Отчет о работе Управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе в январе-сентябре 2005 года

03 октября 2005, 17:46

1. В течение нескольких месяцев Управление по контролю и надзору в промышленности строительстве и рудно-сырьевом комплексе (далее - Управление) рассматривало ряд взаимосвязанных сделок по приобретению дочерними компаниями американской транснациональной корпорацией "Алкоа Инк" двух прокатных заводов (ОАО "Самарский металлургический завод" и ОАО "Белокалитвинское металлургическое производственное объединение"), входящих в группу лиц ОАО "РУСАЛ".
Непосредственное вхождение на российский рынок такого крупного игрока как корпорация "Алкоа" существенно меняло конкурентную ситуацию на рынках алюминиевой отрасли по всей технологической цепочке:
1) добычи и реализации бокситов, поставки глинозема,
2) первичного алюминия,
3) алюминиевого полуфабриката (проката)
4) алюминиевой продукции (алюминиевых конструкций, фольги, консервной ленты, баночной упаковки и бытовых алюминиевых товаров),
а также на смежных рынках оборонно-промышленного комплекса, авиационно-космических рынках и рынках автомобилестроения.
Данная сделка носила характер горизонтальной интеграции и приводила к ограничению конкуренции на рынках алюминиевого проката Российской Федерации, так как корпорация "Алкоа Инк", поставляющая плоский алюминиевый прокат из других стран на рынок Российской Федерации, приобретала предприятия, производящие по ряду номенклатурных позиций аналогичную продукцию.
Следует также отметить, что по ряду позиций совокупная доля ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО" на соответствующих товарных рынках близка к уровню, определяемому как "доминирующее положение хозяйствующего субъекта". Кроме того, ОАО "БКМПО" занимает доминирующее положение на рынке Российской Федерации по следующим позициям: "широкий листовой прокат из алюминиевых сплавов до 3000 мм" и "плиты из алюминиевых сплавов длиной до 30 м для тяжелых самолетов". Приказом МАП России от 13.04.2000 № 274 ОАО "БКМПО" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более 35% по указанной номенклатуре.
ОАО "БКМПО" является единственным производителем широкого проката из алюминиевых сплавов шириной 3000 мм и плит из алюминиевых сплавов длиной 30 м, а также единственным предприятием в России, имеющим техническую возможность производить данные виды продукции. Другие производители алюминиевого проката в стране по данным проектных организаций и ряда отечественных экспертов такой возможности не имеют.
Следствием данной сделки являлось также и то, что значительная часть потребительских и строительных рынков Российской Федерации (фольги, консервной ленты, консервных банок, банок для пива, строительных конструкций и т.д.), подконтрольных организациям ОАО "РУСАЛ", могли перейти под контроль корпорации "Алкоа Инк", имеющей собственную развитую сеть контролируемых ею аналогичных рынков. Таким образом, на рынках алюминиевой продукции также могло иметь место усиление горизонтальной интеграции и, следовательно, ограничение конкуренции.
Алюминиевые сплавы составляют основу (до 70% веса) самолетов, вертолетов - гражданских, транспортных и военных, космических аппаратов, твердотопливных и жидкостных ракет. Разработанные в России сплавы и технологические процессы производства полуфабрикатов не уступают разработкам корпорации "Алкоа Инк" и других американских и европейских компаний. Это позволяет России иметь собственную конкурентоспособную продукцию, которая используется при производстве отечественной военной и гражданской авиационной техники, деталей и узлов продукции оборонно-космического комплекса. По данным экспертов, продукция этих заводов также востребована западноевропейскими и азиатскими самолетостроительными компаниями.
На момент подачи ходатайств ОАО "РУСАЛ" на 25-30% обеспечивал загрузку своих заводов по производству первичного алюминия сырьем с Ачинского глиноземного комбината (нефелины и глинозем), около 35% - с Николаевского глиноземного комбината (Украина), остальное - поставками сырья (бокситов) из Гвинеи (права на эксплуатацию месторождений имела "Алкоа Инк") и поставками "Алкоа Инк" с заводов в Австралии и Индии, в том числе по схемам внешнего толлинга.
Вызывало опасение, что ОАО "РУСАЛ", после приобретения корпорацией "АлкоаИнк" контроля над ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО", будет вынужден проводить зависимую сбытовую политику, прежде всего, в отношении заводов, производящих 72% российского первичного алюминия (ОАО "БрАЗ", ОАО "КрАЗ", ОАО "САЗ" и ОАО "НкАЗ"), так как его основной конкурент на мировых рынках - корпорация "Алкоа Инк", помимо контроля над поставками сырья для ОАО "РУСАЛ", получит контроль над предприятиями-производителями алюминиевого проката, потребляющими значительную долю первичного алюминия с заводов ОАО "РУСАЛ".
Федеральная антимонопольная служба в соответствии со ст.18 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) имела все основания отказать дочерним компаниям корпорации "Алкоа Инк" в согласовании ходатайства по приобретению активов ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО", так как их реализация приводила, прежде всего, к ограничению конкуренции на рынках листового проката и смежных рынках оборонно-промышленного комплекса, авиационно-космических рынках и рынках автомобилестроения.
Управление (в соответствии с п.5 ст.18 Закона о конкуренции) проанализировало возможность выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Анализ показал, что Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции (в рамках Предписаний) может частично обеспечить конкурентную составляющую данной сделки, но не может обеспечить иные возможные отрицательные последствия для экономики страны на смежных рынках.
Так, например, реализация указанной сделки (без соответствующих ограничений со стороны государства) поставит выполнение стратегических и оборонных программ Российской Федерации в зависимость от частного американского капитала, так как приведет к получению корпорацией "Алкоа Инк" права определять объемы выпуска и реализации на российском рынке отдельных видов продукции, в том числе, для нужд оборонно-промышленного комплекса. ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО" обладают уникальным технологическим оборудованием для производства широкого листового проката и плит из алюминиевых сплавов, используемых в производстве авиационной (гражданские и военные самолеты), ракетной и космической техники, по которым установлены мобилизационные задания. В дальнейшем американская корпорация может сократить или полностью ликвидировать производство на ОАО "БКМПО" и ОАО "СМЗ" вышеупомянутой продукции, в связи с его недостаточной коммерческой привлекательностью (малые партии заказов, недостаточное финансирование, отсутствие возможности головных предприятий закупать алюминиевую продукцию в больших объемах для обеспечения производства на длительный период и т.д.).
Федеральной антимонопольной службой было принято решение о комплексной оценке возможных последствий от продажи американской корпорации "Алкоа Инк" пакетов акций ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО" по двум направлениям:
стратегические интересы и национальная безопасность Российской Федерации (обеспечиваются иными федеральными органами Российской Федерации и регулируются нормами иных соответствующих законодательств);
обеспечение конкуренции на рынках Российской Федерации.
ФАС России проинформировала Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова о необходимости проведения комплексной оценки последствий от реализации указанной сделки. По данному вопросу было проведено специальное заседание Правительства Российской Федерации, несколько заседаний в ФАС России и МЭРТ с участием иных федеральных органов исполнительной власти. Именно поэтому, в рассмотрении данного вопроса принимали участие федеральные органы исполнительной власти, в компетенции которых принятие решений (рекомендаций) по указанному вопросу.
Руководством ФАС России и Управлением были проведены длительные и сложные переговоры с руководством ОАО "РУСАЛ" и корпорации "Алкоа Инк". В результате проведенных переговоров были урегулированы многие вопросы правового и конкурентного характера, а также принято решение о возможности одобрения ФАС России указанной сделки при выполнении корпорацией "Алкоа Инк" ряда поведенческих требований в рамках Предписаний ФАС России и отдельных Соглашений с уполномоченным Правительством Российской Федерации для подписания Соглашений - ОАО "Государственная акционерная компания "Оборонпромкомплекс".
Поведенческие условия, направленные на сохранение условий конкуренции разрабатывались ФАС России, а Соглашения - МЭРТ, которые согласовывались с ФАС России, так как должны были стать составной частью Заключения ФАС России. При этом обеим сторонам сделки (дочерним компаниям корпорации "Алкоа Инк", корпорации "Алкоа Инк", ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО") надлежало подтвердить принятые на себя обязательства по соблюдению выставленных требований по Предписаниям, Соглашениям и соответствующим Приложениям к ним.
30 декабря.2004 года ходатайства дочерних компаний корпорации "Алкоа Инк" о приобретении крупных пакетов акций ОАО "СМЗ" и ОАО "БКМПО" были удовлетворены с выдачей Предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также с учетом Соглашений между корпорацией "Алкоа Инк", ее дочерними компаниями (собственно Приобретателями) и ОАО "Государственная акционерная компания "Оборонпромкомплекс", направленных на исключение негативных последствий для национальной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Следует отметить, что ранее ФАС России не имел подобной практики выдачи разрешения на реализацию той или иной сделки.
Более того, указанная сделка "высветила" ряд пробелов в вопросах принятия решений по участию иностранных инвесторов в акционерных капиталах стратегических предприятий, предприятий ОПК и предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.
Во-первых, отсутствуют законодательные нормы, согласно которым возможно (невозможно) участие иностранных инвесторов в акционерных капиталах российских стратегических предприятий и (или) предприятий ОПК и (или) предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, или имеющих мобилизационные мощности;
Во-вторых, отсутствует перечень предприятий, применительно к которым необходимы ограничительные меры со стороны государства при приобретении их активов;
В-третьих, Федеральная антимонопольная служба оказалась единственным федеральным органом исполнительной власти, обладающим правом выдачи заключений (разрешений) на подобные сделки, в то время как такого рода решения должны приниматься с одобрения высших руководителей страны.
Однако, наработанная при рассмотрении указанной сделки методика рассмотрения подобных ходатайств, оказалась востребованной при рассмотрении иных сделок, и, прежде всего, при рассмотрении предварительного ходатайства о приобретении активов ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт".
2. В течение нескольких месяцев Управление рассматривало ходатайство немецкой компании "РМ 2447 Фермегенсфервальтунгс ГмбХ" (100% дочерняя компания корпорации "Сименс АГ") о даче предварительного согласия на приобретении 73,463% акций в уставном капитале ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" (далее ОАО "Силовые машины").
Комплексная оценка возможных последствий от реализации указанной сделки проводилась по двум основным направлениям:
стратегические интересы и национальная безопасность Российской Федерации (I);
обеспечение конкуренции на рынках Российской Федерации (II).
I. ОАО "Силовые машины" является ведущим российским производителем энергетического оборудования. Продукция, изготавливаемая на заводах, входящих в ОАО "Силовые машины" на правах филиалов, имеет существенное значение для национальной безопасности и обороноспособности России. По ряду номенклатурных позиций установлены мобилизационные задания и реализуется государственный оборонный заказ.
Реализация указанной сделки приводила к получению корпорацией "Сименс АГ" монопольного права определять объемы выпуска и реализации на российском рынке отдельных видов продукции для нужд оборонно-промышленного комплекса.
Так как защита стратегических интересов и национальной безопасности Российской Федерации в данной сфере обеспечиваются иными федеральными органами Российской Федерации и регулируются нормами иных соответствующих законодательств, изначально, в рассмотрении данного вопроса принимали участие федеральные органы исполнительной власти, в компетенции которых принятие решений (рекомендаций) по указанному вопросу.
II. Непосредственное вхождение на российский рынок крупнейшего иностранного конкурента Концерна существенно меняло конкурентную ситуацию на рынках энергетического оборудования и на смежных рынках.
ОАО "Силовые машины" было создано в 2000 году при участии группы "Интеррос", выступившей стратегическим инвестором объединения ведущих предприятий энергомашиностроительной отрасли (ОАО "Ленинградский Металлический завод", ОАО "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток", ОАО "Калужский турбинный завод" и сбытовая экспортно-ориентированная компании - ОАО "Энергомашэкспорт").
ОАО "Силовые машины" является единственным российским производителем энергетического оборудования, используемого в производстве и эксплуатации гидравлических, тепловых и атомных электростанций (около 10% мировой установленной мощности), и по ряду номенклатурных позиций занимает доминирующее положение на рынках энергетического оборудования Российской Федерации.
Реализация указанной сделки приводила к ограничению конкуренции на нескольких сегментах рынка энергетического оборудования, так как корпорация "Сименс АГ" уже сейчас поставляет на российский рынок продукцию, аналогичную продукции ОАО "Силовые машины" (по ряду номенклатурных позиций).
Более того, следовало ожидать значительную или полную монополизацию корпорацией "Сименс АГ" рынка энергетического оборудования, и, как следствие, монополизацию целой российской отрасли энергетического машиностроения.
Справочно: Основные российские конкуренты Концерна (ОАО "Уралгидромаш", Сызранский турбинный завод "Тяжмаш", ЗАО "Уральский турбинный завод", ОАО "Элсиб" и ОАО "Уралэлектротяжмаш" и т.д.) находятся на грани банкротства или в предкризисном состоянии, и фактически не могут составить конкуренцию Концерну, и, тем более, корпорации "Сименс АГ", как на внутреннем, так и на внешнем рынке энергетического оборудования. Иные российские предприятия машиностроительной отрасли (ОАО "ОМЗ", ОАО "Энегомашкорпорация и другие) также вынуждены будут уйти с рынка, так как корпорация "Сименс АГ" не может быть заинтересована в сотрудничестве и кооперации с ними, которая имеет место сейчас с ОАО "Силовые машины".
На рынках энергетического оборудования в ближайшие годы ожидается существенный спрос на продукцию ОАО "Силовые машины" в связи с приближающимися модернизацией и заменой ранее установленного им оборудования (отложенный спрос).
Реализация указанной сделки осложнила бы России выход на зарубежные рынки энергетического оборудования и дала бы корпорации "Сименс АГ" определенные конкурентные преимущества на мировом рынке энергетического оборудования.
Перевод ОАО "Силовые машины" на иные (немецкие) технологии повлекло бы повышение цен на рынке энергетического оборудования и, как следствие, сказалось бы на повышении цен на электроэнергию, что ухудшило бы положение российских потребителей.
Так как продукция ОАО "Силовые машины" имеет высокую составляющую интеллектуальной собственности и является высокотехничным многосоставным продуктом, реализация указанной сделки могла привести к свертыванию отечественной научно-конструкторской школы в области энергетического машиностроения, невозможности в дальнейшем самостоятельно развивать и использовать отечественные технологии, а также к получению иностранным инвестором уникальных отечественных научно-технических разработок.
Необходимо отметить, что любые жесткие поведенческие требования, которые ФАС России мог выставить корпорации "Сименс АГ" в рамках своей компетенции, не решали проблемы монополизации корпорацией "Сименс АГ" российского рынка энергетического оборудования и обеспечения конкурентной среды на указанном рынке.
Федеральные органы исполнительной власти, в компетенции которых принятие решений (рекомендаций) по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности России, также дали отрицательное заключение на возможность реализации указанной сделки.
Учитывая изложенное, ФАС России в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" отклонил данное ходатайство, так как его удовлетворение могло привести к ограничению конкуренции на рынке энергетического оборудования.
3. Методика комплексного рассмотрения ходатайств с участием иных федеральных органов исполнительной власти также была применена при рассмотрении сложной сделки по присоединению ОАО "АВИСМА - титано-магниевый комбинат" к ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (прежнее наименование ОАО "ВСМПО).
В 2004-2005 гг. в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о конкуренции Управление рассматривало ходатайство ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (прежнее наименование ОАО "ВСМПО) о присоединении к нему ОАО "АВИСМА - титано-магниевый комбинат".
Основной продукцией, выпускаемой ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", являются полуфабрикаты и изделия из титана и его сплавов, их реализация составляет более 80% объема продаж предприятия.
Основными потребителями продукции ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" являются предприятия авиакосмической отрасли, использующие титановые сплавы и изделия из них.
Кроме того, продукция ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" поставляется предприятиям нефтегазодобывающей отрасли, химического машиностроения, производителям потребительских товаров, предприятиям медицинской отрасли.
Необходимо отметить, что ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" входит в группу крупнейших в мире интегрированных производителей титановой продукции для мирового аэрокосмического комплекса, а также производит продукцию из алюминиевых, никелевых и специальных сплавов.
ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" является крупным мировым экспортером титана, поставляющим за рубеж около 70% произведенной продукции. На долю ОАО "ВСМПО" приходится около 30% поставок титана для компании Boeing, около 60% для компании Airbus (включая их субподрядчиков), кроме того, ОАО "ВСМПО" выполняет заказы для компаний Goodrich, Pratt&Whitney, Rolls-Royce, SNECMA Moteurs, General Electric и их субподрядчиков.
Экспортные поставки ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" ориентированы преимущественно на рынок авиастроения, где основными потребителями являются компании Boeing, Airbus, Pratt&Whitney, Rolls-Royce, SNECMA Moteurs, General Electric.
В России титановый прокат производят хозяйствующие субъекты, входившие ранее в состав Главного управления авиационной металлургии Минавиапрома СССР, это следующие предприятия:
ОАО "Ступинский металлургический комбинат" Московская обл. Штамповки и прутки
ОАО "Кулебакский металлургический завод" Нижегородская обл. Катаные и сварные кольца для авиадвигателей
ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" г.Москва Проволока и сортовой прокат
ОАО "Уральская кузница" Челябинская обл. штамповки
Доля на рынке титанового проката, занимаемая ОАО "Ступинский металлургический комбинат", ОАО "Уральская кузница", ОАО "Кулебакский металлургический завод", ОАО "Всероссийский институт легких сплавов", ОАО "Зубцовская металлургическая компания" (Тверская обл.), ОАО "Электростальский металлургический завод" (Московская обл.), ОАО "Орский завод по обработке цветных металлов" (Оренбургская обл.), составляет около 15%.
Отечественный рынок титанового проката характеризуется высокой степенью концентрации - CR3=89%, HHI=6445.
ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по позиции "титановый прокат" с долей на рынке более 65%.
С учетом изложенного, можно говорить о большом рыночном потенциале ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", а также характеризовать внутренний рынок титанового проката как рынок монополистической конкуренции.
Основными конкурентами ОАО "ВСМПО" на мировом рынке титанового проката (включая слитки и слябы) являются американские компании "Titanium Metals" (Timet), "RTI International"(RTI), "Allegheny Technologies Incorporation" (ATI).
Компании "Timet", "RTI", "ATI" в основном поставляют титановую продукцию тем же авиастроительным компаниям, что и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", при этом ведется конкурентная борьба за получение заказов. Основными факторами в конкурентной борьбе является соотношении цена/качество поставляемой продукции и четкое соблюдение сроков поставок.
В США потребляющих более 40% мирового объема производимого титанового проката, действуют ограничения для импорта титанового проката происхождением из России. В 2004 году введена ввозная пошлина в размере 15%, а также существуют ограничения на поставки титановой продукции американским потребителям, выпускающим военную продукцию.
Реализация основной продукции ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" в Российской Федерации и в странах СНГ осуществляется путем заключения прямых договоров с потребителями или их агентами.
Экспортная продукция реализуется через дистрибьюторские подразделения ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" в США, Германии, Великобритании и Швейцарии, только продукция из технически чистого титана реализуется через компанию "Uniti LLC" в США.
По данным агентства "Roskill's Letters", компания "Uniti LLC" созданная ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и компанией "Allegheny Technologies Incorporation" намерена участвовать в производстве и реализации титановых продуктов потребителям в сфере атомной энергетики и автомобилестроения.
ОАО "АВИСМА - титано-магниевый комбинат" (далее ОАО "АВИСМА") производит два основных вида продукции: губчатый титан и магний-сырец.
Производственных мощностей по производству губчатого титана на территории Российской Федерации кроме ОАО "АВИСМА" нет, магний-сырец и магниевые сплавы кроме ОАО "АВИСМА" производит ОАО "Соликамский магниевый завод".
ОАО "АВИСМА" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по позициям: "титан губчатый" с долей на рынке более 65% и "магний и магниевые сплавы" с долей на рынке меньше 65%.
Необходимо отметить, что около 22000 тонн губчатого титана (90% от объемов производства) ОАО "АВИСМА" выпускает по давальческой схеме и поставляется ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", остальной губчатый титан практический полностью поставляется на экспорт.
Основными конкурентами ОАО "АВИСМА" по производству губчатого титана являются казенное предприятие "Запорожский титано-магниевый комбинат" (Украина) (доля на мировом рынке 8%) и ОАО "Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат" (Казахстан) (доля на мировом рынке 16%).
Основными конкурентами ОАО "АВИСМА" по производству магния и магниевых сплавов являются ОАО "Соликамский магниевый завод" и китайские производители.
Последние несколько лет характеризовались негативными факторами и тенденциями, оказывавшими влияние на финансово-хозяйственную деятельность ОАО "АВИСМА":
1. Рост затратных статей за счет увеличения стоимости основных сырья и материалов, тарифов на энергоносители, транспортные услуги.
2. Сложное положение на рынках сбыта основной продукции.
Мировой рынок магния сохраняет основные тенденции на протяжении нескольких последних лет:
на мировых рынках продолжается рост производства магния с развитием проектов по вводу новых мощностей при одновременном снижении цен на металл (в конце 2003 года произошло небольшое увеличение цен, связанное с ростом цен на сырье и энергоресурсы китайских производителей магния);
большое давление на рынок продолжают оказывать китайские производители магния. Значительно увеличилось присутствие китайского магния на европейском рынке. С закрытием почти всех европейских магниевых производств, к концу 2002 г., и снятием в 2003 г. антидемпинговой пошлины на первичный магний из Китая, Европа стала привлекательным рынком для китайского магния. При наращивании объемов производства магния в Китае, производители других стран в условиях жесткой конкуренции и низких цен на магний вынуждены закрывать производства;
основными регионами поставок магниевой продукции ОАО "АВИСМА" по-прежнему остаются Северная Америка и Европа. Поставки на американский рынок составляют более 2/3 всего выпуска магниевой продукции комбината.
Важным событием 2003 г. стал пуск производства крупногабаритных слитков. В конце года была отгружена первая продукция, потребителями которой являются американские компании, в основном, корпорация "Аlcoa Инк", что позволяет ОАО "АВИСМА" удерживать позиции в алюминиевом секторе, самом большом по потреблению магния.
Производство губчатого титана напрямую зависит от уровня спроса на титановый прокат в аэрокосмическом секторе, который является самым ёмким потребительским сектором титанового проката. Однако, потребление титанового проката в данном секторе снизилось до крайне низкого значения за последние несколько лет.
Основные производители гражданских самолетов компании "Boeing" и "Airbus" достигли самого низкого уровня производства авиалайнеров за последние годы - 280 и 300 соответственно.
Поставки титановой губки производства ОАО "АВИСМА" в черную металлургию для легирования и производства спецсталей остались на уровне предыдущих лет и явились самыми значительными среди экспортных отгрузок российской губки.
В конце года на рынке начал ощущаться дефицит титанового скрапа, вследствие чего повысились спрос и уровень цен на титановую губку марок "off grade".
Следствием слабого спроса на титан, средние цены на титановую губку за 2002 год снизились до 8 долларов США за килограмм, за 2003 год - до 6,5. Но в 2004 году спрос стабилизировался, хотя мировые цены колебались в диапазоне 5,5-6,0 долларов США за килограмм. Некоторые участники рынка допускают рост цен на титановую губку до 15 долларов США за килограмм к 2006-2007 годам.
В настоящее время основной задачей для ОАО "АВИСМА" является сохранение объемов производства магниевой продукции в условиях низкой рентабельности путем снижения себестоимости производства магния, выход на промышленный уровень производства крупногабаритных слитков.
Основными рисками в отрасли производства титана губчатого, магния и магниевых сплавов являются:
1. Повышение тарифов на энергоресурсы, что влияет на увеличение себестоимости продукции.
2. Рост цен на сырье и материалы, что также отражается на увеличении себестоимости продукции.
3. Экспансия дешевого китайского магния на мировом рынке, снижающая конкурентные преимущества ОАО "АВИСМА".
4. Протекционистская политика государства в США, направленная на защиту американских производителей магния от импорта российского магния в страну.
5. Монопольное положение по обеспечению ОАО "АВИСМА" обогащенным карналлитом (основное сырье для производства магния и магниевых сплавов) занимает ОАО "Уралкалий".
ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" осуществляла прямой контроль над ОАО "АВИСМА", данная сделка была одобрена МАП России (заключение от 18.12.2000 №НФ/15331) с выдвижением поведенческих условий, заключающихся в предварительном информировании МАП России об изменении объемов, цен на магний, магниевые сплавы, титан губчатый, снабженческой или сбытовой политики.
ОАО "АВИСМА" полностью выполняло поведенческие условия антимонопольного органа.
Учитывая то обстоятельство, что ОАО "ВСМПО" является основным потребителем титанового сырья, производимого ОАО "АВИСМА", география деловых операций и основная производственная деятельность ОАО "АВИСМА" после осуществления реорганизации не изменится.
Кроме того, планируется:
- получение синергетического эффекта от более эффективного использования активов ОАО "АВИСМА" и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА";
- повышение рыночной капитализации компании;
- стабилизация и улучшение показателей финансовой устойчивости;
- повышение конкурентоспособности продукции, которая поставляется ОАО "АВИСМА" и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" на внешние рынки;
- рационализация управления, стабилизация и уменьшение удельного веса управленческих расходов, сокращение издержек производства в интересах увеличения прибыли и объемов производимой продукции.
Необходимо отметить, что территории Свердловской и Пермской областей не являются значимыми сферами обращения продукции, производимой предприятиями, следовательно, каких-либо значимых изменений в сфере обращения продукции ОАО "АВИСМА" и ОАО "ВСМПО" в указанных регионах не произойдет.
Управление ФАС России по Пермской области и Управление ФАС России по Свердловской области, считали возможным удовлетворить ходатайство ОАО "ВСМПО" и ОАО "АВИСМА" о присоединении ОАО "АВИСМА" к ОАО "ВСМПО" с выдачей предписания ФАС России ОАО "ВСМПО" о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
Федеральной антимонопольной службой были запрошены мнения Правительства Свердловской области и Администрации Пермской области о возможных социально-экономических последствиях указанной реорганизации для региональных товарных рынков титана губчатого, титанового и алюминиевого проката, ферротитана, магния, магниевых сплавов и для региона в целом.
Письмом от 04.11.2004 года №И 01-20-31 Администрация Пермской области просит о максимальном содействии процедуре реорганизации ОАО "АВИСМА" и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
Правительство Свердловской области письмом от 12.11.2004 года № 16-01-872 информирует, что считает целесообразным объединение ОАО "АВИСМА", ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и создание единой технологической цепочки.
Кроме того, Федеральной антимонопольной службой было запрошено мнение Минпроэнерго России относительно присоединения ОАО "АВИСМА" к ОАО "ВСМПО".
Минпроэнерго России (письмо от 17.12.2004 №ИМ-1663) считает целесообразным поддержать реорганизацию акционерных обществ в форме присоединения ОАО "АВИСМА" к ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" при условии выдачи ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" предписания ФАС России, обеспечивающего интересы государства по осуществлению ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" гарантированных поставок титановой продукции, необходимой для реализации государственного оборонного заказа и обеспечения иных федеральных государственных нужд.
При рассмотрении данной сделки ФАС России были учтены обращения Минэкономразвития России и Минобороны России о ситуации сложившейся с поставками титановой продукции для производства вооружения и военной техники.
С учетом опыта разработки предписаний, выданных дочерним компаниям "Алкоа Инк" Управлением был подготовлен проект предписания ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
Учитывая имеющийся у Минэкономразвития России опыт разработки и заключения Соглашений, направленных на выполнение ОАО "Самарский металлургический завод" и ОАО "Белокалитвинское металлургическое производственное объединение" государственного оборонного заказа и других федеральных государственных нужд, было заключено аналогичное Соглашение (в данном случае Договор) и в случае с ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
В июне 2005 года ходатайство ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" о присоединении к нему ОАО "АВИСМА" было удовлетворено с выдачей Предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также с учетом договора от 14 июня 2005 года между ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ОАО "Государственная акционерная компания "Оборонпромкомплекс", направленного на исключение негативных последствий для национальной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Следует отметить, что ООО "Русатоммет", являющееся акционером ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", оспаривает действия ФАС России при присоединении ОАО "АВИСМА" к ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
В 2005 году ООО "Русатоммет" подало 6 заявлений о признании действий (бездействий) ФАС России незаконными в Арбитражный суд г.Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд г.Москвы. Решениями указанных судов в удовлетворении требований ООО "Русатоммет" отказано.
4. Одним из сложнейших направлений деятельности Управления является антимонопольный контроль и надзор за рынками оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).
В настоящее время в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2001-2006г.г.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №713 от 11 октября 2002г., продолжается активная разработка основ формирования интегрированных структур и создание самих интегрированных структур.
В разработанных Минпромэнерго России основных принципах создания интегрированных структур в ОПК заложен принцип формирования интегрированных структур из предприятий (вне зависимости от форм собственности и экономического состояния), обеспечивающих полный цикл производства схожей по функциональному назначению продукции с учетом общности технологий, научно-технических разработок и научно-исследовательских основ.
По мнению Управления, при реформировании ОПК необходим предварительный углубленный анализ последствий от реформирования отрасли, так как представленные Минпромэнерго России материалы однозначно свидетельствуют о курсе на ликвидацию конкурентной среды на рынках ОПК и их фактическую монополизацию.
Кроме того, Управление полагает, что решениям об акционировании (приватизации) предприятий ОПК должно предшествовать урегулирование вопросов, связанных с исключительными имущественными правами на результаты НИР и ОКР и приоритетом государства в закреплении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В разработке конечного изделия, как правило, принимала участие разветвленная кооперация КБ и НИИ, а результаты НИР и ОКР использовались отраслью в целом. Закрепление прав интеллектуальной собственности за одним юридическим лицом, без учета вклада других участников кооперации, создает почву для хозяйственных конфликтов между предприятиями, физическими лицами и государством, принимавшими участие в разработках или использующими сегодня эти технологии.
Присылаемые в ФАС России проекты Постановлений Правительства Российской Федерации и проекты Указов Президента Российской Федерации не содержат материалов, достаточных для проведения анализа конкретных рынков ОПК, поэтому существует объективная потребность в получении ФАС России необходимых материалов о предполагаемом создании новых интегрированных структур в объемах, достаточных для принятия квалифицированного решения по конкретным структурам (для анализа того или иного товарного рынка), до выпуска проектов Постановлений Правительства Российской Федерации и проектов Указов Президента Российской Федерации.
В этой ситуации Управление предпринимает необходимые меры, направленные на создание конкурентных оборонных рынков.
Так, например, в соответствии с поручением руководства ФАС России Управление рассмотрело проект Указа Президента Российской Федерации "Об открытом акционерном обществе "Корпорация "Двигатели НК" (Далее - Проект) (Вх. № 3146-ПР от 26.08.04).
Управление смогло рассмотреть данные проекты только после получения ответов на направленные многочисленные запросы от всех предполагаемых участников создаваемой структуры, выйдя за установленные для рассмотрения сроки.
В результате анализа нескольких товарных рынков, было определено:
задействованные в Проекте ОАО "Моторостроитель" и ОАО "Металлист-Самара" являются исключительными монополистами в производстве отдельных компонентов ракетно-космической техники. Их включение в интегрированную структуру только усилит степень монополизации данного рынка.
ОАО "СНТК им. Кузнецова", ОАО "СКБМ", ОАО "Поволжский АвиТИ", ОАО "КМПО" и ОАО "Авиамотор" поставляют продукцию на рынки авиадвигателей и двигателей газоперекачки. В случае реализации Проекта интегрированная структура объединит более половины предприятий, поставляющих продукцию на указанные рынки, что приведет к возникновению доминирующего положения ОАО "Корпорация "Двигатели НК".
Таким образом, в случае реализации Проекта возникнет интегрированная структура, являющаяся исключительным монополистом в производстве отдельных компонентов ракетно-космической техники и обладающая доминирующим положением на рынке двигателей газоперекачки.
Взаимные поставки между предприятиями, задействованными в Проекте, крайне малы, а между большинством из них отсутствуют вообще. В случае реализации Проекта интегрированная структура объединит в себе практически не взаимодействующие между собой предприятия, работающие на рынках космических, авиационных двигателей и двигателей газоперекачки, что не в полной мере соответствует принципам создания интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.
ФАС России отказал в согласовании Проекта, так как его реализация приводила к ограничению конкуренции на рынках авиадвигателей и двигателей газоперекачки, а также отдельных образцов ракетно-космической техники.
5. Управлением постоянно проводится работа по анализу отдельных и взаимосвязанных товарных рынков. Работа проводится как при рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии со статьями 17 и 18 Закона о конкуренции, так и в зависимости от ситуации на том или ином товарном рынке.
Мониторинг цен на основную продукцию черной металлургии
В соответствии с Планом мероприятий по развитию металлургической промышленности России на 2004-2006 годы ФАС России совместно с федеральными органами исполнительной власти проводит мониторинг уровня цен на внутреннем и внешнем рынках по основным видам продукции черной металлургии (прутки для армирования (включая катанку), заготовки для труб (штрипс), трубы нефтегазового сортамента для магистральных трубопроводов).
Материалы направляются Минпромэнерго России каждое полугодие для включения в доклад Минпромэнерго России для Правительства Российской Федерации.
Проведение постоянного мониторинга цен на указанную продукцию связано с тем, что продукция металлургической отрасли потребляется большинством отраслей народного хозяйства и от ее состояния зависит экономическое положение этих отраслей.
Металлургическая промышленность является одной из базовых отраслей народного хозяйства Российской Федерации и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей страны.
Начиная с 2002 года, в стране наблюдается устойчивый рост на металлопродукцию в целом и, в частности, на прокат черных металлов. Особенно резкий скачок цен на прокат произошел в IV квартале 2002-I квартале 2003 г. - в среднем на 40-45%. Причиной такого роста металлургические предприятия называли рост мировых цен на металл, сдерживающую ценовую политику на протяжении последних лет, рост цен на продукцию и услуги естественных монополий.
МАП России провел анализ отпускных цен на листовой прокат, выпускаемый ОАО "Северсталь", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", и пришел к выводу, что в действиях указанных хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения пп.1 и 2 статьи 6 Закона о конкуренции в части установления и поддержания цен, а также ущемления интересов других хозяйствующих субъектов, в связи с чем в ноябре 2003 г. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия МАП России по рассмотрению дела квалифицировала действия ОАО "ММК" и ОАО "Северсталь" по повышению цен на штрипс, используемый для производства труб нефтегазового сортамента, как согласованные, ограничивающие конкуренцию на рынке штрипса, используемого для производства труб нефтегазового сортамента, а также на рынке труб нефтегазового сортамента и приняла решение выдать ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и ОАО "Северсталь" предписание о прекращении нарушения пункта 1 статьи 6 Закона о конкуренции, выразившегося в согласованных действиях по повышению цен на штрипс, используемый для производства труб нефтегазового сортамента.
ОАО "Северсталь" и ОАО "ММК" обратились в арбитражный суд с заявлением об отмене выданного предписания.
В 2004 году Арбитражным судом г.Москвы, Девятым арбитражным апелляционным судом г.Москвы, Федеральным арбитражным судом Московского округа требования ОАО "Северсталь", ОАО "ММК" об отмене выданного предписания удовлетворены.
Комиссией МАП России было установлено, что ОАО "Северсталь" в 2002 г. имело на рынке товара "Штрипсы листовые в числе проката листового (плоского) для производства электросварных труб нефтегазового сортамента" долю в размере 51,8%, в 2003 г. - в размере 38,9%.
ОАО "Северсталь" было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по позиции "Штрипсы листовые в числе проката листового (плоского) для производства электросварных труб нефтегазового сортамента".
В 2005 году ОАО "Северсталь" подало заявление в Арбитражный суд г.Москвы об отмене приказа ФАС России "О включении ОАО "Северсталь" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%".
Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении требований ОАО "Северсталь" в полном объеме. Апелляционная инстанция также подтвердила правомерность включения ОАО "Свеверсталь" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Кроме того, необходимо отметить, что индекс цен в июне 2005 года по отношению к декабрю 2004 года составил: по прокату сортовому - 99,7%, прокату горячекатаному тонколистовому конструкционнму - 98,8%.
Анализ рынка железорудного сырья
В 2004 г. на российском рынке железорудного сырья наблюдался кратный рост цен, что вызвало резко отрицательную реакцию металлургических компаний. В феврале 2005 г. в ФАС РФ обратилось ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, т. к. по его мнению ценовая политика ряда сырьевых компаний является дискриминационной по отношению к российским металлургическим предприятиям. В свою очередь горно-добывающие компании (ГОК) обвиняли металлургов в том, что цены на металл выросли раньше и в большей степени, что и спровоцировало рост цен в других отраслях. В качестве примера можно привести заявление ЗАО "Металлоинвест", опубликованное в газете "Коммерсантъ" 11 марта 2005 г.
Управление провело опрос 6 крупнейших ГОК. Анализировалась динамика себестоимости и цен на железорудное сырье в 2004 г., а также причины роста цен.
По отдельным видам сырья и предприятиям рост цен составил от 1,5 до 4 раз. При этом экспортные цены были существенно ниже - разница по отдельным позициям составляла от 25% до 2,2 раза.
Основными причинами роста цен, по мнению предприятий - участников опроса, является общая мировая тенденция повышения спроса на ЖРС, динамика цен на мировом и внутреннем рынке. Кроме того, два предприятия указали рост издержек производства и себестоимости, а одно - отсутствие у ряда металлургических предприятий собственной сырьевой базы.
Учет ситуации на мировом рынке является необходимым условием успешного развития практически для любой компании. Ориентация российских производителей ЖРС на мировой рынок сама по себе не вызывает возражений, но настораживает в свете событий, связанных с установлением крупнейшими мировыми производителями ЖРС цен на 2005 г. Напомним, что ведущие мировые компании в 2005 г. повысили цены на железорудное сырье на 71,5%.
В связи с таким развитием событий возник весьма серьезный вопрос: как поведут себя российские производители ЖРС?
Металлопродукция в том или ином виде необходима практически всем отраслям экономики. Достаточно назвать хотя бы машиностроение, энергетику, оборонный комплекс, строительство, сельское хозяйство, чтобы оценить значение процессов, происходящих на рынке ЖРС. Очевидно, что нерегулируемый рост цен на ЖРС приведет в конечном итоге к отрицательным последствиям не только в металлопотребляющих отраслях, но и в экономике страны в целом. Поэтому ФАС России приняла решение о проведении полномасштабного обследования рынка железорудного сырья.
При подготовке опросных форм учитывались, в том числе, проблемы горно-добывающей отрасли, перечисленные в заявлении ЗАО "Металлоинвест". Опрос проводится по 27 предприятиям, 13 из которых к настоящему времени предоставили информацию. Завершить данную работу планируется к концу года.
Повышение цен на железорудное сырье повлекло за собой повышение цен на прокат и продукцию металлообработки. В текущем году в ФАС РФ поступили обращения предприятий разных отраслей:
- ОАО "Российские железные дороги - о повышении цен на рельсы и материалы верхнего строения пути (крепеж);
- ЗАО "Тэнси-Электро" (г. Тула) и ООО "ПКФ Электрон-Комплекс" (г. Великий Новгород) о росте цен на трансформаторный прокат и прекращении его поставок на внутренний рынок РФ.
По мнению заявителей, повышение цен не обусловлено экономическими факторами, влияющими на себестоимость продукции.
В настоящее время в рамках проверки названных заявлений проводится анализ информации об объемах производства, объемах реализации продукции и ее территориальной структуре, динамике и структуре себестоимости, рентабельности и отпускных ценах предприятий-производителей, а также о причинах роста цен. По результатам проверки будет принято соответствующее решение.
Мониторинг прутков
Управление продолжает проведение мониторинга влияния компенсационной пошлины, введенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 № 509 "О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций", на положение металлургических предприятий - производителей прутков, а также потребителей прутков. Материалы направлены Минпромэнерго России для включения в доклад Минэкономразвития России на Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
6. В настоящее время Управление проводит антимонопольное расследование ситуации, сложившейся на рынке цемента в связи с существенным ростом цен на цемент, произошедшем в мае текущего года.
В результате проведенного анализа отпускных цен на цемент (с участием УФАС) было установлено, что по различным регионам ситуация примерно одинаковая: в основном происходил рост цен на цемент. Исключение составили: ОАО "Искитимцемент" (Иркутская область), снизивший цены на 9%, ОАО "Камчатцемент" (Камчатская область) и ОАО "Магнитогорский цементно-огнеупорный комбинат" (Челябинская область), сохранившие цены на прежнем уровне.
Из заводов, не входящих в состав ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", наибольший рост цен на цемент марки ПЦ-400 ДО произошел на ОАО "Себряковцемент" (88%), ОАО "Мордовцемент" (66% - навал и 58% - в таре), ОАО "Новотроицкий цементный завод" (57%), ОАО "Уралцемент" (55%), ООО "Сингелеевский Цемент" (48%), ОАО "Новоросцемент" (26%). По остальным заводам рост цен был незначительным - от 0% до 13%.
По заводам, входящим в ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", рост цен был более существенным. Так, рост цены марки ПЦ-400 ДО ОАО "Жигулевские стройматериалы" составил 122%, ОАО "Ульяновскцемент" - 105%, ОАО "Мальцовский портландцемент" - 98%, ОАО "Липецкцемент" - 92%, ОАО "Кавказцемент" - 94%, ОАО "Подгоренский цементник" - 87%, ОАО "Савинский цементный завод" - 82%, ОАО "Михайловцемент" - 87%, по остальным заводам - от 33% до 57%.
ФАС России, проанализировав имеющуюся информацию, а также, учитывая положение ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" на рынке цемента Российской Федерации, возбудил дело № 1 05/227-05 по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке в части установления монопольно высокой цены. Состоялось три заседания Комиссии ФАС России по рассмотрению данного дела. В настоящее время дело отложено до 4 сентября с.г. в связи с решением Комиссии о необходимости привлечения к рассмотрению дела РАО "ЕЭС России".
Одновременно ФАС России поручил всем территориальным управлениям приступить к ежемесячному мониторингу цен на цемент, а также в срок до 15.08.2005 провести анализ рынка цемента на подведомственной территории и в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства принять соответствующие меры антимонопольного регулирования.
Так, например, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по поручению ФАС России "О проведении проверок цементных предприятий" была проведена проверка деятельности ОАО "Новоросцемент", не входящего в группу лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". По результатам проверки управление возбудило дело в отношении ОАО "Новоросцемент", занимающего доминирующее положение на рынке цемента в Краснодарском крае, по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции. Нарушение, ущемляющее интересы потребителей, выразилось в повышении цен на цемент с 1 июня 2005 года до уровня, при котором хозяйствующий субъект получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях.
По итогам рассмотрения дела Комиссия признала ОАО "Новоросцемент" нарушившим антимонопольное законодательство и выдала предписание - снизить среднюю оптовую цену на цемент навалом на 81,2 рубля за 1 тонну без НДС. 12 июля 2005 года ОАО "Новоросцемент" уведомило Краснодарское УФАС России об исполнении предписания.
12 июля 2005 года Комиссия Ульяновского управления ФАС России признала ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" нарушившим статью 22 Закона о конкуренции. ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" увеличило цены: на цемент марки ПЦ-400 ДО - на 31,5%, на цемент марки ПЦ-400 Д20 - на 34,5 %, не уведомив Управление ФАС в предварительном порядке о предстоящем повышении цен, что явилось нарушением предписания, выданного ФАС России ранее.
Согласно предписанию, ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" должна была обеспечивать равные условия поставок цемента для хозяйствующих субъектов, в течение трех лет информировать Управление ФАС по Ульяновской области в предварительном порядке при намечаемом увеличении отпускной цены на продукцию более чем на 5%.
Комиссия Ульяновского УФАС России по результатам рассмотрения дела вынесла постановление о привлечении ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 МРОТ (500 000 рублей).
Санкт-Петербургским УФАС возбуждено дело по признакам нарушения группой лиц в составе ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" и ОАО "Пикалевский глинозем" статьи 5 Закона о конкуренции в части установления монопольно высоких цен на цемент и навязывания невыгодных условий договора его поставки потребителям.
Продуктовыми границами рынка является рынок цемента в целом, на котором марки и производители цемента взаимозаменяемы для потребителей.
Основными потребителями (покупателями) цемента являются: предприятия, изготавливающие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон и раствор, асбоцементные изделия (до 75% от объема потребления); организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы (до 20%), и население (5-6%). К продавцам относятся производители цемента, оптовые посредники и предприятия розничной сети.
В настоящее время самым крупным субъектом российского рынка цемента является ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". Суммарные мощности 13 заводов, принадлежащих к группе лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", составляют 28,2 млн.тонн, или 40,7% от действующих общероссийских мощностей.
Остальные участники рынка контролируют от 1 до 3 предприятий. Так, например, французская компания "Лафарж" через свое дочернее предприятие "Лафарж Восток" контролирует ОАО "Воскресенскцемент" (Московская область). Компания "Холсим Аусландбетайлингунгус ГмбХ" (ФРГ) через ОАО "Альфа-Цемент" контролирует ОАО "Вольскцемент" (Саратовская область), ОАО "Щуровский цемент" (Московская область), ЗАО "Красный Октябрь" (Саратовская область). ООО "Востокцемент" прямо контролирует ОАО "Спасскцемент" (Приморский край) и ОАО "Теплоозерский цементный завод" (Хабаровский край).
По данным ФАС России доля ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" в границах Российской Федерации составляет около 45%. Однако, на цементном рынке из-за ряда факторов (география размещения производителей, транспортные сети регионов, установившиеся связи производителей и потребителей, наличие барьеров входа на рынок и т.д.) следует проводить региональную сегментацию в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом МАП России от 20.12.1996 №169 (Далее - Приказ №169).
В соответствии с Приказом №169 географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Этими границами для рынка цемента являются территории Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов, с одной стороны, и Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, с другой стороны. В границах Европейской части России (Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа) и Уральского федерального округа доля ОАО "Евроцемент груп" на рынке цемента составляет 55%.
Такая доля свидетельствует о высокой рыночной силе указанного хозяйствующего субъекта и возможности определять общие условия обращения товара на рынке, тем более, что другие крупные хозяйствующие субъекты занимают следующие доли на рынкецемента ( в границах 5 федеральных округов):
Холсим Аусландбетайлингунгус ГмбХ (ОАО "Вольскцемент", ОАО "Щуровский цемент") - 8%;
ОАО "Мордовцемент" (включая дочернее общество ООО "Сингилеевский Цемент") - 7,5%;
ОАО "Сухоложскцемент" - 5,3%;
ОАО "Новоросцемент" - 5%;
ОАО "Себряковцемент" - 6,7%.
Доли остальных хозяйствующих субъектов незначительны.
Таким образом, коэффициент CR-1 составляет 55%, CR-3 - 70,5%. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана превышает 3250, следовательно, рынок является высококонцентрированным.
Следует особо отметить, что географические границы рынка цемента определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести цемент.
Таким образом, федеральный антимонопольный орган имеет возможность самостоятельно выделять группу потребителей, например, жители той или иной области, того или иного федерального округа.
Субъектами рынка цемента являются Покупатели (Потребители цемента) и Продавцы (Производители цемента, оптовые посредники, розничная сеть).
Основные потребители цемента - предприятия, изготавливающие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон и раствор, асбоцементные изделия, строительные организации. К этим потребителям на территории России относятся примерно: 109 тысяч строительных организаций различных форм собственности, 3 тысячи предприятий стройиндустрии, 116 тысяч малых строительных предприятий (данные за 2003 г.).
Кроме того, имеется группа потребителей цемента - население, использующая цемент для индивидуального, садового, гаражного строительства и ремонта.
Структура потребления цемента выглядит примерно следующим образом:
- сборный железобетон - 55%,
- асбоцементные изделия - 22%,
- строительно-монтажные и ремонтные работы - 17%,
- население - 6%.
Предметом расследования является оптовый рынок цемента.
В настоящее время на цементном рынке функционируют 48 предприятий по выпуску цемента. По данным Росстата, производственные мощности российских цементных заводов по состоянию на 01.01.2004 составляют 71,2 млн. тонн цемента в год.
За 2004 г. выпущено 45,6 млн. тонн или на 11,3% больше чем в 2003 г., общий прирост производства составил 4,6 млн. тонн.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь