ФАС в СМИ: Стоп-бензин

21 сентября 2011, 13:02
Источник: Сургутская трибуна

После бензиновых кризисов, произошедших в мае, ФАС пытается повлиять на нефтяные компании.
С целью усмирить нефтяников антимонопольщики подготовили документ, который запрещает концернам строить новые АЗС в том случае, если их доля на местном рынке превышает 35%. Отраслевые эксперты сомневаются в успехе задуманного.
П ричина перманентно возникающих бензиновых кризисов в России – вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), считает федеральная антимонопольная служба. При этом, получая прибыль, ВИНКи не желают улучшать качество производимого топлива. Повсеместно твердят об увеличении добычи, о совершенствовании ее способов, но даже не заикаются о низком качестве бензина и его высокой цене.
В настоящее время ВИНКи – единственные поставщики топлива на АЗС. Они добывают нефть, они ее перерабатывают, и от их же прихоти зависит цифра на ценнике для продажи на АЗС.
– ВИНКи – это головная боль для всех независимых автозаправщиков. При этом цена топлива зависит в основном только от них.
Хотите дешевый бензин – заставьте нефтяные компании продавать его по меньшей стоимости, – заявляет президент Сургутской межрегиональной топливной ассоциации Юрий Мичурин.
Добыча нефти и газа, их переработка, транспортировка и продажа сосредоточены в руках одних и тех же нефтяных гигантов. А когда все звенья принадлежат одному из ВИНКов, то о какой-либо конкуренции не может идти и речи.
Сами добывают, сами перерабатывают, и сами же решают, сколько будет стоить конечный продукт. При этом на все вопросы антимонопольщиков о завышенных ценах заранее готовы ответы. Ввели новый трубопровод – надо компенсировать издержки, модернизировали производство – опять увеличили цену. Если на внешнем рынке бензин подорожал, то внутренние цены повышают, не желая продавать топливо по дешевке. При этом, даже если цена нефти падает, бензин все равно продолжает дорожать.
– Повышение цен на заправках обосновывают тем, что есть цепочка, в которой существуют затраты. Если сейчас нефть стоит на треть дешевле, чем раньше, то по логике и цены должны быть в районе 18 рублей за литр 92-го. Но ВИНКи не желают терять прибыль и оставляют цену прежней. В результате у покупателей нет выбора. Закон экономики – откачивать деньги, пока возможно. Государству, которое зачастую имеет контрольный пакет акций этих предприятий, главное – наполнить бюджет, – отмечает Юрий Мичурин.
Изменить ситуацию только одним подобным решением будет невозможно, считают отраслевые эксперты. Все благие намерения в топливной сфере либо не реализуют, либо приводят к обратным последствиям. Так случилось и в этом году. Премьер собрал все ВИНКи после нового года и заставил снизить цену до приемлемого уровня, а уже 1 мая за один день бензин стали продавать на АЗС дороже на треть.
Подобная ситуация – и с отменой топлива «Евро-2».
В соответствии с техническим регламентом 2008 года, планировали дойти до «Евро-5» за пять лет. Но ведь для этого нужно совершенствовать производство, тратить на модернизацию деньги. А зачем, спрашивают нефтяники? Вся страна ездит на «Евро-2», и выбора у нее нет – пойди поищи другое топливо. И, как следствие, смысл как-то улучшать его качество отсутствует, бензина в баки больше заливать не станут. В итоге ВИНКи не пошли навстречу государству и не подготовили свои мощности к переходу. Правительство России перенесло сроки перехода на «Евро-3» аж на конец 2012 года. Пришлось наступить на горло собственной песне. Такая же участь, скорее всего, ждет и инициативу ФАС.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь