокуратуры по поводу сделки. В ряде случаев ФАС России отказал в рассмотрении таких сделок как противоречащих законодательству.
Частные сети. В результате приватизации, в стране появилось значтительное количество частных сетей. Учитывая, что сети - объект инфраструктуры, необходимо ограничить возможность злоупотребления данной собственностью недобросовестными приобретателями.
Задачи ФАС России:
- обеспечить недискриминационный доступ к сетям
- разделить генерацию (производство) и передачу электроэнергии
- ограничить право собственности на инфраструктуру (подготовка изменений в законодательство РФ)
- обеспечить сохранение права собственности или контроля за государством (муниципалитетами) на объекты сетевого хозяйства на переходный период
- обеспечить развитие конкуренции менеджмента распределительных сетевых компаний, добившись введения системы тарифообразования на основе сравнения эффективности сетевых компаний в аналогичных условиях(bench marketing).

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь