Анализ деятельности сетевых организаций по размещению на официальных сайтах информации о типовых договорах

07 октября 2009, 14:06

Анализ деятельности сетевых организаций в сфере технологического присоединения показал, что в настоящее время критически назрела необходимость утверждения Правительством Российской Федерации типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения. В связи с этим, а также в целях реализации "второго антимонопольного пакета" ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения и типовых договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В ходе мониторинга типовых договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, размещенных на сайтах сетевых компаний в сети "Интернет", ФАС России выявила грубые нарушения законодательства.
Так, антимонопольная служба установила, что не все сетевые компании размещают в сети "Интернет" типовые договоры об осуществлении технологического присоединения. Тем самым они нарушают законодательство о стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Начальник управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королев отметил, что обязанность размещения сетевыми организациями на своих сайтах в сети "Интернет" типовых договоров об осуществлении технологического присоединения установлена пунктом 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
"В рамках "второго антимонопольного пакета" законов были значительно расширены полномочия антимонопольного органа по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики. В частности, были внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), - продолжает В.Королев. - Во-первых, была установлена административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации не только субъектами естественных монополий, как было установлено ранее, но и другими субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (статья 9.15 КоАП). Во-вторых, увеличен срок давности привлечения к административной ответственности до 1 года, а также прямо установлено, что дела о привлечении к административной ответственности за подобные нарушения возбуждают и рассматривают антимонопольные органы".
На сайтах сетевых компаний в сети "Интернет", которые все-таки размещают типовые договоры об осуществлении технологического присоединения, выявлены многочисленные признаки нарушений Правил технологического присоединения.
Например, в типовых договорах ОАО "Ленэнерго", ОАО "Янтарьэнерго" указано, что заявитель, независимо от мощности присоединяемого объекта, обязан организовать технический осмотр (обследование) присоединяемого энергопринимающего устройства территориальным органом Ростехнадзора, получить и направить в сетевую организацию копию акта допуска электрической установки в эксплуатацию, выданного органом Ростехнадзора.
Исходя из указанных типовых договоров, в случае если заявитель не представит в сетевую организацию акт допуска энергоустановки в эксплуатацию, сетевая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. При этом заявитель должен полностью возместить сетевой организации расходы на исполнение ей договора, расходы, которые сетевая организация должна будет понести для восстановления положения, существовавшего ранее. В дополнение к этому, сетевая организация вправе взыскать с заявителя неустойку по договору.
По словам В.Королева, эти положения типовых договоров не только прямо противоречат пункту 7 Правил технологического присоединения (для заявителей с мощностью объектов до 100 кВт включительно не требуется получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объекта), но и являются кабальными для потребителей.
Ущемляют права потребителей положения типовых договоров, в которых предусмотрено, что в случае если заявитель не представит сетевой организации в 30-дневный срок подписанный договор, договор считается не заключенным, а заявка заявителя на технологическое присоединение подлежит возврату без исполнения. Однако в пункте 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявитель должен лишь подписать и направить проект договора в 30-дневный срок, а не представить лично.
Распространенным нарушением в типовых договорах об осуществлении технологического присоединения является нарушение пункта 16.2 Правил технологического присоединения, которым урегулирован порядок расчетов за технологическое присоединение объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, мощность которых составляет более 15 кВт и до 100 кВт включительно.
Например, предусмотренный в типовом договоре ОАО "Янтарьэнерго" порядок внесения платежей предполагает, что заявитель должен осуществить 100%-ную оплату не позднее 6 месяцев с даты вступления договора в силу. Однако пунктом 16.2 Правил технологического присоединения установлено, более половины размера платы за технологическое присоединение вносится указанными потребителями только после того, как фактически выполнено большинство мероприятий по технологическому присоединению.
В типовом договоре об осуществлении технологического присоединения, размещенном на сайте ОАО "Тюменьэнерго", содержатся признаки нарушения установленного порядка ценообразования. Согласно документу, в нем устанавливается ориентировочный размер платы за выполнение сетевой организаций мероприятий по технологическому присоединению. Окончательный размер платы определяется уполномоченным тарифным органом после заключения договора. Эти положения не соответствуют законодательству об электроэнергетике, в том числе Закону об электроэнергетике, Правилам технологического присоединения, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Как отмечает В.Королев, по-прежнему, весьма распространенным нарушением является злоупотребление сетевыми организациями доминирующим положением, путем самостоятельного определения стоимости технологического присоединение и навязывания этой стоимости заявителям. Размер платы за технологическое присоединение подлежит государственному регулированию и должен быть определен решением тарифного органа.
В проанализированных ФАС России типовых договорах об осуществлении технологического присоединения повсеместно встречаются нарушения Правил технологического присоединения в части невключения в их текст условий, которые являются существенными условиями договора - обязательное наличие которых предусмотрено Правилами технологического присоединения. В частности, в типовых договорах отсутствуют такие существенные условия, как право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, обязанность сетевой организации при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединение уплатить заявителю в течение 10 рабочих дней неустойку, технические условия (типовые технические условия), которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того, сетевые организации не информируют субъектов малого и среднего предпринимательства об имеющемся у этих субъетов праве на трехлетнюю рассрочку по внесению платы за технологическое присоединение, а в ряде случаев отказывают в предоставлении такой рассрочки. При этом сетевые организации нередко требуют внесения аванса на начальной стадии исполнения договора, тем самым, ущемляя интересы потребителей.
"По признакам нарушения сетевыми организациями Стандартов раскрытия информации и Правил технологического присоединения, выявленным в ходе мониторинга информации, размещенной на сайтах сетевых компаний в сети "Интернет", ФАС России в ближайшее время будут приняты меры реагирования в соответствии с компетенцией антимонопольного органа, - говорит В.Королев. - "Вторым антимонопольным пакетом" внесены изменения в часть 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из которых Правительство Российской Федерации вправе устанавливать существенные условия договоров и типовые формы договоров на оказание услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий".
По его мнению, единые стандарты деятельности сетевых организаций в сфере технологического присоединения, ориентированные на соблюдение прав потребителей и законодательства об электроэнергетике, могут быть обеспечены, в том числе путем утверждения Правительством Российской Федерации типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения, что, с одной стороны, позволит избежать многочисленных нарушений, совершаемых субъектами естественных монополий при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с другой - позволит потребителям услуг естественных монополий более эффективно отстаивать свои законные права и интересы.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь