"Азбука госзаказа". Интервью М.Евраева "Российской газете"

25 января 2010, 14:54

С 1 января 2010 года федеральные заказчики должны работать на электронных аукционах. До начала торгов в такой обязательной форме осталось меньше месяца. Подробности "РБГ" узнала у Михаила Евраева, начальника управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением государственного заказа.
Михаил Евраев: - Электронные площадки начали работать с 1 июля. Правительством Российской Федерации определены три пилотные площадки - Москвы, Татарстана, и Сбербанка. Эти площадки не региональные, а общероссийские, на них могут работать все федеральные заказчики. Недавно принято решение, что всего площадок в нашей стране будет пять. И размещать свои заказы на данных площадках с начала лета 2010 года смогут не только федеральные заказчики, но и все заказчики регионов и муниципальных образований. Обычные аукционы, которые существуют сегодня, скоро уйдут в прошлое, на их смену придут электронные.
- Как же это будет происходить?
- В связи с тем, что многие заказчики добровольно не очень хотят переходить на электронные аукционы, были приняты поправки в законодательство по размещению заказов. С 1 января 2010 года, то есть буквально через 2 недели, по определенному перечню товаров, работ и услуг федеральные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционы. С 1 июля 2010 года федеральные заказчики вместо обычных аукционов с молотком и аукционистом будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Таким образом, уже через полгода обычные аукционы для федеральных заказчиков полностью "умрут".
Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то для них размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года. В настоящее время соответствующие поправки в 94-ФЗ уже приняты.
- Могли бы вы рассказать подробнее о котировках?
- Запрос котировок не является конкурентной процедурой и его планируется полностью заменить на короткий (по сроку его проведения) электронный аукцион ориентировочно во второй половине 2011 года. Размещать заказы на таком коротком аукционе можно не до 500 тыс.руб., как на запросе котировок, а до 3 млн.руб. При этом у федеральных заказчиков такая возможность есть уже сегодня. Таким образом, в результате у нас останется обычный электронный аукцион, короткий электронный аукцион, конкурс, а так же размещение заказа у единственного поставщика в определенных законом случаях.
- А в каких примерно случаях будет проходить аукцион, а когда конкурс?
- Электронные аукционы, обычные и короткие, будут занимать около 70 процентов от всех торгов по государственному заказу, соответственно примерно тридцать процентов будет приходиться на конкурсы, в первую очередь это размещение заказов на выполнение творческих работ (например, НИОКР, проектирование, медицинские услуги). Электронные аукционы будут проводиться на строительство, лекарственные средства, поставку продуктов питания, канцелярских товаров, и т.д.
Мы предполагаем, что существенно повысится качество государственного заказа, уйдет сговор. В электронный аукцион закладывается принцип конфиденциальности, анонимности участия. Также в прошлое уйдет административное давление на участника аукциона со стороны заказчика. Сейчас встречаются ситуации, когда участнику говорят, что лучше ему отозвать свою заявку во избежание проблем с СЭС, налоговой или пожарниками… А с электронными аукционами это сделать уже будет невозможно просто потому, что заказчик до окончания аукциона даже не будет знать о том, кто в нем участвует.
Механизм простой. Заявка участника делится на две части. Первая часть - информация о товаре, работе или услуге. Вторая часть - информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион. И только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.
- Вы верите в то, что не найдут наши умельцы какой-то новой лазейки?
- Дело не в вере. Я уверен, что мы движемся в правильном направлении к нормальной конкуренции в сфере государственного заказа. И, в первую очередь, это вопрос правил. Конечно, какие-то лазейки найдутся. И электронные аукционы породят электронные злоупотребления. Ну так и мы не собираемся лежать на печи. Выявленные лазейки будут закрыты законодательно. Плюс должен быть жесткий контроль за действиями электронных площадок, заказчиков и предпринимателей.
А вообще лазеек постепенно становится все меньше и меньше. Никто ж не ожидает, что на следующее утро после введения электронных аукционов все сразу станет хорошо. Это большой путь, который надо пройти. Вопрос только в том, идем мы вперед или нет.
- А что, есть варианты - идти вперед или нет?
- Я считаю, что вариантов нет. Но мы встречаем и немалое сопротивление реформе госзаказа. Это реформа, которая наступает на серьезные финансовые интересы многих чиновников и предпринимателей, которые раньше имели возможность распределять госзаказ в собственных интересах. А теперь такие возможности у них существенно сокращаются. Кроме этого, у нас есть многие из естественных монополий и госкорпораций, распределяющих средства в произвольном порядке и опасающиеся распространения на них конкурентных правил даже в небольшой части. Поэтому, конечно, далеко не всем нравится реформа.
Отсюда и рождаются различные предложения о возврате к предквалификации участников со стороны чиновников, или предложения об отказе от электронных аукционов и введении крайне сомнительных двухэтапных конкурсов для сложной продукции, или идеи об отмене неизменности условий заключенного контракта.
Эти предложения направлены на возврат к тому полностью коррупционному прошлому, которое процветало до 94-ФЗ. Конечно, и сейчас далеко не все здорово и много проблем еще не решено, (например, необходимо усовершенствовать размещение заказов на НИОКР, ввести короткую судебную процедуру расторжения контрактов, создать действенную мотивацию для заказчиков получать экономию и т.д.). Но за последние 4 года страна проделала огромный путь к открытости, конкурентности и значительному понижению коррупционности госзаказа. Заложенная в 94-фз экономическая идеология жизненная, она работает и приносит ощутимый положительный результат. Поэтому я уверен, что шансов у подобных предложений вернуться в прошлое просто нет.
- А заказ станет на сто процентов конкурентным?
- Добиться того, чтобы в подавляющем числе случаев государственный заказ был действительно конкурентный, возможно. И я думаю, что это очень серьезно изменит экономику нашей страны в целом. И не только с точки зрения развития предпринимательства, конкуренции и борьбы с коррупцией. Введение электронных аукционов будет огромным шагом вперед в компьютеризации всей страны и перехода ее к электронным технологиям в самых отдаленных территориях. Эффект будет колоссальный, посильнее всех федеральных целевых программ в этой сфере вместе взятых.
- И получится сэкономить бюджетные средства?
- Экономия бюджетных средств составила за три года более 500 миллиардов рублей. Причем это не какие-то абстрактные деньги, оставшиеся в каких-то бюджетах. Это наши с Вами дополнительные возможности увеличивать пенсии, платить выше зарплаты бюджетникам, покупать больше лекарств или строить больше дорог.
Но когда мы в стране перейдем на электронные аукционы, то получим экономию не менее одного триллиона рублей в год. И это даже заниженная цифра. Это всего около 20% от общего консолидированного объема госзаказа, который составляет около 4,5 - 5 триллионов рублей в год. А на электронных аукционах экономия достигает и 30 и 50, и 70 процентов без ущерба для качества. Причем торги выигрывают не какие-то компании-однодневки, а серьезные, крупные компании, лидеры рынка в своих сферах.
- Количество площадок должно быть ограничено?
- Их в стране будет пять. При этом для проведения всех электронных аукционов хватило бы и одной площадки. Но это были бы большие риски для всей страны, если что-то бы с этой площадкой произошло. Еще один недостаток такого варианта - отсутствие конкуренции между площадками за заказчика и предпринимателя. Как следствие этого - отсутствие нормального сервиса для них и низкое качество работы площадки.
А много площадок делать нельзя, поскольку тогда это будут неконтролируемые электронные аукционы, где никто не будет понимать, как определился победитель. И тогда об электронных аукционах можно просто забыть.
Площадка - это не место, где встречаются заказчики и предприниматели. Площадка - это просто "сервер", за которым должен быть жесткий контроль. И необходимо исключить фактор желания влиять на данный сервер со стороны чиновников. Например, никто не знает, где находится сервер "Яндекса" или "Рамблера" и никого это даже не интересует. Все просто работают с этими системами, и никто при этом не требует, что бы их сервер находился именно у него в регионе, потому что требовать это также бессмысленно, как и в случае с электронными площадками.
А частные компании тоже смогут размещать свои заказы через такие электронные площадки?
Многие руководители предприятий заинтересованы в том, чтобы покупать продукцию по рыночным ценам. И когда они увидят, что государственный сектор перестраивается на нормальные, прозрачные отношения, думаю, что и для них это будет яркой возможностью выстроить свои корпоративные закупки по этим понятным, внятным, очевидным правилам.
- А что касается качества государственного заказа?
- Обоснованно исключив в 94-ФЗ административную предквалификацию, мы обязаны дать заказчику полноценную экономическую предквалификацию участников, с чем возникли большие проблемы.
Поэтому вторым важнейшим направлением реформы, помимо перехода на электронные аукционы, является повышение качества выполнения государственных контрактов. С 23 августа 2009 года вступил в силу поправки, согласно которым на новых электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения обязательств предпринимателей по контракту применяться не может.
Дело в том, что очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали им в выплатах на основании как собственных правил, так и пользуясь несовершенством действующего страхового законодательства. В результате страхование превратилось в раздачу за деньги пустых бумажек, которые никому ничего не обеспечивают. Поэтому на электронных аукционах страхование ответственности применяться не будет. Что касается обычных торгов, то это право заказчика устанавливать, что страхование, как обеспечение контрактов не применяется. Сейчас многие заказчики стали так делать.
В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту - это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса - капиталы и резервы) составляют не менее 300 млн руб., и такие юридические лица смогут давать обеспечение в размере не более 10% от стоимости собственных средств. Соответственно, чем больше объем собственных средств, тем более крупный контракт компания может гарантировать. Мы считаем, что это будет хорошее подспорье для предпринимателей в предоставлении финансового обеспечения заказчикам.
Также у заказчиков появилось право устанавливать в требованиях торгов, на что распространяется финансовое обеспечение, которое представляет предприниматель (не от кого оно должно быть получено, а на что оно распространяется, какие риски, какие убытки заказчиков обеспечение покрывает).
Эти меры должны серьезно изменить ситуацию, в результате чего на госзаказе должны остаться только надежные компании. При этом, конечно, многое зависит и от заказчика, в т.ч. от того, насколько квалифицированно он установил требования по качеству к товару, работе или услуге.
- Осталось ли ограничение в один миллион рублей для электронных аукционов?
- Сегодня на общероссийских площадках федеральные заказчики могут размещать заказы вне зависимости от их стоимости. Ограничение в один миллион рублей было установлено для старой процедуры электронных аукционов, которая умирает 1 июля 2010 года. Региональные и муниципальные заказчики смогут размещать заказы на общероссийских площадках примерно с лета 2010 года, когда площадки начнут полноценно работать.
При этом все заказчики, в т.ч. региональные и муниципальные, будут работать с электронной цифровой подписью (ЭЦП) федерального казначейства, которую они уже могут получать бесплатно в любом отделении федерального казначейства.
- Есть ли реакция на такие новшества из-за рубежа?
- Наши соседи по Европе с удивлением, а в некоторых случаях, и с хорошей завистью смотрят на то, что происходит в России. По информации из МИДа, у них не получается создать централизованную систему электронных аукционов именно из-за наличия административной предквалификации, т.е. возможности чиновников выставлять любые произвольные требования к участникам. В развитии системы госзаказа мы серьезно обогнали и Европу, и Соединенные Штаты Америки. Но мы не против поделиться с коллегами из других стран нашим опытом.

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь