ФАС в СМИ: Закупка несуществующего объекта

25 декабря 2019, 12:16
Источник: Бюллетень Московские Торги

Нарушения, выявленные ФАС, при закупках недвижимости

Строительные работы, осуществляемые в России в рамках госзаказа, давно вызывают тревогу контрольных органов. Демпинг, отсутствие конкуренции, некачественно выполненные работы, и, как результат - государство не получает того, за что было уже заплачено. Подобная ситуация не может больше продолжаться, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) берет на особый контроль покупку недвижимости и строительные работы по госзаказу.

«Серые» стройки

Количество нарушений, которые служба выявила в ходе проверки исполнения строительных контрактов, просто зашкаливает. Об этом на совещании с органами власти субъектов РФ и муниципальных образований, посвященном правоприменительной практике и совершенствованию законодательства, заявил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев, сообщает пресс-служба ФАС.

Всего в мероприятии приняли участие более 1000 человек. Добиться такого большого количества участников позволило использование систем видео-конференц-связи. Принять участие в диалоге смогло большое количество лиц.

Представители региональных и муниципальных органов, уполномоченные на определение подрядчиков, а также осуществляющие контроль в сфере закупок, и территориальные органы ФАС России смогли напрямую пообщаться с руководством ведомства.

По словам замглавы ФАС, в последнее время участились случаи выявления ряда противозаконных схем. Одной из таких схем является подмена предмета закупки. Вместо проведения торгов на строительство на основе разработанной проектно-сметной документации объявляется аукцион на покупку еще не существующего объекта недвижимости, который по факту строит конкретная компания. То есть фактически торги проводятся под конкретную компанию, что является грубым нарушением законодательства.

Еще одной незаконной схемой активно пользуются при строительстве школ, поликлиник и больниц. Конкуренции на этих торгах почти нет, потому применяется ст. 93 44-ФЗ и закупка проводится у единственного поставщика.

Примечательно, что такие закупки проводятся уже, что называется, post-factum.

То есть объект уже построен, а только потом проводятся торги. Тут налицо сговор между органами власти и компаниями-застройщиками, за что предусмотрена уголовная ответственность.

- Мы столкнулись с новым видом нарушений, который зафиксирован уже почти в 30 регионах России. В рамках госзаказа нельзя купить или продать объект недвижимого имущества, которого не существует. По сути, это уход от обычной конкурентной закупочной процедуры в строительстве. Подобные закупки будут признаваться грубым нарушением законодательства, а материалы дел - передаваться в правоохранительные органы.

В ближайшее время мы выпустим соответствующие разъяснения, - подчеркнул Михаил Евраев.

Как следует из анализа сайта госзакупок, в 2018 году было закуплено различных строительных работ на 8,4 трлн руб.

ФАС часто выявляет антиконкурентные соглашения, самые распространенные - между заказчиком и потенциальными поставщиками. Так, из 384 дел о картелях в 2018 году более 85% было по сговорам на торгах (332 дела), пишет служба в докладе о состоянии конкуренции.

И почти треть соглашений на торгах связана с ремонтом и строительством, в том числе автомобильных дорог.

Характерная черта антиконкурентных соглашений в России - участие в них государственных органов и совершение преступлений служащими (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и др.), пишет ФАС. В прошлом году антимонопольные органы возбудили 300 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 32% больше, чем в 2017 году (204 дела).

Меньше поводов для снятия с торгов «чужих» претендентов

В числе острых вопросов также обсуждалась недопустимость наделения субъектами РФ государственных предприятий статусом единственного поставщика на конкурентных рынках. Дело в том, что у субъектов РФ нет таких полномочий. Вместо этого теперь после 1 июля 2019 года заказчики в документации на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут требовать от участников закупок предоставления только согласия на выполнение указанных работ вместо заполнения многостраничных заявок, в которых предприниматели ошибались, что являлось поводом их отклонить.

По всем перечисленным случаям ФАС России дала поручение своим территориальным органам провести проверки (это более 500 объявленных торгов, в которых выявлены такие нарушения) и не только отменить незаконные процедуры, но и в ряде случаев передать материалы в правоохранительные органы.

Также Михаил Евраев отметил, что региональные заказчики могут самостоятельно отменить незаконные торги, не дожидаясь проведения проверок по ним.

Общественники не сидят, сложа руки

Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» составили топ-5 самых дорогих закупок с использованием «серой» схемы, подразумевающей уклонение от строительства. Все закупки из рейтинга заказчики провели с формулировкой «здания, созданные в будущем», что нарушает законодательство о закупках. Всего с 2017 года активисты ОНФ выявили 47 таких закупок в Якутии, Забайкальском крае, Амурской, Новосибирской и Сахалинской областях на сумму 3 млрд руб. Об этом сообщает пресс-служба ОНФ.

Заказчики в нескольких регионах предпочли не проводить закупки на строительство, а купить объекты, которые на самом деле еще не построены. По мнению экспертов ОНФ, закупки зданий «из будущего» ограничивают конкуренцию и нарушают закупочное законодательство.

- Если бы заказчик объявил тендер на строительство, то вариантов отдать закупку «своему» подрядчику становится меньше. Закупка на строительство является более прозрачной процедурой.

А закупка здания, «созданного в будущем», предполагает, что некая организация будет что-то строить, не имея на то никакого фактического основания. Проведя закупку здания, «созданного в будущем», заказчик заведомо знает, кому дать все необходимые разрешения. В случае выигрыша не «своего» подрядчика заказчик легко сможет юридически затянуть процесс строительства. Добросовестный подрядчик никогда не пойдет на такой конкурс, потому что все карты находятся в руках заказчика, - пояснил координатор проекта ОНФ «За честные закупки» по Сибирскому федеральному округу Константин Юденко.

Самую дорогую закупку здания «из будущего» активисты ОНФ выявили в Забайкальском крае. Администрация Читы планировала в 2019 году приобрести в государственную собственность объект недвижимого имущества для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цена закупки составляла 297,2 млн руб. После обращения Народного фронта ФАС отменила закупку.

На втором месте оказалась закупка «созданного в будущем» здания стоимостью 280,8 млн руб. В городе Свободном Амурской области в собственность должны будут передать здание физкультурнооздоровительного комплекса с внутренней отделкой, установленным технологическим и инженерным оборудованием, мебелью и инвентарем. В документах значится, что здание должны передать до 30 декабря 2020 года.

Третье место занимает закупка здания детского сада в селе Оленек Республики Саха (Якутия). Контракт стоимостью 249,6 млн руб. заключен в 2017 году. Дата окончания исполнения контракта - 20 ноября 2018 года.

На четвертом месте - закупка здания детского дошкольного образовательного учреждения, которое будет построено в Белогорске Амурской области. Здание за 204 млн руб. должно быть с внутренней отделкой, установленным технологическим и инженерным оборудованием, мебелью и инвентарем. Заказчик провел закупку в декабре 2018 года, а здание должен получить только в ноябре 2019 года.

На пятом месте - приобретение объектов недвижимого имущества, «созданных в будущем», также для обеспечения жилыми помещениями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чите. Стоимость контракта - 148,6 млн руб. Объекты должны быть переданы заказчику до 15 декабря 2019 года.

Подобные закупки выявлены в ряде населенных пунктов Якутии (на 526 млн руб.), Забайкальского края (748 млн руб.), Амурской (1,6 млрд руб.), Новосибирской (113,2 млн руб.) и Сахалинской областей (45,3 млн руб.).

Координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта отметил, что уже проведенные закупки несут для заказчика риск некачественного выполнения работ из-за отсутствия установленных законом требований к подрядчику, например, о наличии надлежащего опыта.

- Эксперты проекта за период 2017- 2019 годов выявили 47 торговых процедур на приобретение зданий, «построенных в будущем». Сумма закупок в пяти регионах Российской Федерации составила 3 миллиарда рублей. Мы обратились в ФАС России и Генеральную прокуратуру с просьбой проверить заказчиков и победителей закупок на предмет наличия в их действиях сговора. Антимонопольная служба подтвердила выводы экспертов, - рассказал Антон Гетта.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь