Андрей Тенишев: ФАС России задаст вопросы правительству Хакасии о хронически больной экономике

14 мая 2020, 16:50
2431 5q8a0833
19rus.info продолжает публикацию эксклюзивного интервью руководителя Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России Андрея Тенишева.
 
В первой части разговора, вышедшей накануне, чиновник рассказал о существующих в республике картелях и картельных сговорах. Масштабы экономических потерь от деятельности этих структур можно назвать катастрофическими.
 
ФАС России: Уголовные дела и штрафы участников картелей в Хакасии не останавливают
 
«В Сибири количество дел о картелях осталось на прежнем уровне, в то время как в Хакасии выросло почти на 22,5%. События последних месяцев текущего года свидетельствуют о том, что количество выявленных в Хакасии антиконкурентных соглашений увеличится», - заявил Андрей Тенишев.
Сегодня вторая часть интервью федерального чиновника 19rus.info.
 
Экономика Хакасии хронически больна
 
- Поговорим об экономической ситуации в Хакасии. Не могли бы вы высказать вашу точку зрения на нее в качестве независимого эксперта? Можете ли вы дать свой прогноз на развитие экономики Хакасии в ближайшие год-два-три, в том числе и с учетом пандемии коронавируса?
 
- Сказать, что экономическая ситуация в Хакасии сложная - это ничего не сказать. Экономика Хакасии хронически больна - это факт очевидный, но точного диагноза пока нет. Чтобы его дать, нужно комплексное исследование экономической ситуации в республике и лишь потом ставить диагноз и проводить курс лечения. Причем сейчас уже можно сказать, что разовыми мерами - дайте нам 10 миллиардов из Москвы и мы их проедим - тут не поможешь.
 
Как и лечение любой хронической болезни, курс выздоровления хакасской экономики должен быть длительным. Нужен долгосрочный, не менее чем на 5-10 лет, план экономического развития республики. В нем должны быть кратко - и среднесрочные мероприятия, такие, например, как погашение государственного долга, так и долгосрочные - по развитию конкретных отраслей республиканской экономики. Но такой план - всего лишь рецепт. Если покупать лекарства, но не пить их строго по расписанию и не ходить на процедуры, предписанные врачом, - выздоровления не будет.
 
В Хакасии принято почти три десятка различных программ по развитию и поддержке всего и вся, но толку, к сожалению, от них нет - лежат мертвым грузом. Это результат того, чем болеют в последнее время и федеральные, и региональные органы исполнительной власти. Опасное заблуждение: бумага все исправит - мы издадим постановление, дадим поручение и жизнь поменяется. Нет, так не бывает. Управлять - это не значит издавать указы и делать громкие заявления, тут работать надо.
 
- Можете дать несколько советов управленческим структурам Хакасии в части экономического развития республики? На какие болевые точки они пока не обращают внимания совсем?
 
- Некоторые симптомы болезни хакасской экономики очевидны. Это проблемный республиканский бюджет: миллиарды рублей необеспеченных расходов в начале года и второй по величине в России размер государственного долга.
 
Как следствие - проблемы муниципальных бюджетов, аресты счетов государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений, невыплата, задержки выплат заработной платы и надбавок бюджетникам, в том числе и врачам, борющимся с пандемией, практически полное отсутствие государственной поддержки местного бизнеса.
 
Что является причиной: неудовлетворительное планирование бюджета, плохая работа с налогоплательщиками или неразумные расходы? Внятного ответа пока нет.
 
Но хотя выяснение этих причин не входит в задачи службы, мы зададим эти вопросы правительству республики и коллегам из Федерального казначейства в рамках наших антимонопольных расследований. Нами возбужден целый ряд дел о картелях на торгах по реализации нацпроектов, и сомнительные схемы финансирования национальных проектов в республике как минимум способствуют этим сговорам.
 
- Приведите какие-то примеры, пожалуйста.
 
- Есть проблемы с конкурентноспособностью местного бизнеса и товаров, произведенных в Хакасии. Я не имею ввиду электроэнергию, алюминий, уголь, барит и бентонит. Тут проблем нет, и правительству надо вести диалог с крупным бизнесом о налогах и росте отчислений в республиканский бюджет. В том числе по уплате НДФЛ в региональный бюджет собственников и топ-менеджеров.
 
Сложнее с другими компаниями Хакасии - они не всегда способны конкурировать на внутреннем рынке с конкурентами извне и не способны конкурировать на внешних рынках.
 
Республика расположена вдали от крупных рынков сбыта. Транспортное сообщение с соседними регионами (Красноярский край, Тыва, Кемеровская область и Республика Алтай) хорошее, но не очень много товаров, которыми бы хакасский бизнес был готов конкурировать с соседями.
 
На федеральных рынках местный бизнес практически не представлен (я не беру компании со штаб-квартирами в Москве).
 
Хакасская баранина по 1 250 за кг и саяногорская форель по 12 000 рублей за килограмм на прилавках отдельных московских магазинов вряд ли показательный пример выхода хакасской продукции на большие рынки.
 
Хакасия проигрывает Китаю и Турции, но выход есть
 
- Есть ли потенциальные возможности роста у хакасского бизнеса?
 
- Да. Так, предприятия легкой промышленности республики обеспечивают всего 20% потребностей местного рынка и проигрывают конкурентную борьбу китайским и турецким производителям.
 
Вылов и разведение рыбы, местная рыбопереработка обеспечивают чуть больше четверти потребностей республики. Местное семеноводство не покрывает потребностей сельхозпроизводителей республики.
 
Можно долго перечислять дальше. На самом деле хакасская экономика многоукладна, интересна. Но все находится в крайне запущенном, зачаточном состоянии. Имеющиеся ростки надо развивать, и при разумной государственной поддержке можно и нужно увеличить доли местного бизнеса на республиканском рынке, вывести хакасскую продукцию на внешние рынки. Это - долгосрочная задача местной власти.
 
- Какие еще есть видимые проблемы экономики республики?
 
- Это, например, рынок обращения с твердыми бытовыми отходами. В Красноярском крае УФАС в отношении ООО «Аэросити-2000» возбуждено дело по признакам сговора с органами власти. Компания была лишена статуса регионального оператора, после чего для Минусинской технологической зоны (Минусинский, Каратузский, Курагинский, Идринский, Краснотуранский, Ермаковский и Шушенский районы) проведен новый конкурс и избран новый оператор ТКО.
 
У нас есть основания полагать, что региональный оператор в Хакасии дискриминирует местный бизнес, и поэтому мной поручено в месячный срок проверить его деятельность на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
 
Большая проблема - изношенность коммунальной и инженерной инфраструктуры. Нужны инвестиции и разумная, гибкая тарифная политика. Республика серьезно отстает по уровню цифровизации, а это окно в завтрашний день, в новую экономику. Необходимо совершенствовать систему республиканских и муниципальных закупок: она должна быть более открытой и прозрачной. Здесь хорошо было бы перенять опыт Татарстана и создать электронный магазин - простой и прямой доступ малого бизнеса к госзакупкам.
 
Это лишь некоторые проблемы, которые уже есть, они видны невооруженным глазом и лежат на поверхности. Пандемия COVID 19 и экономический кризис обострят все хронические болячки хакасской экономики.
 
Но этот кризис дает и новые шансы для оздоровления - только нужны решительные и быстрые действия.
 
Беседовал Игорь Саськов
 
http://www.19rus.info/index.php/ekonomika-i-finansy/item/127281-andrej-tenishev-fas-rossii-zadast-voprosy-pravitelstvu-khakasii-o-khronicheski-bolnoj-ekonomike?template=ia2020&is_preview=on
Связанные управления:
Связанные персоны:
%d0%90%d0%9f
Начальник управления
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь