ФАС в СМИ: Тариф неконкурентный

15 сентября 2011, 13:19
Источник: Московские новости

ФАС готова следить за тарифами в ЖКХ и ценой билетов на электрички
Тарифы на товары и услуги естественных монополий берутся с потолка или рассчитываются с учетом покрытия любых их затрат, говорится в ежегодном докладе ФАС «О состоянии конкуренции в России». Тарифы должны устанавливаться с учетом платежеспособности потребителей и необходимости технологического обновления самих монополистов.

Чтобы исправить положение, надо расширить полномочия Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и самой антимонопольной службы, считают чиновники. Полномочий достаточно, исполнять их никто не хочет, отвечают эксперты.

Механизм утверждения тарифов естественных монополий не нацелен на повышение эффективности монополистов и не способствует росту качества оказываемых ими услуг, утверждается в докладе ФАС. Главным критерием часто является стремление покрыть все расходы монополистов. Интересы потребителей не учитываются, а их представители к принятию решений не допускаются. Претензии у ФАС и к Федеральной службе по тарифам, и к региональным структурам, утверждающим тарифы, в первую очередь в сфере ЖКХ.

Основная проблема в том, что «тарифные регуляторы не несут ответственности за состояние инфраструктурных секторов экономики и доступность их услуг». ФАС предлагает обязать органы, утверждающие тарифы, изучать проекты модернизации инфраструктурных объектов на предмет «их реализуемости», выяснять, способствуют или нет улучшению качества и надежности оказываемых компаниями услуг и повышению их доступности для потребителей. Регуляторы обязаны следить за реализацией проектов и любое несоблюдение данных обещаний должно приводить к снижению тарифов.

ФАС готова взять на себя функции контролера действий тарифных органов. «Цель такой системы досудебного арбитража — проверка законности и обоснованности тарифных решений», — поясняет ФАС.

Усиление ответственности чиновников за использованием средств, которые монополии зарабатывают на тарифах, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов полностью поддерживает. Хотя и предупреждает, что возложение на ФСТ дополнительных обязанностей потребует увеличения штатов и расходов на их содержание. А вот подключение ФАС к работе по контролю над тарифными регуляторами, по его мнению, вряд ли сделает их работу более эффективной. «Контрольных органов у нас и без них достаточно. Каждое ведомство должно отвечать за хорошее выполнение порученной ему работы», — полагает специалист.

«У ФСТ уже есть обязанность мониторить выполнение принятых ею решений в электроэнергетике, — утверждает гендиректор энергоаудиторской компании СКАФ Сергей Шимко. — Им даже штат для этого не надо увеличивать». Он напоминает, что Счетная палата и прокуратура уже напоминали ФСТ о необходимости следить за реальным исполнением заложенных в тариф затрат. «В ФСТ же даже экспертизу обоснованности тарифов свернули. Меньше обязанностей, меньше работы. Такое положение лоббируется и монополиями», — утверждает Шимко. Но и он не уверен, что расширение полномочий ФАС поможет. «В принципе этой работой должен заниматься Роспотребнадзор и Генпрокуратура. Можно наделить такими полномочиями и ФАС. Злоупотреблениям в тарифной сфере нет числа. Если бы во главу угла ставили интересы потребителя, тарифы были бы в два-три раза ниже», — убежден эксперт.

Расширение полномочий ФСТ в сфере контроля над использованием инвестиционных ресурсов уже предполагается, рассказал «МН» источник в Минрегионе. Недавно в министерство приходил на согласование разработанный в ФСТ проект постановления правительства, распространяющий такие полномочия ведомства в сфере теплоснабжения. Досудебное урегулирование с привлечением ФАС могло бы позволить быстрее решать спорные вопросы по тарифам, считают в Минрегионе. Существующая в ФСТ система обжалования, приводит к тому, что дела долго рассматриваются в судах.

Беспокоит ФАС и доступность пригородного железнодорожного сообщения. «Обычные электрички замещаются более дорогими электропоездами повышенной комфортности, которые по прошествии некоторого времени эту комфортность перестают обеспечивать», — возмущаются в ФАС. Выход они видят в регулировании тарифов на услуги пригородного железнодорожного транспорта на федеральном уровне и в привлечении к рассмотрению тарифов на постоянной основе представителей потребителей.

В РЖД признают проблемы с пригородным сообщением. С этого года им занимаются исключительно региональные компании со значительным или контрольным пакетом местных властей. При этом нести финансовую ответственность за ими же установленные социально ориентированные тарифы они часто не готовы. На протяжении нескольких последних лет пригородное сообщение приносило РЖД убытки порядка 25–30 млрд руб. в год. Из них регионы компенсировали не более 10%, и после передачи им ответственности финансирование не увеличилось, утверждает собеседник «МН». Количество рейсов сокращается. «Почти полностью прекращено движение пригородных электричек между регионами», — обеспокоены в компании. Но «эти решения принимает не РЖД», посчитал нужным отметить источник.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь