ФАС в СМИ: Бензиновый кризис вынуждает правительство Татарстана принять жесткие меры

28 сентября 2011, 14:46
Источник: ФедералПресс

Рабочая группа провела очередной мониторинг розничных цен на АЗС в Татарстане и в регионах ПФО

В Татарстане состоялся брифинг, посвященный ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов. Об этом «ФедералПресс» сообщили в среду, 28 сентября, в пресс-службе правительства республики.

Ситуация, сложившаяся в первом полугодии 2011 года в регионах РФ, в том числе и в Татарстане, характеризовалась недостаточным предложением автомобильного бензина, что, в свою очередь, повлекло за собой повышение цен на него.

Эта ситуация была обусловлена ростом потребления нефтепродуктов, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением правительства РФ.

В конце 2010 и начале 2011 года территориальными органами ФАС России возбуждено 76 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов, в том числе Татарстанским УФАС России.

Так, по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке розничной реализации бензина и дизельного топлива, в части злоупотребления доминирующим положением путем установления экономически необоснованных цен на нефтепродукты было возбуждено дело в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр», ОАО «ХК «Татнефтепродукт», ООО «Карсар».

Кроме того, за ущемление интересов других лиц путем установления, поддержания необоснованных оптовых цен на дизельное топливо в период ноябрь 2010 – февраль 2011 гг. возбуждено дело в отношении ОАО «ТАИФ-НК». 16 августа 2011 года Татарстанское УФАС России признало ОАО «ТАИФ-НК» нарушившим антимонопольное законодательство.

О состоянии качества реализуемых моторных топлив в республике можно судить по следующим данным. За 8 месяцев этого года Управлением была отобрана и испытана 1501 проба моторных топлив на 507 АЗС. В результате испытаний выявлено несоответствие стандартам качества по отдельным показателям 56 проб или 3,7 %.

На заправках ОАО «Татнефть» из отобранной на 65 объектах 121 пробы не было выявлено ни одного нарушения стандарта. У «Татнефтепродукта» из 206 проб с 97 АЗС три (1,5 %) не соответствовали норме. Больше всего отклонений выявлено на ведомственных заправках – 14,3 %, на частных – 3,1 %. Таким образом, качество реализуемых моторных топлив в этом году пока остается на уровне прошлого года.

Президент Татарстана Рустам Минниханов дал поручения соответствующим органам жестко контролировать ситуацию на розничном рынке моторных топлив, как по уровню цен, так и по качеству, чтобы не допускать необоснованного и несоразмерного повышения розничных цен. Об этом сообщил Роберт Гилязиев, который является председателем республиканской рабочей группы по мониторингу цен на нефтепродукты.

Рабочая группа провела очередной мониторинг розничных цен на АЗС в Татарстане и в регионах Приволжского федерального округа. Выяснилось, что с 20 сентября цена дизельного топлива в Самаре выросла на 20 копеек, в Удмуртии бензин АИ-95 подешевел на 1 рубль, АИ-92 – на 90 копеек. В остальных регионах ПФО и в Татарстане за этот период розничные цены в основном остались неизменными.

«ФедералПресс» напоминает, что, согласно данным Росстата, самые высокие цены на дизельное топливо в августе 2011 года зафиксированы в республиках Мордовия (25,29 руб), Чувашия (25,19 руб) и в Пензенской области (25,13 руб). Темпы роста цен на дизтопливо в Республике Татарстан составили 7,8 %, в Чувашии – 9,2 %, в Пензенской области – 8,6 %, Саратовской –18,8 %, Самарской – 12,8 %, в Пермском крае – 7,2 %.

Анализ данных по стоимости бензина марки А-76 (АИ-80) показывает, что по темпам роста цены продемонстрировавшую средний по ПФО показатель Нижегородскую область (19,3 %) опережают: Марий-Эл (21,8 %), Мордовия (20,8 %), Татарстан (23,8 %), Чувашия (22,6 %), Кировская (20,1 %), Оренбургская (25,2 %), Ульяновская (26,2 %) области.

Самые высокие средние потребительские цены на бензин автомобильной марки АИ-92 зафиксированы в республике Марий-Эл (26,30 руб), Самарской (26,69 руб) и Ульяновской (26,49 руб) областях.

Средняя потребительская цена одного литра бензина марки АИ-95 составляет 27,61 рублей. Вместе с тем, самая высокая цена одного литра бензина зафиксирована в Саратовской области, где бензин данной марки стоит 28,26 руб. Самые высокие темпы роста цены на бензин АИ-95 зафиксированы в Татарстане – 15,1 %.

По словам Гилязиева, у потребителей есть выбор, поскольку в республике коммерческой реализацией жидких моторных топлив занимаются 644 АЗС. На некоторых участках дорог они расположены на расстоянии 200–500 метров друг от друга, при этом цены у них разные.

Повышение цен в республике происходит, в основном, соответственно и соразмерно изменению оптовых цен. Это Гилязиев объяснил следующими обстоятельствами. Во-первых, значительную часть моторных топлив татарстанские АЗС получают из нижнекамского НПЗ «ТАИФ-НК». Поэтому затраты на транспортные расходы ниже. Во-вторых, с 2008 года в республике работает вышеназванная рабочая группа, образованная по поручению Рустама Минниханова. Она следит за тем, чтобы изменение цен происходило соответственно и соразмерно изменению оптово-закупочных цен.

Так, в сентябре часть владельцев АЗС намеревались поднять цены гораздо выше. Но рабочая группа настояла на том, чтобы этот рост происходил соответственно повышению закупочных цен. И большая часть предпринимателей руководствуется этими рекомендациями.

Гилязиев выразил надежду на то, что в Татарстане не должно быть перебоя в обеспечении моторным топливом, и цены в ближайшие три месяца не будут повышаться. Говоря о ближайшей перспективе по ценам, председатель республиканской рабочей группы по мониторингу цен на нефтепродукты сообщил, что, по сравнению с прошлым годом, в стране выросла не только добыча нефти, но и доля ее переработки – до 50,5 % с прошлогодних 48,5 %. Одновременно уменьшился экспорт сырой нефти.

Благодаря заградительным пошлинам моторное топливо стало выгоднее продавать на внутреннем рынке. К тому же правительство РФ продлило до конца этого года разрешение на производство топлива класса Евро-2 (его запрет был одной из причин дефицита бензина в начале этого года). На основе этого Гилязиев сделал вывод о наметившейся стабилизации ценовой ситуации на топливном рынке РФ.

Как ранее сообщал «ФедералПресс», территориальные управления УФАС продолжают штрафовать приволжские топливные компании за завышенные цены на бензин и неудовлетворительное качество. Так за последний месяц Владимирский арбитражный апелляционный суд не удовлетворил апелляционную жалобу ОАО «ЛУКойл-Волганефтепродукт» на постановление Чувашского УФАС о штрафе более чем на 30,7 млн рублей за нарушение антимонопольного законодательства.

Кроме того, в связи с реализацией на территории города Йошкар-Олы автомобильного топлива ненадлежащего качества возбуждено уголовное дело. Проверкой, проведенной по обращениям граждан, установлено, что должностными лицами ООО «Роснефтепродукт» был приобретен у неизвестных лиц бензин в объеме более 31 тыс. литров. Не удостоверившись в качестве топлива, его реализовали гражданам на трех автозаправочных станциях Йошкар-Олы. Использование некачественного бензина повлекло выход из строя двигатели автомашин.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь