Актуальные вопросы антимонопольного контроля в отраслях химической промышленности и природопользования

03 октября 2005, 18:12

Основными задачами Управления и контроля и надзора в химической промышленности и природопользовании (далее - Управление) являются: осуществление контроля и надзора соблюдения антимонопольного законодательства в подконтрольных отраслях химической промышленности, агропромышленного комплекса и природопользования, принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в данных отраслях, а также координация деятельности территориальных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
В настоящее время деятельность Управления сконцентрирована на решении ряда актуальных вопросов в целях обеспечения и развития конкурентных отношений на ряде стратегически важных товарных рынках, продукция которых имеет для экономики страны в некоторых случаях определяющее значение. Многие из нижеприведенных рынков технологически взаимосвязаны, некоторые из них представляют редкую дуопольную или монопсоническую структуру. Поэтому применяемые специалистами Управления методы анализа рынка, оценки антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов в ряде случаев нестандартны. По некоторым уже принятым Решениям установлены длительные формы контроля, предусматривающие различные механизмы мониторинга рыночной ситуации и отчетности хозяйствующих субъектов.
Химическая промышленность
Апатито-нефелиновые руды
1. Рынок апатитового концентрата
В декабре 2001 года федеральный антимонопольный орган в установленном порядке согласовал создание группы "ФосАгро". Одним из участников указанной группы является ОАО "Апатит" - производитель сырья для производства минеральных удобрений. Заключение МАП России о создании группы "ФосАгро" выдано с рядом требований, направленных на недопущение ограничения конкуренции.
На протяжении последних трех лет нами неоднократно рассматривался вопрос обоснованности цены на апатитовый концентрат производства ОАО "Апатит".
В мае 2003 году федеральный антимонопольный орган провел специальное заседание Коллегии, посвященное процессам экономической концентрации в промышленности минеральных удобрений. В рассмотрении этого вопроса участвовали все крупнейшие потребители апатитового концентрата, представители группы "ФосАгро", независимые эксперты, представители заинтересованных органов исполнительной власти. В результате комплексного изучения порядка ценообразования на апатитовый концентрат, схем его реализации, было принято решение об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Апатит" при реализации своей продукции.
Во исполнение Решения коллегии, в ноябре 2003 года Управление совместно с Мурманским территориальным управлением провело выездную проверку хозяйственной деятельности ОАО "Апатит" в части соблюдения требований антимонопольного законодательства.
В ноябре 2004 года группа "ФосАгро", исполняя Предписание федерального антимонопольного органа, обратилась в ФАС России с заявлением о планируемом увеличении цены на апатитовый концентрат, вызванном ростом затрат на производство указанного товара.
В обоснование указанного повышения цены на данный продукт группа "ФосАгро" представила расчет себестоимости, прогнозы изменения статей калькуляции, выполненные на основании прогнозных данных Минэкономразвития России, план развития предприятия, разработанный независимым научно-исследовательским институтом "Гипроруда".
Кроме указанных материалов ФАС России обратилась с просьбой ОАО "НИТЭХИМ" - разработчику отраслевых рекомендаций по методике расчета себестоимости на химическую продукцию, провести независимую экспертизу обоснованности данного повышения цены на апатитовый концентрат. В экспертном заключении ОАО "НИИТЭХИМ" подтверждена обоснованность роста цены на апатитовый концентрат в 2005г.
Вместе с тем, из соответствующих расчетов, представленных группой "ФосАгро", были исключены непроизводственные и другие необоснованные затраты.
В целях всестороннего изучения обоснованности повышения цены ФАС России пригласил к обсуждению данного вопроса крупнейших потребителей апатитового концентрата.
После изучения всех материалов, в том числе сведений, полученных от потребителей апатитового концентрата, ФАС России приняла решение об обоснованности в 2005 году роста затрат на его производство, в частности вызванного необходимостью дополнительных капитальных затрат для поддержания безубыточного объема производства.
С данным выводом согласились и потребители апатитового концентрата, которые заключили соответствующие договора поставок с "ФосАгро".
Кроме того, по рекомендации ФАС России в настоящее время ОАО "НИИТЭХИМ" разработан проект "Методических рекомендаций по установлению цены на апатитовый концентрат с учетом согласования интересов производителя и потребителей", т.е. разработана долгосрочная формула образования цены на продукт. Предполагается ее использование при формировании договорных отношений, начиная с 2006 года.
2. Рынок нефелинового концентрата
В апреле 2005 года в ФАС России поступило заявление ОАО "СУАЛ" о нарушении ОАО "Апатит" антимонопольного законодательства при поставках нефелинового концентрата.
По своей структуре рынок нефелинового концентрата относится к двусторонней монополии. Функционирование таких рынков часто зависит от того какая из сторон (покупатель или продавец) захватит лидерство в установлении цен.
В заявлении ОАО "СУАЛ" указывалось на отказ ОАО "Апатит" заключить прямой договор поставки нефелинового концентрата, а также на необоснованный рост цены на нефелиновый концентрат.
ФАС России рассмотрев имеющиеся в своем распоряжении материалы, установил следующее.
В соответствии с абзацем 13 статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.91 3 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) ЗАО "ФосАгро АГ" входит в одну группу лиц с ОАО "Апатит" и ООО "ФосАгро-Маркетинг". На основании действующего договора ООО "ФосАгро-Маркетинг" является сбытовой организацией ОАО "Апатит".
Письмом от 07.02.2005 № ФАП-36 ЗАО "ФосАгро АГ" выразило согласие на поставку филиалу "ПГЗ-СУАЛ" ОАО "СУАЛ" нефелинового концентрата производства ОАО "Апатит" после окончания действующего договора поставки и предложило представить необходимые сведения для определения цены указанного товара. В соответствии с действующим договором комиссии продавцом указанного товара является ООО "ФосАгро-Маркетинг". Таким образом, ЗАО "ФосАгро АГ" - управляющая организация ОАО "Апатит" не уклонялось от заключения договора поставки нефелинового концентрата филиалу "ПГЗ-СУАЛ" ОАО "СУАЛ" по истечению срока действующего договора.
При осуществлении анализа специалисты Управления учитывали некоторые существенные технологические особенности апатито-нефелиновых руд.
Апатито-нефелиновые руды являются комплексным минеральным сырьем, продукты обогащения которого имеют самостоятельную технологическую ценность для химической, металлургической, стекольной промышленности, а также промышленности строительных материалов.
По содержанию полезных компонентов, к которым относятся апатит и нефелин, (их доли варьируются в пределах от 30 до 45% в различных природных типах руд) и роли этих компонентов для экономики, эти компоненты могут рассматриваться как практически равноценные продукты.
В имеющихся в распоряжении ФАС России заключениях ряда независимых экспертных организаций указано, что нефелиновый концентрат является самостоятельным видом продукции и, соответственно, имеет собственную себестоимость и цену.
Обоснованным и получившим признание в современной науке о сырье для химической промышленности является подход к апатит-нефелиновым рудам Кольского полуострова, как к комплексному сырью, продукты промышленного обогащения которых не находятся в подчиненном положении друг к другу, а являются самостоятельными продуктами с обоснованными производственными затратами на их получение и рыночной стоимостью. Поэтому распространяемые ОАО "СУАЛ" доводы о безосновательности отнесения ОАО "Апатит" затрат на подготовку апатит-нефелиновой руды на себестоимость производства нефелинового концентрата с научной и технологической точки зрения являются ошибочными.
Себестоимости апатитового и нефелинового концентратов являются сопоставимыми величинами.
В материалах о себестоимости производства нефелинового концентрата, представленных группой "ФосАгро", указан рост тех же статей затрат, что и при производстве апатитового концентрата. Данный рост связан в основном с необходимостью дополнительных капитальных затрат для поддержания безубыточного объема производства.
Основываясь на обоснованности затрат группы "ФосАгро" на производство апатитового концентрата, а также равнозначности обоих продуктов переработки руды, ФАС России посчитала обоснованным аналогичный рост себестоимости производства нефелинового концентрата.
Дополнительно, с целью исследования данного вопроса ФАС России рассмотрела структуру ценообразования на нефелиновый концентрат, а также на продукцию, производимую из него на филиале "ПГЗ-СУАЛ" ОАО "СУАЛ".
В соответствии с заключенным в 2000 году ОАО "СУАЛ" и ОАО "Апатит" договором поставки нефелинового концентрата ОАО "СУАЛ" рассчитывается за поставленный товар глиноземом в пропорции 1 к 10. При этом на производство 1 тонны глинозема необходимо 4 тонны нефелинового концентрата.
Необходимо также отметить, что Пикалевский глиноземный завод отправляет глинозем для дальнейшей переработки в алюминий на предприятия ОАО "СУАЛ" по себестоимости и таким образом группа "СУАЛ" получает еще дополнительную прибыль от реализации алюминия.
Согласно п.п. 4 и 5 дополнительного соглашения от 01.07.2000 в случае отказа ОАО "СУАЛ" от встречной поставки глинозема оплата нефелинового концентрата должна производиться денежными средствами. В ФАС России имеются конкретные сведения (письма, платежные поручения), что новая цена, предложенная группой "ФосАгро" ранее, вполне устраивала ОАО "СУАЛ".
Cнижение рентабельности на Пикалевском глиноземном заводе по сравнению с рентабельностью на других предприятиях группы "СУАЛ", также производящих глинозем, обусловлено, прежде всего применением на них разных технологий. Нельзя сравнивать рентабельности производства глинозема из нефелина с рентабельностью производства глинозема из бокситов, которые используется на других предприятиях ОАО "СУАЛ".
Не исключено, что навязываемая ОАО "СУАЛ" цена на нефелиновый концентрат может иметь целью получение прибыли значительно более высокой, чем это было бы в условиях конкуренции. Таким образом, есть основания полагать, что действия ОАО "СУАЛ" направлены на установление монопсонически низких цен на нефелиновый концентрат в условиях отсутствия в настоящее время у группы "ФосАгро" альтернативной возможности реализации данного товара иным потребителям.
3. Рынок калийных удобрений
В настоящее время Управление в связи с обращением Председателя Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.В.Кулика изучается ситуация с ценообразованием на хлористый калий.
В Российской Федерации производителями хлористого калия являются два хозяйствующих субъекта, расположенные в Пермской области, ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит".
Рынок хлористого калия является высоко концентрированным и по своей структуре представляет собой олигополию (дуополию).
Рынок является экспортно-ориентированным. Более 80% произведенного товара реализуется на рынках зарубежных стран. Доли участников рынка в течение последних четырех лет не были стабильными. Сравнение цены реализации хлористого калия на внутренний рынок и на экспорт показывает, что экспортная цена более чем на 50% выше цены внутреннего рынка.
Добывающая промышленность
Рынок алмазного сырья
Рынок алмазного сырья является одним из стратегических для экономической безопасности страны.
Рынок природных алмазов отягощен рядом факторов, не способствующих развитию конкуренции. Для участников данного рынка созданы неравные условия доступа на него и участия в приобретении указанной продукции, существует практика заключения эксклюзивных договоров поставки сырья, предоставляющих отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, создавая тем самым неравные условия конкуренции, что свидетельствует о нарушении ряда положений антимонопольного законодательства.
Вопрос доступа к сырью является основополагающим для функционирования любого товарного рынка, и тем более для рынка, обремененного монопольным положением поставщика этого сырья (АК "АЛРОСА").
В порядке осуществления функций контроля и надзора Управление в 2004-2005 г.г. провело исследование принципов функционирования рынка природных алмазов и нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу алмазно-бриллиантового комплекса.
Установлено наличие законодательных и иных нормативных правовых актов, противоречащих Закону о конкуренции. В условиях безусловного доминирующего положения компании "АЛРОСА", на рынке отсутствует нормативно закрепленный единый порядок недискриминационного доступа гранильных предприятий к алмазному сырью, что приводит к злоупотреблению компанией своим доминирующим положением.
В частности, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) приняты нормативные правовые акты, предоставляющие алмазообрабатывающим предприятиям, расположенным и функционирующим на территории Республики Саха (Якутия), преимущественное право на выкуп 25% алмазного сырья, добываемого на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 04.11.2004 164-З № 335-Ш "О государственном регулировании отношений в сфере деятельности алмазообрабатывающей промышленности" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) одной из форм государственной поддержки субъектов алмазообрабатывающей промышленности является заключение соглашений между Республикой Саха (Якутия), субъектами алмазообрабатывающей и алмазодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) о взаимодействии в области алмазообрабатывающей промышленности по выкупу 25% добываемого на территории Республики Саха (Якутия) алмазного сырья.
Пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) установлено, что для заключения соглашений алмазодобывающим организациям Алмазным советом при Президенте Республики Саха (Якутия) рекомендуются субъекты алмазообрабатывающей промышленности.
Подпунктами 1, 5 и 6 пункта 4 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) наделен полномочиями по разработке принципов взаимоотношений субъектов алмазодобывающей и алмазообрабатывающей промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия).
Пунктом 6 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) предусматривается формирование и представление Алмазным советом при Президенте Республики Саха (Якутия) совместно с Ассоциацией производителей бриллиантов Республики Саха (Якутия) в субъекты алмазодобывающей промышленности пакетов заявок на алмазное сырье, являющихся основанием для удовлетворения потребности субъектов производства продукции и изделий из природных алмазов, зарегистрированных и функционирующих на территории Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.09.1999 № 467 "О контроле за качеством сортировки и оценки природных алмазов на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - постановление № 467) утверждены "Методика выделения 25% алмазов в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту - Методика) и "Порядок работы по обеспечению алмазным сырьем алмазообрабатывающих предприятий Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту - Порядок обеспечения алмазным сырьем).
Указанная Методика устанавливает общий порядок выделения 25% алмазов, добываемых на территории Республики Саха (Якутия) акционерной компанией АК "АЛРОСА" (ЗАО) (подпункт 1.1 Методики).
Порядок обеспечения алмазным сырьем разработан для осуществления контроля за поставками алмазного сырья алмазообрабатывающим предприятиям Республики Саха (Якутия) и регулирует процесс снабжения алмазным сырьем алмазообрабатывающих предприятий Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения алмазным сырьем 25% алмазного сырья, добытого на территории Республики Саха (Якутия), поступает в Государственное хранилище ценностей Республики Саха (Якутия) (далее - Гохран).
Таким образом, в результате принятия органами государственной власти Республике Саха (Якутия) Закона Республики Саха (Якутия) и Постановления № 467 алмазообрабатывающим предприятиям Республики Саха (Якутия) предоставлено преимущественное право (льготы) на выкуп 25% алмазного сырья, добываемого на территории Республики Саха (Якутия), ставящее их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающими на рынке природных алмазов.
Кроме того, 10 апреля 2003 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) и АК "АЛРОСА" (ЗАО) № 282 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 3.2. Соглашения АК "АЛРОСА" (ЗАО) обязуется сортировать и реализовывать алмазы гранильным предприятиям, зарегистрированным и функционирующим на территории Республики Саха (Якутия), в объеме до 25% от годового объема добываемого алмазного сырья в срезе.
Таким образом, указанным Соглашением определена конкретная группа покупателей алмазного сырья (алмазообрабатывающие предприятия, зарегистрированные и функционирующие на территории Республики Саха (Якутия)) в объеме 25% от годового объема алмазного сырья, добываемого на территории Республики Саха (Якутия). Следовательно, данное Соглашение приводит к разделу рынка природных алмазов по кругу покупателей.
При этом представители органов государственной власти Республики Саха (Якутия), ссылаясь на статьи 1, 9, 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), полагают, что, выкупив в приоритетном порядке алмазное сырье у субъектов алмазодобывающей промышленности, вправе по своему усмотрению распоряжаться им, в том числе реализовывать его как объект собственности, а также использовать для оказания государственной поддержки субъектов алмазообрабатывающей промышленности.
Проведя анализ законодательства в данной сфере и исследовав имеющиеся материалы были сделаны следующие выводы.
Преимущественное право покупки драгоценных камней органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может использоваться только для целей пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. Приобретение драгоценных камней органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в собственность для иных целей кроме как для пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации должно осуществляться ими в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 20 Закона о драгоценных камнях.
Следовательно, установленное указанным Порядком выделение для алмазообрабатывающих предприятий Республики Саха (Якутия) алмазов, которые были приобретены органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в приоритетном порядке, является необоснованным предоставлением преимущественного права (льготы) алмазообрабатывающим предприятиям Республики Саха (Якутия) на покупку алмазного сырья, что приводит к ограничению конкуренции на рынке природных алмазов и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов, работающих на рынке того же товара.
В отношении 25%-ной доли Республики Саха (Якутия) в годовом объеме добываемого алмазного сырья на территории Республики Саха (Якутия).
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) драгоценных камней установлены Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Положения Указа Президента Российской Федерации № 654с в части, касающейся установления преимущественного права органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на приобретение драгоценных камней применяются при соблюдении следующих обстоятельств:
указанное преимущественное право может быть использовано органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) только для целей пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия);
указанное преимущественное право может быть использовано органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) только при условии предварительного заключения договоров купли-продажи драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи) задатка в счет платежей, причитающихся с этих органов по указанным договорам;
указанное преимущественное право не связано с какими-либо количественными нормативами в виде фиксированных процентов от общего объема драгоценных камней, добываемых и производимых на территории Республики Саха (Якутия).
Таким образом, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия) при издании актов, необоснованно предоставляющих алмазообрабатывающим предприятиям, зарегистрированным и функционирующим на территории Республики Саха (Якутия), льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке природных алмазов, нарушили статьи 7 Закона о конкуренции.
Кроме того, Правительство Республики Саха (Якутия) и АК "АЛРОСА" (ЗАО) нарушили статью 8 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", при осуществлении в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и АК "АЛРОСА" (ЗАО) согласованных действий, которые приводят к разделу рынка природных алмазов по кругу покупателей и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного Комиссия ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняла соответствующие Решение и выдала участникам Соглашения о сотрудничестве Предписание, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, по настоянию ФАС России, АК "АЛРОСА" по согласованию с федеральным антимонопольным органом разработала и утвердила положение "О едином порядке и условиях реализации АК "АЛРОСА" алмазного сырья", который уже вступил в силу.
Данный документ должен стать ключевым нормативным актом, который позволит установить недискриминационные взаимоотношения между АК "АЛРОСА" и гранильными предприятиями, обеспечив последним равные условия доступа к алмазному сырью.
Агропромышленный комплекс
1.Управление в инициативном порядке в первом полугодии 2005 года в соответствии с Законом о конкуренции организовало проверку деятельности ряда мясоперерабатывающих заводов Московского региона, а также Мясного Союза России в связи с повышением в 2004 году цен на мясную продукцию.
В результате проверки, в частности, установлено, что повышение цен в среднем на 25% на продукцию мясоперерабатывающих заводов в первую очередь вызвано значительным ростом цен на мясное сырье, а также введением с 01.04.2003 постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №№ 48 "О мерах по защите российского птицеводства", от 23 января 2003 г. № 49 и 50 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации" тарифных квот в отношении импорта свинины, говядины и мяса птицы, которые были приняты в целях обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Действующий механизм распределения квот привел к тому, что непосредственные производители готовой продукции - мясоперерабатывающие предприятия, лишились прямого доступа к мясному сырью. Как следствие, поставки сырья на соответствующих рынках стали регулировать ограниченное число компаний - трейдеров. При этом мясное сырье стало систематически дорожать.
Неприемлемым для российского рынка мясного сырья является страновой принцип распределения квот. В результате такого подхода участники рынка, и без того обремененного многочисленными административными барьерами, резко ограничены возможностью маневрирования в зависимости от складывающейся конъюнктуры на мировом рынке. Например, в 2004 году была необходимость своевременной переориентации потребителей с рынков стран с высокой ценой на мясное сырье на рынок с более низкой ценой на свинину и говядину. Усугубило ситуацию закрытие в сентябре 2004 года импорта мяса из Бразилии и Китая по решению российской ветеринарной службы. Это приводит к тому, что страны экспортеры, пользуясь такими обстоятельствами, имеют возможность диктовать экономически необоснованные цены на поставляемое потребителям сырье.
В результате, по имеющейся информации, выделяемые квоты на мясо свинины и говядины не используются участниками в полном объеме.
Таким образом, действующий механизм квотирования в совокупности с иными мерами таможенно-тарифного регулирования не является достаточно эффективным инструментом, способствующим стабилизации ситуации на рынке мясопродуктов, и в должной степени не стимулирует развитие отечественного скотоводства. При этом необходимо принимать во внимание, что в Российской Федерации обеспеченность собственными мясными ресурсами примерно составляет: по говядине - 30%, по свинине - 80%, по мясу кур - 50%, а по данным Института аграрного маркетинга (ИАМ) в 2004 г. наблюдалось сокращение объемов рыночных ресурсов говядины и свинины, что вызвано сокращением внутреннего производства говядины - на 8,5%, свинины - на 2,5% по отношению к объему производства в 2003 году, а также сокращением объемов импорта говядины - на 9%, свинины - на 20%.
Складывающаяся в течении 2004 года ситуация с обеспечением мясным сырьем подталкивает мясоперерабатывающие предприятия к согласованным действиям по координации ценовой политики на готовую продукцию, что может привести к ограничению конкуренции, и, как следствие, к еще большему росту цен на внутреннем рынке.
В связи с изложенным, Управлением было подготовлено за подписью Руководителя ФАС России И.Ю.Артемьева и направлено письмо в Правительство Российской Федерации с информацией по данному вопросу, а также с предложением существенно пересмотреть в 2005 году действующий порядок ограничения импорта мясного сырья с целью снятия различных административных барьеров, препятствующих прямому доступу производителей готовой продукции к мясному сырью, что будет способствовать развитию конкуренции на этих товарных рынках.
Кроме того, Управлением подготовлены и направлены предписания ряду участников рынка мясной продукции в Москве и Мясному Союзу России, направленные на обеспечение конкуренции на данном рынке, которые в настоящее время полностью исполнены.
2. В ФАС России в ноябре 2004 года (вх.25662 от 24.11.04) Сбербанком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.06.99 №117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о защите конкуренции) было представлено уведомление о заключении Соглашения о сотрудничестве между Федеральным агентством по сельскому хозяйству (Россельхозом), Правительством Белгородской области, ОАО "АК Сберегательный банк Российской Федерации" и ООО "Группа компаний "Русагро" (далее - Стороны) от 09.11.04 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения являлось взаимодействие Сторон в ходе реализации на территории Белгородской области инвестиционного проекта по промышленному производству свинины в объеме 60 (шестьдесят) тысяч тонн в живом весе в год.
Согласно пунктам 2.5 и 2.7 Соглашения Россельхоз и Правительство Белгородской области оказывают государственную поддержку ЗАО "Белгородский бекон" в процессе реализации инвестиционного проекта.
Поскольку отношения, возникающие в процессе реализации Соглашения, оказывают влияние на товарные рынки Российской Федерации, ФАС России в соответствии со статьей 19.1 Закона о конкуренции был проведен анализ соответствия Соглашения требованиям антимонопольного законодательства.
Усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 12 Закона о конкуренции, ФАС России письмами от 22.12.2004 № ЦА/10732 и от 08.04.2005 № АГ/4677 предложил Сторонам привести Соглашение в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
Однако Сбербанк России (вх. №3516 от 18.02.05), ООО "Группа компаний Русагро" (вх. № 3864 от 24.02.05) и Правительство Белгородской области (вх. № 10001 от 11.05.05) в представленных ответах указали, что Соглашение направлено на поддержку и развитие производства мяса свинины на территории Белгородской области, и, по мнению Сторон, Соглашение не противоречит требованиям Закона о конкуренции.
Таким образом, учитывая отказ Сторон в добровольном порядке привести Соглашение в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, ФАС России было возбуждено дело 1 07/243-05 о нарушении антимонопольного законодательства Россельхозом, Правительством Белгородской области, ОАО "АК Сберегательный банк Российской Федерации", ООО "Группа компаний "Русагро".
Заслушав объяснения доверенных представителей сторон, исследовав все имеющиеся материалы дела, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 07/243-05 о нарушении антимонопольного законодательства признала Правительство Белгородской области, ООО "Группа компаний "Русагро", Федеральное агентство по сельскому хозяйству, ОАО "АК Сберегательный банк Российской Федерации" нарушившими статью 8 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" путем заключения Соглашения о сотрудничестве от 09.11.2004, отдельные положения которого могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и обязала в трехмесячный срок устранить выявленные недостатки.
В настоящее время ФАС России согласовал представленные изменения, касающиеся упомянутого Соглашения.
3. В ФАС России поступает информации об участившихся случаях злоупотребления крупнейшими производителями рынка пищевой продукции своим доминирующим положением. В частности это выражается в заключении эксклюзивных договоров поставки и реализации продукции, в том числе через специализированные сбытовые организации, с крупными торговыми сетями магазинов, ресторанов, иными заведениями общественного питания и развлекательными учреждениями, которые направлены на ограничение конкуренции.
Показательными, в данном случае, являются своевременные и эффективные действия Красноярского УФАС России, установившего в действиях ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (далее - Общество) нарушение статьи 6 Закона о конкуренции. Маркетинговое соглашение, заключенное между Обществом и одним из контрагентов, содержало положение об осуществлении контрагентом продаж и продвижения на рынке исключительно продукции ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия". При этом в границах Красноярского края у данного Общества всего действует около трехсот подобных договоров. Компания "Кока-Кола" уведомила антимонопольный орган о намерении добровольно устранить выявленные недостатки.
Имеющееся информация свидетельствует о том, что аналогичные договорные отношения существуют и в других сегментах рынка.
В целях выявления и пресечения антиконкурентных договорных отношений, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, в течение 3-4 кв. 2005г. совместно с территориальными органами ФАС России будут осуществлены соответствующие проверки деятельности всех участников рынка, обладающих значимой рыночной властью в различных сегментах рынка пищевой продукции. При этом особое внимание будет обращено на рынки пива, безалкогольных напитков (в том числе соков), кондитерских изделий, готовой мясной продукции, табачных изделий, жевательной резинки, алкогольной продукции и др., а также на деятельность торговых сетей.
В случае необходимости расследования ситуации на межрегиональном уровне координация деятельности территориальных органов ФАС России возложена на территориальные органы ФАС России, расположенные в центрах федеральных округов (Московское, Санкт-Петербургское, Ростовское, Нижегородское, Свердловское, Новосибирское, Хабаровское Управления ФАС России).

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь