Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах"

13 мая 2013, 10:45
Подтип документа:

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от «__» _________2013 г. № ____

МОСКВА

О порядке недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах

В целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах, транспортных терминалах в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах.
2. Определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю соблюдения Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах.
3. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с ФАС России в 6-месячный срок разработать и утвердить методику расчета пропускной способности причалов, морских терминалов, речных портов (причалов) и транспортных терминалов.
4. Правила, утвержденные настоящим Постановлением, вступают в силу по истечении 3 месяцев со дня его подписания.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев

Приложение
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__» _________ 2013 г. № ___

П Р А В И Л А
недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют условия и порядок доступа пользователей к услугам субъектов естественных монополий, а также к объектам инфраструктуры, используемым для оказания услуг в морских, речных портах (далее - портах), транспортных терминалах.
2. Целью настоящих правил является предупреждение создания условий, которые ставят пользователя (нескольких пользователей) естественно монопольных услуг в неравное положение по сравнению с другим пользователем данных услуг, а также одного хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги, к другому хозяйствующему субъекту, оказывающему услуги при доступе к инфраструктуре (объектам инфраструктуры) портов, транспортных терминалов.
3. В целях обеспечения баланса интересов пользователей инфраструктуры и пользователей услугами пользователей инфраструктуры в портах и транспортных терминалах, доступ осуществляется на недискриминационной основе.
Недискриминационный доступ к услугам пользователей инфраструктуры предусматривает применение указанными субъектами равных условий предоставления такого доступа при сопоставимых условиях реализации.
4. В настоящих Правилах применяются следующие термины:
«объекты инфраструктуры морского порта» - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора);
«объекты инфраструктуры речного порта» - непосредственно задействованные в процессе оказания услуг в порту и транспортном терминале грузовые и пассажирские причалы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо-, топливо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории порта и предназначенные для оказания услуг в порту;
«транспортный терминал» - совокупность объектов инфраструктуры, технологически связанных между собой и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, хранения, обслуживания транспортных средств и (или) пассажиров (морские и речные причалы, пристани, морские и речные вокзалы, склады и др.);
«владелец инфраструктуры порта, транспортного терминала» - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
«оператор порта, транспортного терминала» - физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры порта, транспортного терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
«доступ к инфраструктуре порта, транспортного терминала» - получение во временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части, а также получение услуг по технической эксплуатации, техническому обслуживанию, обеспечивающих такое пользование на основании договора;
«естественно монопольные услуги» - услуги в морских, речных портах и транспортных терминалах, подлежащие регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
«пользователи естественно монопольных услуг» - физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся потребителями услуг, оказываемых субъектами естественных монополий;
«пользователь инфраструктуры» - оператор порта, транспортного терминала, заказывающий и (или) использующий доступ к инфраструктуре;
«пропускная способность причалов, морских терминалов, речных портов, причалов и транспортных терминалов» - расчетная величина, определяемая нормативами пропускной способности объектов инфраструктуры порта, транспортного терминала.
Значения иных понятий, используемых в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
5. Настоящие Правила распространяются как на предоставление естественно монопольных услуг исполнителями услуг пользователям, так и на доступ пользователей инфраструктуры к объектам инфраструктуры порта, транспортного терминала, с использованием которых оказываются услуги.

II. Перечень услуг, оказываемых в морских, речных портах и транспортных терминалах

6. Перечень услуг субъектов естественных монополий, доступ к которым осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 17, ст. 1887; 2009, № 30, ст. 3836; 2010, № 19, ст. 2316) (далее - Перечень).

III. Условия недискриминационного доступа пользователей к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах и к инфраструктуре (объектам инфраструктуры) порта и транспортного терминала


7. Субъекты естественных монополий в целях обеспечения недискриминационного доступа пользователей к оказываемым им услугам обязаны:
а) не допускать отказов в заключении договоров с отдельными пользователями при наличии технической и технологической возможности и в пределах пропускной способности инфраструктуры (объекта инфраструктуры);
б) не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного пользователя (нескольких пользователей) по сравнению с другими пользователями (включая аффилированных с ним лиц);
в) проводить в отношении пользователей единую ценовую политику;
г) заключать договоры, существенные условия которых не должны быть не равными в сопоставимых условиях;
д) обеспечивать пользователям доступность информации о перечне услуг, возможных объемах оказания услуг, технических и технологических возможностях их предоставления, пропускной способности объектов инфраструктуры, в том числе с детализацией по схеме и графику использования объектов инфраструктуры;
е) обеспечивать прозрачность своей деятельности, публичность условий реализации услуг и инвестиционных программ.
8. Доступ пользователей инфраструктуры к услугам, оказываемым с использованием инфраструктуры (объектов инфраструктуры) порта, транспортного терминала и (или) на рынки услуг, указанных в пункте 6 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Владелец инфраструктуры порта, транспортного терминала при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:
а) обеспечить предоставление указанных в договоре объектов инфраструктуры, качество и параметры которых должны соответствовать нормативным правовым актам и договору;
б) в порядке и сроки, установленные договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
г) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к объектам инфраструктуры, в том числе ее отдельным элементам в соответствии с действующими правилами внутреннего распорядка владельца инфраструктуры, а в случае аварийной ситуации в круглосуточном режиме.
10. Пользователь инфраструктуры порта, транспортного терминала обязан:
а) оплачивать владельцу инфраструктуры пользование инфраструктурой в сроки и размерах, установленных договором;
б) обеспечивать безопасность эксплуатации, содержать в исправности объекты инфраструктуры, а также соблюдать установленные правила внутреннего распорядка на объектах инфраструктуры;
в) сообщать владельцу инфраструктуры о технических условиях эксплуатации объектов инфраструктуры.
В договоре с пользователем инфраструктуры порта, транспортного терминала могут быть также предусмотрены иные обязанности пользователя инфраструктуры, обусловленные технологическими условиями использования инфраструктуры.

IV. Порядок доступа при наличии технических и (или) экономических ограничений

11. Субъект естественной монополии не вправе отказать заинтересованным лицам в оказании услуг при наличии у них технической и (или) технологической возможности оказания таких услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Обязанность доказывания отсутствия такой возможности лежит на субъекте регулирования.
Необоснованное уклонение или отказ субъекта регулирования от оказания услуг могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъект естественной монополии обязан уведомить заинтересованное лицо о том, на каких условиях и в каком объеме может быть оказана услуга.
Потребителям, подлежащим обязательному обслуживанию, работы (услуги) оказываются в объемах, не ниже установленного минимального уровня их обеспечения, в соответствии с законодательством.
Услуги предоставляются пользователям на основании договора об оказании услуг, который заключается на возмездной основе, как в простой письменной форме, так и в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе по разовым обращениям (заявкам) на оказание услуг в письменном или электронном виде.
Договор предполагается возмездным, если из закона, иных нормативных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
12. Субъект естественной монополии ведет реестр заявок на заключение договора об оказании услуг, в котором фиксируется дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными органами. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.
Информация о зарегистрированных в реестре заявках на заключение договоров об оказании услуг и договоров на пользование объектами инфраструктуры порта, транспортного терминала должна быть доступна всем пользователям.
Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте исполнителя услуги и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу пользователей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются исполнителем услуги пользователям в день обращения.
13. При наличии нескольких заявок, предусматривающих выделение временных интервалов обслуживания, одновременное удовлетворение которых невозможно из-за ограниченной технической возможности объекта инфраструктуры, рассмотрение и подтверждение заявок осуществляются с учетом очередности, установленной правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, правилами оказания услуг по обслуживанию судов, правилами оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг, правилами плавания и стоянки судов, правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.
14. При ограничении технической возможности субъект естественной монополии в течение 15 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявки уведомляет заявителя в письменной форме об основаниях отказа в заключении договора, а также о возможных сроках заключения договора и объеме оказываемых услуг.

V. Существенные условия договоров,
типовые договоры о предоставлении доступа

15. Услуги субъекта естественной монополии, доступ к которым обеспечивается в соответствии с настоящими Правилами и которые входят в Перечень, предоставляются в соответствии с типовыми договорами об оказании указанных услуг между субъектом естественной монополии - с одной стороны, а также пользователем услуг - с другой.
К существенным условиям договоров на оказание услуг, указанных в пункте 7 настоящих Правил, а также договоров на доступ исполнителей услуг к объектам инфраструктуры порта, транспортного терминала, относятся:
1) цена договора и (или) порядок определения цены, условия о порядке расчетов;
2) условия об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором обязательств;
3) срок действия договора;
4) условия изменения и расторжения договора;
5) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
В зависимости от технических, технологических и иных особенностей услуг, представляемых с использованием инфраструктуры (объектов инфраструктуры) в портах и транспортных терминалах, а также доступа к инфраструктуре, положения соответствующих договоров могут быть дополнены по соглашению сторон.

VI. Порядок возмещения экономически обоснованных расходов субъекта естественной монополии
16. Расходы субъекта естественной монополии, связанные с обеспечением доступа к услугам, входящим в Перечень, возмещаются за счет доходов от реализации указанных услуг.
В случаях установления на выполнение отдельных работ (оказание отдельных услуг), входящих в Перечень, регулируемых тарифов на уровне ниже экономически обоснованных затрат субъекта естественной монополии на их оказание, должны предусматриваться меры государственной поддержки субъекту естественной монополии за счет средств соответствующих бюджетов, реализуемые в том же календарном периоде, на который устанавливаются указанные тарифы.
Экономически обоснованный уровень тарифов определяется в соответствии с Положением о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 17, ст. 1887; 2009, № 30, ст. 3836; 2010, № 19, ст. 2316).

VII. Предоставление пользователям субъектами естественных монополий информации об услугах, доступе на рынки услуг и к объектам инфраструктуры (стандарты раскрытия информации)

17. Предоставление пользователям услуг информации об услугах, доступе на рынки услуг и к объектам инфраструктуры осуществляется в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
18. Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящими стандартами раскрытия информации, не может быть признана коммерческой тайной.

VIII. Порядок рассмотрения заявлений о несоблюдении порядка предоставления недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах

19. Рассмотрение заявлений о несоблюдении порядка предоставления недискриминационого доступа к услугам в портах и транспортных терминалах осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном антимонопольным законодательством, или в судебном порядке.
20. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении условий и порядка предоставления недискриминационого доступа к услугам в портах и транспортных терминалах являются заявления пользователей, органов власти, иных заинтересованных лиц, а также сообщение средства массовой информации.
21. В заявлении указываются сведения о заявителе и о лице, на действия которого подано заявление, описание нарушения требований к недискриминационному доступу, а также положения, которые, по мнению заявителя, служат подтверждением неправомерности действий указанного лица и требования по компенсации ущерба, понесенного в результате таких действий.
22. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы или организации (их должностные лица), наделенные правами или функциями указанных органов, коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели вправе обжаловать принятые федеральным антимонопольным органом акты, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
23. Рассмотрение дел о нарушении условий и порядка доступа к услугам в портах, терминалах и принятие по ним решений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите конкуренции».

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь