ФАС в СМИ: Хотели как лучше

21 февраля 2013, 11:10
Источник: Фармацевтический Вестник

Общественное обсуждение последних государственных инициатив, связанных с госзакупками лекарственных средств, вылилось в противостояние между отечественными и иностранными игроками российского фармрынка. Пытаясь повлиять на окончательное решение Минпромторга, те и другие приводят аргументы, так или иначе задевающие интересы и репутацию другой стороны. Скорее всего, производители узнают о судьбе своих предложений и замечаний по проектам из окончательной версии документов.

К отсутствию обратной связи с Минпромторгом по своим законодательным предложениям ассоциации производителей в принципе уже привыкли. На сегодняшний день АРФП ожидает новой версии проектов постановления правительства «Об установлении дополнительных требований к участникам при размещении заказов на поставки лекарственных средств» и приказа Минпромторга «О критериях, в соответствии с которыми лекарственные средства, произведенные на территории РФ с использованием компонентов иностранного происхождения, могут быть отнесены к продукции российского происхождения», которые будут представлены по итогам уже завершившегося общественного обсуждения. Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев отметил, что после новогодних праздников ассоциация направила в Минпромторг предложения по проекту постановления правительства: «Мы просили включить норму, в соответствии с которой при отсутствии заявок от российских производителей ограничение не действует и иностранные поставщики допускаются до аукциона». Кроме того, г-н Дмитриев подчеркивает, что российский производитель — это и пришедшие в Россию, и локализовавшиеся зарубежные компании, которые тоже получат преференции.
AIPM в намерении отстоять свои позиции в борьбе за преференции на российском рынке в письмах в адрес министерства перешла от убеждения в необходимости встречи представителей фармбизнеса с главой Минпромторга Денисом Мантуровым к подробной аргументации в пользу основательной переработки проектов.

Иностранные производители вполне закономерно лоббируют свои интересы, замечают эксперты. Речь идет о рынке более 7 млрд долл. США. «Если меры, предложенные Минпромторгом, будут утверждены, зарубежные компании потеряют значительную часть доходов», — поясняет директор ООО «Фармэксперт. Аналитика и консалтинг» Николай Беспалов. В АРФП беспокойства зарубежных игроков рынка не разделяют. «Если же мы говорим об оригинальных импортных препаратах, то иностранным производителям опасаться нечего: при отсутствии российских аналогов ограничительные статьи к ним в принципе не применимы и пациенты получают исключительно иностранные препараты», — заметил глава АРФП.

Зарубежные производители сомневаются в возможности отдельных российских производителей обеспечить своевременные и гарантированные объемы поставок около 500 МНН препаратов в структуре ЖНВЛП или около 3 тыс. товарных позиций по лекарственной форме и дозировке. Именно об этом в первую очередь заявила AIPM в своем втором письме главе Минпромторга Денису Мантурову от 6 февраля. После введения с января 2014 г. GMP «неизвестное количество предприятий могут оказаться легитимными с точки зрения производства лекарственных препаратов», отмечается в февральском письме AIPM.

По мнению экспертов фармрынка, темой низкого качества отечественных препаратов в известной степени спекулируют, равно как вопросом об объеме подделок на российском рынке. Подавляющее большинство крупных российских производителей выпускают препараты сопоставимого с иностранными продуктами качества, отмечает Николай Беспалов. «Конечно, есть отдельные отечественные производители, которые недостаточно заботятся о качестве выпускаемой продукции. Но контроль деятельности подобных компаний лежит не в сфере наличия или отсутствия GMP, а в сфере рутинной работы представителей Росздравнадзора», — пояснил эксперт, заметив, что «немало иностранных компаний, соответствующих GMP, поставляют в Россию продукцию сомнительного качества». При этом, по словам Николая Беспалова, большая часть крупных российских заводов соответствует этим требованиям. Виктор Дмитриев заметил, что «сегодня российский производитель — это не только и не столько старые фармацевтические фабрики, но и модернизированные или построенные с нуля в соответствии с международными стандартами российские заводы». Что касается способности отечественных предприятий обеспечить страну необходимыми препаратами, то эксперты также не разделяют позиции AIPM. «Уровень загруженности существенной части отечественных заводов в среднем в лучшем случае составляет 50—60%. Так что резервов для производства больших объемов продукции для покрытия потребностей российского рынка более чем достаточно», — уверен Николай Беспалов.

Предложение использовать регистрацию препаратов в госреестре лекарственных средств в качестве критерия ограничения доступа к участию в госзакупках намеренно будет создавать обширное поле для недобросовестной конкуренции, считают в AIPM. На пресс-конференции 13 февраля Владимир Шипков обратил внимание на тот факт, что в соответствии с правоприменительной и судебной практикой в России можно регистрировать аналоги лекарственных препаратов, находящихся под патентной защитой, но запрещено выводить их в гражданский оборот. «Они будут зарегистрированы, но их не будет де-факто. Возникнет коллизия с точки зрения правоприменения, — пояснил он. — Мы имеем достаточно оснований предположить, что в случае невыхода одного из производителей—победителей торгов либо торги срываются, либо не будет поставок».

По мнению иностранных игроков рынка, предполагаемые дополнительные требования не будут стимулировать локализацию в России, производство инновационных препаратов и трансфер технологий. Предлагаемые сегодня преференции были одним из условий прихода в Россию зарубежных инвесторов, имевших в планах локализацию производства, напоминает Виктор Дмитриев. «Если государство не будет последовательно в выполнении взятых на себя обязательств, то именно это и скажется негативно на инвестиционной привлекательности российского фармпрома», — уверен глава АРФП.

Эксперты предлагают иностранцам локализовать производство в России. «Зарубежные производители, которые хотят работать здесь в долгосрочной перспективе, давно озадачились вопросами ведения бизнеса в новых условиях. К примеру, KRKA, Gedeon Richter, Servier, Nycomed: a Takeda Company, Novartis открыли собственные предприятия, STADA CIS, Sanofi Aventis купили действующие заводы. Bayer, GSK и ряд других компаний производят продукцию на мощностях существующих российских заводов», — отметил Николай Беспалов.

AIPM предлагает Минпромторгу продлить действия критерия в отношении упаковки лекарственных препаратов до 2016 г. включительно, более тщательно проработать нормы в отношении твердых и иных сложных лекарственных форм, производства высокотехнологичных сложных биологических препаратов. «Требуется дополнительный критерий, в соответствии с которым данные лекарственные средства, произведенные на территории РФ с использованием компонентов иностранного происхождения, могут быть отнесены к продукции российского происхождения», — говорится в письме ассоциации.

Как стало известно 14 февраля, ФАС России официально не поддержала проекты документов, представленных Минпромторгом. Ведомство приветствует стимулирующие меры, принимаемые государством для поддержки отечественных производителей. Но данные проекты не имеют смысла, пока не решен вопрос о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, заявил на пресс-конференции начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь