ФАС в СМИ: Защита и адвокатирование конкуренции - важные социально-экономические задачи

21 декабря 2005, 12:59
Источник: Журнал "Человек и право" №1
В работе антимонопольных органов сегодня, пожалуй, одним из наиболее острых является вопрос связанный с адвокатированием, защитой конкуренции. Под адвокатированием конкуренции, понимается создания таких условий, прежде всего, информационных, при которых всем участникам рыночного процесса будет понятна необходимость соблюдения требований добросовестной конкуренции, эффективность конкурентных подходов, обязательность соблюдения положений законодательства.
Обеспечение высокого уровня развития конкурентной среды на соответствующих рынках товаров и услуг важная экономическая и социальная задача. Сегодня конкуренция рассматривается как одно из важнейших условий прогрессивного развития в самых разных сферах и отраслях деятельности, а действия по ограничению, устранению конкуренции являются противозаконными. Однако эти положения еще часто не выполняются, иногда по не знанию, иногда - по не желанию выполнять закон, в любом случае рассмотрение подобных ситуаций находится в компетенции антимонопольного управления, которое при установлении фактов нарушения конкурентного законодательства, принимает меры по их пресечению.
Сегодня на вопрос о необходимости конкуренции в наших российских условиях формально все отвечают - да, конкуренция нужна, она движет прогрессом и мы за конкуренцию. Однако фактически на практике в повседневной работе и жизни часто все получается иначе - "Конкуренция - это хорошо, она необходима, но давайте мы, именно сейчас, именно для решения нашего вопроса обойдемся без нее. Пусть она действует где-то рядом, для других, а для нас в этой конкретной ситуации должен быть более эффективный и рациональный путь решения вопроса". В этом плане вспоминается предреформенный период, когда шли острейшие дебаты о регулируемом рынке, планово-рыночной управляемой экономике и т.п., так и сейчас, но с гораздо меньшим шумом - работаем по формированию рыночной экономики, однако во многих случаях - без конкурентных принципов ее функционирования. Но так не бывает, весь процесс развития свидетельствует о том, что пока способа более эффективного для обеспечения прогресса не найдено, и ограничение конкуренции, игнорирование конкурентных подходов ведет к застою, стагнации в любой сфере жизни.
Отрицание этого связано, в том числе, и с непониманием сущности конкуренции, которая обеспечивает преимущества лидера, но не в автоматическом режиме, а режиме борьбы, причем часто предельно жесткой, буквально не на жизнь, а на смерть, но борьбы ради прогресса, ради движения вперед. К сожалению, привычка плыть по течению, идти по пути наименьшего сопротивления у нас весьма распространена, это, в значительно степени, обуславливает достаточно широкое фактическое неприятие конкуренции в нашей повседневной жизни. За примерами далеко ходить не надо, они характерны как для бизнеса, так и для власти.
Следует сказать о многообразии обстоятельств, которые ведут к нарушению конкурентного законодательства. К сожалению, они часто связаны с действиями органов власти, и в ряде случаев решение вопроса приобретает затяжной характер, в связи с оспариванием законных предписаний антимонопольных органов. Именно поэтому адвокатирование конкуренции играет сейчас особою роль. Приходится констатировать, что усилий лишь сотрудников антимонопольных органов сегодня недостаточно. Для успешного решения задач защиты конкуренции, на наш взгляд, необходимо подключать гораздо большие силы и, прежде всего, в самых широких масштабах - силы самих участников рыночных отношений.
Конечно, есть и положительные моменты. Прежде всего, в плане изменения реакции на контрольные меры антимонопольного управления. Если раньше такие меры, как правило, воспринимались в штыки, вызывали активное неприятие, то сейчас они встречают большее понимание, служат основанием для поиска решений, основанных на законных конкурентных принципах развития. Управление федеральной антимонопольной службы по Воронежской области такой подход приветствует, но говорить о том, что он стал нормой повсеместно, конечно, еще рано.
Можно привести один из недавних примеров с организацией работы по обеспечению лекарствами льготных категорий граждан. В конце года территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в нарушение действующего законодательства - без проведения, предусмотренного законом конкурса, заключил с одной из страховых компанией соглашение о льготном обеспечении населения области лекарственными препаратами через указанную компанию. Однако по нашей рекомендации ФОМС оперативно принял необходимые меры по приведении ситуации в правовое поле. Аналогичная ситуация имела место и при принятии решений об организации перевозок льготных категорий граждан, когда администрация области, приняв постановление, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, по нашей рекомендации его скорректировала, разработав новый порядок, который сейчас готовится к ведению в практику.
Данные примеры иллюстрирует еще одну, очень важную особенность современной ситуации. То, что мы живем во времена реформирования всего и вся, всем уже ясно. И реформирование необходимо, но мы считаем, что первейшая задача каждого звена и ветви власти состоит в принятии всех мер, не допускающих вывод о том, что реформы - это лишь повышение тарифов, отъем льгот, и тому подобное, а в результате - ухудшение и без того не легкой жизни большинства граждан нашей страны. А причиной такого вывода часто может является и то, что многие решения при реформировании приходится принимать в экстремальных условиях дефицита времени, ресурсов, грамотных кадров. Как следствие - соблазн нарушить требование законодательства, в том числе антимонопольного - "Нам же так трудно, условия то экстремальные, времени нет, средств нет и т.д., и т.п.". Но это не выход и не оправдание. Выход в координации усилий, в более тщательном, комплексном анализе ситуации, проработке всех вопросов и принятии решений, в том числе, на основе строго соблюдения требований законодательства. Мы обращаем внимание на то обстоятельство, что в большинстве случаев гораздо лучшие конечные результаты могли бы быть получены, в частности, при проведении предварительных консультаций с антимонопольным управлением, от которых не редко уходят с целью сокрытия информации, не желания, в том числе, и вести конкурентную борьбу за отстаивание предлагаемого варианта. Результат - на первый взгляд, более оперативное и менее трудоемкое решение, а на самом деле - длительное в последующем разбирательство, не редко в судебном порядке, не соизмеримо большие трудовые, временные и финансовые затраты и, в конечном счете, отвращение людей от любых реформаторских решений.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в процессе еще одной крупной, сложной и социально значимой реформы - реформы электроэнергетики. Это реформа уже идет, причем ее ход и результаты в разных регионах - разные.
Процесс реструктуризации, изменения роли в энергосистеме, коснется практически каждого энергетического предприятия. Будут приняты новые правила и регламенты работы, порядок ценообразования и пр. В декабре 2004 года были утверждены правила недискриминационного доступа к услугам инфраструктурных организаций и правила технологического присоединения. Планируется разработка и принятие ряда документов, имеющие системообразующее значение для развития рынков электроэнергии. К таким документам следует отнести правила розничного рынка электрической энергии, новые правила оптового рынка, вводящие новые сегменты рынка - балансирующий рынок, рынок мощности, рынок резервов. Должен быть принят ряд важнейших решений по проблемам перекрестного субсидирования, реформированию ФОРЭМ - перевод всех его участников на рынок регулируемых долгосрочных договоров и др.
Продолжается создание новых субъектов рынка - из федеральных станций и крупных станций АО-энерго создаются оптовые генерирующие компании, остальные станции АО-энерго входят в территориальные генерирующие компании. Продолжается реструктуризация РАО ЕЭС России и его дочерних компаний, в том числе АО-энерго. На местном уровне в течение 2006 года должны реорганизоваться основная часть муниципальных энергоснабжающих организаций и т.д. Цели реформы могут быть достигнуты лишь посредством установления конкурентных отношений в отрасли. Поэтому, на наш взгляд, требуется более активная и масштабная скоординированная работа властных структур, энергетиков, контролирующих органов, представителей бизнес сообщества по определению необходимых мер и оптимальных путей реформирования. По нашему мнению, наиболее рационально организовать реализацию всех стоящих задач возможно в рамках специально сформированной межведомственной комиссии, включающей представителей названных структур и организаций, иначе в результате реформы электроэнергетики мы рискуем получить опять лишь рост тарифов.
Наше Управление начало определенную работу в этом направлении, предприняв, на основе учета многочисленных обращений хозяйствующих субъектов, попытку изменения типовых условий действующих договоров по энергоснабжению, которые включают, на наш взгляд, не адекватно жесткие штрафные санкции к потребителям энергии. Соответствующее дело в отношении энергоснабжающей организации возбуждено управлением, а исковое заявление по другой организации направлены для судебного рассмотрения. О полученных результатах мы проинформируем наших читателей. Однако это лишь небольшая часть проблемы, которая для своего решения требует реализации тех мер, о которых сказано ранее.
Не понимание роли конкурентных принципов развития и не желание эти принципы реализовывать в трудной конкурентной борьбе ведет к дополнительным трудностям и проблемам. Сегодня они очень ярко проявились в процессе принятия нового закона "О защите конкуренции".
Вот как комментирует ситуацию руководитель нашей службы Игорь Артемьев: "Среди всех законодательных новшеств за последнее время, пожалуй, сложно найти проект, вызвавший столько споров и противоречивых мнений. Новый закон и поправки в Кодекс об административных правонарушениях (которые также предлагает ФАС России) не только кардинально меняют проводимую в стране антимонопольную политику, но и дают самой антимонопольной службе больше возможностей для пресечения действий, угрожающих конкуренции. А это вызывает опасения у крупного бизнеса. Как заявил Игорь Артемьев: Мы готовы идти навстречу крупным компаниям, разъяснять суть нового закона, убеждать в его пользе, в том, что честный бизнес от принятия закона "О защите конкуренции" выиграет. За последнее время публичное обсуждение законопроекта прошло в Государственной Думе, Совете Федерации, Торгово-промышленной Палате и Высшей школе экономики.
Новый закон во многом действительно предоставляет органу по защите конкуренции новые полномочия, например, в ведении расследований. Но в то же время, он значительно снизит административное бремя на хозяйствующие субъекты. В частности, тотального контроля над приобретением акций, слияниями и поглощениями больше не будет. Пороговые значения суммарных активов участников сделки для ее предварительного согласования повышаются до 3 млрд. рублей, а для уведомления о совершении сделок - до 200 млн. рублей.
Также отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Предварительного разрешения будет требовать только приобретение блокирующего (25%+1), контрольного (50%+1) и пакета акций, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%+1). Но и это еще не все. Проект закона "О защите конкуренции" отменяет предварительное согласование создания финансовых организаций (и увеличения их уставного капитала) и антимонопольный контроль в отношении некоммерческих организаций.
Таким образом, внимание ФАС России после вступления в силу нового закона будет сконцентрировано только на крупных сделках, которые могут оказать влияние на экономику, а малый и средний бизнес будет избавлен от ненужной мелочной опеки.

Поясняя нововведения в антимонопольном законодательстве, Игорь Артемьев обратил внимание на то, что для эффективного выявления и пресечения антиконкурентных действий в проекте закона уточнены многие основополагающие понятия.
В новом законе предусмотрено современное, а не столетней давности, определение монопольного положения на рынке. Его суть - если больше половины рынка принадлежит трем игрокам, то ФАС России получает право антимонопольного регулирования такого рынка. Именно такие схемы, называемые олигополией, и преобладают - от трех до пяти игроков хозяйничают на рынке без всяких внешних признаков скоординированности, но им под силу диктовать цены, условия поставок и даже исключать потребителей из обслуживания как невыгодных. Кроме того, в законе вводится понятие согласованных действий, что позволит в судах доказывать ценовые сговоры и раздел рынков по территориальному признаку.
Еще одна важная проблема, которую, по замыслу авторов, должен решить новый закон - предоставление органами власти индивидуальных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Предполагается ввести в законодательство понятие государственной помощи и существенно ограничить ее предоставление исчерпывающим перечнем случаев. То есть, предоставление госпомощи будет возможно только в случаях стихийных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуациях или когда госпомощь будет предоставляться через федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.
Игорь Артемьев не раз отмечал, что нарушения антимонопольного законодательства наносят огромный вред экономике и негативно сказываются на развитии социальной сферы. Однако штрафы для нарушителей применяются символические. Поэтому антимонопольщики возлагают большие надежды на введение в Кодекс об административных правонарушениях так называемых оборотных штрафов и предлагают наказывать по европейским стандартам: в процентах от годового оборота компании-нарушителя, например, - 0,5 - 2 % за злоупотребление доминирующим положением на рынке и 1-4% за картельный сговор. А это может нанести серьезный урон даже крупной компании. Сурово, но справедливо.
Все эти новшества должны значительно увеличить эффективность политики защиты конкуренции, а стало быть, и экономической политики в целом, ведь конкуренция - одна из основ рынка, без которой нет и не может быть устойчивого развития. Если законопроект пройдет через Государственную Думу, не потеряв "остроты" своих основных положений, уже в 2006 году мы можем рассчитывать на новое, современное и эффективное, антимонопольное законодательство, которое будет способствовать развитию конкуренции, а жесткие санкции за его нарушение станут сдерживающим механизмом для потенциальных нарушителей".
Очень важным, на наш взгляд, является сегодня следующее обстоятельство. Воронежским УФАС проведена проверка нормативных правовых актов органов местного самоуправления ряда районов области. Выявлено достаточно большое количество нарушений, имеющих типовой характер и, поэтому заслуживающих того, чтобы сейчас о них сказать с целью их профилактики и ликвидации в тех районах, с которыми мы еще не успели поработать силами муниципалитетов не дожидаясь нашего вмешательства. Это, к стати, на наш взгляд, самый правильный путь. Мы всегда готовы оказать необходимые консультации, помочь, но следует помнить, что формирование действенной конкурентной среды и здорового рынка - это задача не только антимонопольных органов.
Во многих постановлениях были выявлены признаки нарушений п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закона "О конкуренции"), в части необоснованного предоставления отдельному хозяйствующему субъекту льгот, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, а именно:
предоставление земельных участков для сельскохозяйственных целей без проведения конкурса или без соответствующей публикации;
выделение бюджетных отдельным коммерческим организациям с наружением установленного законодательством порядка;
поручение хозяйствующим субъектам, чаще всего МУПам, без проведения конкурса выполнение отдельных работ и выделение ему на эти цели финансовые средства из местного бюджета; а так же наделение таких хозсубъектов правами органов местного самоуправления.
Всем муниципалитетам Воронежским были направлены рекомендации об устранении признаков нарушений ст. 7 Закона "О конкуренции…" и, что положительно, многие из них эти нарушения оперативно устранили. Можно отметить администрации районов оперативно устранившие, выявленные признаки нарушений законодательства - Россошь, Рамонь, Лиски, Подгоренский район.
Часто возникают проблемы, связанные с обязанностью хозсубъектов и властных органов представлять информацию. Тут возникают разные ситуации, но общее требование связано с тем, что законодательством предусмотрено требование обязательного представления информации и это требование необходимо выполнять. В частности, за непредставление, предусмотренной законом информации ЗАО ПКФ "Воронежский керамический завод", нарушение требований п. 5 ст.17 Закона РСФСР "О конкуренции…" и совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях ЗАО ПКФ "Воронежский керамический завод" оштрафовано на 100 тыс. руб.
Другой случай связан с непредставлением также предусмотренной законом информации об исполнении предписания. Управлением было выдано предписание фирме ООО "Торговый дом "КамАЗ-Воронеж" о прекращении недобросовестной конкуренции, которая велась в форме незаконного использования средств индивидуализации юридического лица. Попросту фирма при осуществлении своей деятельности в нарушение установленного порядка использовала элементы охраняемого законом товарного знака. Естественно, конкурент обратился к нам с соответствующим заявлением. Вместо того, чтобы исполнить предписание Управления о ликвидации нарушения и в установленные сроки по соответствующей форме представить документы, подтверждающие устранение нарушения, фирма не представила соответствующим образом оформленную информацию об исполнении предписания. В результате мы вынуждены рассматривать вопрос о применении соответствующих санкций.
Нарушением антимонопольного законодательства является и злоупотребление доминирующим положением на товарном или финансовом рынке. Так Управлением возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "Авиационная компания "Полет", закрывшего доступ к ресурсу мест на рейсы авиакомпании обществу с ограниченной ответственностью "Центральное агентство воздушных сообщений".
ЗАО "АК "Полет" занимает доминирующее положение на рынке услуг по авиационным перевозкам пассажиров в Воронежской области и вышеуказанные его действия, создающие препятствия доступу на рынок услуг продажи авиационных билетов и ущемляющие интересы ООО "ЦАВС" противоречат требованиям п.1 ст.5 Закона о конкуренции. Компании выдано предписание о ликвидации нарушения, но она обжалует его в судебном порядке. Первая судебной инстанции наше решение оставлено в силе.
В другом случае ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") оперативно исполнено предписание Управления ФАС по Воронежской области от 25.01.2005 г. о прекращении нарушения п.1ст.5 Закона о конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" путем навязывания ему условий договора, не выгодных для него.
Во исполнение предписания ОАО "РЖД" отменены действия телеграмм, в которых содержалось требование о заключении Юго-Восточной железной дорогой (ЮВжд) - филиалом ОАО "РЖД" с ОАО "НЛМК" договора перевозки чугуна на особых условиях с обязательным включением в его текст условия, полностью исключающего ответственность железной дороги за сохранность груза. В случае незаключения договора на предложенных условиях, ЮВжд отказывалось принимать грузы ОАО "НЛМК" к отправке.
ОАО "РЖД" сообщило, что действия, ущемляющие интересы ОАО "НЛМК" исключены, телеграммы, направленные ОАО "РЖД" и ЮВжд отменены.
Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области следует обращаться по адресу : 394000, г. Воронеж, ул. К. Маркса, 55, т. 55-92-44.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь