Андрей Кашеваров о СРО в рекламе: Возможность обращения в антимонопольный орган не устраняется
Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России, для журнала "Конкуренция и право" №3 май-июнь 2019 г.:
Мы поддерживаем развитие саморегулирования. Сейчас готовятся поправки в Закон о рекламе, с тем чтобы закрепить подходы к взаимодействию антимонопольного органа и СРО при выявлении рекламы с признаками нарушения законодательства и правил добросовестности.
Речь идет только о взаимодействии по вопросам в сфере рекламы. Вопросы, связанные с выявлением недобросовестной конкуренции, не планируется передавать СРО. Но они могут быть предметом соглашений с ассоциациями, которые будут содействовать проведению оценки деяний компаний.
Например, в феврале мы заключили соглашение с ОКЮР о том, что представители этой ассоциации будут давать заключение о наличии признаков копирования и имитации в товарах конкурентов (с точки зрения нарушения п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции). Недавно первое такое заключение ОКЮР подготовила по материалам дела Татарстанского УФАС России, комиссия которого рассмотрит его как одно из доказательств.
Подготавливаемые изменения в Закон о рекламе позволят обратиться в СРО, чтобы оценить рекламу и, если обнаружится нарушение, пресечь ее распространение. Возможность обращения в антимонопольный орган не устраняется. Если в рамках рассмотрения спора по рекламе орган саморегулирования выявит нарушение и эффективно прекратит ее распространение, антимонопольная служба не станет наказывать нарушителя. Если решение СРО не будет исполнено добровольно, мы привлечем виновных к ответственности и пресечем распространение рекламы.
Отмечу, что решение СРО принимает самостоятельно, однако в ней должна быть апелляционная палата. Пересмотр принятых саморегулируемой организацией решений в антимонопольном органе не предполагается, а их обжалование будет происходить в судебном порядке.
Для бизнеса появление органа саморегулирования выгодно. Решения будут приниматься по более быстрой процедуре на основе прозрачных подходов, а реализовываться — силами членов СРО, в том числе рекламораспространителей, которые извещаются о признании рекламы недопустимой.
В рамках проекта по развитию саморегулирования утверждаются и внутрииндустриальные стандарты. Они, подобно рекомендациям в части рекламы лекарственных препаратов, помогают задать рамки поведения предпринимателей, в том числе разрешить спор юристов и маркетологов о допустимой рекламной информации. Со временем такого рода рекомендации будет разрабатывать именно СРО.