Часто задаваемые вопросы

Категория:
Антимонопольный контроль цен
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Что влияет на стоимость сахара-песка?

01.11.23
Показать ответСвернуть ответ

ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, рынки розничной торговли продовольственными товарами (включая сахар) в целом являются конкурентными с большим количеством участников.

В силу действующего законодательства Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением отдельных случаев.

По поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по стабилизации цен на социально значимые продукты питания.

В 2021 году были приняты меры по сдерживанию роста цен на сахар-песок, для чего между Минпромторгом России, Минсельхозом России, ассоциациями и союзами, производителями сахара-песка, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, были заключено соглашение, согласно которому был установлен предельный уровень цен в торговой сети на сахар-песок в размере 46 рублей за 1 килограмм (данное соглашение действовало до 1 июня 2021 года).

В настоящее время реализация сахара-песка осуществляется по ценам, которые определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Появление на рынке сахара нового урожая сахарной свеклы будет являться фактором, стабилизирующим цены.

ФАС России усилен контроль за ценообразованием на рынках продовольственных товаров. На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов организованы «горячие линии» для сообщения о фактах повышения цен на товары, а также опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений и предупреждений до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, по предложению ФАС России ряд торговых сетей взял на себя добровольные обязательства, направленные на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары. В настоящее время добровольные обязательства по ограничению наценок на сахар-песок до 5 % соблюдают торговые сети федерального уровня «Пятерочка», «Перекресток», «Слата», «Красный Яр», «Покупочка», «ПокупАЛКО», «Га-га», «Виктория», «Виктория Квартал», «Дешево», «Магнит», «Ашан» и «Атак», до 10 % - «Дикси» и «Бристоль».

В субъектах Российской Федерации распространяются положительные практики ответственного ценообразования торговых сетей федерального уровня. Инициатива поддержана большим количеством торговых сетей регионального уровня и магазинами несетевой торговли в 35 субъектах Российской Федерации, включая новые субъекты Российской Федерации. С августа 2023 года добровольные обязательства по ограничению наценок до 5 % на ряд социально значимых продовольственных товаров (включая сахар-песок) взяли на себя все региональные торговые сети, входящие в Союз независимых сетей России (28 торговых сетей в 24 регионах).

Также ФАС России отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) внеплановые проверки антимонопольными органами в 2023 году проводятся исключительно при наличии оснований, установленных в Постановлении № 336 (по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей, а также по требованию прокурора).

Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 руководителям регионов поручено проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли, а также принятие исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности.

Что влияет на стоимость куриного мяса (тушки курицы и их составные части)?

01.11.23
Показать ответСвернуть ответ

ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Вместе с тем рынки розничной торговли продовольственными товарами в целом являются конкурентными с большим количеством участников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением отдельных случаев.

По поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по стабилизации цен на социально значимые продукты питания.

ФАС России усилен контроль за ценообразованием на рынках продовольственных товаров. На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов организованы «горячие линии» для сообщения о фактах повышения цен на товары, а также опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений и предупреждений до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с изменением оптово-отпускных цен на куриное мясо ФАС России провела оценку обоснованности их установления производителями, занимающими доминирующее положение на рынке производства мяса сельскохозяйственной птицы.

По итогам проведенного ФАС России анализа и взаимодействия с крупнейшими производителями мяса кур производители приняли решение о снижении отпускных цен на тушку бройлера, о чем уведомили ФАС России.

ФАС России также направила письма в торговые сети с рекомендацией соразмерно снижать розничные цены для потребителей в случае снижения цен или предоставления скидок на куриное мясо поставщиками и обратила внимание на необходимость ответственного поведения участников всей товаропроизводящей цепочки.

Также ФАС России отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) внеплановые проверки антимонопольными органами в 2023 году проводятся исключительно при наличии оснований, установленных в Постановлении № 336 (по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей, а также по требованию прокурора).

Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 руководителям регионов поручено проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли, а также принятие исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности.

Может ли продавец самостоятельно установить цену на никотинсодержащую продукцию?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее — Закон о защите здоровья) в целях сокращения спроса на табачные изделия или никотинсодержащую продукцию осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию или никотинсодержащую продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

Согласно части 2 Закона о защите здоровья меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции, в отношении которой предусмотрено установление максимальных розничных цен, осуществляются посредством установления единой минимальной цены табачной продукции. Единая минимальная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции, определяемые в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 Закона о защите здоровья реализация табачной продукции потребителям осуществляется по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Реализация табачной продукции потребителям по максимальным розничным ценам, установленным ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции, запрещается.

Может ли продавец самостоятельно установить цену на алкогольную продукцию?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных Законом о торговле, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяет цены на продаваемые товары.

Пунктом 4 статьи 8 Закона о торговле установлено, что в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» осуществляется по ценам не ниже цен, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Заявитель указывает на существенный рост цен на продовольственные товары, включая плодоовощную продукцию

05.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем рынки продовольственных товаров как в оптовом, так и в розничном звене являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары (включая плодоовощную продукцию) не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).

Закон о торговле предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и правила установления предельно допустимых розничных цен на такие товары. Согласно пункту 3 указанных правил подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен.

Рост цен на плодоовощную продукцию (включая капусту белокочанную, лук репчатый, морковь, картофель) обусловлен сезонным фактором, связанным с поступлением в продажу ранних овощей нового урожая из южных регионов России и ряда стран СНГ, поставляющих на территорию Российской Федерации плодоовощную продукцию.

Рост цен на лук репчатый также обусловлен отсутствием запасов у поставщиков. В начале 2023 года ряд стран СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), поставляющих на территорию Российской Федерации плодоовощную продукцию, ввели запрет на экспорт отдельных видов овощей до стабилизации цен на внутреннем рынке (до нового урожая). Введение меры было обусловлено гибелью части урожая и промерзанием запасов продукции в этих странах из-за сильных холодов и перепадов температур.

По данным Росстата, потребительские цены на лук репчатый пока на 23,5 % выше цен июня 2022 года, цены на морковь — на 9,7 % выше. Другие овощи «борщевого» набора в настоящее время дешевле, чем в аналогичный период 2022 года. Так цены на картофель на 26.06.2023 ниже цен, зафиксированных на 24.06.2022 на 30,4 %, на свеклу столовую – на 22,3 %, на капусту белокочанную – на 3,6 %.

В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продукты питания.

В целях стабилизации ситуации на рынке плодоовощной продукции приняты меры государственной поддержки: в настоящее время действуют механизмы грантовой поддержки фермеров и кооперативов, а также льготного кредитования, осуществляются погектарная поддержка в области растениеводства и другие меры, призванные оказывать комплексную поддержку сельхозтоваропроизводителей.

Минсельхозом России до 2025 года планируется увеличить площади под выращивание картофеля, капусты, лука, свеклы, моркови на 14 % (по сравнению с 2020 годом), а также нарастить мощности хранилищ овощей.

ФАС России усилила контроль за ценообразованием на рынках продовольственных товаров. На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов организована «горячая линия» для сообщения о фактах повышения цен на товары, а также опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия.

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений и предупреждений до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, по предложению ФАС России ряд торговых сетей взяли на себя добровольные обязательства, направленные на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары.

Так, в настоящее время добровольные обязательства по ограничению наценок до 5 % на отдельные позиции 4 групп товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар-песок и «борщевой набор») соблюдают торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Слата», «Красный Яр», «Покупочка», «ПокупАЛКО», «Га‑га», «Виктория», «Ашан», «Атак», и «Магнит», а добровольные обязательства по ограничению до 10 % собственных наценок на отдельные позиции внутри каждой категории остальных социально значимых продовольственных товаров первой необходимости соблюдают торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Слата», «Красный Яр», «Покупочка», «ПокупАЛКО»,«Га‑га», «Виктория», «Бристоль», «Магнит», «Дикси».

Положительные практики ответственного ценообразования торговых сетей федерального уровня распространяются и в субъектах Российской Федерации. По имеющейся информации, инициативу поддержало большое количество торговых сетей регионального уровня и магазинов несетевой торговли в 34 субъектах Российской Федерации.

Также, по предложению ФАС России Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.04.2023 № 662, которым утверждены Общие исключения в отношении соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары, включенные в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (далее – Постановление № 662).

Постановление № 662 предоставляет субъектам Российской Федерации возможность принятия мер, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары, путем заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений с хозяйствующими субъектами, и устанавливает условия соглашений, при соблюдении которых к участникам указанных соглашений не будут применяться меры антимонопольного реагирования.

Каковы причины роста цен на никотинсодержащую продукцию?

28.10.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 № 2732-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу (далее — Концепция), разработанная в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Концепцией предусмотрены меры по сокращению спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения, к числу которых, в частности, относится применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности табачной и иной никотинсодержащей продукции для населения.

Таким образом, повышение цен на табачную продукцию является одной из мер, направленных на снижение потребления данной продукции гражданами Российской Федерации.

Куда следует сообщать о росте цен на медицинские изделия?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

Медицинские изделия делятся на 2 типа:

- медизделия, на которые регулируются цены – включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (импланты);

- медизделия, на которые цены не регулируются – все остальные, не включенные в перечень имплантов.

 

Импланты

Перечень имплантов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р и в настоящее время включает 375 медицинских изделий, которые имплантируются в организм человека оперативным путем (эндопротезы, биопротезы, стенты, шунты и пр.) при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Ценообразование на импланты контролируется на федеральном уровне, а их оплата осуществляется за счет средств федерального (регионального) бюджета либо средств обязательного медицинского страхования.

Если Вы столкнулись с продажей имплантов при оказании бесплатной медицинской помощи, необходимо обращаться в Росздравнадзор, территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в Вашу страховую компанию либо в полицию.

 

Медицинские изделия, не включенные в перечень имплантов

В целях сдерживания роста цен на медицинские изделия, не включенные в перечень имплантов, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 № 1309 утверждены специальные правила, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направить в Росздравнадзор заявление о введении государственного ценового регулирования в отношении такого медицинского изделия. Мониторинг розничных цен на такие медицинские изделия проводит Росздравнадзор. В случае если в течение 30 календарных дней проводимого Росздравнадзором мониторинга выявлен рост розничных цен на медицинское изделие на 30 % и более, Правительство Российской Федерации вправе установить в отношении такого медицинского изделия предельный размер отпускной цены производителя, предельные размеры оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя. В условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, решение может быть принято в течение 3 рабочих дней.

Таким образом, если Вы заметили рост цен на медицинские изделия, не включенные в перечень имплантов, необходимо обращаться напрямую в региональное правительство (губернатору, президенту, главе региона).

 

Если Вы хотите дополнительно проинформировать ФАС России по вопросам роста цен на медицинские изделия в аптеках, специализированных магазинах, иных местах продаж Вы можете написать на «горячую» линию по ценам: https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam.

 

Есть ли риск повышения цен на лекарства?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

Лекарственные препараты делятся на:

- включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);

- не включенные в перечень ЖНВЛП.

 

Лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Правила формирования перечня ЖНВЛП утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 871, а сам перечень ЖНВЛП утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р и в настоящее время включает 808 препаратов. Для этих лекарств установлены предельные размеры отпускной цены производителя, а также региональные оптовые и розничные надбавки. Продажа таких препаратов по ценам, превышающим установленные, запрещена.

Государственный контроль за ценами на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП». Как правило, такой контроль на местах проводят региональные энергетические (тарифные) комиссии либо областные, краевые, республиканские министерства, комитеты, департаменты здравоохранения. Региональные органы власти не только обязаны следить за ценами на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, во всех аптеках, но и вправе штрафовать нарушителей установленного законом порядка ценообразования.

Если Вы не знаете, кто осуществляет такой контроль в вашем населенном пункте, следует обращаться в региональное правительство (губернатору, президенту, главе региона).

На федеральном уровне мониторинг ассортимента и цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, проводит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на основании подпункта 5.2.1 Положения о Росздравнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323.

Контакты территориальных органов Росздравнадзора размещены на сайте: https://roszdravnadzor.gov.ru/about/structure/territorial.

 

Лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП.

Правила формирования перечня лекарственных препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 № 1310.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании пункта 2 указанных правил вправе направить в Росздравнадзор заявление об установлении предельного размера отпускной цены производителя лекарственного препарата, не включенного в перечень ЖНВЛП, а также предельных размеров оптовой и розничной надбавок.

Росздравнадзор проводит мониторинг розничных цен на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, на основании пункта 7 указанных правил.

 

Если Вы хотите дополнительно проинформировать ФАС России по вопросам роста цен на лекарственные препараты в аптеках, Вы можете написать на «горячую» линию по ценам: https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam.

Обоснован ли рост цен на бытовую технику и электронику?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

Цены на бытовую технику не подлежат государственному регулированию. При этом ФАС России предупреждает участников рынка о необходимости при осуществлении торговой деятельности неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства.

ФАС обращает внимание на необходимость ответственного поведения участников всей товаропроизводящей цепочки и недопустимость необоснованного повышения цен в том числе в ситуации возможного увеличения спроса на товары.

При обнаружении признаков недобросовестного поведения ведомство будет принимать меры антимонопольного регулирования и пресекать недобросовестные практики.

Граждане могут сообщить о росте цен на товары с помощью «горячей» линии: https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam. Полученные сведения будут использованы для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков.

Есть ли риск повышения цен на перевозки железнодорожным и воздушным транспортом?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

Предельные тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования ежегодно устанавливает ФАС России. Тарифы на 2022 год проиндексированы в октябре 2021 года и не подлежат пересмотру. Перевозчики имеют право устанавливать их ниже предельной стоимости.

Плата за воздушные перевозки устанавливается авиаперевозчиками. ФАС России продолжает осуществлять мониторинг данных о стоимости цен на авиабилеты.

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства незамедлительно будут приниматься меры реагирования.

Какие меры позволяют не допустить необоснованного роста цен на топливо?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

Граждане защищены от необоснованного роста цен на внутреннем рынке топлива. С 2019 года функционирует демпфер, механизм, позволяющий не допускать резких колебаний стоимости бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке по сравнению с внешним.

Нефтяные компании ежедневно реализуют нефтепродукты на российской бирже. Это формирует достаточные объемы запасов топлива на нефтебазах в необходимых объемах.

С января возобновили свою работу штабы по мониторингу за ситуацией на рынке нефтепродуктов. Особое внимание уделяется запасам топлива по каждому поставщику.

В случае выявления нарушений ведомство возбуждает дела за необоснованное повышение цен на бензин и дизель. В 2021 году усилия территориальных органов ФАС России позволили снизить цены на АЗС в регионах.

Есть ли риск дефицита сахара?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

Согласно данным Минсельхоза, Россия полностью обеспечивает себя ключевыми продовольственными товарами, в том числе и сахаром. Запасы достаточны для удовлетворения внутреннего спроса.

Отсутствие сахара на полках магазинов в ряде регионов связано с ажиотажным спросом, который подогревается недобросовестными участниками рынка ради извлечения выгоды.

По мнению ФАС России создание искусственного дефицита продукции с целью поддержания ажиотажного спроса и завышения цен недопустимо. Также недопустимо ущемление интересов участников рынка путем снижения объемов поставки либо отказа в поставке продукции по действующим договорам – соответствующие письма ведомство направило всем сахарным заводам.

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства, в том числе необоснованного завышения цен, служба незамедлительно принимает меры реагирования.

По вопросам необоснованного роста цен на социально значимые товары рекомендуем обращаться на «горячую линию» на сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam) либо на аналогичные «горячие линии» на сайтах территориальных органов службы. Полученные сведения будут использованы для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков.

По вопросам наличия в торговых сетях тех или иных товаров рекомендуем обращаться в профильные региональные органы власти.

 

Какие меры предпринимаются для борьбы с ростом цен на продукты?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

По предложению ФАС России крупнейшие торговые сети взяли на себя обязательства о добровольном снижении наценок на социально значимые продукты.

По состоянию на 10 марта 2022 года 41 торговая сеть и 31 несетевой магазин в 20 регионах страны снизили наценки на ряд товаров «первой цены» в каждой из 24 категорий социально значимых продовольственных товаров и обязались их не повышать. Перечень социально значимых продуктов утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.

Также по поручению Правительства Российской Федерации ФАС России, Минпромторг России и Минсельхоз России проработали с торговыми сетями вопрос расширения инициативы добровольного ограничения торговой наценки на отдельные виды социально значимых товаров.

В рамках этого механизма ретейлеры добровольно принимают на себя обязательства о минимизации торговых наценок на молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». Это позволит повысить доступность продовольственных товаров для граждан.

Граждане могут сообщить о росте цен на продукты с помощью «горячей» линии: https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam. Полученные сведения будут использованы для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков.

Территориальные органы ФАС России осуществляют мониторинг цен во всех регионах страны в отношении всей товаропроводящей цепочки – от производителя до торговых сетей.

В рамках своих полномочий в соответствии с Законом о защите конкуренции ФАС России контролирует ценообразование только в случае, если на рынке кто-то занимает доминирующее положение или участники рынка заключили антиконкурентные соглашения либо осуществляют антиконкурентные действия.

 

В каких случаях ФАС России может принимать меры антимонопольного реагирования для пресечения необоснованного роста цен?

14.03.22
Показать ответСвернуть ответ

На рынках со свободным ценообразованием ФАС может вмешаться в ситуацию только в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

С целью выявления необоснованного повышения цен ФАС России осуществляет постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары, стройматериалы, авиабилеты, топливо и другие товары и услуги.

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений до возбуждения антимонопольных дел. В рамках своих полномочий в соответствии с Законом о защите конкуренции ФАС России контролирует ценообразование только в случае, если на рынке кто-то занимает доминирующее положение или участники рынка заключили антиконкурентные соглашения либо осуществляют антиконкурентные действия.

Территориальные органы ФАС России осуществляют мониторинг цен во всех регионах страны в отношении всей товаропроводящей цепочки – от производителя до торговых сетей.

Граждане могут сообщить о росте цен на товары и услуги (продукты, лекарства, стройматериалы, бытовая техника, электроника, услуги связи и интернет и др.) с помощью «горячей» линии: https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam. Полученные сведения будут использованы для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков.

ФАС России обращает внимание на необходимость ответственного поведения всех участников рынка и недопустимость необоснованного повышения цен.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь