ФАС в СМИ: Пресс-конференция заместителей руководителя ФАС России Андрея Кашеварова и Анатолия Голомолзина

08 февраля 2013, 01:21
Источник: РБК

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте! Тема нашей сегодняшней пресс-конференции - это подписание совместного приказа ФАС РФ и Минэнерго, которым внесены дополнения, представляющие условия, при соблюдении которых, установленная на бирже цена товара не признается монопольно высокой.

Вторая тема нашей пресс-конференции – это "Общие подходы к определению рыночной цены на нефтепродукты". И третья тема – это "Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по организации биржевой торговли". На ваши вопросы ответят сегодня заместители руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Николаевич Голомолзин и Андрей Борисович Кашеваров.

Вступительное слово А.Голомолзина.

Мы хотели бы вам дать короткую информацию о подписании совместного приказа Федеральной антимонопольной службы и Министерства энергетики об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов и утверждении требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующих субъектов. Этот документ завершает подготовку нормативной базы, связанной с формированием рыночных цен с использованием биржевой торговли. Напомню, впервые как механизм развития рыночных отношений биржевая торговля была определена в энергетической стратегии, утвержденной правительством РФ. Далее в конце 1990-х - начале 200-х годов шла долгая работа по практической реализации программных правительственных документов. К сожалению, нефтяные компании не очень активно двигались в этом направлении. Поворотным этапом в развитии биржевой торговли является, к сожалению, рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства. ФАС рассмотрела три волны дел о нарушениях антимонопольного законодательства. И по первой, и по второй волнам дел были выданы предписания по реализации на биржевых площадках нефтепродуктов в объеме не менее 10% от объема, поставляемого на внутренний рынок. При этом эти торги должны были осуществляться в рыночных условиях.

Понятно, что создание рыночных условий и обеспечение рыночных условий реализации нефтепродуктов на биржевых торгах зависят не только от нефтяных компаний. Это касается и деятельности биржевых площадок, и общих процедур, связанных с надлежащим контролем соблюдения условий рыночности ценообразования. Поэтому в рамках третьего антимонопольного пакета были приняты поправки, которые установили законодательные нормы, связанные с обеспечением рыночных требований к проведению биржевых торгов.

В развитие этого закона были приняты приказ ФАС по учету списка аффилированных лиц участниками торгов, а затем правительство РФ приняло требования по равномерности проведения торгов в октябре 2012г. И, наконец, в начале этого года был принят приказ ФАС РФ. Биржевая торговля за это время эволюционировала. Вначале мы начали набирать необходимые объемы торгов, и в 2011г. на рынках РФ уже реализовывалось в режиме биржевых торгов наличного товара более 10 млн т. Такая цифра была нами достигнута и в 2011г. Близкие к этому показатели (более 12 млн т) были и в 2012г. При этом в 2012г. по сравнению с 2011г. произошло улучшение качества организации биржевой торговли. В частности, речь идет о том, что существенно увеличилось количество участников биржевых торгов, сейчас - уже более тысячи лиц, участвующих в биржевых торгах. Более того, сократился разовый размер сделки – примерно с 950 т до чуть более 500 т – это разовый размер сделки, совершаемой на биржевых торгах. Пока еще сохраняются вопросы, связанные с адресностью торгов, с тем, что имеют место крупные разовые сделки, неравномерность торгов, но с принятием приказа и постановления правительства ситуация кардинальным образом меняется, и уже в этом году биржевые торги будут осуществляться правилам рынка.

Важным также является то, что сейчас на бирже не только осуществляются биржевые торги, но и регистрация внебиржевых контрактов. Мы с вами понимаем, что биржевые торги и биржевое ценообразование – это не единственный элемент рыночной инфраструктуры рынка нефти и нефтепродуктов. Также существенное значение имеет то, каким образом организованы и в какой мере рыночным является ценообразование во внебиржевом секторе, а это порядка 80-90% от общего объема внутреннего рынка. Также важным является сопоставление цен российского рынка с сопоставимыми ценами зарубежных рынков и мирового рынка. Поэтому такие три индекса - биржевой, внебиржевой и индекс цен сопоставимых рынков составляют основу рыночного ценообразования. ФАС очень внимательно отслеживает ситуацию на этом рынке.

Что касается вопросов, связанных с методологическими особенностями совместного приказа, я попрошу Андрея Борисовича Кашеварова прокомментировать. Он расскажет об общей ситуации в сферах организации биржевой деятельности в РФ. Затем мы будем готовы ответить на ваши вопросы.

Вступительное слово А.Кашеварова.

Я, может быть, логично перешел с той точки, на которой завершил свое выступление Анатолий Николаевич, а именно: с тех трех индикаторов цен на нефтепродукты, которые мы используем в своей работе. И, собственно, эти же индикаторы могут также использоваться, в том числе, и Федеральной налоговой службой. Поскольку у нас создана совместная рабочая группа, мы, собственно, эти подходы в рамках этой рабочей группы обсуждали и никаких противоречий при применении антимонопольного законодательства и налогового не обнаружили. Собственно, не было еще ни одного случая, когда ФАС предписывала бы нефтяным компаниям формировать цены по тем или иным формулам, и эти формулы вступали бы в противоречие с теми подходами, которые имеются у Федеральной налоговой службы. Ни одного факта применения или доначислений налогов нефтяным компаниям по тем формулам, которые мы применяем, в данном случае ФАС, не было. И это является фактом. Соответственно, мы находимся в постоянном диалоге, и те три индикатора, которые назвал Анатолий Николаевич (Голомолзин), по сути дела, формируют коридор цен на нефтепродукты. При этом этот коридор не выходит за 20%, когда возможно применять доначисления в соответствии со ст.40 Налогового кодекса (НК). Таким образом, мы находимся в совершенно стабильном состоянии с точки зрения сопряжения двух законов, и собственно, администрирования этих законов и правоприменения.

Здесь никаких рисков нет и не может быть изначально, поскольку федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют и принимают во внимание те действия, которые осуществляются тем или иным органом. И наличие этой рабочей группы, я подчеркиваю, является той основой стабильности для участников рынка, которая обеспечивает нормальное поступательное развитие. Таким образом, никаких различий в подходах нет. Мы готовы работать с ФНС в таком же взаимодействии, как и раньше.

Если говорить о состоянии биржевой торговли в целом в РФ, вы можете сегодня на нашем сайте ознакомиться с 80-страничным докладом, в котором анализируется развитие биржевой торговли в период с 2009г. по 2011г. Хочу лишь обратить внимание на одно обстоятельство, которое в принципе является, наверное, основополагающим. Что 20 лет назад - в начале 1990-х годов, когда биржевая торговля интенсивно развивалась, что в конце 2000-х годов, параметры развития рынков практически одинаковы. Это совпадение, одинаковость заключается в том, что по каждому инструменту, по каждому товару есть так называемая лидирующая биржа, то есть та биржа, на которой в основном концентрируются спрос и предложение, что в принципе обеспечивает ликвидность и предпосылки для формирования действительно рыночных цен. Если в начале 1990-х гг. более 80% валюты торговала ММВБ, товарная торговля была сосредоточена на РТСБ, торговля ценными бумагами – на РТС, то сейчас картинка в принципе повторяется: у нас более 50% по каждому товару занимает та или иная биржа. Это логичное построение рынка, потому что, с одной стороны, есть та точка, где концентрируются спрос и предложение и обеспечивается ликвидность. И есть другие точки входа новых участников, что позволяет, по сути, заключать арбитражные сделки, то есть выставлять заявки на покупку на одной бирже, на продажу – на другой, и, соответственно, минимизировать риски входа на новые рынки тех, кто до этого в биржевой торговле не принимал участия. Такая система построения рынка кажется более сбалансированной. В принципе, то исследование, которое мы провели, лишний раз подтверждает, что, по сути, принципы биржевой торговли сохраняются прежними, не зависимо от того, какие объемы торгуются на той или иной бирже, тем или иным инструментом. Таким образом, мы констатируем, что рынок сохраняет определенную стабильность. Хотя, безусловно, есть отличие от 1990-х годов, и вы его увидите, это то, что по отдельным товарам есть биржи, где объемы торгов выше, но число сделок меньше, и, наоборот объемы торгов меньше, а число сделок имеет большее количество. Такие различия пока говорят об отсутствии достаточной равномерности торгов. И, собственно, задача первого периода как раз заключается в том, чтобы обеспечить эту равномерность, регулярность, особенно на товарных рынках. Здесь усилия государства в формировании биржевого рынка нефтепродуктов как раз и исходят из того анализа, который мы проводили, и собственно, те болевые точки, которые нами были обнаружены, носят общий характер. Вот, собственно, все, что мы хотели сказать в начале нашего разговора.

Г.Коган (РБК): Вы назвали объемы торгов нефтепродуктами в 2011-2012гг. на биржах. Скажите, компании выбирают тот объем, который им установлен законодательно, или есть тенденция к увеличению биржевой торговли как таковой?

А.Голомолзин: Речь идет о нефтепродуктах? Можно сказать, что в целом за 2011-2012гг. объем, скорее, стабилизировался и находится на уровне свыше 10 млн т. Другое дело, что меняется качество биржевых торгов. В стоимостном исчислении это величина порядка 300 млрд руб. То есть в режиме открытых прозрачных процедур покупатели имеют возможность купить нужные им объемы по рыночной цене, а соответственно поставщики топлива имеют возможность эти объемы продать. Есть требования, которые были выставлены нефтяным компаниям в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, - в размере не 10% от объема поставок на внутренний рынок. Совместный приказ ФАС и Минэнерго также констатирует именно эти объемы, необходимые к продаже на внутреннем рынке. Единственное, что он делает это в привязке к объемам произведенного топлива. И соответствующий процент идет не от объема внутреннего рынка, а от объема производства нефтепродуктов. Но в итоге эта сумма – эквивалент 10% от объема внутреннего рынка. К другим участникам рынка, которые не являются доминантами и не были участниками рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, соответствующие требования не выставляются. Сейчас они торгуют на бирже в объеме примерно 10% от общего объема. То есть основной объем приходится на вертикально интегрированные компании. Примерно 10% топлива торгуется другими участниками рынка.

В.Суриков (телеканал "Эксперт"): Как была определена цифра 10% - не больше, не меньше? В какой степени именно этот объем нефтепродуктов балансирует цену на них? И какие принципиальные изменения наступают в биржевой торговле в связи с вводом этого совместного приказа, если она уже происходила до этого?

А.Голомолзин: До этого биржевая торговля не всегда происходила в режиме равномерных торгов. Например, если у вас потребность в топливе на начало следующего месяца, это не означало, что вы можете прийти на биржу и быть уверены, что в начале или середине месяца эти торги будут производиться - вот тот объем, который вам необходим, в конкретную дату.

Сейчас в рамках постановления правительства о равномерности торгов и в рамках совместного приказа, который устанавливает параметры торгов, которые обеспечивают ликвидность этим торгам, эти параметры определены. Также определены условия, каким образом доминирующие хозсубъекты должны формировать начальную цену торгов. Кроме того, значительное количество сделок ранее совершалось как адресные сделки. Такие сделки не запрещены законом, но они должны и учитываться по другой статье. Они должны учитываться в рамках индекса цен биржевых торгов. Сейчас приказ и постановление правительства, и закон о защите конкуренции четко определяют рамки, в соответствии с которыми цены будут формироваться и оцениваться как цены, формируемые по рыночным признакам. В этом смысле качество биржевых торгов, которые мы будем иметь в предстоящий год, будет совершенно отлично от тех торгов, которые имели место, например, в 2011г. Я не сравниваю с 2012г., потому что здесь также происходило улучшение ситуации, но оно происходило, в том числе, и в рамках и с учетом рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, ведь мы рассматривали дела не только в отношении нефтяных компаний. Имели место, к сожалению, и случаи рассмотрения дел в отношении биржевых площадок, которые не обеспечивали условия рыночного ценообразования.

Сейчас в этом смысле ситуация качественно меняется, и мы ожидаем от биржевых торгов очень существенных и значимых результатов. Естественно, это не эпизод, а это продолжение системной работы, которую мы ведем на протяжении последних нескольких лет.

Что касается цифры в 10%, это тот объем, который позволяет реально обеспечивать условия рыночного ценообразования и дает возможность независимым участникам рынка получать дополнительные объемы топлива. Например, авиатопливо. У авиакомпаний есть потребность обеспечить регулярные перевозки. Как правило, они это делают в рамках прямых контрактов с нефтяными компаниями либо в рамках системы долгосрочных договоров. Но есть также и нерегулярные объемы авиаперевозок - чартерные, нерегулярные, и в этом смысле под них сложно выстраивать договорную систему отношений и проще работать в режиме биржевых торгов. Аналогичная ситуация касается неравномерности потребления топлива и на рынке автомобильного топлива. Есть сезоны повышенного спроса, пониженного спроса. И как раз есть необходимость часть объемов формировать в рамках стабильных долгосрочных отношений, часть – в режиме спотовых торгов. Цифра 10% сформировалась по общему опыту и анализу ситуации, и жизнь подтвердила, что именно такие параметры дают приемлемые и оптимальные результаты для обеспечения устойчивости рыночной ситуации.

А.Кашеваров: Я дополню по поводу 10%. Поскольку у нас биржевая торговля ведется с 1989г., то фактически еще в тот период мы как ведомство считали возможность влияния на цены, которые складываются в ходе биржевых торгов, в зависимости от того, какие объемы заключает один участник. И, собственно, еще в тот период было посчитано, что если вы обладаете 10-15% рынка, вы можете влиять на формирование цен. Отсюда и был сделан вывод, что если мы 10% рынка будем реализовывать в формате биржевой торговли, то этого в принципе достаточно для образования индикатора, на который можно ориентироваться. Если возвращаться к нашему анализу, когда количество сделок, например, имеет изменение за исследуемый период в 218 раз, а объемы колеблются в 2 и более раз, то при таких колебаниях объемов и числа следок создать доверие к этому индикатору невозможно. К тем объемом, которые были предложены для реализации на бирже, еще и было также предложено, чтобы эти объемы реализовывались равномерно с тем, чтобы товар на рынке присутствовал всегда. Тогда для этого индикатора, который таким образом создается, формируется вполне лояльная среда как у участников рынка, так и у регулятора. Здесь можно говорить о том, что участники внебиржевого рынка ориентируются на биржевые индексы, и, собственно, когда сделки заключаются на бирже, так же ориентируются участники биржевой торговли на цены, которые складываются на внебиржевой торговле. Все это позволяет сглаживать резкие колебания цен. Такой механизм взаимодействия, по сути дела, двух рынков. И этот механизм, на что мы надеемся, позволит избежать резкого колебания цен, или если будут происходить какие-то потрясения на мировых рынках, с тем, чтобы мы могли адекватно реагировать на эти изменения, вносить свои изменения в правила биржевой торговли на территории РФ.

Глобальная цель заключается в том, чтобы создать свой собственный внутренний индекс на нефтепродукты, который позволит ориентироваться всем участникам рынка на него.

И.Френникова: Вы упоминали три ценовых индекса. Скажите, они сейчас еще используются, это действующая модель или требуется принятие каких-то дополнительных документов, законодательной базы, и если да, то когда это планируется сделать? Вы также упомянули, что закончена подготовка нормативной базы, для того чтобы торговались нефтепродукты. Есть ли понимание, когда то же самое произойдет на рынке биржевой торговли газом?

А.Голомолзин: Что касается применения сейчас в практике всех трех индексов, то они применяются, и это лучшая практика. В частности, эта практика закреплена в торговых политиках, которые нефтяные компании представляют на рассмотрение ФАС России. Ранее мы вас информировали о том, что, скажем, компания ТНК-ВР опубликовала соответствующую торговую политику. Сейчас на рассмотрении в ФАС находятся торговые политики других компаний, в частности "Газпром нефть" уже близка к завершающему этапу, с ЛУКОЙЛом мы обсуждаем аналогичный документ. Помимо этого в своей текущей деятельности компании используют эти индикаторы, понимая, что для них это очень важный инструмент проведения их маркетинговой политики. Для них это реальные рыночные ориентиры. Мы полагаем, что логика построения законодательства такова, что лучшие наработки мы закрепляем нормативно. Скажем, мы развивали институты биржевой торговли, делали это, в том числе в рамках предписания ФАС России. Сейчас они нашли закрепление в законе "О защите конкуренции", в ряде других законодательных актов, актов правительства и ведомственных актов.

Аналогичная ситуация касается и нормативного закрепления трех индексов – биржевого, внебиржевого и индекса сопоставимых цен зарубежных рынков. Мы планируем это сделать в рамках закона о рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты. Необходимость принятия соответствующего документа закреплена в "дорожной карте" по развитию конкуренции. Этот документ был утвержден правительством 28 декабря 2012г. В ближайшее время мы планируем завершить начатую работу.

Ранее мы в деталях в рамках публичных слушаний обсуждали содержание этого законопроекта. Мы полагаем, что нет принципиальных разночтений у участников рынка. Напомню, три года назад, когда мы начинали обсуждение этой темы, то мнения были по этому предмету самые разнообразные, вплоть до взаимоисключающих. Сейчас у участников рынка, у бизнеса, у экспертов разночтения если есть, то они минимальные. Кроме того, мы также предполагаем и планируем закрепить в законе о рыночном ценообразовании необходимость и создание соответствующих институтов, которые бы способствовали развитию рыночного ценообразования, в частности, речь идет о так называемом биржевом совете. Мы полагаем, что этот институт должен быть создан самими участниками рынка с участием государства в режиме сорегулирования. Наряду с уполномоченными ведомствами, такими как ФАС, ФСФР, Минэнерго, ФНС, сторонами этого соглашения должны стать нефтяные компании, нефтетрейдеры, основные покупатели топлива, представители инфраструктур, под которыми мы понимаем биржевые площадки, информационно-аналитические агентства, эксперты. Именно такой институт способен формировать методологию рыночного ценообразования. В частности, предметом биржевого совета может стать методология согласованного расчета биржевых и внебиржевых индексов цен. Например, сейчас публикуются на бирже индикаторы биржевые и внебиржевые, но идеология их образования не позволяет непосредственно их сопоставлять. То есть эксперты знают, а те, кто не знает, может добросовестно заблуждаться и пытаться непосредственно сравнивать эти два индекса. Между тем они имеют различия в наполнении, поэтому их необходимо корректно сравнивать.

Мы сейчас можем судить по тенденциям на рынке нефтепродуктов по этим индексам, но напрямую их сопоставлять нельзя. Задача биржевого совета как раз состоит в том, чтобы сделать понятными все те индикаторы, которые формируются.

То же самое касается индексов цен сопоставимых рынков. Что такое "нетбэк"? По какому базису необходимо делать отсчет для того, чтобы это было сопоставимо с биржевыми индикаторами либо с индексами внебиржевых цен? Эти вопросы также планируется обсуждать в рамках Биржевого совета.

Что касается газа, то сейчас в наш адрес поступило предложение от коллег из Минэнерго о том, чтобы возобновить торги на электронной торговой площадке. Мы полагаем, что это правильное предложение, и есть целесообразность сформировать механизм торговли наличным объемом газа в режиме регулярных торгов. Соответствующий положительный опыт был накоплен в России в течение 2007-2008гг. В это время одновременно с нами стартовали и другие площадки по торгам в Европе. К сожалению, мы с тех пор наш эксперимент прекратили, а наши европейские коллеги продолжали развивать этот инструмент, и сейчас около 50% газа в Европе торгуется на этих площадках по торгам на газ.

Почему возникает необходимость в подобного рода площадках? Дело в том, что торги на газ в значительной степени предопределены вопросами технологии. Это удаленные месторождения газа, это система транспортировки, это единая система газоснабжения, система централизованного диспетчирования. В этом смысле на результаты торгов в значительной степени влияет технология.

Аналогичная ситуация имеет место в электроэнергетике. Вы, наверное, знаете, что в РФ есть площадка администратора торговых систем в электроэнергетике, где в режиме торгов на электронной торговой площадке по соответствующим правилам формируются торги на сутки вперед. На газовой площадке в свое время мы вышли уже на торги на декаду, на 10 дней вперед. Обсуждался вопрос о том, чтобы сделать эти торги на двое суток вперед, чтобы сделать сопряженными торги на газовой площадке и на площадке по торговле электроэнергией.

Мы рассчитываем, что эти торги возобновятся. Мы будем стремиться к тому, чтобы там также была обеспечена ликвидность этих торгов, чтобы получить соответствующий индикатор цены спотового рынка на газ. Этот индикатор будет иметь значение для определения текущих рыночных цен, для балансировки системы газоснабжения, он будет учитывать неравномерность производства, транспортировки и потребления газа. Этот индекс станет основой и для развития биржевой торговли. В этом смысле эти два института - электронных торгов на электронной площадке, увязанных с технологией газового рынка, и торговля производными инструментами на биржевой площадке будут сопряженными. Точно также происходило, скажем, в Великобритании, где соответствующий эволюционный путь прошла биржевая торговля. Вначале были торги на электронной торговой площадке, а затем на этой основе развитие получила и биржевая торговля. То же самое происходит и на других площадках в странах Западной Европы. Аналогичный опыт мы имеем и в США. Мы надеемся, что в ближайшее время мы этот путь воспроизведем в РФ.

Н.Агеева (РИА "Новости"): Когда могут быть возобновлены торги на электронной торговой площадке по газу? Какая площадка рассматривается, то есть это "Межрегионгаз", как было в рамках эксперимента, либо что-то другое? И еще, на ваш взгляд, когда в России может быть введена обязательная регистрация внебиржевых сделок по нефти?

А.Голомолзин: Как сейчас обсуждается с нашими коллегами из Минэнерго, это будет площадка "Межрегионгаза", которая имеет соответствующую инфраструктуру. Что касается регистрации внебиржевых сделок, то сейчас правительством РФ определены требования к регистрации внебиржевых контрактов.

По нефтепродуктам по итогам 2012г. было зарегистрировано контрактов в объеме более 40 млн т. Пока, к сожалению, контракты по нефти регистрируются в незначительной степени. Мы имеем позитивную динамику по регистрации внебиржевых контрактов на уголь. На этой неделе мы планируем с Минэнерго провести совещание по вопросу регистрации контрактов на уголь, а также вопросам обобщения этой практики и формирования индексов цен на уголь.

Перспектива этого инструмента – мы уверены, что в ближайшее время мы его реализуем в полном объеме. Соответствующие поправки в части санкций за необеспечение регистрации в установленном порядке контрактов, в том числе по нефти, будут применяться в отношении тех участников рынка, которые не будут регистрировать контракты, как это установлено в соответствии с постановлением правительства на биржевых площадках. В этом году это будет обеспечено в полном объеме. В моем понимании, это перспектива 2007г. Я надеюсь, что в 2013г. мы все-таки ее реализуем.

Вопрос из зала: Возможно ли создание каких-то новых бирж в РФ? Будут ли какие-то облегченные условия по их созданию? И могут ли в России присутствовать иностранные биржи и присутствовать по какой-то облегченной процедуре? И еще в России сейчас 30 млн мусульман, и мы не только Португалию, но и Лондон догоняем. Очень сильно развито исламское финансирование и созданы специальные исламские секции. Может ли быть создана исламская биржа по шариату в Москве, в России, в Международном финансовом центре?

А.Кашеваров: Вопросы, которые были подняты, больше относятся к компетенции ФСФР, которая выдает лицензии данного вида деятельности.

Но в силу своего собственного понимания тех вопросов, которые вы задали, я могу сказать, что вряд ли на территории России появятся иностранные биржи. Здесь корректнее все-таки вести речь о том, какие условия участия нерезидентов в создании бирж и в торговле на российских биржах могут осуществляться. Это, наверное, более реально, нежели появление иностранных бирж. К слову, у нас нет иностранных банков, российское законодательство это запрещает. Здесь могут быть только "дочки" этих банков, но они все действуют как российские юридические лица. Поэтому проблемы появления иностранных бирж, наверное, не видно.

Что же касается аспектов создания каких-то конфессиональных бирж, то это решают участники. По крайне мере в законодательстве отсутствуют нормы бирж с той или ной религиозной направленностью. Но при этом если правила торгов той или иной биржи, как ее не назови, будут соответствовать закону об организованных торгах, то такая деятельность, наверное, может быть разрешена. Но такого рода направленность работы больше носит характер, не относящийся в данном случае к закону. В законодательстве отсутствуют нормы, которые могут быть поименованы, как вы предложили, собственно на тот опыт, на который вы сослались. Но при этом любые формы организации торгов должны соответствовать законодательству. Если тот формат, который вы упомянули, будет соответствовать законодательству, среди участников может неформально называться в том числе "шариатский", "мусульманский" и т.д. Но пока в законодательстве РФ подобного рода терминология отсутствует.

Вопрос от РБК: Есть ли вообще реальная конкуренция в РФ на рынке услуг по организации биржевой торговли?

А.Кашеваров: Да, она, безусловно, есть, и в начале пресс-конференции я обращал внимание на то, что рынок биржевой торговли или рынок услуг по организации биржевой торговли устроен таким образом, что по каждому товару существует биржа, которая занимает в объеме продаж более 50%, и, соответственно, есть другие биржи, которые также имеют свою долю в организации торговли теми или иными товарами. Это говорит о том, что конкуренция имеет место быть. Если говорить, например, о рынке нефтепродуктов, о котором мы как раз сегодня и ведем речь, то как раз на этом рынке происходили движения, связанные с концентрацией торгов на той или иной бирже.

Но здесь я бы обратил внимание на следующее: насколько уместна конкуренция между биржами? Если мы будем говорить о конкуренции между биржами, мы потеряем ликвидность, и, соответственно, торговля одним и тем же товаром в равных долях 33%-33%-33% с соответствующими сотыми вряд ли позволит нам получить на рынке надлежащий индикатор. Здесь, скорее всего, тот формат организации биржевой торговли, который у нас сложился за 20 лет, является более оптимальным и, наверное, объективно правильным, если исходить из формулы Гегеля, что все действительное разумно, и все разумное действительно. В данном случае мы, наверное, должны иметь какую-то базовую площадку, где обеспечивается надлежащая концентрация спроса и предложения, что изначально позволяет формировать рыночные цены. Соответственно, те площадки, которые по сути являются сопутствующими, вспомогательными при организации торговли тем или иным товаром. Здесь конкуренция должна смещаться самими участниками торговли, поскольку биржа – это инфраструктурная часть рынка, соответственно, можно говорить только о стоимости услуг биржи для участников торговли. Понятно, что отсутствие конкуренции может в определенной степени вести к тому, что для участников торговли стоимость услуг по организации торговли может повышаться. Здесь не надо забывать о том, что сами участники торговли, как правило, сами являются членами бирж и сами устанавливают те комиссии, которые взимает биржа. Этот взаимный механизм должен ограничивать условный монополизм той или иной биржи.

Я хотел бы обратить внимание на то, что когда мы давали согласие на слияние ММВБ и РТС, мы одним из условий поставили наличие комитетов пользователей. Соответственно, тарифы не могут повышаться без согласия более 50% участников рынка. Этим мы еще раз постулировали, что услуги на организацию биржевой торговли и стоимость этих услуг формируют сами участники биржевой торговли. Об этом никогда не надо забывать. В начале 1990-х гг., действительно, были противоречия между брокерским сообществом и администрацией бирж. Но это был процесс становления. Сейчас таких проблем должно быть меньше. Хотя, безусловно, они, наверное, никогда не исчезнут, потому что есть, наверное, противоречие между общим и частным, которое сохраняется. Но способ разрешения этих противоречий присутствует именно в формате самой организации биржи. Я не вижу здесь в обозримом будущем назревания каких-то острых конфликтов, которые могли бы дестабилизировать эту торговлю. У регуляторов сейчас достаточно средств, чтобы вмешаться в процесс и сделать его абсолютно предсказуемым как для рынка, так и для самих регуляторов.

Вопрос: Расскажите о торговле маталлами.

А.Кашеваров: Что касается торговли металлами, то это очень сложный товар, если говорить в первую очередь о черных металлах. Все, что касается цветных металлов, это пример LME (Лондонской биржи металлов), и там никаких проблем нет. Проблема заключается как раз в организации торговли черными металлами. Кстати, та же LME неоднократно пыталась запустить с тем или иным успехом торговлю черными металлами, и она периодически то нарастала, то угасала. Сейчас LME в периоде очередного всплеска торговли черными металлами, то есть, по крайней мере, контракты присутствуют.

У нас, скорее всего, при том, что действительно в рамках инициатив полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе биржевая торговля металлами сейчас находится постоянно в зоне нашего внимания, тем не менее, объемов, безусловно, недостаточно. Я бы, скорее всего, перенес акцент внимания на регистрацию биржевых сделок с черными металлами. Собственно, механизм регистрации внебиржевых сделок уже имеет место быть, и именно регистрация внебиржевых сделок нам позволит получить индекс цен на те или иные, в том числе, и черные металлы. Затем, получив этот индекс, можно будет более уверенно говорить и о том, что возможно дальнейшее развитие и биржевой торговли. Здесь, скорее всего, очередность шагов должна быть выстроена в определенном порядке. Такие предложения в рамках постановления правительства, которое подготовил Минфин, о расширении групп товаров по регистрации внебирджевых сделок, мы направили. Дальше нужно дождаться решения, и после того как будет введена, если это будет поддержано, регистрация внебиржевых сделок, собственно, уже можно думать об организации непосредственно биржевой торговли.

Газета "2020": Есть ли ограничения конкуренции в российской биржевой торговле? Не является следствием имеющихся ограничений то, что в РФ нет ни одной биржи, которая бы действовала как международная, пусть и зарегистрированная в России, но являющаяся участником международной сети бирж? Может ли кто-то исправить ситуацию? Кто регулирует регулятора? ФАС могла бы отрегулировать регулятора, чтобы облегчить создание международных бирж в московском финансовом центре по законодательству РФ?

А.Кашеваров: Если говорить о конкуренции бирж, то проблема заключается в другом. Еще со времен Петра I государство только тем и занималось, что стимулировало и предписывало участникам тех или иных рынков торговать своей продукцией на биржах. Биржи создавались указами Петра I, мы сейчас фактически занимаемся тем, что стимулируем продажи именно в форме биржевой торговли. По большому счету в Российском государстве форма отношения к биржевой торговле за последние несколько столетий не изменилась. И только в период перед 1917г. в России работало порядка 110 бирж, и после введения НЭПа в 1921г. восстановились 94 биржи. Но ни одна из них не была той биржей в сегодняшнем понимании. Они все были биржами наличного товара. У нас не было, по сути дела, этих фьючерсных сделок, которые бы на этих биржах заключались бы. Сейчас, если ориентироваться на мировую практику, то в основном, включая товарные биржи, это биржи производных финансовых инструментов. Мы, тем не менее, начинаем опять со спот-рынка, и полагаем, что это правильный путь именно в товарной торговле, потому что рынок производных инструментов, фьючерсный рынок должен ориентироваться на какой-то индикатор именно на рынке наличного товара, иначе он просто подвиснет в воздухе. Соответственно, нам необходимо пройти опять тот же путь по организации рынка наличного товара.

Что касается вопроса консолидации с мировыми биржами, то такая тема постоянно присутствует в мировой практике. До того как биржи начали активно объединяться, был процесс так называемого mutual clearing, то есть когда NYSE с Сингапурской фондовой биржей, если я правильно помню названия этих бирж, заключали соглашение о том, что у них осуществляется взаимный клиринг, то есть когда вы можете открыть позицию на одной бирже и закрыть ее на другой и таким образом объединить торговую сессию. Но опять же здесь надо говорить о наличии потребности других мировых бирж в том, чтобы войти на российский рынок.

Я сейчас не буду касаться проблем создания международного финансового центра, но в принципе, наверное, логика может быть одна: надо создавать спрос на собственные инструменты в РФ. Здесь было бы уместно вспомнить, что, если не ошибаюсь, еще в послании президента Федеральному собранию 2006г. было отмечено, что необходимо развивать биржевую торговлю основными сырьевыми товарами, включая нефть, нефтепродукты за российские рубли. Таким образом, если возвращаться к этой идее и абсолютно правильному подходу, то мы можем создать спрос нерезидентов и на российскую валюту и обеспечить продажи за российские рубли. В нашей практике последнее время такие попытки были. До того как Московская фондовая биржа не прекратила торги апатитовым концентратом, были организованы торги апатитовым концентратом для нерезидентов за российские рубли. И немецкие, чешские, израильские, ливанские компании приобретали российский апатитовый концентрат, расплачиваясь рублями. Если говорить об этом процессе, то можно рассмотреть и этот вариант.

Если касаться рынка нефти и нефтепродуктов, то после запуска ВСТО можно начинать полемику и разрабатывать возможные инструменты и предложения уже с нашей стороны по продаже нефти за российские рубли в рамках стандарта ВСТО. Мы уже говорили об этом на ряде научно-практических конференций, которые организовывались в прошлые годы, и, собственно, здесь уже сами участники рынка должны задуматься о том, возможно ли предлагать такие инструменты, которые будут востребованы нерезидентами РФ.

Заключительное слово ведущего.

Позвольте поблагодарить вас за интерес к нашей работе. Полный текст анализа уже размещен на сайте ФАС - с ним можно ознакомиться. Также мне хотелось бы поблагодарить РБК - благодаря их помощи наша аудитория была гораздо шире, чем этот зал. 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь