Правила оценки заявок на участие в конкурсе... - горячая линия Российской газеты

02 февраля 2010, 10:55

1 ноября вступают в силу Правила..., утвержденные постановлением правительства № 722 от 10.09.2009 и опубликованные в "Российской газете" ... На вопросы наших читателей отвечает один из авторов документа - начальник управления по контролю за размещением госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
Российская газета: Пожалуй, самый актуальный вопрос читателей - что будет с торгами, объявленными до вступления в силу постановления № 722? Как следует проводить оценку после 1 ноября в конкурсах, которые были объявлены до этой даты?
Михаил Евраев: По всем конкурсам, которые объявлены до 1 ноября, оценка проводится в соответствии с теми правилами, которые были установлены в конкурсной документации.
РГ Есть критерий "сроки исполнения контракта". В новой формуле сроки считают от даты заключения контракта. Но ведь контрактом может быть предусмотрено, что поставка осуществляется с момента поступления аванса, с момента уведомления исполнителя, с иной, предусмотренной контрактом даты. Почему же надо привязываться именно к дате заключения контракта?
Евраев Потому что обязательства у заказчика и поставщика появляются с даты заключения контракта. Если есть аванс, то срок его выплаты также зависит от того, когда заключен контракт. Если мы будем при оценке сроков исполнения контрактов отталкиваться, например, от даты аванса, то это будет дата плавающая. Никто не будет понимать, через пять дней будет аванс или через 25 дней, как это будет рассчитываться и администрироваться. Это может привести к злоупотреблениям. Тот, кто будет знать, когда аванс поступит, будет имеет возможность сделать предложение по срокам, которое потом скорректирует вместе с заказчиком путем перевода аванса в более ранние или более поздние сроки. Поскольку это критерии оценки, то все условия должны быть изначально всем известны, должны быть четкие, ясные правила. В том числе - конкретная дата отсчета исполнения обязательств по контракту.
РГ В постановлении говорится: в случае, когда для оценки заявок установлено сразу два критерия (срок предоставления гарантий и объем предоставления гарантий), то оценка заявок по таким критериям не производится, их значимость суммируется со значимостью критерия "цена контракта". При этом если других критериев не установлено, будет ли это означать, что оценка заявок будет производиться только по критерию цены?
Евраев Так установлено потому, что невозможно проводить оценку с двумя неизвестными. Заказчик должен определиться и изначально установить в конкурсной документации либо срок предоставления гарантий либо объем предоставления гарантий, что ему важнее. Тогда второе условие контракта можно сделать критерием оценки. Если же заказчик нарушит данное правило, то наступает общее последствие для данных нарушений, заложенное в постановлении, а именно - эти критерии применяться не будут и их значимость добавляется к значимости цены контракта. Таким образом, не надо гадать, какое будет решение контролирующего органа при поступлении жалобы или проведении проверки - оно будет предопределено.
РГ Тогда поясните, можно ли в конкурсной документации прописать только два критерия оценки заявок - цена контракта и срок поставки?

Евраев Да, можно. Дело в том, что единственным обязательным критерием, который вы должны задать при оценке, является цена контракта. Его значимость - не менее 35 процентов. Все остальные критерии - это ваше желание.
РГ Исходя из Постановления, расчет баллов по всем критериям осуществляется расчетным путем, за исключением таких критериев, как "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара", "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг". В отношении данных критериев Постановлением допускается использовать аналитический или, иначе говоря, "экспертный" метод начисления баллов каждым членом конкурсной комиссии. Что будет если членом комиссии проставлена оценка в баллах участнику с лучшими характеристиками меньше, чем участнику с худшими характеристиками. Как процедурно выйти из данной ситуации. Как должна поступить комиссия, в случае если такое мнение члена комиссии, выраженное в баллах, повлияет на результат оценки и сопоставления заявок и в итоге победителем по сумме рейтингов получается участник, предложивший не лучшие условия исполнения контракта?
Евраев Комиссия принимает решение в целом, и участники в размещения заказа будут ориентироваться на конечное решение комиссии. Конечное решение комиссии зависит от оценки каждого из ее членов. Если в конечном решении комиссии участник, который получил максимальное количество баллов, предложил условия хуже, нежели чем другие участники, либо предложил условия лучшие, а ему поставили меньше балл, то он может обжаловать данное решение в судебном порядке. При этом если был нарушен порядок оценки, установленный самим заказчиком, то обжаловать данное решение можно как в судебном порядке, так и в контролирующем органе. Что же касается самой комиссии, то если ее члены сочтут, что оценку они провели неправильно, значит нужно произвести новую оценку. Всегда лучше самим исправить ошибку, нежели чем ждать пока это сделает контролирующий орган или суд с соответствующими санкциями.
РГ В случае если в конкурсной документации предусмотрены такие критерии как "функциональные характеристики или качественные характеристики товара", "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в отношении таких критериев должен быть установлен "предмет оценки". Что входит в это понятие?
Евраев Предмет оценки - это то, что именно вы оцениваете. Например, сколько контрактов исполнило юридическое лицо в стоимостном или в количественном выражении, или вы оцениваете качество его персонала - сколько у него сотрудников, сколько из них с высшим образованием. Участникам должно быть понятно, что является предметом оценки, за что ставится тот или иной балл. При этом если вы установили один порядок оценки - например, оцениваете его контракты, а потом решили заодно оценить и его персонал, то это будет уже нарушением порядка оценки, который установил сам заказчик, потому что если бы участники понимали, что их будут оценивать по качеству персонала, то они бы представили соответствующие документы про персонал, а так они этого сделать не смогли. Другими словами, все изначально должны понимать правила игры и по ходу оценки их менять нельзя.
РГ Как должна производиться оценка по критериям "объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" или "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в отношении заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложение об обеспечении исполнения части условий контракта по указанным критериям (обеспечена часть объема гарантии или обеспечена часть срока гарантии). Возможно ли на конкретном примере пояснить, каким образом в данном случае рассчитывается рейтинг заявки по соответствующему критерию исходя из обеспеченной части предложения участника конкурса?
Евраев Как раз этот вопрос четко урегулирован в постановлении. Если заказчик использует, например, такой критерий, как объем гарантии, то при этом он в порядке оценки может установить, что объем гарантий, который предлагает участник, должен быть обеспечен в определенном размере. Если заказчик не установил, что объем гарантии должен быть обеспечен, соответственно при оценке учитывается все предложение участника по критерию объем гарантии, потому что не было требование об обеспечении. Если заказчик установил, что при оценке учитывается только обеспеченное предложение по критерию объем гарантии, то предложение участника по данному критерию учитывается исключительно исходя из той части, в которой оно обеспечивается.
РГ Читатели просят разъяснить, какие критерии необходимо использовать при оценке, если предметом конкурса являются услуги не материального характера, и выполнение которых субъектами предпринимательской деятельности возможно только на одинаковых условиях. Например, как оценивать ОСАГО?
Евраев Это больной вопрос, поскольку у нас есть коллизия норм. В данном случае цена контракта фактически не может быть критерием, поскольку у нас есть жесткий тариф. В то же время юридически в документации критерий цена контракта установить надо, поскольку это требование 28 статьи 94-ФЗ, но при этом отметить, что предложения участников не могут отличаться от установленной в документации цены контракта, т.е. реально оценка по данному критерию проводиться не будет. Более того, заявки участников, не соответствующие по цене контракта документации заказчика, должны быть отклонены.
При этом оценка по ОСАГО будет осуществляться по другим критериям, установленным заказчиком. Почему такая ситуация сложилась по ОСАГО - потому что по ОСАГО фиксированный тариф, что неправильно. Если бы тариф был не фиксированный, а предельный(максимальный), то на торгах он мог бы снижаться при неизменности объема обязательств со стороны страховых компаний, за работой которых просто нужно осуществлять жесткий надзор. Тогда можно было бы проводить аукцион и никому не мучаться. Поскольку в настоящее время тариф не предельный, а фиксированный, это огромная проблема, в первую очередь, для заказчиков. У нас целые драмы разыгрываются, когда страховые компании получают одинаковый бал и дальше победителем определяется компания, подавшая раньше заявку. Люди занимают очередь на подачу заявки иногда с 3-х часов утра. Это не нормально. Более того, такое положение вещей не позволяет экономить бюджетные средства и мешает развивать конкуренцию. Однако, это вопрос системный, который нужно решать на уровне правительства.
РГ В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Необходимо ли указывать в конкурсной документации, как будут распределены эти баллы?
Евраев Конечно, это называется установить содержание критерия и порядок оценки по нему. Участники должны понимать, на каком основании происходит оценка.
РГ Наши читатели беспокоятся, что на практике могут возникнуть новые вопросы, а следовательно и возможны не совсем верные решения. Что делать, как избежать штрафных санкций?
Евраев Я понимаю данное беспокойство. Конечно, документ новый и еще должна сформироваться практика его применения. Мы, как контролирующий орган, в данном случае ориентируемся, в первую очередь, на необходимость серьезной разъяснительной работы. В самое ближайшее время ФАС совместно с Минэкономразвития выпустят рекомендации по применению данного Постановления с примерами. Кстати, изначально примеры были в документе, однако в аппарате правительства нам их из текста исключили.
Чтобы заказчикам избежать многих проблем, я бы рекомендовал им не применять многие из критериев в принципе, поскольку они очень слабо администрируются. Например, что такое стоимость обслуживания или эксплуатации? Сразу появляются вопросы, у кого и где. По сути, надо ориентироваться на критерий цена контракта, и на субъективный критерий (качество и/или квалификация). Вот два базовых критерия, которые я бы рекомендовал применять. Даже если говорить про критерий срок поставки, то если заказчику нужен товар или построенный объект к 15 марта, так и надо установить в требованиях конкурсной документации, что к 15 марта. А если надо не к 15 марта, а к 15 февраля, так надо написать - к 15 февраля и тогда никаких проблем у такого заказчика возникать не будет. Тот же подход и по срокам гарантии, и по объемам гарантии и т.д. Тогда и не будет ошибок, разных толкований и проблем. Причем ни у заказчиков, ни у предпринимателей, ни у контролирующих органов.

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь