ФАС в СМИ: Такая непростая работа

20 июля 2007, 15:17
Источник: Забайкальский рабочий
Реальная антимонопольная политика нового Российского государства начиналась с появления специальных органов на местах. 1 апреля 1992 года было создано Управление федерального антимонопольного органа в Читинской области. Начиная с 1999 года Управление работает на территории двух субъектов Российской Федерации, включая Агинский Бурятский автономный округ. Уже долгие годы в чисто женском коллективе нет текучести кадров. Стабильность коллектива, его работоспособность и профессионализм позволяют решать самые разнообразные задачи.
Галина Георгиевна, становление новых органов государственной власти процесс сложный, особенно в регионах. Вы стояли у истоков. Как это было?

-Первый федеральный антимонопольный орган - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур - был образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". В 1991 году был принят Федеральный Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому, были образованы территориальные антимонопольные органы в субъектах Российской Федерации.
Так мы вступили в процесс перестройки экономики на современные, соответствующие мировому уровню, рельсы. В зависимости от решаемых задач и выполняемых функций менялись названия федерального антимонопольного органа (нынешнее уже четвертое). Первое десятилетие многие ожидали, что этот орган вот-вот будет прикрыт, не верили, что политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов войдут в число приоритетных направлений экономического развития России перестроечного периода. Штатная численность нашего Управления поначалу составляла 15 человек. В 2007 году была увеличена до 21.
- Что было самым сложным?
- Были трудности с подбором кандидатуры руководителя. Первым руководителем стал Вячеслав Михайлович Петухов. Он пришел в коллектив, который был создан в ноябре 1991 года областной Администрацией для решения задач областного уровня, но с надеждой на передачу части функций федерального органа. Поскольку Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был законом прямого действия, предусматривал меры регулирования от лица государства, а не субъекта Федерации, то и функции не могли быть поделены или преданы на уровень субъекта.
- Как решалась задача демонополизации советской экономики, в том числе и в Читинской области?
o- В 90-е годы были разработаны и приняты Программа демонополизации экономики Читинской области (1992 г.), Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Читинской области на 1994 -1995 годы (1994 г.). Мероприятия программ были направлены на создание в первую очередь перерабатывающих производств мясного и молочного направления, хлебопекарен и других, необходимых для жизнеобеспечения населения. В середине и конце 90-х годов стояла задача становления государственного монополистического капитализма, создания и укрепления новых монополий. Проводились мероприятия по приватизации собственности, созданию акционерных обществ, широкую поддержку получили индивидуальные предприниматели, фермеры. В 2000-е годы была поставлена задача поощрения конкуренции и сдерживания монополий. В эти годы уже возникла необходимость разработки и принятия нового закона, отвечающего духу времени и соответствующего уровню развития экономики.
- Наверное, такие непростые задачи можно было решать только благодаря постоянной заботе о профессиональном росте кадров.
- Во все периоды реформирования целью антимонопольной политики были повышение конкурентоспособности российской экономики, стимулирование экономического роста и обеспечение эффективности занятости. Решали эти задачи простые труженики, пришедшие из разных организаций и предприятий, имеющие самое обычное советское и постсоветское образование, разного возраста и преимущественно женщины. "Костяк" составляли бывшие работники Комитета экономики Администрации Читинской области: Сбружинская Надежда Витальевна, Терешина Людмила Вильевна, Яковлева Татьяна Ивановна и пришедшие в конце 1991 -начале 1992 года: Горбунова Анна Владимировна и Степанова Елена Анатольевна. Наши работники планомерно повышают квалификацию на курсах в Читинском филиале Дальневосточной академии государственной службы, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Финансовой академии, Институте повышения квалификации государственных служащих (г.Москва). Были и зарубежные стажировки. Приходится обучаться постоянно и непрерывно, иначе можно и не успеть за изменениями законодательства, функций и полномочий. .
-Галина Георгиевна, сегодня антимонопольная деятельность в основном локализуется в областном центре?
- Работаем по мере сил и возможностей, исходя из норм, установленных в антимонопольном законодательстве. В 2006 году Читинским УФАС России рассмотрено 328 устных обращений и заявлений, поступивших от физических и юридических лиц. Проведено 104 проверки, в ходе которых выявлено шесть нарушений. Рассмотрено 66 случаев нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения вынесено 40 постановлений о наложении административного штрафа.
- Давайте поговорим об основных направлениях деятельности вашего Управления. Главная ваша задача как контролирующего органа - выявление и пресечение нарушений Закона "О защите конкуренции"?
- Как правило, дела по признакам нарушения конкурентного права возбуждаются по заявлениям юридических или физических лиц, поручениям прокуратуры Читинской области, которым предшествуют консультации юристов управления. Также практикуются проверки органов субъекта Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, предварительное согласование принимаемых нормативных актов. Среди нарушений, с которыми приходится сталкиваться: навязывание невыгодных условий договора, создание дискриминационных условий. Снижение количества возбужденных дел в последнее время связано с уменьшением нарушений предприятиями энергетического комплекса, приведение договорных отношений с абонентами - в соответствие с действующим законодательством.
-Большая роль, видимо, отводится профилактике нарушений антимонопольного законодательства...
- Да, это и разъяснительная работа, в том числе в средствах массовой информации, совещания с участием заинтересованных лиц и представителей органов исполнительной власти Читинской области, АБАО и муниципальных образований. Такие формы работы дают определенные результаты - нарушения сокращаются.
- Вашим специалистам приходится вести большую разъяснительную работу?
- Да. Взять хотя бы прошлый год. Провели семинар в АБАО с представителями органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на тему "Антимонопольные требования к проведению торгов".
Участвовали в работе областного семинара-совещания по вопросам размещения госзаказа. В декабре выступили с докладом на международной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы реформирования собственности в Российской Федерации".
Наши специалисты обучают школьников основам потребительских знаний. Учащиеся области - лидеры областных конкурсов по основам потребительских знаний 2000 и 2001 годов - выходили победителями региональных конкурсов (г. Иркутск) и участвовали в заключительных этапах Всероссийского конкурса в г. Москве. Работа Л.В. Терешиной и учащихся 26 школы (г. Чита) были отмечены наградами организаторов Всероссийского конкурса и министром по антимонопольной политике. Сейчас, к сожалению, функция по защите прав потребителей передана в другое ведомство.

-Галина Георгиевна, монополизм на рынке - серьезное препятствие для развития малого и среднего бизнеса. Ведь конкурировать с крупными предприятиями практически невозможно. Каковы возможности государства в сфере регулирования таких взаимоотношений?
- Еще в декабре 2005 года при ФАС России был создан специальный орган, занимающийся этими вопросами. С учетом концепции административной реформы для взаимодействия ФАС России с некоммерческими и общественными организациями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, улучшения деятельности антимонопольных органов на местах, проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства. Но проводимые исследования о ситуации в России дают настораживающие цифры. Малый и средний бизнес дает лишь 12-15% ВВП, в то время как, по общемировым стандартам, доля этого сектора экономики в ВВП должна составлять около 50%. Существующая конкурентная борьба не только ведется не по правилам корпоративной этики, а зачастую и вопреки действующим законам. Основными рычагами воздействия монополистов на малый и средний бизнес являются: повышение тарифов, уничтожение каналов сбыта, использование административного ресурса. Для исправления ситуации и был создан общественно-консультативный совет.

- На Ваш взгляд, сотрудничество общественности, предпринимателей и антимонопольной службы даст положительные результаты?
- Будем надеяться. Хотя образование таких советов при территориальных антимонопольных органах будет происходить постепенно. Первоначально планируется создать советы при территориальных органах в центрах федеральных округов. Есть и сомнения в эффективности такого механизма. В области работает Совет предпринимателей при губернаторе, пока, к сожалению, в него мы не приглашены. Зачастую предприниматели просто не знают, куда обращаться с сообщениями о неправомерных действиях конкурентов, или боятся гнева местных чиновников, которые могут наслать на предпринимателей проверки контролирующих органов. Из действующих механизмов защиты прав предпринимателей от монопольных действий существует еще и суд. Однако на судебные процедуры у представителей малого и среднего бизнеса зачастую не хватает денег, а за время судебной тяжбы бизнес может просто разориться. С другой стороны, малый бизнес - это не просто конкурент, "путающийся под ногами" у большого, это возможность решать многие проблемы совместно. Как показывает международная практика, экономика более успешно работает там, где созданы условия для развития всех форм бизнеса.
- Перспективы развития службы?
- Самые многообещающие. Россия прочно встала на ноги. Идет рост экономики. Очень важно обеспечить условия развития бизнеса. Антимонопольная политика, остается одной из сфер, где государство должно активно участвовать. С одной стороны, оно должно уменьшать свое прямое участие в экономике, с другой, усиливает регулирующую роль. В свете этой задачи антимонопольные органы осуществляют контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). С 2006 года на антимонопольные органы возложен контроль исполнения законодательства о государственных закупках. Предстоит большая работа, и мы не привыкли отступать, будем и дальше работать засучив рукава.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь